СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологической помощи подросткам "ПОВЕРЬ В СЕБЯ" Занятие 8-9 "Как справиться с гневом!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

 Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Просмотр содержимого документа
«Программа психологической помощи подросткам "ПОВЕРЬ В СЕБЯ" Занятие 8-9 "Как справиться с гневом!"»

Четвертый блок «АГРЕССИЯ»

Занятия 8-9. «Эмоции. Как справиться с гневом?»

Цель:

Восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру, восстановление ощущения ценности собственной личности, социальная интеграция, осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Задачи:

Развитие, совершенствование навыков саморегуляции, осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией, овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром, развитие компетентности в социальном функ­ционировании, развитие эмоциональной сферы, поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы
поддержки и формирование «проекции на будущее».


Беседа

Какие бывают чувства и эмоции? Позитивные и негативные чувства. За­чем нам негативные чувства? Что такое гнев, агрессия? Способы совладания с агрессией, гневом, раздражением. Что такое истинная и ложная критика. Как реагировать, когда дразнят?

Конфликты и разногласия естественны в жизни, однако насилие не являет­ся приемлемым путем разрешения конфликтов между людьми.

Упражнение 1. «Цвет моего настроения»

Участники по кругу называют цвет, ассоциирующийся у них с настроени­ем в данный момент. Ведущий кладет в центр круга листы, на которых напи­саны слова «радость», «грусть», «злость», «страх», «интерес», и спрашивает участников, что общего у всех этих понятий? Ответ: это - эмоции. Ведущий предлагает участникам попытаться дать определение понятию «эмоция». Эмоция - это определенное отношение к какому-то объекту или собы­тию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно. Эмоции дру­гих людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, опре­деляется настроением и самочувствием.

Упражнение 2. «Имена чувств»

Каждый участник записывает в таблицу столько «имен» чувств, сколько сможет. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психо­лог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других участников.

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячей­ка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть не­сколько), в ячейках проставляются крестики или оценка интенсивности чувств по 5-балльной шкале.

Подросткам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

Таблица «имен» чувств


«Имена» чувств

Места, где я обычно испытываю эти чувства





Дома

На улице

В школе



В новой компании

Среди

Друзей

В других местах (где?)

Обычно

1. Злость







2.Радость







3.Уныние







4.







5.







Сегодня

1. Скука







2. Страх







3.Восторг







4.







5.








В завершение упражнения можно задать группе несколько вопросов: «Ка­кие чувства испытывал каждый из вас, когда в последний раз писал контрольную работу? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали? Какое, по-вашему, самое неприятное чувство? Какое чувство вам нравится больше других? Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?»

Упражнение 3. «Притча о змее»

«Жила на свете очень ядовитая змея, которую все боялись и не приближа­лись к ней из-за ее яда. Никто не общался со змеей, поэтому была она очень одинока. Решила змея избавиться от яда и сбросила его в ущелье. Увидел это орел и рассказал всем зверям. Те осмеяли змею и закидали камнями».

Анализ притчи. Какой вывод молено сделать из этой притчи? Зачем нуж­на человеку агрессия? В каких случаях?

Конструктивная агрессия направлена на защиту себя и других, на заво­евание независимости и свободы.

Деструктивная агрессия — это насилие, жестокость, ненависть и злоба. Это попытка самоутверждения за счет унижения других.

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что агрессия нуж­на для самозащиты. Агрессия иногда помогает человеку постоять за свою честь и за честь других перед врагом.

Упражнение 4. «Выставка»

Инструкция. «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдох­ните 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступи­ли с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мыслен­но скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать».

Обсуждение. Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

Упражнение 5. «Эмоции в моем теле»

Необходимо для каждого участника подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черного цветов.

Инструкция. «Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните недавний слу­чай, когда вы были злы на кого-то. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки на своем рисунке красным карандашом. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке.

(Аналогичным образом предложите участникам обозначить синим ка­рандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым радость.)

Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чув­ство вам было легче всего представить и ощутить в теле? А какое труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!