МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГБПОУ Технологический колледж полиграфии и дизайна
«Утверждаю»
Директор ГБПОУ ТКПД
________ Л.Х. Сасиев
«____» ___________ 2018 г.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
29.01.24 «ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННОГО НАБОРА И ВЕРСТКИ»
ПМ.01 «ЭЛЕКТРОННЫЙ НАБОР И ПРАВКА ТЕКСТА»
Владикавказ 2018 г.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Электронный набор и правка текста
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 29.01.24 «Оператор электронного набора и верстки».
Организация-разработчик – ГБПОУ ТКПД
Разработчики:
Маркина О.А. – преподаватель спецдисциплин, мастер производственного обучения ГБПОУ ТКПД
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Паспорт программы профессионального модуля 4
2. Результаты освоения профессионального модуля 7
3. Структура и содержание профессионального модуля 8
4. Условия реализации профессионального модуля 19
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля (вида профессиональной деятельности) 22
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Электронный набор и правка текста»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 29.01.24 «Оператор электронного набора и верстки», входящей в состав укрупненной группы профессий 29.00.00 «Технология легкой промышленности» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Оператор электронного набора и верстки и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
− Выполнять верстку книжно-журнального текста с наличием до 3 форматов на полосе с использованием программных продуктов полиграфического производства.
− Выполнять верстку многокрасочных массовых изданий и рекламной продукции с использованием программных продуктов полиграфического производства.
− Применять композиционные решения при оформлении полиграфической продукции.
− Использовать программное обеспечение для верстки многокрасочных массовых изданий.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональной подготовке рабочих профессий 21.09.24 Электронный набор и верстка текста, при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в результате освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:
− выполнять операции по подготовке текста к верстке;
− использовать различные форматы верстки книжно-журнального и газетного текста;
− верстка текстов с иллюстрациями;
− верстка текстов с таблицами, формулами;
− использовать различные приемы верстки массовых изданий и газетной продукции;
− находить оптимальные композиционные решения при верстке текста;
− выполнять верстку многокрасочных массовых изданий и рекламной продукции с использованием программных продуктов полиграфического производства.
Уметь:
− использовать программное обеспечение для верстки текстов;
− выполнять верстку простых текстов;
− выполнять отрисовку пиксельных изображений;
− выполнять верстку с дополнительным текстом;
− выполнять верстку с таблицами;
− выполнять верстку с математическими формулами.
Знать:
− понятия и назначения верстки изданий;
− технологию электронной верстки текста;
− требования к сверстанному тексту;
− правила верстки сплошного текста;
− правила верстки иллюстраций, заголовков таблиц, формул и дополнительного текста в полиграфической промышленности.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
− максимальной учебной нагрузки обучающегося − 489 часов, в том числе:
− обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося − 150 часов;
− самостоятельной работы обучающегося − 75 часов;
− учебной и производственной практики – 264 часов.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – Электронный набор и правка текста, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Набирать и править в электронном виде простой текст |
ПК 1.2. | Набирать и править в электронном виде текст, насыщенный математическими, химическими, физическими и иными знаками, формулами, сокращенными обозначениями |
ПК 1.3. | Набирать и править текст на языках с системой письма особых графических форм |
ПК 1.4. | Набирать и править текст с учетом особенностей кодирования по Брайлю |
ПК 1.5. | Использовать при наборе и правке текста системы электронного набора с видеоконтрольными устройствами |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7. | Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности |
ОК 8. | Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний для юношей |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«Электронный набор и правка текста»
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1 – 1.3 | Раздел 1. Применение программного обеспечения для электронного набора и правки текста | 246 | 100 | 33 | 50 | 96 | |
ПК 1.4 – 1.5 | Раздел 2. Применение технологий для электронного набора и правки текста | 171 | 50 | 8 | 25 | 96 | |
| | | | | | | |
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 72 | | | | | 72 |
Всего: | 489 | 150 | 41 | 75 | 192 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 ПМ 01 Применение программного обеспечения для электронного набора и правки текста | | 150 | |
МДК 01.01. Программное обеспечение электронного набора и правки текста | | 100 | |
Тема 1.1 Текстовый редактор MS Word | Содержание | 50 | |
1. | Основные возможности Word. Обзор рабочей среды. Меню и панели инструментов | 1 | 2 |
2. | Операции с документами. Операции с фрагментами текста | 1 | 2 |
3. | Набор и правила ввода текста | 1 | 2 |
4. | Проверка правописания в документе | 1 | 3 |
5. | Форматирование документа. Установка параметров шрифтов. Установка параметров абзацев. | 2 | 3 |
6. | Оформление списков. Обрамление и заливка текста | 1 | 3 |
7. | Табулирование текстовой и цифровой информации | 1 | 3 |
8. | Создание стилей | 1 | 3 |
9. | Отработка навыков создания списков, перечислений и многоуровневых списков | 1 | 3 |
10 | Работа с графическими объектами и с WordArt, построение блок-схем | 1 | 3 |
11. | Понятие сносок, колонтитулов, колонцифр. | 2 | 3 |
12. | Правила набора и правки текста с химическими формулами | 2 | 3 |
13. | Правила набора и правки текста с математическими формулами | 2 | 3 |
14. | Набор и правка текста с учетом особенностей кодирования по Брайлю | 1 | 3 |
15. | Построение таблиц и выводов | 2 | 3 |
16. | Создание оглавлений, содержаний, предметного указателя | 1 | 3 |
17. | Расположения заголовков в тексте | 1 | 3 |
18. | Многоколонный набор текста | 1 | 3 |
19 | Набор и правка текста на иностранном языке | 1 | 3 |
20. | Шаблоны. Создание документа на основании готового шаблона | 1 | 3 |
21. | Работа со структурой документа | 1 | 3 |
22. | Печать документа в виде брошюры | 2 | 3 |
Лабораторные работы | 8 | |
1. Изучение разных форм представления документов 2. Изучение элементов шрифта 3. Изучение элементов химических и математических формул 4. Расчет колонок | 2 2 2 2 | |
Практические занятия | 12 | |
1. Набор и правка простого текста. Создание, открытие, сохранение документа. Основные функции работы с текстом. 2. Операции копирование, вставка, перемещение 3. Установка параметров текста, абзацных отступов. Выполнение работы по установке в документе одноуровневых, многоуровневых и маркированных списков. 4. Отработка меню вставка. Работа с WordArt. Вставка сносок, колонтитулов, колонцифр. 5. Использовать технологии создания и правки текста с математическими и химическими формулами. 6. Набор оглавлений, содержаний, предметного указателя. Работа с таблицами и выводами. 7. Многоколонный набор текста различными видами расположения заголовков. 8. Набор текста различными видами расположения и оформления заголовков. | 1 1 2 2 2 2 1 1 | |
Контрольная работа. Тест по теме: «Текстовый редактор Word» | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Зарисовать окно текстового редактора и указать его элементы. Записать алгоритм создания текстового документа. Изучить правила редактирования текстового документа Набрать текст в несколько колонок. Добавить буквицу. Создать свой экспресс-стиль. Набрать текст и добавить в него сноски и примечания | 10 | |
Тема 1.2. Программа верстки MS Publisher | Содержание | 21 | |
1. | Технология редакционно-издательского дела. Интерфейс программы MS Publisher | 2 | 2 |
2. | Создание, открытие, сохранение публикации. | 2 | 2 |
3. | Шаблоны публикации | 1 | 2 |
4. | Шрифтовые схемы | 1 | 2 |
5. | Цветовые схемы | 1 | 2 |
6. | Принципы оформления акцидентного набора. Формат бумаги и набора MS Publisher | 2 | 2 |
7. | Работа с графическими элементами и инструментами | 2 | 2 |
8. | Настройки печати для разных публикаций. Печать в MS Publisher | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия | 8 | |
1. Набор и оформление визитных карточек, пригласительных билетов, грамот, листовок. 2. Набор издательской акциденции – обложки, листовки, афиши, плакаты. 3. Творческая работа по созданию газеты, односторонней листовки. 4. Подготовка тематической газеты. Защита выполненной работы. | 2 2 2 2 | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | | |
| Самостоятельная работа обучающихся Набрать и отформатировать текст и добавить в него рисунок. Создать схему самоуправления вашей группы. Набрать текст из своих конспектов по математике. Создать и отформатировать таблицу. Создать на основе этой таблицы диаграмму. Создать график зависимости скорости прихода в колледж от времени. | 10 | |
Тема 1. 3. Сканирование | Содержание | 9 | |
1. | Системы ввода информации. | 1 | 2 |
2. | Программа оптического распознавания текстов Fine Rider. | 3 | 2 |
3. | Изучение технологического процесса сканирования. | 2 | |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия | 2 | |
1. Сканирование и печать документа | 2 | |
Контрольная работа по теме «Сканирование» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучить виды графических объектов. Ввод математических формул. Создание конвертов. Создание наклеек Создать оглавление к любимому произведению. Изучить правила создания списка литературы. Изучить интерфейс программы. Установить программу. Отсканировать документ содержащий текст и таблицы | 10 | |
Тема 1.4. Архивация | Содержание | 9 | |
1. | Архивация данных. Виды архивов | 2 | 2 |
2. | Архивирование и форматирование дисков | 2 | 2 |
3. | Программы архивирования, принцип работы программ архивирования | 3 | |
Лабораторная работа (не предусмотрено) | | |
Практические занятия | 1 | |
1. Создание архива | 1 | |
Контрольная работа по теме «Архивирование» | 1 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Изучить интерфейс программы. Создать и отправить документ по электронной почте. Форматировать текст. Создать документ и вставить в него рисунок Изучить элементы окна программы. Описать форматы данных. Составить конспект операций с листами. Описать окно Мастера функций. Изучить категории функций. Определение массивов. | 10 | |
Тема 1.5. Компьютерные вирусы. Антивирусы | Содержание | 11 | |
1. | Компьютерные вирусы | 2 | 2 |
2. | Антивирусные программные средства | 2 | 2 |
3. | Защита от вирусов, обнаружение и лечение | 2 | 2 |
4. | Антивирусные современные программы и их особенности | 2 | 2 |
Лабораторная работа (не предусмотрено) | | |
Практические занятия | 2 | |
1. Обнаружение и лечение вирусов | 2 | |
Контрольная работа по теме «Компьютерные вирусы. Антивирусы» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Изучить элементы интерфейса программы. Изучить основные принципы работы антивирусных программ. Установить на домашний компьютер антивирусную программу, предварительно скачать с Interneta | 10 | |
Раздел 2. Применение технологий для электронного набора и правки текста | | 75 | |
МДК 01.02. Технология электронного набора и правки текста | | 50 | |
Тема 2.1. Компьютерные шрифты | Содержание | 5 | |
1. | Типографская система измерений | 1 | 2 |
2. | Общие сведения о шрифтах. Классификация шрифтов по рисунку, гарнитуре, начертанию, по кеглю | 1 | 2 |
3. | Индексация шрифтов. Компьютерные шрифты. | 1 | 2 |
4. | Выбор шрифтов для набора основного, дополнительного и вспомогательного текста. Характеристика шрифтов. | 1 | 2 |
Лабораторная работа (не предусмотрены) | | |
Практические занятия | 1 | |
1. Отработка набора текста с разными видами кегля и гарнитур шрифта | 1 | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | | |
Самостоятельная работа обучающихся Комплексный набор сложных текстов Отработка применения полиграфических правил при формульном наборе Отработка применения полиграфических правил комплексного набора усложненных текстов | 4 | |
Тема 2.2. Издательские текстовые оригиналы | Содержание | 2 | |
1. | Основные требования к текстовому издательскому оригиналу | 2 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия (не предусмотрены) | | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | | |
Самостоятельная работа обучающихся Набрать конспекты по другим предметам | 3 | |
Тема 2.3. Основные правила и особенности набора текста | Содержание | 19 | |
1. | Элементы издания: титулы, элементы основного текста, элементы справочно-вспомогательного текста, элементы словарных изданий | 2 | 2 |
2. | Общие правила набора текста: формат набора, выключка строк, «коридоры» | 1 | 2 |
3. | Абзацные отступы и их расчет, формат набора | 1 | 2 |
4. | Втяжки, размеры втяжек. Правила набора концевых строк, правила переносов. | 1 | 2 |
5. | Правила набора знаков и цифр. Правила набора знаков препинания, дефиса, тире, кавычек, скобок. | 1 | 2 |
6. | Виды выделений в тексте. | 1 | 2 |
7. | Виды заголовков (рубрикации) | 1 | 2 |
8. | Применение и оформление инициалов (буквицы) | 1 | 2 |
9. | Понятие о спусковой и концевой полосах набора, запрет висячих строк. | 1 | 2 |
10. | Особые виды авторских текстов. Правила набора дополнительных текстов − цитат, примечаний, сносок, пояснений – перечисления, приложения. | 1 | 2 |
11. | Ссылки на рисунок в тексте, подрисуночные подписи | 1 | 2 |
12. | Правила набора и оформление колонцифр, колонтитулов, сигнатуры, выходных данных | 1 | 2 |
13 | Правила набора сносок, эпиграфов, посвящений и т.д. | 1 | 2 |
14. | Титульные элементы – титул, контртитул, шмуцтитул, фронтиспис | 1 | 2 |
15. | Правила набора оглавлений и содержаний | 1 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия | 2 | |
1. Отработка навыков набора рубрик, набор и правка дополнительных и вспомогательных текстов 2. Набор текста со сносками, эпиграфами и другими элементами, отработка способов создания оглавления и содержания. | 1 1 | |
Контрольная работа по теме «Общие правила набора текста» | 1 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Составить текст с цитатами, заголовками. Набрать текст из конспекта по английскому языку. Выучить полиграфические правила набора текстов и формул. Набор драматических произведений. Набор пьес и сказок. | 4 | |
Тема 2.4. Понятие о корректуре | Содержание | 2 | |
1. | Корректурные знаки. Группы корректур. Виды корректуры. | 2 | 3 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия (не предусмотрены) | | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | | |
Самостоятельная работа обучающихся Набор стихотворений любимого поэта. Набор стихотворных пьес. Набор четверостиший. Набор ритмизованных текстов. Набор песенных текстов. Набор комбинированных текстов со вставкой стихов. | 3 | |
Тема 2.5. Правила набора усложненных и сложных видов текста | Содержание | 9 | |
1. | Виды сложного текста. Правила набора словарей и библиографических текстов | 1 | 2 |
2. | Правила набора текста на иностранных языках | 1 | 2 |
3. | Элементы стихотворений и их расположение на полосе | 1 | 2 |
4. | Технические правила набора стихотворений | 1 | 2 |
5. | Элементы драматических произведений | 1 | 2 |
6. | Правила набора драматических произведений – ремарки, список действующих лиц. | 1 | 2 |
Лабораторная работа (не предусмотрена) | | |
Практические занятия | 2 | |
1. Набор словарей и библиографических текстов 2. Набор различных видов стихотворений и драматического текста | 1 1 | |
Контрольная работа по теме «Правила набора сложных видов текста» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Набор текстов в несколько колонок. Изучить полиграфические правила при формульном наборе. Отработка применения полиграфических правил при формульном наборе. | 4 | |
Тема 2.6. Правила набора таблиц и выводов | Содержание | 5 | |
1. | Основные элементы таблиц и выводов | 1 | 2 |
2. | Классификация выводов и таблиц | 1 | 2 |
3. | Выбор формата и кегля шрифта для набора таблиц и выводов | 1 | 2 |
4. | Правила набора заголовочной части таблицы, боковика, цифровых колонок итоговой строки | 1 | 2 |
Лабораторные работы (не предусмотрены) | | |
Практические занятия | 1 | |
1. Набор таблиц и выводов различной сложности | 1 | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | | |
Самостоятельная работа обучающихся Набор текстов в несколько колонок. Изучить правила при создании таблиц и выводов. Отработка применения полиграфических правил при табличном наборе. | 4 | |
Тема 2.7. Правила набора формул | Содержание | 8 | |
1. | Элементы формул | 1 | 2 |
2. | Общие правила набора формул | 1 | 2 |
3. | Правила набора однострочных и многострочных математических формул | 1 | 2 |
4. | Классификация математических формул | 1 | 2 |
5. | Общие правила набора химических формул | 1 | 2 |
6. | Набор текста с химическими формулами | 1 | 2 |
Лабораторная работа (не предусмотрена) | | |
Практические занятия | 2 | |
1. Набор однострочных и многострочных математических формул. 2. Виды химических формул и их элементов | 1 1 | |
Контрольная работа (не предусмотрена) | | |
Самостоятельная работа обучающихся Набрать сложный текст. Набрать текст с учетом особенностей кодирования по Брайлю | 3 | |
Учебная практика Виды работ | 192 | |
Набор и редактирование простого (сплошного) текста на русском языке | | |
Набор текста со шрифтовыми и нешрифтовыми выделениями | | |
Табулирование текста | | |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста | | |
Набор текста с использованием символов, отсутствующих на клавиатуре | | |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста словарных страниц на разных языках | | |
Создание различных видов содержаний и оглавлений | | |
Набор сплошного текста для создания предметного указателя | | |
Набор многоколонного текста со вставкой рисунков | | |
Правила набора драматических произведений – ремарки, список действующих лиц | | |
Набор текста со вставкой рисованных элементов | | |
Набор канцелярских таблиц и выводов | | |
Набор и форматирование книжно-журнальных таблиц | | |
Набор однострочных, многострочных математических формул и химических формул | | |
Набор обложек и титулов | | |
Многоколонный набор текста со вставкой различных объектов | | |
Набор текста различными видами расположения и оформления заголовков | | |
Установка параметров текста, абзацных отступов | | |
Выполнение работы по установке в документе одноуровневых списков | | |
Набор многоуровневых и маркированных списков | | |
Набор одномерных и двумерных стихотворений | | |
Набор различных видов стихотворений | | |
Набор и оформление обложек | | |
Набор различных приказов, отчетов | | |
Набор таблиц и выводов | | |
Работа с графическими элементами и инструментами MS Publisher | | |
Набор издательской акциденции – обложки, листовки, афиши, плакаты | | |
Набор и оформление визитных карточек, пригласительных билетов, грамот, листовок | | |
Набор визитных карточек, пригласительных билетов, грамот листовок | | |
Набор различного вида буклетов с элементами календаря | | |
Набор издательской акциденции – обложки, листовки, афиши, плакаты | | |
Набор различных бланков (приказы, справки, протоколы и т.д.) | | |
Творческая работа по созданию газеты, односторонней листовки | | |
Настройки печати для разных публикаций. Печать в MS Publisher | | |
Печать документа в виде брошюры | | |
Сканирование и печать документа в Fine Rider | | |
Архивация данных. Виды архивов | | |
Создание архива | | |
Архивирование и форматирование дисков | | |
Обнаружение и лечение вирусов | | |
Производственная практика на предприятиях | 72 | |
Набор и редактирование простого текста в MS Word | | |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста | | |
Создание различных видов содержаний и оглавлений | | |
Набор сплошного текста для создания предметного указателя | | |
Набор различного вида буклетов с элементами календаря | | |
Набор и оформление обложек | | |
Набор текста с различными видами расположения и оформления заголовков | | |
Многоколонный набор текста со вставкой различных объектов | | |
Набор и редактирование особых и сложных видов текста, словарных страниц на разных языках | | |
Набор однострочных, многострочных математических и химических формул | | |
Набор простых и сложных канцелярских таблиц и выводов | | |
Набор книжно-журнальных таблиц | | |
Набор листовок, афиш, объявлений | | |
Набор визитных карточек, пригласительных билетов, грамот, листовок | | |
Набор сплошного текста с дополнительными элементами | | |
Набор одноуровневых, многоуровневых и маркированных списков | | |
Набор таблиц разных форматов | | |
Набор различных бланков (приказы, справки, протоколы и т.д.) | | |
Создание слайдов с макетами рисунков, диаграмм, таблиц. Оформление и анимация слайдов | | |
Сканирование и печать документа в Fine Rider | | |
Создание слайдов с макетами рисунков, диаграмм, таблиц. Оформление и анимация слайдов | | |
Архивирование и форматирование дисков | | |
Обнаружение и лечение вирусов | | |
Всего | 489 | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
− «Электронный набор и верстка»;
− «Информационные технологии»;
− полиграфических мастерских;
− лабораторий.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
− посадочных мест по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− учебная доска, интерактивная доска;
− раздаточный материал, карточки – задания, оригиналы, тексты;
− наглядные пособия, стенды, плакаты, таблицы.
− комплект учебно-методической документации;
− комплект электронных образовательных ресурсов.
Технические средства обучения:
− персональные компьютеры;
− мультимедийный проектор;
− ксерокс;
− сканер;
− принтер.
− сервер;
− проектор;
Оборудование мастерской:
− участок набора и верстки, КИС.
Оборудование лаборатории:
− программное обеспечение;
− тренажеры.
Реализация программы профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и оснащение рабочих мест: компьютеры (рабочие станции), тренажеры, шрифты, пробельный материал, локальная сеть, выход на сервер и в сеть Интернет, полиграфическое оборудование.
4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
1. Арунян Г. «Информационные технологии», Владикавказ, 2011 г.
2. Волков А. «Полиграфия», Москва, 2012 г.
3. Гасов В.М., А.М. Цыганенко «Программные средства допечатных процессов», Москва, Издательство МГУП, 2-012 г.
4. Дунаев В.В. CorelDraw. На примерах, Санкт-Петербург, 2012 г.
5. Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании», Москва, 2011 г., 2-издание.
6. Полянский В. «Основы полиграфического производства», Москва, Издательство МГУП, 2012 г.
7. Сапков В.В. «Информационные технологии и компьютеризация делопроизводства», Москва, 2011 г.
Дополнительные источники
1. Дунаев В.В. CorelDraw. На примерах, Санкт-Петербург, 2013 г.
2. Левковец Л.Б. «Уроки компьютерной графики» CorelDraw, Учебный курс, Питер, 2011 г.
3. Угринович Н.Д. и др. «Информатика и информационные технологии», Москва, 2013 г.
Интернет- источники:
1. Газета «Мир печати». Режим доступа: http://mirpehati.ru
2. Интернет-библиотека СМИ: Public.Ru. Режим доступа: www.public.ru
3. Техническая литература. Режим доступа: www.iglib.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебных кабинетах «Электронный набор и верстка» и «Информационные технологии» концентрированно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю модуля. При изучении модуля с обучающимися проводятся индивидуальные консультации. Организована самостоятельная работа обучающихся в кабинетах «Электронного набора и верстки» и «Информационных технологий» с использованием мультимедийных пособий.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
− имеющими высшее специальное или педагогическое образование, первая или высшая категории, соответствующие профилю преподаваемого модуля «Электронный набор и правка текста».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
− высшее педагогическое или инженерное образование, соответствующее профилю модуля.
Требования к мастерам производственного обучения:
− высшая квалификационная категория;
− обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1-го раза в три года.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Освоенные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Набирать и править в электронном виде простой текст | − соблюдение правил ТБ при работе за ПК, использование десятипальцевого метода набора текста; − выставление параметров страницы, абзаца, шрифта; − демонстрация умений | Наблюдение за деятельностью обучающихся при выполнении практических и лабораторных работ, производственной практики, тестирование |
Набирать и править в электронном виде текст, насыщенный математическими, химическими, физическими и иными знаками, формулами, сокращенными обозначениями | − производить ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей; − используя средства программы встроенный «Редактор формул», набирать текст, насыщенный математическими, химическими, физическими и иными знаками, формулами, сокращениями | текущий контроль в форме защиты лабораторных, контрольных, практических работ, зачет по практике |
Набирать и править текст на языках с системой письма особых графических форм | − производить ввод текста с клавиатуры и с различных носителей на языках с системой письма особых графических форм; − демонстрация умений | − оценка качества усвоения теоретических знаний обучающихся; − наблюдение за деятельностью обучающихся при выполнении практических работ |
Набирать и править текст с учетом особенностей кодирования по Брайлю | демонстрация знаний и умений при наборе и правке текста | наблюдение за действиями обучающихся на производственной практике при выполнении работ по учебной и производственной практике |
Использовать при наборе и правке текста системы электронного набора с видеоконтрольными устройствами | демонстрация знаний и умений при наборе и правке текста с видеоконтрольными устройствами | наблюдение и оценка деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы, наблюдение за деятельностью обучающихся на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Освоенные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | − проявление постоянного интереса к будущей профессии; − получение дополнительных знаний по профессии путем самостоятельного поиска информации; − участие в конкурсах профессионального мастерства | − деятельное участие в конкурсах профессионального мастерства; Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; − тестирование; − защита практической работы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | − планирование своей деятельности и поиск решений для организации собственной деятельности; − обоснование выбора способа решения профессиональной задачи | − наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; − защита лабораторной или практической работы |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | − способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; − способность нести ответственность за результаты своей работы | − инициативность при выполнении заданий; − защита практических работ |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | − эффективный поиск необходимой информации: использование различных источников, включая электронные учебники | − выполнение индивидуальных заданий |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | − демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности | − выполнение практических индивидуальных заданий |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | − взаимодействие с сокурсниками, преподавателями, мастерами производственного обучения, потенциальными работодателями; − участие в планировании организации групповой работы; − владение способами бесконфликтного общения в коллективе, соблюдение принципов профессиональной этики | − инициативность и активность при проведении мероприятий; − наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы; − наблюдение за коммуникабельностью обучающегося; |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | − участие в мероприятиях спортивного, военно-спортивного характера | − наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе участия в спортивных мероприятиях |