Четвертый блок «АГРЕССИЯ»
Занятия 8-9. «Эмоции. Как справиться с гневом?»
Цель:
Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.
Задачи:
Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие компетентности в социальном функционировании, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы
поддержки и формирование «проекции на будущее».
Беседа
Какие бывают чувства и эмоции? Позитивные и негативные чувства. Зачем нам негативные чувства? Что такое гнев, агрессия? Способы совладания с агрессией, гневом, раздражением. Что такое истинная и ложная критика. Как реагировать, когда дразнят?
Конфликты и разногласия естественны в жизни, однако насилие не является приемлемым путем разрешения конфликтов между людьми.
Упражнение 1. «Цвет моего настроения»
Участники по кругу называют цвет, ассоциирующийся у них с настроением в данный момент. Ведущий кладет в центр круга листы, на которых написаны слова «радость», «грусть», «злость», «страх», «интерес», и спрашивает участников, что общего у всех этих понятий? Ответ: это - эмоции. Ведущий предлагает участникам попытаться дать определение понятию «эмоция». Эмоция - это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно. Эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием.
Упражнение 2. «Имена чувств»
Каждый участник записывает в таблицу столько «имен» чувств, сколько сможет. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других участников.
В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики или оценка интенсивности чувств по 5-балльной шкале.
Подросткам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.
Таблица «имен» чувств
«Имена» чувств | Места, где я обычно испытываю эти чувства |
| Дома | На улице | В школе | В новой компании | Среди Друзей | В других местах (где?) |
Обычно |
1. Злость | | | | | | |
2.Радость | | | | | | |
3.Уныние | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
Сегодня |
1. Скука | | | | | | |
2. Страх | | | | | | |
3.Восторг | | | | | | |
4. | | | | | | |
5. | | | | | | |
В завершение упражнения можно задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда в последний раз писал контрольную работу? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали? Какое, по-вашему, самое неприятное чувство? Какое чувство вам нравится больше других? Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?»
Упражнение 3. «Притча о змее»
«Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближались к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Те осмеяли змею и закидали камнями».
Анализ притчи. Какой вывод молено сделать из этой притчи? Зачем нужна человеку агрессия? В каких случаях?
Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на завоевание независимости и свободы.
Деструктивная агрессия — это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.
В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нужна для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.
Упражнение 4. «Выставка»
Инструкция. «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать».
Обсуждение. Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?
Упражнение 5. «Эмоции в моем теле»
Необходимо для каждого участника подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черного цветов.
Инструкция. «Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните недавний случай, когда вы были злы на кого-то. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки на своем рисунке красным карандашом. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке.
(Аналогичным образом предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым — радость.)
Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в теле? А какое труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?»