МБУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Программа профильной смены отрядов ЮИД
«ШКОЛА ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
| методист МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» НМР РТ Мухачева Наталья Александровна |
год
Пояснительная записка
Во все времена существования человечества обеспечение безопасности дорожного движения являлось важнейшей проблемой общества, но именно сейчас, в условиях настоящей автомобильной революции, наиболее обострилась ситуация, связанная с дорожно-транспортным травматизмом.
В условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Одним из путей решения данной задачи в процессе образования является обучение школьника правильно вести себя на дороге и в транспорте.
Наиболее эффективной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является организация и проведение массовых мероприятий, которые способствуют развитию мотиваций у детей и подростков к соблюдению Правил дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
Актуальность программы
Обучение детей ПДД не должно заканчиваться с наступлением летних каникул. В связи с этим возникла необходимость разработки программы по обучению детей правильному поведению на улицах и дорогах во время летних каникул.
В данной программе делается акцент на совершенствование профилактической работы объединения юных инспекторов движения, поиск новых форм и методов обучения Правилам дорожного движения, формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность ребенку включиться в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах.
По своей направленности программа профильной смены ЮИД «Школа дорожной безопасности» является комплексной. Она включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, воспитание в условиях загородного лагеря.
Основные направления деятельности: профилактическое, познавательно-развивающее, оздоровительное.
Целью профильной смены является повышение эффективности деятельности по воспитанию законопослушных участников дорожного движения, подготовка юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности по безопасности дорожного движения.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- удовлетворение потребности детей в полноценном отдыхе;
- систематизация знаний учащихся о безопасности дорожного движения;
- закрепление практических навыков безопасного поведения в условиях реального дорожного движения;
- приобщение учащихся к пропаганде Правил дорожного движения, основ безопасного поведения на улицах и дорогах;
- активизация деятельности отрядов ЮИД;
- стимулирование и развитие творческой активности участников профильной смены;
- формирование потребности в ведении здорового и безопасного образа жизни;
- формирование коллектива сверстников, объединённых общей идеей пропаганды правил безопасного поведения на дороге;
- развитие коммуникативных способностей и обучение эффективному
взаимодействию с другими людьми.
В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности отдыхающих, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы, творческие проекты, конкурсно-соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для школьников.
Отличительные особенности программы
Программа «Школа дорожной безопасности» создана на основе Правил дорожного движения РФ, Федеральной целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», Федерального Закона Российской Федерации № 196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
Программа ориентирована на системный подход к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Работа отряда ЮИД направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи. Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Программа рассчитана на учащихся в возрасте 10-14 лет, являющихся членами отрядов ЮИД или проявляющих интерес и активность в изучении и пропаганде Правил дорожного движения.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 7 дней, рассчитана на 31 час.
Содержание программы:
Каждый день лагерной смены включает в себя следующие блоки:
Обучающий блок.
Формы работы:
- лекции;
- встречи с ветеранами и сотрудниками ГИБДД;
- мастер-классы;
- дискуссии.
2. Развивающий блок.
Формы работы:
- игры по ПДД;
- тренировочные упражнения;
- тренинги.
3. Творческий блок.
Формы работы:
- выступление агитбригад;
- конкурсы, викторины;
- изготовление агитационной продукции;
- акции, рейды.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
Организации-учредители программы:
- отдел ГИБДД;
- управление образования НМР;
- МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» НМР РТ.
Финансирование и материально-техническое обеспечение
Учредители программы решают вопросы, связанные с финансированием и материально-техническим обеспечением программы за счет средств муниципальной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Нижнекамском муниципальном районе на 2015-2020 годы», а также оказывают организационную поддержку профильной смены.
Этапы реализации программы
1. Написание программы.
2. Проведение совещаний оргкомитета по подготовке и проведению профильной смены.
3. Составление плана подготовительных мероприятий с включением:
- согласований организационных вопросов со всеми участниками смены;
- организации учебы для членов городского штаба ЮИД;
- подготовки условий проживания детей в лагере;
- сбора необходимых данных и документов участников;
- создания условий для начала лагерной смены.
4. Обеспечение бесперебойной реализации ежедневного плана работы лагерной смены.
5. Создание безопасных условий пребывания детей в лагере.
6. Проведение ежедневной и итоговой аналитической деятельности.
7. Проведение диагностики (на начало и конец смены).
8. Подготовка отчетной документации.
№ п/п | Этапы | Сроки | Ответственный |
Подготовительный этап |
1. | Анализ сложившейся ситуации по детскому дорожно-транспортному травматизму в НМР. | февраль | Отдел ГИБДД, управление образования НМР |
2. | Написание программы и утверждение ее. | февраль | МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей», Управление образования НМР |
3. | Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции). | февраль | МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» |
4. | Подготовка методических материалов для работников лагеря. | март | МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» |
5. | Формирование списка детей и кадров лагеря. | апрель-май | Управление образования, МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей», образовательные организации НМР |
6. | Инструктаж сотрудников лагеря, прохождение медосмотра. | до 1 июня | Управление образования |
Организационный этап |
1. | Встреча детей, проведение диагностики. | начало смены | Педагоги |
2. | Работа лагеря по плану. | в течение смены | Организующие лагерь органы |
3. | Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. | начало смены | Педагоги |
Основной этап |
1. | Реализация основной идеи профильной смены | в течение смены | Педагоги |
2. | Вовлечение детей в различные виды коллективно-творческой деятельности в рамках профильной смены | в течение смены | Педагоги |
Заключительный этап |
1. | Подведение итогов смены | в конце смены | Управление образования |
2. | Анализ количественных и качественных показателей работы по программе | в конце смены | МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» |
3. | Анализ предложений, внесенных детьми, родителями и педагогами по деятельности профильной смены в будущем | в конце смены | МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» |
4. | Подготовка аналитических отчетов | по окончанию смены | МБУ ДО «Центр дополнительного образования для детей» |
План мероприятий профильной смены «Школа дорожной безопасности»
(на каждый день)
№ п/п | Мероприятия | Время проведения |
1 день |
1. | Размещение в лагере | До 13.00 |
2. | Анкетирование «Что ты ждешь от профильной смены?» | До 15.00 |
3. | Инструктажи | До 15.00 |
4. | Подготовка к открытию смены | 15.00-16.00 |
5. | Торжественное открытие профильной смены | 17.00 |
6. | Игра «Автогонки» | 17.30-19.00 |
7. | Круг знакомства. | 20.00-21.30 |
8. | Итоги дня. Фотомонтаж. | 21.30-22.00 |
2 день |
1. | Занятия по Правилам дорожного движения | 9.00- 12.00 |
2. | Встреча с сотрудниками ОГИБДД | 14.00 |
3. | Конкурс регулировщиков | 17.00 |
4. | Мастер-класс «Показательное выступление агитбригад по ПДД - победителей муниципального конкурса» | 19.00-20.00 |
5. | Огонек «ЮИДовцы встречают друзей». | 20.00-21.30 |
6. | Итоги дня. Фотомонтаж. | 21.30-22.00 |
3 день |
1. | Занятия по Правилам дорожного движения | 9.00- 12.00 |
2. | Подготовка творческого выступления (написание сценария, репетиции) | 13.00-15.00 |
3. | Мастер-класс «Виртуозное вождение велосипеда» (выступление команды участницы республиканского конкурса «Безопасное колесо») | 17.00-18.00 |
4. | Смотр-конкурс плакатов на тему «Дорога без опасности!» | 19.00-20.00 |
5. | Вечерний костер. Конкурс песен на тематику ПДД | 20.30-21.30 |
6. | Итоги Дня. Фотомонтаж | 21.30-22.00 |
4 день |
1. | Занятия по правилам дорожного движения | 9.00- 12.00 |
2. | Подготовка творческого выступления (написание сценария, репетиции) | 13.00-15.00 |
3. | Лекция «Оказание первой помощи при ДТП» | 15.00-17.00 |
4. | «Блиц-турнир по ПДД» | 19.00-20.00 |
5. | Изготовление памяток по ПДД | 20.00-21.30 |
6. | Итоги дня. Фотомонтаж. | 21.30-22.00 |
5 день |
1. | Занятия по Правилам дорожного движения | 9.00- 12.00 |
2. | Выезд в город. Экскурсия в отдел ГИБДД. Профилактический рейд. | 13.00-15.30 |
3. | Тестирование «Проверь себя» по правилам поведения на проезжей части в той или иной ситуации. | 17.00-18.00 |
4. | Выпуск газеты «Мир глазами ЮИД». | 19.00-20.00 |
5. | Дискотека. | 20.00-21.30 |
6. | Итоги дня. Фотомонтаж. | 21.30-22.00 |
6 день |
1. | Творческие выступления агитбригад. | 9.00- 12.00 |
2. | Конкурс «Мистер и мисс ЮИД!» | 15.00-17.00 |
3. | Огонек «ЮИД - это здорово! ЮИД – это весело!» | 19.00-21.30 |
4. | Итоги дня. Фотомонтаж. | |
7 день |
1. | Закрытие профильной смены. Награждение победителей и активистов профильной смены | 10.00-12.00 |
2. | Выезд из лагеря. | 14.00 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Количество часов |
теория | практика |
1 | История развития правил дорожного движения, службы ГАИ – ГИБДД. История развития движения юных инспекторов. | 1 | |
2 | Структура отряда, формы и направления работы юных инспекторов дорожного движения | | 1 |
3 | Изучение правил дорожного движения: -для пешеходов; -для пассажиров; -для велосипедистов | 2 | 2 |
4 | Игра «автогонки» | | 1,5 |
5 | Дорожные знаки: -предупреждающие; -запрещающие; -предписывающие; -информационные; -приоритета; -сервиса; -дополнительной информации. | 1 | 2 |
6 | Блиц-турнир по ПДД | | 1 |
7 | Значение сигналов светофора и регулировщика. | 1 | 1 |
8 | Разбор дорожных ситуаций | | 2 |
9 | Выпуск газеты «Мир глазами ЮИД». | | 1 |
10 | Агитационно-массовая работа по пропаганде ПДД. Профилактический рейд | | 2 |
11 | Подготовка к конкурсу агитбригад «Давай дружить, дорога!» | 2 | 2 |
12 | Выступление агитбригад по ПДД. | | 3 |
13 | Изготовление памяток по ПДД. | | 1,5 |
14 | Первая медицинская помощь при ДТП. | 1 | 1 |
15 | Изготовление плакатов «Дорога без опасности!» | | 1 |
16 | Тестирование «Проверь себя» по правилам поведения на проезжей части в той или иной ситуации. | | 1 |
| ИТОГО | 8 | 23 |
Основными показателями результативности программы являются активное участие детей и подростков в конкурсно-соревновательных мероприятиях, которые позволяют им продемонстрировать свои знания, умения и навыки, полученные в результате освоения программы профильной смены, заинтересованность участников смены в дальнейшем изучении, соблюдении и пропаганде Правил дорожного движения.
Критерии результативности программы определяются тремя основными категориями:
Образовательной – пополнение знаний участников смены по вопросам безопасного поведения на дороге и деятельности отрядов ЮИД.
Культурной – закрепление навыков современной транспортной культуры во взаимоотношении с различными категориями участников дорожного движения.
Социальной – готовность к социально-значимой деятельности в качестве члена отряда ЮИД, воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.
Ожидаемые результаты
Цели и задачи, поставленные перед профильной сменой «Школа дорожной безопасности», дают возможность рассматривать ожидаемые результаты профильной смены через:
актуализацию знаний участников смены по Правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге;
развитие у участников смены навыков общения с различными категориями участников дорожного движения;
развитие правопослушного, сознательного отношения к соблюдению безопасности на дороге;
овладение основными формами агитации и пропаганды ПДД и безопасного поведения на дороге;
формирование у участников смены положительного эмоционального настроя на работу в отрядах юных инспекторов движения;
приобщение к здоровому образу жизни;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения;
развитие навыков взаимной поддержки и взаимовыручки во время проведения конкурсных и других массовых тематических мероприятий, чувства коллективизма.
Подведение итогов
Итоги подводятся на основании результатов познавательной и конкурсно-развлекательной программ профильной смены «Школа дорожной безопасности». По итогам определяется лучший член отряда ЮИД среди мальчиков и девочек профильной смены «Школа дорожной безопасности».
Формы подведения итогов: тестирование, смотр-конкурс плакатов, конкурсы и др. массовые тематические мероприятия.
Методическое обеспечение образовательной программы
Материал для бесед, лекций по темам программы.
Конспекты занятий по темам программы.
Компьютерные презентации к темам.
Тесты и ответы к ним.
Сценарии мероприятий.
Список используемой литературы
Федеральный Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения».
Сборник инструктивных и методических материалов по итогам Всероссийского конкурса «Безопасное колесо – 2006» Р.Н.Минниханов, И.А. Халиуллин, Казань, НЦ БЖД, 2006 год.
Основы безопасности жизни деятельности 5-6 классы. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, просвещение, Москва, 2008 год.
Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге /Сост.: Р.Ш.Ахмадиева, С.А.Бикчентаева, М.Х.Валиев, Е.Е.Воронина и др./ Под общей ред. Р.Н.Минниханова, Д.М.Мустафина. – Казань: ГУ «НЦ БЖД», 2009 г.
Обучение школьников правилам безопасного поведения на дороге (5-9 классы): Учебно-методическое пособие / Р.Ш.Ахмадиева, С.А.Бикчентаева, Д.Д.Забиров, Е.Е.Воронина и др./ Под общей ред. Р.Н.Минниханова, Д.М.Мустафина. – Казань: ГБУ «НЦ БЖД», 2013 г.
УМК для учащихся 5-9 классов. Москва: Учприбор, 2009 г.
Газета «Добрая Дорога Детства».
Использованные сайты
http://www.dddgazeta.ru/
http://velosipedistov.net/
https://www.gibdd.ru/about/social/children-safety/internet_urok.php
Рекомендуемая литература для детей
1. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 3 класс /Сост. Г.Н. Шевченко – Волгоград, Учитель, 2009. - 114 с.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 4 класс /Сост. Г.Н. Шевченко – Волгоград, Учитель, 2009. - 112 с.
3.Маркин Н.И., Денисов М.Н.Безопасность на дорогах: учебник для начальной школы: В 2 ч. / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.:ЭНАС-КЛАСС; Издательство НЦ ЭНАС,2006.- 48 с.
4.Занимательно о Правилах дорожного движения: Азбука - Казань: ГУ «НЦЖБД», 2012. - 28 с.
Вспомогательные материалы
Периодические издания: газета «Добрая дорога детства», журналы: «Атлас. Целый мир в твоих руках», «Страна знаний», «Автомир», «Клаксон» и др. Сайты:
http://www.dddgazeta.ru/,
http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=137
http://www.fcp-pbdd.ru/news/detail.php?ID=12340
Смета расходов на реализацию программы профильной смены ЮИД «Школа дорожной безопасности»
№ п/п | Наименование статей расходов | Сумма | Примечание |
1. | Прочие услуги | 2 000 | Изготовление фотографий |
2. | Прочие расходы | 5 000 | Дипломы, грамоты, призы |
3. | Увеличение стоимости материальных запасов | 8 000 | Приобретение галстуков с атрибутикой профильного лагеря |
4. | 5 000 | Канцелярские товары |
5. | 10 000 | Печатно-множительные работы (картридж цветной, бумага) |
6. | Арендная плата | 15 000 | Транспортные расходы: предоставление автобуса (аренда) |
| Итого | 45 000 | |