СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников к обучению в средней школе «Тропинка к своему Я»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

психолого-педагогического сопровождения адаптации

пятиклассников к обучению в средней школе

«Тропинка к своему Я»

 

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников к обучению в средней школе «Тропинка к своему Я»»

Программа

психолого-педагогического сопровождения адаптации

пятиклассников к обучению в средней школе

«Тропинка к своему Я»


Пояснительная записка

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным – стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Признаки возникшей дезадаптации учащихся:

• усталый, утомленный вид ребенка;

• нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;

• стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;

• нежелание выполнять домашнее задание;

• негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

• жалобы на те или иные события, связанные со школой;

• беспокойный ночной сон;

• трудности утреннего пробуждения, вялость;

• постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Исходя из этого, предлагается один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших подростков при переходе из начальной школы в среднее звено – программу психолого-педагогического сопровождения «Первый раз в пятый класс».


Цели и задачи

Целью данной программы является создание условий для успешной адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.

  2. Развитие навыков уверенного поведения.

  3. Усвоение навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

  4. Ознакомление учащихся с разными формами коммуникации.

  5. Создание условий для снижения тревожности, а также выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.



Основные направления

В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления работы по адаптации детей к новой школьной жизни.

  1. Психологическая диагностика.

  2. Консультативная работа с педагогами и родителями.

  3. Профилактическая работа.

  4. Коррекционно-развивающая работа.

  5. Аналитическая работа.


Психологическая диагностика.

На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.

При обследовании пятиклассников целесообразно обращать внимание на следующие аспекты:

    1. Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:

  • соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);

  • индивидуальные особенности познавательной деятельности;

  • умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

    1. Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.

    2. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.

    3. Особенности поведения школьника в ситуациях внутри-школьного взаимодействия.

Для решения задач, стоящих перед психологической службой на этапе перехода детей из начальной в среднюю школу, целесообразно использовать следующие диагностические методики:

  • Методика «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельностью учащихся Э.М. Александровская, Ст. Громбах (мод. Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот);

  • «Тест школьной тревожности» Б.Н. Филлипс;

  • «Методика определения личностной адаптированности школьников» А.В. Фурман


Консультативная и просветительская работа с педагогами и родителями.

Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров, круглых столов, малых советов. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им. В начале учебного года проводится круглый стол «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников». На круглый стол приглашаются классные руководители пятых классов, учителя-предметники, учителя, выпустившие данные классы в четвертом, социальный педагог, педагог-психолог и зам директора по УВР. Затем (через два – два с половиной месяца) проводится малый совет по результатам адаптации, на который приглашаются все учителя, работающие в пятых классах, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. А так же через работу блога педагога-психолога и через памятки для классных руководителей: «Как преодолеть школьную тревожность», «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность», «Как сплотить ученический коллектив» и пр.

Работа с родителями проводится через групповые консультации на родительских собраниях, через информирование о процессах адаптации на блоге педагога-психолога, через памятки. На первом родительском собрании следует рассказать о психологических особенностях детей этого возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе. Можно поговорить о том, какую помощь в адаптации смогут оказать детям родители. Следует также ознакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение тренинга и коррекционных занятий.

Примерная тематика родительских собраний: «Условия успешной адаптации или подводные камни пятого класса», памятки «Пятиклассники - особенности возраста», «Трудности адаптационного периода» и пр.

Так же проводится консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.


Профилактическая работа.

Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме групповых занятий с элементами тренингов. Проводится данная работа в первые два месяца обучения учащихся в пятом классе, со всеми учащимися. Цель данных занятий – создание условий для успешной адаптация учащихся.


Коррекционно-развивающая работа.

Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.


Аналитическая работа.

Аналитическая работа должна быть направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.

Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психологической службы школы — наладить такое сотрудничество.



Принципы реализации программы

  • Гуманизм

  • Демократизм

  • Научность

  • Индивидуализация и дифференциация

  • Систематичность

  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития


Ожидаемые результаты

  • Сохранение и укрепление психического здоровья пятиклассников.

  • Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.

  • Улучшение межличностных отношений между сверстниками.

  • Повышение уровня мотивации родителей пятиклассников к участию в жизни класса, государственно-общественном управлении школой.



Критерии оценки достижения поставленной цели и задач

  • Снижение уровня школьной тревожности у обучающихся пятых классов.

  • Снижение числа пятиклассников со школьной дезадаптацией.

  • Повышение уровня мотивации пятиклассников к учебной деятельности.

  • Повышение уровня коммуникативности пятиклассников



План работы

по программе психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников «Первый раз в пятый класс»


Направление

Вид деятельности

Сроки

1.

Диагностическая работа

  1. Анкета на знакомство «Вот я какой!»

Сентябрь

  1. «Тест школьной тревожности» Б.Н. Филлипс;

Октябрь

  1. «Методика определения личностной адаптированности школьников» А.В. Фурман

Октябрь, май

  1. Методика «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельностью учащихся Э.М. Александровская, Ст. Громбах (мод. Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот);

Ноябрь, май

2.

Консультативная и просветительская работа

  1. Круглый стол для педагогов «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»

сентябрь

  1. Памятки для классных руководителей: «Как преодолеть школьную тревожность», «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность», «Как сплотить ученический коллектив»

Сентябрь-октябрь

  1. Малый совет для учителей по результатам адаптации обучающихся пятых классов

ноябрь

  1. Семинар для учителей «Возрастные особенности младшего подростка»

ноябрь

  1. Родительское собрание «Условия успешной адаптации или подводные камни пятого класса»

сентябрь

  1. Памятки и информация на блоге для родителей пятиклассников: «Золотые правила воспитания», «Возрастные особенности младшего школьника», «Трудности адаптационного периода» и пр.

Сентябрь - ноябрь

  1. Родительское собрание по результатам адаптации

Ноябрь

3.

Профилактическая работа

  1. Групповая работа с учащимися по предупреждению дезадаптации. «Первый раз в пятый класс»

Сентябрь – октябрь

  1. Анализ психологического климата во время уроков (наблюдение)

Сентябрь- октябрь

4.

Коррекционно-развивающая работа

  1. Групповые и индивидуальные занятия с учащимися, имеющими трудности в адаптации по программе О. Хухлаевой «Тропинка к своему Я»

Декабрь - апрель

5.

Аналитическая работа

  1. Повторная диагностика адаптации учащихся и анализ работы за год

Май

Список использованной литературы:


  1. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
  2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми. Родителями, педагогами/авт. –сост. С.А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238с.

  3. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). – СПб.: Речь, 2007. – 216с.

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541с.

  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5—6 классы). — М.: Генезис, 2006. — 207 с.

  6. Фурман А.В. Методика определения личностной адаптированности» - Киев, Донецк «Ровесник. 1983г








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!