СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Управление ассортиментом товаров
Специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж»
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 Управление ассортиментом товаров
Специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
по направлениям подготовки укрупненной группы специальности
38.00.00 Экономика и управление
Профиль – естественнонаучный.
Форма обучения – очная
Срок освоения модуля – изучается на протяжении 3,4,5,6 семестра
2016 г.
РАССМОТРЕН на заседании цикловой методической комиссии преподавателей и мастеров производственного обучения, обеспечивающих подготовку по по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и 38.02.04 Коммерция (по отраслям) Протокол от «_____»________2016 г. № _____ Председатель ЦМК__________Е.И. Михайлива ___________________________________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР _______________Г.Л.Шеренговская «___»____________2016 г. |
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии или специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж» (ГБПОУ РК «ЯЭТК»)
Разработчик:
Рубайло Елена Викторовна- преподаватель общепрофессиональных дисциплин
©ГБПОУ РК «ЯЭТК»2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
| 8 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
| 24 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
| 28 |
паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Управление ассортиментом товаров
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовой подготовки, входящей в состав укрупненной группы специальностей 38.00.00 Экономика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление ассортиментом товаров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
Выявлять потребность в товарах.
Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции.
Управлять товарными запасами и потоками.
Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке по профессии 17353 продавец продовольственных товаров, 17351 продавец непродовольственных товаров, повышении квалификации и переподготовке работников в области торговли (в программах повышения квалификации и переподготовки) при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
анализа ассортиментной политики торговой организации;
выявления потребности в товаре (спроса);
участия в работе с поставщиками и потребителями;
приемки товаров по количеству и качеству;
размещения товаров;
контроля условий и сроков транспортировки и хранения товаров;
обеспечения товародвижения в складах и магазинах;
эксплуатации основных видов торгово-технологического оборудования;
участия в проведении инвентаризации товаров;
уметь:
распознавать товары по ассортиментной принадлежности;
формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах;
применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта;
рассчитывать показатели ассортимента;
оформлять договоры с контрагентами;
контролировать их выполнение, в т. ч. поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству;
предъявлять претензии за невыполнение контрагентами договорных обязательств;
готовить ответы на претензии покупателей;
производить закупку и реализацию товаров;
учитывать факторы, влияющие на ассортимент и качество при организации товародвижения;
соблюдать условия и сроки хранения товаров;
рассчитывать товарные потери;
планировать меры по ускорению оборачиваемости товаров, сокращению товарных потерь;
соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к торговым организациям и их персоналу, товарам, окружающей среде;
соблюдать требования техники безопасности и охраны труда;
знать:
ассортимент товаров однородных групп определенного класса, их потребительские свойства;
товароведные характеристики реализуемых товаров, их свойства и показатели;
виды, назначение, структуру договоров с поставщиками и потребителями;
технологические процессы товародвижения;
формы документального сопровождения товародвижения;
правила приемки товаров;
способы размещения товаров на складах и в магазинах;
условия и сроки транспортирования и хранения товаров однородных групп;
основные мероприятия по предупреждению повреждения и порчи товаров;
классификацию торгово-технологического оборудования, его назначение и устройство;
требования к условиям и правила эксплуатации торгово-технологического оборудования;
нормативно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия (санитарные нормы и правила);
законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
обязанности работников в области охраны труда;
причины возникновения и профилактики производственного травматизма;
фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;
возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом).
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 903 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 719 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 506 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 253 часов;
курсовая работа – 20 часов;
учебной и производственной практики – 144 часов.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Управление ассортиментом товаров, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1. | Выявлять потребность в товарах. |
ПК 2. | Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. |
ПК 3. | Управлять товарными запасами и потоками. |
ПК 4. | Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.01 Управление ассортиментом товаров
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.1. – 1.4. | Раздел 1. Ассортимент и потребительские свойства непродовольственных товаров. | 380 | 253 | 85 | 20 | 127 | - |
| - |
| УП. 01 Учебная практика
| 54 |
|
|
| 54 |
| ||
ПК 1.1. – 1.4. | Раздел 2. Ассортимент и потребительские свойства продовольственных товаров. | 379 | 253 | 70 | 126 |
| - | ||
| УП. 01 Учебная практика
| 54 |
|
|
|
| 54 |
| |
| Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 36 |
| 36 | |||||
| Всего: | 903 | 506 | 155 | 20 | 253 | - | 108 | 36 |
| Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
---|---|---|---|---|---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| МДК 01.01. Основы управления ассортиментом товаров |
|
|
| |
| Раздел 1. Ассортимент и потребительские свойства непродовольственных товаров. |
| 380 |
| |
| Тема 1.1. Ассортимент и потребительские свойства пластических масс и товаров из них | Содержание | 10 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 1. Исследование химической природы и некоторых потребительских свойств товаров из пластических масс. 2. Распознавание ассортимента и оценка качества изделий из пластических масс Семинар: «Пластические массы и товары из них» | 2 2 2 | 3 | ||
| Тема 1.2. Ассортимент и потребительские свойства товаров бытовой химии | Содержание | 8 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 3. Распознавание ассортимента товаров бытовой химии. Семинар: «Товары бытовой химии» | 2 2 | 3 | ||
| Тема 1.3. Ассортимент и потребительские свойства силикатных товаров | Содержание | 8 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 4. Распознавание внешних признаков и ассортимента стеклоизделий. 5. Оценка качества стеклянной посуды. 6. Распознавание внешних отличительных признаков ассортимента керамических изделий. 7. Оценка качества керамических изделий. Семинар: «Силикатные товары» | 2 2 2 2 2 | 3 | ||
| Тема 1.4. Ассортимент и потребительские свойства металлохозяйственных товаров | Содержание | 10 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 8. Распознавание ассортимента и требований к качеству металлических бытовых товаров. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.5. Ассортимент и потребительские свойства электробытовых товаров | Содержание | 6 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 9. Ознакомление с ассортиментом, потребительскими свойствами и качеством бытовых электротоваров и домашних машин. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.6. Ассортимент и потребительские свойства текстильных товаров | Содержание | 16 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 10. Исследование волокнистого состава текстильных волокон. 11. Изучение строения и обработки ткани. 12. Распознавание ассортимента хлопчатобумажных и льняных тканей. 13. Изучение ассортимента шерстяных и шёлковых тканей. 14. Оценка качества тканей. Семинар: «Текстильные товары» | 2 2 2 2 2 2 | 3 | ||
| Тема 1.7. Ассортимент и потребительские свойства швейных товаров швейных товаров | Содержание | 4 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 15. Распознавание ассортимента, размерных показателей и принципов сортировки швейных изделий. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.8. Ассортимент и потребительские свойства трикотажных товаров | Содержание | 6 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 16. Распознавание ассортимента трикотажных изделий и принципы их сортировки. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.9. Ассортимент и потребительские свойства обувных товаров | Содержание | 12 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 17. Определение деталей обуви, видов кроя, методов крепления низа обуви. 18. Распознавание видового ассортимента и оценки качества обуви. Семинар: «Обувные товары» Контрольная работа по теме «Обувные товары» | 2 2 2 2 | 3 | ||
| Тема 1.10. Ассортимент и потребительские свойства пушно-меховых товаров | Содержание | 6 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 19. Распознавание товарных свойств пушно-меховых полуфабрикатов и ассортимента готовой продукции. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.11. Ассортимент и потребительские свойства мебельных товаров | Содержание | 4 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 20. Ознакомление с ассортиментом, потребительскими свойствами и показателями качества мебели. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.12. Ассортимент и потребительские свойства строительных товаров | Содержание | 6 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 21. Ознакомление с ассортиментом, потребительскими свойствами и показателями качества строительных товаров. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.13. Ассортимент и потребительские свойства бытовой радио-электронной аппаратуры | Содержание | 8 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 22. Распознавание ассортимента и потребительских свойств бытовой радиоэлектронной аппаратуры. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.14. Ассортимент и потребительские свойства фото и кино товаров | Содержание | 6 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 23. Распознавание конструктивных особенностей и современного ассортимента фотоаппаратов. 24. Распознавание ассортимента светочувствительных материалов. Фото-химикатов, фото приспособлений. Семинар: «Фото- и кинотовары». | 2 2 2 | 3 | ||
| Тема 1.15. Ассортимент и потребительские свойства школьно-письменных и канцелярских принадлежностей | Содержание | 6 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 25. Распознавание ассортимента и показателей качества школьных, письменных, канцелярских товаров. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.16. Ассортимент и потребительские свойства игрушек | Содержание | 4 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 26. Распознавание ассортимента и показателей качества игрушек. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.17. Ассортимент и потребительские свойства музыкальных товаров | Содержание | 4 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 27. Распознавание ассортимента, потребительских свойств и качества музыкальных инструментов. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.18. Ассортимент и потребительские свойства спортивных, охотничьих и рыболовных товаров | Содержание | 4 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 28. Распознавание ассортимента и проверка качества инвентаря, предназначенного для спорта и рыбалки. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.19. Ассортимент и потребительские свойства ювелирных товаров и часов | Содержание | 8 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 29. Распознавание ассортимента и требования по качеству ювелирных товаров. 30. Распознавание ассортимента и показателей качества часов. Семинар: «Ювелирные товары и часы» | 2 2 2 | 3 | ||
| Тема 1.20. Ассортимент и потребительские свойства художественных изделий | Содержание | 10 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| Семинар: Художественные изделия и сувениры. | 2 | 3 | ||
| Тема 1.21. Ассортимент и потребительские свойства галантерейных товаров | Содержание | 8 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 31. Определение полного торгового наименования и сортности галантерейных товаров. Контрольная работа | 2 2 | 3 | ||
| Тема 1.22. Ассортимент и потребительские свойства парфюмерно-косметических товаров | Содержание | 4 | 2 | |
|
| ||||
| Практические занятия |
|
| ||
| 32. Распознавание ассортимента и определение качества парфюмерно-косметических товаров. | 2 | 3 | ||
|
| Комплексная контрольная работа | 1 | 3 | |
|
| Тематика курсовых работ 1. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента посуды из стекла. 2. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента керамической посуды. 3. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента бытовых стиральных машин. 4. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента мебели. 5. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента отделочных материалов. 6. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента облицовочных материалов. 7. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента электробытовых товаров. 8. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента синтетических моющих средств. 9. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента бытовых холодильников 10. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента женской кожаной обуви. 11. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента детской кожаной обуви. 12. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента изделий из пластмасс. 13. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента женской одежды. 14. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента игрушек. 15. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента детской одежды. 16. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента канцелярских товаров. 17. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента бытовых светильников. 18. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента электронагревательных приборов. 19. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента фотоаппаратов. 20. Сравнительная товароведная характеристика ассортимента верхнего трикотажа. | 10 |
| |
|
| Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 01. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателей, оформление практических работ, отчетов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы К теме 1.1. Проанализировать ассортимент товаров из пластмасс в магазинах города. К теме 1.2. Изучить ассортимент и показатели качества минеральных удобрений, ядохимикатов, пятно выводящих, чистящих и полирующих средств. Изучить особенности информации о товарах бытовой химии. К теме 1.3. Составить полную торговую характеристику образцов стеклянной и керамической посуды. Проанализировать ассортимент стеклянной и керамической посуды в магазинах города. К теме 1.4. Проанализировать ассортимент металлохозяйственных товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.5. Изучить санитарно-гигиенические электрические приборы и машины для сада и огорода: виды, особенности конструкции, технико-экономические показатели и показатели качества. Проанализировать ассортимент электробытовых машин на розничных предприятиях г. Ялта К теме 1.6. Изучить ассортимент шелковых нитей. Составить полную торговую характеристику и дать оценку потребительских свойств тканей. Проанализировать ассортимент мебельно-декоративных тканей в магазинах г. Ялта К теме 1.7. Проанализировать ассортимент швейных товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.8. Проанализировать ассортимент трикотажных товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.9. Составить полную торговую характеристику и дать оценку потребительских свойств обувных товаров. Проанализировать ассортимент обувных товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.10. Изучить и проанализировать ассортимент пушно-меховых товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.11. Изучить и проанализировать ассортимент мебельных товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.12. Проанализировать ассортимент и качество строительных материалов в магазинах г. Ялта К теме 1.13. Проанализировать ассортимент аудио -, видеотехники на розничных предприятиях г. Ялта К теме 1.14. Проанализировать ассортимент фото и кинотоваров в розничных предприятиях г. Ялта К теме 1.15. Проанализировать ассортимент школьно-письменных и канцелярских товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.16. Ознакомиться с ассортиментом игрушек в магазинах г. Ялта К теме 1.17. Ознакомиться с ассортиментом музыкальных инструментов в магазинах г. Ялта К теме 1.18. Ознакомиться с ассортиментом спортивных товаров в магазинах г. Ялта Ознакомиться с ассортиментом рыболовных и охотничьих товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.19. Изучить ассортимент ювелирных изделий в ювелирных магазинах г. Ялта К теме 1.20. Изучить и проанализировать ассортимент галантерейных товаров в магазинах г. Ялта К теме 1.21. Изучить ассортимент художественных изделий и сувениров в магазинах г. Ялта К теме 1.22. Изучить и проанализировать ассортимент парфюмерно-косметических товаров в магазинах г. Ялта | 127 |
| |
|
| Учебная практика. УП.1.1 Составление товароведной характеристики хозяйственных товаров, и оценка их потребительских свойств Виды работ:
Дать оценку их потребительских свойств.
Дать оценку их потребительских свойств. 3. Решение ситуаций. УП.1.2 Составление товароведной характеристики товаров культурно-бытового назначениия и оценка их потребительских свойств Виды работ:
Дать оценку их потребительских свойств. 3. Решение ситуаций. УП.1.3 Составление товароведной характеристики текстильных и одежно-обувных товаров, оценка их потребительских свойств Виды работ:
| 54 |
| |
| МДК 01.01. Основы управления ассортиментом товаров |
|
|
| |
Раздел 2. Товароведение продовольственных товаров |
| 379 |
| ||
Тема 2.1 Основы товароведения продовольственных товаров | Содержание | 8 |
| ||
Обязательность информации о пищевой ценности (калорийности и содержанию важнейших веществ). | 2 | ||||
Практические занятия |
|
| |||
| 2 2 | ||||
Тема 2.2 Зерномучные товары
| Содержание |
| |||
Сравнительная характеристика важнейших видов круп. Оценка качества крупы. Упаковка, маркировка, хранение.
Упаковка, маркировка, хранение
| 22 | 2 | |||
Практические занятия |
| ||||
3. Изучение ассортимента, определение качества круп. 4.Изучение ассортимента, определение качества муки. 5.Изучение ассортимента, определение качества макарон. 6.Изучение ассортимента, определение качества хлеба и хлебобулочных изделий. | 2 2 2 2 | ||||
Тема 2.3 Молочные товары | Содержание |
|
| ||
| 24 | 2 | |||
Практические занятия |
| ||||
7.Изучение ассортимента и оценка качества молока и кисломолочных продуктов. 8.Изучение ассортимента и оценка качества масла. 9.Изучение ассортимента и оценка качества сыров. 10. Изучение ассортимента сметаны, творога и творожные изделия | 2 2 2 2 | ||||
Тема 2.4 Мясные товары | Содержание |
| |||
Мясные кулинарные изделия: понятие, назначение. Классификация. Ассортимент. Состав и пищевая ценность. сырье, процессы производства, дефекты. | 24 | 2 | |||
Практические занятия |
|
| |||
11.Распознавание категорий упитанности и свежести мяса. 12.Распознавание ассортимента и оценка качества колбас. 13.Распознавание ассортимента и оценка качества мясных копченостей 14.Распознавание ассортимента и оценка качества мясных консерв | 2 2 2 2 |
| |||
Тема 2.5. Плодоовощные товары
| Содержание |
|
| ||
| 18 | ||||
Практические занятия |
| ||||
15.Распознавание видов и органолептическая оценка качества свежих овощей. 16.Распознавание видов и органолептическая оценка качества свежих плодов. 17.Распознавание видов и органолептическая оценка качества переработанных овощей и плодов. | 2 2 2 | ||||
Тема 2.6 Кондитерские товары | Содержание |
| |||
Сахарозаменители: понятие, виды, назначение. Состав и пищевая ценность. Упаковка, маркировка, хранение.
| 24 | ||||
2 | |||||
Практические занятия |
|
| |||
18.Изучение ассортимента шоколадных изделий в розничной торговле. 19.Изучение ассортимента и органолептическая оценка качества карамели. 20.Изучение ассортимента и органолептическая оценка качества конфет 21. Изучение ассортимента и органолептическая оценка качества мучных кондитерских изделий. 22.Ознакомление с ассортиментом сахара, меда. в розничной торговле. | 2 2 2 2 2 2 |
| |||
Тема 2.7 Вкусовые товары | Содержание |
|
| ||
Пиво. Классификация и ассортимент. Состав и пищевая ценность. Условия и сроки хранения.
| 24 | 2 | |||
Практические занятия |
|
| |||
23.Ознакомление с ассортиментом ликеро-водочных изделий 24.Ознакомление с ассортиментом вин виноградных и оценка их качества 25..Ознакомление с ассортиментом слабоалкогольных напитков. 27.Ознакомление с ассортиментом Пряности. Приправы. 26.Изучение ассортимента и органолептическая оценка качества чая и кофе. | 2 2 2 2 2 |
| |||
Тема 2.8 Рыбные товары | Содержание | 22 | 2 | ||
| |||||
| |||||
Практические занятия |
|
| |||
28.Распознавание семейств промысловых рыб. 29. Изучение ассортимента живой, охлажденной и мороженой рыбы 30.Изучение ассортимента и оценка качества переработанной рыбы | 2 2 2 |
| |||
Тема 2.9 Жировые и яичные товары
| Содержание |
|
| ||
| 13 | ||||
Практические занятия |
| ||||
31.Изучение ассортимента и оценка качества яиц. 32.Изучение ассортимента и оценка качества растительных масел и пищевых жиров. | 2 2 | ||||
|
| Тематика курсовых работ
| 10 |
| |
|
| Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателей, оформление практических работ, отчетов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы К теме 2.1.
К теме 2.2. 1. Изучить фактический ассортимент круп в розничной торговле г. Ялта 2. Изучить фактический ассортимент макаронных изделий в розничной торговле г. Ялта 3. Изучить литературу на тему «Бараночные и сухарные изделия». Законспектировать тему 4. Изучить фактический ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий в розничной торговле К теме 2.3. 1. Подготовить сообщение на тему «Новое в ассортименте переработанных сыров». 2. Изучить литературу по теме «Мороженое». Законспектировать тему. К теме 2.4. 1. Изучить литературу по теме «Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия». Законспектировать тему. 2. Составить схему классификации колбасных изделий. 3. Изучить и проанализировать ассортимент мясных копченостей в магазинах г. Ялта К теме 2.5. 1. Написать реферат «Современный рынок тропических и субтропических плодов». 2. Изучить литературу по теме «Овощи пряные, десертные, салатно-шпинатные и зерновые». Законспектировать тему. 3. Изучить фактический ассортимент переработанных плодов и овощей в розничной торговле г. Ялта . 4. Работа с нормативными документами. Решить ситуационные задачи по оценке качества переработанных плодов и овощей. К теме 2.6. 1. Написать реферат «Пищевая ценность меда». 2. Работа с нормативными документами. Решить ситуационные задачи по оценке качества фруктово-ягодных кондитерских изделий 3. Изучить фактический ассортимент шоколадных изделий в розничной торговле г. Ялта 4. Работа с нормативными документами. Решить ситуационные задачи по оценке качества карамели 5. Изучить фактический ассортимент конфет в розничной торговле г. Ялта 6. Подготовить сообщение на тему "Новое в ассортименте кондитерских изделий" 7. Изучить литературу на тему «Восточные сладости». Законспектировать тему К теме 2.7. 1. Подготовить сообщение на тему "Польза и вред алкогольных напитков" 2. Изучить фактический ассортимент коньяков в розничной торговле г. Ялта 3. Изучить фактический ассортимент вин виноградных в розничной торговле 4. Изучить периодические издания и сайты интернет по данной теме. Подготовить сообщение на тему "Современные технологии производства пива" 5. Подобрать материал о химическом составе и назначении конкретных наименований минеральных вод. 6. Проанализировать ассортимент чая и кофе на примере конкретных магазинов, изучить особенности новых торговых марок. г. Ялта 7. Составить кроссворд на тему "Вкусовые товары" 8. Подготовить презентацию одной из подгрупп группы "Вкусовые товары" К теме 2.8
К теме 2.9
| 126 |
| |
|
| Учебная практика. УП.2.1 Составление товароведной характеристики товаров растительного происхождения, оценка их потребительских свойств Виды работ: 1. Составить полную товароведную характеристику плодоовощных и зерномучных товаров. Дать оценку их потребительских свойств. 2. Составить полную товароведную характеристику кондитерских и вкусовых товаров. Дать оценку их потребительских свойств. 3. Решение ситуаций УП.2.2 Составление товароведной характеристики товаров животного и комбинированного происхождения, оценка их потребительских свойств. Виды работ: 1. Составить полную товароведную характеристику молочных, мясных, яичных, жировых и рыбных товаров. 2. Дать оценку их потребительских свойств. 3. Решение ситуаций | 54 |
| |
| Производственная практика (по профилю специальности) Виды работ: 1.Ознакомление с торговым предприятием 2. Изучение ассортиментной политики розничного предприятия 3. Изучение обеспечения качества и безопасности товаров, реализуемых в магазине 4. Изучение покупательского спроса 5.Ознакомление с организацией торгово-технологического процесса магазина 6. Ознакомление с информационной работой торгового предприятия 7. Ознакомление с ассортиментным перечнем товаров магазина, порядком утверждения и контролем за его соблюдением. 8. Составление перечня средств информационного обеспечения, используемых в торговой организации (товарной информацией и другими редствами). | 36 |
| ||
| Всего | 903 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета Коммерческой деятельности, мастерской Учебный магазин, лаборатории товароведения и экспертизы продовольственных товаров и непродовольственных товаров.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Коммерческой деятельности
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий по темам модуля;
- комплект учебно-методической документации по темам модуля.
Технические средства обучения: персональный компьютер с выходом в Интернет, лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения, мультимедийное оборудование.
Оборудование учебного магазина и рабочих мест:
кассовые аппараты различной модификации;
пристенные прилавки;
весовое оборудование;
муляжи различных видов продовольственных и непродовольственных товаров;
манекены;
натуральные образцы;
- документационное обеспечение (договора, претензии, товарные накладные и др.).
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- торговое оборудование;
- механическое оборудование;
- холодильное оборудование;
- весоизмерительное оборудование;
- прилавки;
- стеллажи;
- натуральные образцы;
- технологические карты;
- инструкционно - технологические карты
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. ГОСТ Р 51293-99. Идентификация продукции. Общие положения.
2.ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
3.ГОСТ 53142 – 2008 Изделия трикотажные верхние для девочек и женщин. Общие технические условия.
4.ГОСТ 28274 – 89 Изделия трикотажные. Термины и определения пороков.
5.ГОСТ 28554 – 90 Полотно трикотажное. Общие технические условия.
6.ГОСТ 26115 – 84 Изделия трикотажные верхние. Требования к пошиву.
7.ГОСТ 17037 – 85 Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения.
8.ГОСТ Р ИСО 3758 – 2007 Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу.
9.ГОСТ 20400 – 80 Продукция мебельного производства. Термины и определения.
10.ГОСТ 19917 – 93 Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия.
11.ГОСТ 16371 – 93 Мебель. Общие технические условия.
12.ГОСТ 26167 – 2005 Обувь повседневная. Общие технические условия.
13.ГОСТ 7296 – 81 Обувь. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. Общие технические условия.
14. ГОСТ 23251 – 83 Обувь. Термины и определения.
15. ГОСТ 27438 – 87 Обувь. Термины и определения пороков.
16. ГОСТ 9705 – 78 Кожа лаковая обувная. Технические условия.
17. ГОСТ 3927 – 88 Колодки обувные. Общие технические условия.
18.ГОСТ Р 51268 – 99 Ножницы. Общие технические условия.
19.ГОСТ Р 51121 – 97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.
20.ГОСТ 31293 – 2005 Одежда из кожи. Общие технические условия.
21. ГОСТ 25295 – 2003 Одежда верхняя пальтово – костюмного ассортимента. Общие технические условия.
22. ГОСТ 22977 – 89 Детали швейных изделий. Термины и определения.
23.ГОСТ 25506 – 82 Полотна текстильные. Термины и определения пороков.
24.ГОСТ24103 – 80 Изделия швейные. Термины и определения дефектов.
25.ГОСТ 21790 – 2005 Ткани хлопчатобумажные и смешанные одежные. Общие технические условия.
26.ГОСТ 28631 – 2005 Сумки, чемоданы, портфели, ранцы, папки, изделия мелкой кожгалантереи. Общие технические условия.
27.ГОСТ Р 51836 – 2001 Шкурки меховые с отделкой кожевой ткани. Технические условия.
28.ГОСТ Р 52584 – 2006 Одежда меховая . Общин технические условия.
29.ГОСТ 19878 – 74 Меха, меховые и овчинно-шубные изделия.
Учебные издания:
Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие/ Н.В.Коник. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – (ПРОФИль).
Голубенко О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие/ О.А.Голубенко, В.П.Новопавловская, Т.С.Носова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – (Сервис).
ФЗ «О защите прав потребителей», М,- 2007 г.
Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров =- М.: ИНФРА-М, 2012
Казанцева Н. С. Товароведение непродовольственных товаров М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007. - 400 с.
Ходыкин А. П. Товароведение непродовольственных товаров М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2008. - 544 с.
Справочник товароведа продовольственных товаров. – М.: Колос, 2008.
Дополнительные источники:
1.Балаева С.И. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров- М.: ИТК Дашков и К, 2011
2.Гранаткана Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами- М.: ОИЦ «Академия», 2011
Теплов В.И. Коммерческое товароведение – М.: ИТК Дашков и К, 2012
4.Товароведение потребительских товаров: Учебное пособие. - М: ИД «Форум»: ИНФРА - М, 2008. – (Профессиональное образование)
Интернет-ресурсы:
1.http://www.edu.ru Российское образование Федеральный портал
2.Российская газета. – Режим доступа: http//www.rq.ru / sujet /671.htm |.
3. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс
Занятия проводятся в учебном кабинете Коммерческой деятельности, лабораториях товароведения непродовольственных и продовольственных товаров, в учебном магазине, где особое внимание уделяется организации самостоятельной работы обучающихся.
Теоретические занятия носят практико – ориентированный характер. Учебную практику рекомендуется проводить по завершению изучения теоретической части модуля. Рекомендуется группу обучающихся делить на подгруппы, что способствует индивидуализации и повышению качества обучения. Учебная практика организуется в учебном магазине.
Производственная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля реализуется концентрировано после завершения изучения теоретической части раздела и прохождения учебной практики в рамках профессионального модуля. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Изучению данного модуля должно предшествовать изучение дисциплин: Основы коммерческой деятельности, Теоретические основы товароведения, Статистика, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Документационное обеспечение управления, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Бухгалтерский учет, Метрология и стандартизация.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: высшее образование. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующего профилю преподаваемого модуля. Мастера производственного обучения должны иметь на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ПК 1. Выявлять потребность в товарах | - Точность распознавания товаров по ассортиментной принадлежности; -обоснованность формирования торгового ассортимента по результатам анализа потребности в товарах; - обоснованность и правильность формирования спроса и стимулирования сбыта. |
ПК 2. Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции. | - Правильность приемки товаров по срокам, качеству и количеству; - обоснованность произведенной закупки товара у поставщиков; - правильность реализации товаров потребителям. |
ПК 3. Управлять товарными запасами и потоками. | - Соблюдение сроков и условий хранения товаров согласно требованиям СанПинов; - правильность и точность расчета товарных потерь; - правильность выбранных мер по ускорению оборачиваемости товаров и сокращению товарных потерь. |
ПК 4. Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров.
| - Правильность и грамотность оформления договоров с контрагентами; - обоснованность предъявления претензий за невыполнение контрагентами договорных обязательств; - грамотность и обоснованность подготовленных ответов на претензии покупателей. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| - аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии; - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; - наличие положительных отзывов по итогам учебной и производственной практики; -участие в профориентационной деятельности; - участие в конкурсах профессионального мастерства, тематических мероприятиях; - эффективность и качество выполнения домашних самостоятельных работ; -изучение профессиональных периодических изданий, профессиональной литературы. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - правильность последовательности поэтапного выполнения действий во время лабораторных, практических работ, заданий, во время производственной и учебной практики в соответствии с нормативными документами ( технологические карты, инструкции…); - обоснованность выбора и применения выборов и способов производственных ситуаций; - личная оценка результативности; - личная оценка качества выполненной работы. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - полнота представления ответственности за результаты своей работы; - правильность и адекватность оценки рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих документов, сырья, инструментов; - принимать стандартные и нестандартные решения при подготовке и проведении производственного контроля на предприятии торговли. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - уровень владения различными способами поиска информации; - умение выбрать полезную информацию; - адекватность полезности выбранной информации; - оперативность поиска необходимой информации; - степень использованности найденной полезной информации для выполнения профессиональной задачи, профессионального роста, личного использования; - оперативность и самостоятельность поиска информации в нестандартной ситуации. |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий. | - применимость информационно-коммуникационных технологии в оформлении результатов самостоятельной работы профессиональной деятельности; - устойчивость и демонстрация на практике навыков использования информационно-коммуникационных технологий в оформлении рефератов, презентаций, заданий, учебной производственной практике; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; - степень развития и успешность применения на практике коммуникационных качеств в процессе общения с сокурсниками, с педагогическим составом, сотрудниками, руководством, работодателями; - степень владения без конфликтного общения; - соблюдение принципов профессиональной этики; - полнота понимания и четкость представления того, что успешность и результативность выполненной работы зависит от согласованности действий всей участников команды; |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - Точность анализа и ответственность за результаты выполненных заданий; - грамотность в выборе методов и способов решения профессиональных задач; - точность анализа эффективности и качества выполненных профессиональных задач. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - поиск путей повышения профессионального и личностного развития, - побуждение к деятельности по самообразованию; - планирование повышения квалификации. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - определение способа действий при частой смене технологий в профессиональной деятельности; - определение и выполнение задачи исходя из цели. |
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - самостоятельность выбора учетной военной специальности с учетом полученной профессии; - применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы;
|
2