Программа
психолого-педагогического сопровождения адаптации
пятиклассников к обучению в средней школе
«Тропинка к своему Я»
Пояснительная записка
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным – стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Признаки возникшей дезадаптации учащихся:
• усталый, утомленный вид ребенка;
• нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;
• стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
• нежелание выполнять домашнее задание;
• негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
• жалобы на те или иные события, связанные со школой;
• беспокойный ночной сон;
• трудности утреннего пробуждения, вялость;
• постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной.
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Исходя из этого, предлагается один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших подростков при переходе из начальной школы в среднее звено – программу психолого-педагогического сопровождения «Первый раз в пятый класс».
Цели и задачи
Целью данной программы является создание условий для успешной адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Формирование у учащихся адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.
Развитие навыков уверенного поведения.
Усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
Ознакомление учащихся с разными формами коммуникации.
Создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Основные направления
В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни.
Психологическая диагностика.
Консультативная работа с педагогами и родителями.
Профилактическая работа.
Коррекционно-развивающая работа.
Аналитическая работа.
Психологическая диагностика. На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
При обследовании пятиклассников целесообразно обращать внимание на следующие аспекты:
Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:
соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);
индивидуальные особенности познавательной деятельности;
умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.
Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.
Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.
Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие диагностические методики:
Методика «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельностью учащихся Э.М. Александровская, Ст. Громбах (мод. Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот);
«Тест школьной тревожности» Б.Н. Филлипс;
«Методика определения личностной адаптированности школьников» А.В. Фурман
Консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров, круглых столов, малых советов. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им. В начале учебного года проводится круглый стол «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников». На круглый стол приглашаются классные руководители пятых классов, учителя-предметники, учителя, выпустившие данные классы в четвертом, социальный педагог, педагог-психолог и зам директора по УВР. Затем (через два – два с половиной месяца) проводится малый совет по результатам адаптации, на который приглашаются все учителя, работающие в пятых классах, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. А так же через работу блога педагога-психолога и через памятки для классных руководителей: «Как преодолеть школьную тревожность», «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность», «Как сплотить ученический коллектив» и пр.
Работа с родителями проводится через групповые консультации на родительских собраниях, через информирование о процессах адаптации на блоге педагога-психолога, через памятки. На первом родительском собрании следует рассказать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе. Можно поговорить о том, какую помощь в адаптации смогут оказать детям родители. Следует также ознакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение тренинга и коррекционных занятий.
Примерная тематика родительских собраний: «Условия успешной адаптации или подводные камни пятого класса», памятки «Пятиклассники - особенности возраста», «Трудности адаптационного периода» и пр.
Так же проводится консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
Профилактическая работа. Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме групповых занятий с элементами тренингов. Проводится данная работа в первые два месяца обучения учащихся в пятом классе, со всеми учащимися. Цель данных занятий – создание условий для успешной адаптация учащихся.
Коррекционно-развивающая работа. Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа. Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психологической службы школы — наладить такое сотрудничество.
Принципы реализации программы
Гуманизм
Демократизм
Научность
Индивидуализация и дифференциация
Систематичность
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
Ожидаемые результаты
Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.
Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
Улучшение межличностных отношений между сверстниками.
Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.
Критерии оценки достижения поставленной цели и задач
Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.
Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.
Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.
Повышение уровня коммуникативности пятиклассников
План работы
по программе психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников «Первый раз в пятый класс»
№ | Направление | Вид деятельности | Сроки |
1. | Диагностическая работа | Анкета на знакомство «Вот я какой!» | Сентябрь |
«Тест школьной тревожности» Б.Н. Филлипс; | Октябрь |
«Методика определения личностной адаптированности школьников» А.В. Фурман | Октябрь, май |
Методика «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельностью учащихся Э.М. Александровская, Ст. Громбах (мод. Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот); | Ноябрь, май |
2. | Консультативная и просветительская работа | Круглый стол для педагогов «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников» | сентябрь |
Памятки для классных руководителей: «Как преодолеть школьную тревожность», «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность», «Как сплотить ученический коллектив» | Сентябрь-октябрь |
Малый совет для учителей по результатам адаптации обучающихся пятых классов | ноябрь |
Семинар для учителей «Возрастные особенности младшего подростка» | ноябрь |
Родительское собрание «Условия успешной адаптации или подводные камни пятого класса» | сентябрь |
Памятки и информация на блоге для родителей пятиклассников: «Золотые правила воспитания», «Возрастные особенности младшего школьника», «Трудности адаптационного периода» и пр. | Сентябрь - ноябрь |
Родительское собрание по результатам адаптации | Ноябрь |
3. | Профилактическая работа | Групповая работа с учащимися по предупреждению дезадаптации. «Первый раз в пятый класс» | Сентябрь – октябрь |
Анализ психологического климата во время уроков (наблюдение) | Сентябрь- октябрь |
4. | Коррекционно-развивающая работа | Групповые и индивидуальные занятия с учащимися, имеющими трудности в адаптации по программе О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» | Декабрь - апрель |
5. | Аналитическая работа | Повторная диагностика адаптации учащихся и анализ работы за год | Май |
Список использованной литературы:
- Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми. Родителями, педагогами/авт. –сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238с.
Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). – СПб.: Речь, 2007. – 216с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.
Фурман А.В. Методика определения личностной адаптированности» - Киев, Донецк «Ровесник. 1983г