АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 102 с углубленным изучением отдельных предметов»
603163, Нижний Новгород, ул. Родионова, д. 201, тел/факс. (831)438-45-01
Утверждаю
Директор «МАОУ СШ №102»
______________ Горохов С.А.
«__» _____________2016 года
Рабочая программа по подготовке к ГИА
по английскому языку
9 классов
в форме консультативных занятий
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в неделю – 1 час
Количество часов в год – 34 часа
Автор-составитель программы
Грачева И.А., учитель
Пояснительная записка
Основой составления плана подготовки учащихся 9-11 классов к сдаче ГИА послужила «Программа подготовки выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ в 2016-2017 учебном году». Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9 класса, планирующих сдавать экзамен по английскому языку в форме государственной итоговой аттестации (ГИА). Курс направлен на знакомство с практикой экзамена по английскому языку в новой форме-форме ГИА, намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Для успешной сдачи экзамена необходима организация системы специальных дополнительных занятий педагога с учащимися, самостоятельная учебная подготовка девятиклассников. Важным является целенаправленное обобщающее повторение и закрепление теоретического материала, изученного в 5 - 9 классах. Актуальность данного курса состоит в том, что он направлен не только на совершенствование ранее сформированных умений и навыков, но и на их углубление и расширение, повышение мотивации успешной сдачи ГИА. В соответствии с программой подготовка учащихся 9 классов к ГИА осуществляется в рамках внеурочной деятельности.
Подготовка учащихся 9 классов к ГИА
в рамках внеурочной деятельности осуществляется через:
Организацию систематической работы выпускников с заданиями различной сложности (формы и вариативность контроля соответствуют формату ГИА) и с открытым банком заданий ОГЭ на сайте ФИПИ;
Решение демонстрационных вариантов ОГЭ 2015 года по всем общеобразовательным предметам;
Оформление и заполнение бланков ответов ОГЭ, выявление типичных ошибок;
Организацию промежуточной диагностики и анализ ее результатов;
Организацию индивидуальных занятий;
Индивидуальные предметно-ориентированные консультации по заданиям в формате ГИА;
Мониторинг реализации индивидуальных планов учащихся и использование различных видов контроля для получения объективной информации;
Проведение тренировочно-диагностического тестирования выпускников 9 классов по заданиям и технологиям, аналогичным ОГЭ по английскому языку;
Диагностическое тестирование в режиме он-лайн, что позволит в режиме реального времени проверить готовность и способность выполнить работу и учесть просчеты и ошибки;
Дистанционные консультации по индивидуальным затруднениям учащихся;
Индивидуальную работу с родителями с целью оптимизации ресурсов семейного влияния.
Рабочая программа курса составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования – М.: «Дрофа», 2006;
2. Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующими программы общего образования - М.: «Дрофа», 2006;
3. Примерной программой основного общего образования по английскому языку. Министерство образования и науки РФ. Сборник нормативных документов. Иностранный язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007
В экзаменационной работе проверяется общая коммуникативная компетенция выпускников основной школы. Тестовые задания охватывают все четыре вида речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо, говорение, а также некоторые языковые навыки. В частности, проверяются:
- умение понимать на слух основное содержание прослушанного текста и умение понимать в прослушанном тексте запрашиваемую информацию;
- умение читать текст с полным пониманием общего содержания и умение понимать в прочитанном тексте запрашиваемую информацию;
- навыки использования языковых единиц в коммуникативном контексте
- умение писать личное письмо небольшого объёма;
- умение устного иноязычного общения в предлагаемых коммуникативных ситуациях;
Цель курса: обеспечение подготовки девятиклассников к успешной сдаче ГИА.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- ознакомление учащихся с экзаменационным форматом;
- развитие гибкости, способности ориентироваться в типах экзаменационных заданий;
- изучение, повторение и обобщение материала по тем разделам грамматики и лексики, которые входят в основные части экзамена;
- формирование определённых навыков и умений, необходимых для успешного выполнения экзаменационных заданий, а именно:
- в области говорения – обучение высказыванию по предложенной теме;
- в области письма – обучение написанию личного письма;
- в области аудирования – формирование умения слушать текст с пониманием общей идеи и с извлечением информации;
- в области чтения – формирование умения читать тексты с пониманием общей идеи и с извлечением информации;
- для развития компенсаторной компетенции развитие умения пользоваться языковой и контекстуальной догадкой;
- формирование умений анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала.
Структура курса и организация обучения.
Продолжительность курса - 34 часа (1 час в неделю).
В основе курса лежат следующие методологические принципы.
1. Интеграция основных речевых умений и навыков.
2. Последовательное развитие основных речевых умений и навыков.
3. Коммуникативная направленность заданий.
4. Контекстуальное введение лексики.
5. Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой
подготовки учащихся.
6. Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.
Контроль результатов обучения и оценка приобретенных школьниками умений и навыков проводится посредством текущего контроля – закрепляющие тесты по каждому разделу; итогового – тесты в формате ГИА, а также путём самооценки и самоконтроля.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная - выполнение: коммуникативно-ориентированных грамматических и лексических заданий; составление речевых высказываний по теме; выполнение различных лексических и грамматических упражнений; аудирование, чтение с последующим извлечением общей и специальной информации, самостоятельная работа.
Методы работы: лекция, составление конспекта; составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; сбор и анализ информации, анализ и коррекция ошибок.
Обучающиеся должны уметь выполнять задания в разделах:
- устная речь – прочитать вслух небольшой текст научно-популярного характера, высказаться по предложенной теме, ответить на услышанные в аудиозаписи вопросы телефонного опроса;
- аудирование – выполнить задание на сопоставление и с извлечением информации;
- чтение – выполнить задание на сопоставление и с извлечением информации;
- лексика и грамматика – выполнить задание по грамматике и словообразованию;
- письмо – написать личное письмо.
Полный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и состоит из пяти модулей, соответствующих средней ступени обучения:
1 модуль. Грамматика (16 часов).
Раздел 1. Диагностика. Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Раздел 2. Имя существительное и его словообразовательные суффиксы. Определители существительных. Прилагательное и наречие. Суффиксы и приставки прилагательных и наречий. Видовременная система глагола. Глаголы в действительном залоге. Словообразовательные суффиксы глаголов. Глаголы в страдательном залоге. Согласование времен и косвенная речь. Неличные формы глагола. Причастие. Инфинитив. Герундий. Условные предложения. Реальные и нереальные условные придаточные настоящего времени. Нереальные придаточные прошедшего времени, предложения с I wish.
2 модуль. Чтение (6 часов).
Знакомство с форматами текстов; возможными типами заданий: альтернативные ответы, множественный выбор, заполнение таблицы, установление соответствия, краткий ответ, заполнение пропусков, установление логической последовательности. Стратегии, необходимые для выполнения каждого задания. Тексты различных аутентичных жанров, газетные и журнальные статьи, рекламные объявления, вывески, брошюры, путеводители.
Виды чтения: извлечение необходимой информации, полное понимание текста, понимание основного содержания.
3 модуль. Аудирование (4 часа).
Аудирование как компонент устно-речевого общения. Знакомство с типами заданий, используемых на итоговой аттестации. Стратегия восприятия информации аудиотекста; умения, помогающие понять значения незнакомых слов. Типичные ошибки; рекомендации по исправлению ошибок. Формирование умений работать во временном режиме.
4 модуль. Письмо (2 часа).
Понятие письма как вида речевой деятельности. Написание деловых и личных писем, сочинений, открыток, деловых бумаг, заявлений. Письмо с использованием различных типов речи: описания, повествования, рассуждения. Типичные ошибки, связанные с неумением внимательно читать инструкцию и следовать ее требованиям; типичные ошибки, связанные с отсутствием знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задания;
5 модуль. Говорение (6 часов).
Говорение как вид речевой деятельности в контексте коммуникативного подхода: стратегия выполнения заданий монологического и диалогического высказываний;
преодоление проявления инертности при ответе на вопрос собеседника; ответ на приглашение собеседника что-либо сделать; выполнение заданий интерактивного характера;
поиск способов обосновывать ответы, аргументировать. Формирование умений работать в режиме времени.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Формы контроля | Материально-техническое обеспечение |
МОДУЛЬ 1. Грамматика (16 часов). |
Раздел 1. Диагностическое тестирование |
1 | Письменное тестирование | Диагностическая работа на основе контрольных заданий Открытого Банка заданий ФИПИ ГИА по английскому языку (Test 1). Самоконтроль, самокоррекция, рефлексия по материалу и освоению речевых умений с целью выяснения уровня ЗУН и возможных пробелов | Письменный | ПК учителя, Файлы MP3 |
2 | Написание личного письма | Написание личного письма в формате С1, как элемент диагностики знаний уч-ся | Письменный | Слайд презентация – схема анализа личного письма |
Раздел 2. Имя существительное и его определители |
3 | Имя существительное и его словообразовательные суффиксы | Формирование навыка употребления неисчисляемых и исчисляемых существительных (a book, milk), форм мн. числа, включая исключения; существительных в функции прилагательного (school library); | Мини-тест ( см. список литературы, источник №2, тест 12,13,14) | ПК учителя Файлы MP3 |
4 | Определители существительных | Формирование навыка употребления определённого, неопределённого и нулевого артиклей | Мини-тест онлайн | ПК учителя, Файлы MP3 Тест онлайн на сайте native-english.ru |
Раздел 3. Прилагательное и наречие |
5 | Имя прилагательное и наречие | Формирование навыка употребления степеней сравнения прилагательных и наречий, в том числе образованных не по правилу (well – better -the best) | Устный - по теоретическим вопросам, письменный- по результату выполнения письменного упр-я | ПК учителя Файлы MP3 |
6 | Суффиксы и приставки прилагательных и наречий | Формирование умений употреблять словообразовательные суффиксы и приставки прилагательных и наречий | Письменный опрос | ПК учителя Файлы MP3 |
Раздел 4. Видовременная система глагола (Действительный залог) |
7 | Глаголы в действительном залоге | Формирование умения употреблять личные формы глаголов действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect | Письменный опрос | Таблица неправильных глаголов ПК учителя, Файлы MP3 Тест онлайн на сайте native-english.ru |
8 | Словообразовательные суффиксы глаголов | Формирование умений употреблять словообразовательные суффиксы и приставки глаголов | Письменный опрос | ПК учителя, Файлы MP3 Слайд презентация Тест онлайн на сайте native-english.ru |
Раздел 5. Видовременная система глагола (Страдательный залог) |
9-10 | Глаголы в страдательном залоге | Формирование умения употреблять правильные и неправильные глаголы в формах страдательного залога(Present, Past, Future Simple; Perfect, Continuous). | Письменный опрос | Таблица неправильных глаголов. Упражнения раздаточного материала. ПК учителя, Файлы MP3 Слайд презентация |
Раздел 6. Согласование времен и косвенная речь |
11-12 | Правило согласования времен и построение предложений в косвенной речи | формирование навыков согласования времен в рамках сложного предложения в плане настоящего и прошлого | Письменный опрос | Таблица согласования времен ПК учителя Файлы MP3 Тест онлайн на сайте native-english.ru |
Раздел 7. Неличные формы глагола. Причастие. Инфинитив. Герундий. |
13 | Неличные формы глагола. Причастие | Анализ употребления в речи неличных форм глагола - причастия. Выполнение грамматических упражнений. | Выполнение грамматических упражнений | Таблица неличных форм глагола ПК учителя, Файлы MP3 Упражнения раздаточного материала |
14 | Инфинитив, герундий | Анализ употребления в речи неличных форм глагола Infinitive+ing/to(инфинитив, герундий) | Выполнение грамматических упражнений | ПК учителя, Файлы MP3 Тест онлайн на сайте native-english.ru |
Раздел 8. Условные предложения |
15 | Реальные и нереальные условные придаточные настоящего времени | Образование условных предложений реального (Conditional I – If I paint a nice picture, I will give it to you ) и нереального характера (Conditional II – If I were you, I would do it) | Выполнение грамматических упражнений | Файлы MP3 Слайд презентация Тест онлайн на сайте native-english.ru |
16 | Нереальные придаточные прошедшего времени, предложения с I wish | Предложения с конструкцией I wish (I wish I knew his address.) | Выполнение грамматических упражнений | Файлы MP3 Слайд презентация Тест онлайн на сайте native-english.ru |
Модуль 2.Чтение (6 часов). |
17-18 | Чтение текста и установление соответствия между текстами А- G и заголовками 1-8 | Чтение с пониманием основного содержания, с извлечением заданной информации. | Задание по чтению из открытого банка ФИПИ | |
19-20 | Чтение текста на соответствие предложенной информации «TRUE-FALSE» | Чтение текста и определение, являются ли высказывания А-7-А-14 соответствующими содержанию True, не соответствующими False, и о чём в тексте нет информации- Not stated | Задание по чтению из открытого банка ФИПИ | |
21-22 | Анализ демонстрационного варианта ГИА 2016 по разделам грамматики и чтения | Уметь выходить из положения при дефиците языковых средств. Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, прогнозировать содержание при чтении и аудировании. Определять тему (в том числе по заголовку), выделять основную мысль | Демо версия ФИПИ 2016 | |
Модуль 3. Аудирование. (4 часа) |
23 | Аудирование текста с выборочным пониманием необходимой информации. | Восприятие текста на слух. Аудирование с выборочным пониманием необходимой информации | Письменное оформление упражнения | ПК учителя СD Файлы MP3 |
24 | Аудирование текста с целью понимания основного содержания. | Понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов | Письменное оформление упражнения | ПК учителя СD Файлы MP3 |
25 | Аудирование текста с целью выборочного понимания необходимой информации. | Выборочное понимание необходимой/ запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах | Письменное оформление упражнения | ПК учителя СD Файлы MP3 |
26 | Аудирование текста текста с целью выборочного понимания необходимой информации. | Выборочное понимание необходимой/ запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах | Письменное оформление упражнения | ПК учителя СD Файлы MP3 |
Модуль 4. Письмо(2 часа) |
27-28 | Личное письмо Письмо. | Обсуждение порядка написания письма, используемой лексики, поиск ключевых слов. Написание письма неоф. стиля по плану с опорой на образец. | Письмо | ПК учителя Файлы MP3 Слайд презентация |
Модуль 5. Говорение (6 часов). |
29 | Монологическое и диалогическое высказывание на тему «Досуг. Увлечения». | Анализ стратегий выполнения задания по составлению монологического высказывания моделирование речевых ситуаций | Запись монологического высказывания в формате MP3 | ПК учителя |
30 | Монологическое и диалогическое высказывание на тему «Семья. Выбор профессии». | Анализ стратегий выполнения задания по составлению монологического высказывания | Запись монологического высказывания в формате MP3 | ПК учителя |
31 | Монологическое и диалогическое высказывание на тему «Образование и обучение». | Анализ стратегий выполнения задания по составлению монологического высказывания | Запись монологического высказывания в формате MP3 | ПК учителя |
32 | Монологическое и диалогическое высказывание на тему «Средства массовой информации». | Анализ стратегий выполнения задания по составлению монологического высказывания | Запись монологического высказывания в формате MP3 | ПК учителя |
33 | Монологическое и диалогическое высказывание на тему «Наука и технический прогесс» | Анализ стратегий выполнения задания по составлению диалогического высказывания | Запись монологического высказывания в формате MP3 | ПК учителя |
34 | Итоговый тест | Выполнение полного варианта демонстрационной версии ГИА 2016 по английскому языку | Письменный | Файл в формате MP3 |
Литература
Голицынский, Ю.Б. Грамматика: Сборник упражнений/Ю.Б. Голицынский, Н.А. Голицынская. – 6-е изд., – СПб.: КАРО, 2009.- 576с. - (Серия «Английский язык для школьников) ISBN 978-5-89815-933-7
Кошманова, И.И. Тесты по английскому языку. Орфография. Лексика. Грамматика/Ирина Кошманова.- 6-е изд.,- М: Айрис – пресс, 2008.- 256с. –(Домашний репетитор) ISBN 978-5-8112-3137-9
Махмурян, К.С. ГИА. Английский язык. Практикум/ К.С. Махмурян, Е.С.Маркова, Е.Н.Соловова. – М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2014-85,[3] c. ISBN 978-5-451-00048-9
Электронные ресурсы
1. Английский язык онлайн. [ Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.native-english.ru/- свободный
2. ГИА 9 [ Электронный ресурс]: Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации. Режим доступа: http://gia.edu.ru/- свободный
Подготовка к ГИА [Электронный ресурс]: Сайт учителя МАОУ Гимназия №1 г.
Балаково Ефремова. Режим доступа: http://www.izenglish.ru – свободный
4. Cдам ГИА [Электронный ресурс]: Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Английский язык. Режим доступа: http://en.sdamgia.ru - свободный
5. ФИПИ. Открытый банк заданий ГИА [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://opengia.ru/subjects/english-9/topics/1?page=5 - свободный
6. Randall’s ESL Cyber Listening Lab.- For English as a Second Language[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.esl-lab.com/index.htm - свободный