РАССМОТРЕНО на заседании МО классных руководителей и педагогов дополнительного образования Протокол №___от____________2016 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор Ломоносовской школы – Зеленый мыс ___________________ Шевцова С.П «______»_____________________2016 г. |
ПРОГРАММА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ»
Составитель: классный руководитель
Скулкова Елена Ивановна
2016 год
Сегодня проблема наркомании и алкоголизма стала повседневной реальностью нашего общества, она с каждым годом молодеет, в употребление психоактивных веществ вовлекается не только молодежь, но и подростки и дети. Часты случаи, когда хронический алкоголизм выявляется у 6-ти летних детей. Впервые пробуют наркотически дети в возрасте от 4-х лет, а 7-8 летние дети регулярно употребляют токсические вещества. Подобная статистика не может не вызывать тревоги за будущее подрастающего поколения. И особенно остро она встает в работе классного руководителя основной и старшей школы, так как он работает как раз с детьми и подростками групп социального риска. Не вызывает сомнения и тот факт, что необходим комплекс мер, направленных на предотвращение либо преодоление пагубных зависимостей.
Известно – болезнь, а наркомания и алкоголизм - это болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому в работе с подростками остро встаёт вопрос о профилактике. Следует заметить, что в настоящее время, говоря о наркомании и алкоголизме, ученые выделяют три типа профилактики.
Первичная - предотвращение употребления алкоголя и наркотиков.
Вторичная - предотвращение отклонений в развитии личности вследствие употребления алкоголя и наркотиков.
Третичная - предотвращение асоциальных поступков зависимого человека.
Иными словами, первичная профилактика проводится с детьми, не имевшими опыт употребления химических веществ, вызывающих зависимость.
Вторичная - проводится с детьми, подростками или взрослыми уже имеющими зависимость.
Третичная - осуществляется только с теми, кто уже имел однократный или неоднократный опыт лечения.
В рамках класса основная работа с учащимися в подавляющем количестве случаев проводится в рамках первичной профилактики.
У каждого подростка есть защитные механизмы, помогающие ему даже в самых тяжёлых житейских ситуациях оставаться свободным от психоативных вществ.
Программа первичной профилактики химической зависимости «Полезные навыки» составлена на основе работ сотрудников Тюменского областного наркологического диспансера с использованием материалов отечественных и зарубежных специалистов, периодической печати, в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходит накопление знаний о ПАВ и формирование отношения к ним.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся, их медицинские показатели, социальные и психологические особенности каждого.
Цель:
1.Адекватное информирование несовершеннолетних о ПАВ, формирование и развитие у них способов защиты.
2.Создание особой подростковой культуры, препятствующей употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
3.Формирование защитных возможностей психического и физического здоровья.
Задачи:
1. Проведение анкетирования среди воспитанников.
2. Апробирование программ «Полезные привычки», «Полезные навыки» в классе.
Объект: полезный навык отказа от употребления ПАВ.
Субъект: учащиеся 8А класса, группы риска.
Методы: тестирование, лекции, интерактивные занятия.
Целевая группа: данная программа разработана для детей среднего и старшего возраста и имеет деление на 3 возрастных категории. Несовершеннолетний подходит к 2-м категориям:
10-12 лет интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способы употребления. О последствиях злоупотребления если и слышали, то всерьёз не воспринимают. Сами наркотики не употребляют, с употребляющими знакомы единицы. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
12-14 лет основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признаётся. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства, знакомы с потребителями многие. О наркотиках знают много – из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опасность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только между собой.
Предполагаемый результат:
умение расслабляться;
умение начинать разговор;
умение поддерживать и завершать разговор;
умение договариваться;
сопротивление давлению в форме манипулирования;
сопротивление «уловкам» дилеров.
Для того чтобы оценить результативность обученности учащихся по программе первичной профилактике химической зависимости «Полезные привычки», «Полезные навыки» проводится пре-тест и пост-тест.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Программа «Полезные привычки» 7лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1 | 1 | Я – неповторимый человек |
2 | 1 | Культура моей страны и Я |
3 | 1 | Чувства |
4 | 1 | О чем говорят чувства |
5 | 1 | Множество решений |
6 | 1 | Решения и здоровье |
7 | 1 | Нужные и ненужные тебе лекарства |
8 | 1 | Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор |
Программа «Полезные привычки» 8 лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1 | 1 | Вкусы и увлечения |
2 | 1 | Учусь находить новых друзе и интересные решения |
3 | 1 | О чем говорят выразительные движения |
4 | 1 | Учусь понимать людей |
5 | 1 | Опасные и безопасные ситуации |
6 | 1 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях |
7 | 1 | Реклама табака и алкоголя |
8 | 1 | Правда об алкоголе |
Программа «Полезные привычки», 9 лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1 | 1 | Мой характер |
2 | 1 | Учусь оценивать себя сам |
3 | 1 | Учусь настаивать на своем |
4 | 1 | Учусь понимать людей |
5 | 1 | Я становлюсь увереннее |
6 | 1 | Когда на меня оказывают давление |
7,8 | 2 | Курение |
Программа «Полезные привычки», 10 лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1 | 1 | Самоуважение |
2 | 1 | Привычки |
3,4 | 2 | Дружба |
5 | 1 | Учусь сопротивляться давлению |
6 | 1 | Учусь говорить «нет» |
7 | 1 | И снова алкоголь |
8 | 1 | Алкоголь в компании |
Программа «Полезные навыки», 11 лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1, 2 | 2 | Что такое психоактивное вещество? |
3, 4 | 2 | Соблюдай безопасность! |
5, 6 | 2 | Кто и почему употребляет психоактивные вещества? |
7, 8 | 2 | Давление, влияния, ситуации… |
9, 10 | 2 | Ингалянты |
11, 22 | 2 | Мое здоровье |
Программа «Полезные навыки», 12 лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1 | 1 | Тревожность |
2 | 1 | Преодоление тревожности |
3 | 1 | Как начать разговор? |
4 | 1 | Как поддерживать и завершить разговор? |
5 | 1 | Манипулирование |
6 | 1 | Манипулирование и давление |
7,8 | 2 | Наркотики |
Программа «Полезные навыки», 13 лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1 | 1 | Я и мои поступки |
2 | 1 | Самооценка и самовоспитание |
3 | 1 | Как преодолевать стеснительность |
4,5 | 2 | Ответственность |
6 | 1 | Что такое марихуана? |
7 | 1 | Правда и ложь о марихуане |
8 | 1 | Вперед к здоровью |
Программа «Полезные навыки», 14 лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1 | 1 | Мои ценности |
2 | 1 | Красота и здоровье |
3 | 1 | Возраст, доверие и независимость |
4 | 1 | Мое настроение и общение с людьми |
5 | 1 | Тренинг навыков невербального общения |
6 | 1 | Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения |
7 | 1 | Развлечения в компании |
8 | 1 | ВИЧ/СПИД |
Программа «Полезные навыки», 15 -18 лет.
№ п/п | Кол-во часов | Тематика |
1 | 1 | Моя внешность |
2 | 1 | Чувства, которые мы переживаем |
3 | 1 | Как преодолеть конфликт |
4 | 1 | Насилие |
5 | 1 | Близкие отношения и риск |
6 | 1 | Как заражаются ВИЧ? |
7 | 1 | Рискованное поведение и ВИЧ |
8 | 1 | Безопасное поведение и ВИЧ |
Используемая литература.
Учебное пособие «Полезные навыки» для 5-9 классов средней школы по предупреждению употребления ингялянтов и наркотиков.
Материалы для родителей. 127 полезных советов, или как уберечь детей от наркотиков. Москва, 2002г. О.Л. Романова, Е.Н. Тимакина. Под