УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАРЦЫЗСКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 17
«ТЕРЕМОК» г. ИЛОВАЙСКА
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания Методического Протокол заседания
Совета Управления образования педагогического совета
Администрации города Харцызска дошкольного образовательного
Донецкой Народной Республики учреждения № 17 « Теремок»
От_____________ № _________ г. Иловайска Донецкой
Народной Республики
От __________ № _____
Программа работы профильной группы
Экологического направления « Мир глазами детей»
На 2017-2018
Харцызск 2017-08-17
Составитель:
Кравченко Л. Н. воспитатель ДОУ № 17 « Теремок» г. Иловайск
Билык В.В.
Рецензенты:
Красная О. В. методист по дошкольному образованию МК УО администрации
г. Харцызска
Коновалова Н. И. заведующий ДОУ № 17 « Теремок» г. Иловайска
Аннотация к программе « Мир глазами детей»
Настоящая программа разработана на основе Типовой образовательной программы дошкольного образования « От рождения до школы» ( Приказ Министерства образования и науки ДНР № 409 от 18. 08. 2015) и государственного образовательного стандарта дошкольного образования ( Приказ Министерства образования и науки ДНР № 326 от 17.07.2015).
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы и направлена на формирование первичных представлений о природном окружении.
Программа рекомендована педагогам групп младшего возраста для работы по экологическому воспитанию.
РЕЦЕНЗИЯ.
Программа экологического направления «Мир глазами детей» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости и строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Настоящая программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в течение дня в соответствие с возрастом и циклограммой деятельности группы.
Программа позволяет сформировать у каждого дошкольника интеллектуальные умения анализа окружающей природной среды, обеспечивает формирование элементов экологического мировосприятия.
Программа «Мир глазами детей» соответствует Государственному образовательному Стандарту дошкольного образования и Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
К программе прилагаются тематическое планирование, памятки для детей.
Методист МК УО администрации г. Харцызска О.В.Красная
РЕЦЕНЗИЯ
В данной программе решаются вопросы развития у детей дошкольного возраста начальных экологических знаний. Главный принцип этой программы- « Не навреди природе и себе».
Разнообразная тематика позволит воспитателю познакомить детей с природными объектами, экологическими понятиями, научит детей любоваться окружающим миром.
Программа предлагает для детей формы труда и наблюдений, индивидуальные беседы, обследования, игровые ситуации, развлечения.
Программа « Мир глазами детей» не носит жесткого регламентирующего характера.
Бережное отношение к окружающему миру будет строиться на знаниях экологического характера, которые помогут ребенку определить свою личную жизненную позицию в будущем.
Заведующий
ДОУ № 17 « Теремок» Н. И. Коновалова
Пояснительная записка
Человек и природа… эта вечная тема привлекала внимание философов, поэтов, художников всех времен и народов. Но еще н6икогда она не стояла так остро, как в наше время, когда человечеству угрожает экологическая катастрофа, и проблема материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения единого и самого дорогого для нас всех дома – Земли.
При таких обстоятельствах, как никогда, актуально встает вопрос экологического воспитания дошкольников. Мы глубоко убеждены, что прививать детям любовь к природе необходимо с раннего возраста. Малыши радуются, когда видят цветок, бабочку, и в тоже время могут безжалостно раздавить букашку, бегущую по дорожке.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, что окружает нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир так, чтобы он ежедневно открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, чтобы в маленьких сердцах росло благородство и закалялась воля.
Приобщая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие. Эти качества, заложенные в раннем возрасте, крепко сформируют характер взрослого человека, станут его основой.
Данная программа составлена в соответствии с:
Законом Донецкой Народной Республики « Об образовании»,
Государственным образовательным Стандартом дошкольного образования. ( Приказ МОН ДНР № 326 от 17.07.2015),
Типовой образовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы» ( Приказ МОН ДНР № 409 от 18.08.2015).
Цели программы:
Формировать экологические представления о взаимосвязи в природе.
Сформировать систему умений и навыков взаимодействия с природным окружением.
Задачи:
Формировать правильное поведение в природной среде.
Учить детей наблюдать за явлениями природы, растительным и животным миром.
Развивать у детей позитивное эмоциональное отношение к природному окружению.
Воспитывать умение любоваться красотой природы.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Содержание
Работа с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком.
В соответствии с ГОСТ ДО программа предусматривает интеграцию по задачам и содержанию всех образовательных областей:
- « Социально-коммуникативное развитие» : формирование основ безопасного поведения в природе, развитие интереса к деятельности взрослых.
- « Познавательное развитие» : развитие любознательности, творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
- « Речевое развитие» : включает владение речью, как средством общения и культуры; развитие активного словаря, связной речи, приобщение к художественной литературе, фольклору.
- «Художественно-эстетическое развитие»: развитие эстетического восприятия окружающего мира.
- « Физическое развитие»: формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
Дети 3-4 лет должны уметь:
Растительный мир: различать по внешнему виду овощи и фрукты, называть их, различать объекты растительного мира ( деревья, кусты, цветы, трава).
Животный мир: узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних и диких животных, их детенышей и называть их; наблюдать за птицами и насекомыми на участке.
Явления природы: формировать представления о сезонных природных явлениях ( листопад, снегопад, дождь, таяние); обращать внимание на изменения в природе, погоде; понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Охрана природы: бережно относиться к природному окружению; рассматривать растения и животных, не нанося им вред.
Правила поведения в природе
Красоту необходимо воспринимать сердцем.
Не лови разноцветных бабочек, что порхают над цветами. Они похожи на сказочные летающие цветы и никому не приносят вред.
Брошенная консервная банка или стекло могут ранить лесных зверей, привести их к гибели. Не оставляй следов своего пребывания в природе. Пусть место твоего отдыха будет чистым.
Не шуми в весеннем лесу. Лучше послушай голоса леса.
Если ты нашел гнездо - не трогай, птица может покинуть его даже если там отложены яйца. Понаблюдай за ним и ты увидишь много интересного.
Не ламай ветки деревьев и кустов. Чтобы погубить молодое деревце достаточно минуты, а вырастить – годы.
Самый лучший цветок тот, что цветет там, где вырос. Не срывай цветы – они завянут.
Самая чистая вода – родниковая. Посмотри, как склонились над ним травы, кусты и деревья. Он оберегает растения от засухи. Оберегай его и ты. Чистая вода – большое богатство!
СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА
ОСЕНЬ
Узнают ли дети на картинках осень, различают ли сезоны?
Знают ли приметы осени?
Где убирают урожай?
Куда исчезают насекомые, перелетные птицы?
Как ведут себя зимующие птицы?
Какие звери впали в спячку?
Какая связь между температурой воздуха и сотоянием растений?
Как растения приспосабливаются к зиме?
ЗИМА
Узнают ли дети на картинках зиму?
Знают ли о типичных зимних явлениях природы?
Каковы особенности существования растений зимой?
Образ жизни и поведение животных зимой?
Какие птицы остаются? Что они делают?
Какие птицы улетают? Почему?
ВЕСНА
Умеют ли дети различать сезоны года?
Знают ли характерные признаки весны?
Какими видами труда заняты люди весной?
ЛЕТО
Узнают ли дети на картинках? Различают ли времена года? Знают ли их последовательность?
Знают ли приметы лета?
Какова жизнь животных?
Какими видами труда заняты люди?
Что происходит в мире растений?
Перспективное планирование во второй младшей группе
тема | цель | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ 1. Овощи, фрукты
2. Цветы на клумбе
3.Травушка- муравушка
4. Солнышко лучистое | Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине 2-3 вида овощей и фруктов. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать садовые цветы: астра, календула. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Познакомить детей с травами: травка-муравка, подорожник.
Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
| -Беседа -Рассматривание овощей, фруктов -Чтение сказки "Спор овощей" -Дидактические игры: "Что растёт на дереве, а что в земле", " Чудесный мешочек", " Угадай по запаху", " Узнай по вкусу", " Сбор урожая", " Солнышко и туча" - Драматизация сказки " Репка" - Аппликация " Фрукты на тарелке" - Рисование " Яблоко", " Трава для зайчат" -Рассматривание луговых растений - Поделки из природно-бросового материала - Целевая прогулка в огород - Игровое упражнение " Солнечный зайчик" - - Подвижная игра " Солнышко и дождик" " |
ОКТЯБРЬ 1.В гости к деревьям
2.Комнатные цветы в уголке природы
3. Дождик, лей, лей, лей! | Познакомить детей с деревьями (клён, берёза, ель), где они растут, зачем нужны; находить и называть ствол, ветки, листья, корень.
Расширить представления детей о комнатных цветах (фикус); упражнять в умении описывать растение, сравнивать со знакомым (геранью). Познакомить с разными способами ухода за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, деревьям.
Показать, что осенний дождь может быть разным, выявить простейшие связи между явлениями природы.
| -Экскурсия по экологической тропинке -Наблюдения за деревьями - Беседа о деревьях -Дидактические игры: "Найди по листу дерево", "Посадим дерево", " Найди то, о чём расскажу", "Покажем мишке уголок природы", "От какого растения листья?" ( с использованием моделей) -Слушание песни "Листопад", музыка Т. Попатенко -Труд в природе: сбор осенних листьев -Чтение М. Пришвина " Листопад"
-Слушание произведения " Грустный дождик", музыка Д. Кобалевского -Рисование " Идёт дождь", " Ёлочка- зелёная иголочка" - Заучивание потешки " Радуга- дуга" -Закличка "Дождик, лей, лей, лей"
|
НОЯБРЬ 1.Золотая осень
2.Кто живёт в лесу
3. Ветер, ветер, ветерок:
| Расширить знания детей о приспособленности растений к изменениям окружающей природы; учить определять и называть состояние погоды.
Дать первоначальное представление о диких животных (заяц, медведь, лиса, волк); учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнать о них.
Показать природное явление - ветер, учить определять ветреную погоду.
| -Загадывание загадок -Рассматривание картины " Золотая осень" -Беседа -Рисование " Листопад»
-Рассматривание картин с изображением диких животных -Потешка "Идёт лисичка по мосту" -Чтение сказки Д. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост" -Чтение Е. Чарушина "Волчишко" -Хороводная игра "Зайка беленький сидит" -Дидактические игры: "Кто где живёт", "Скажи ласково", "Найди детёныша" -Аппликация " Колючий ёж" Чтение стих-я А. С. Пушкина "Ветер, ветер" -Игры с султанчиками, бег с ленточками
|
ДЕКАБРЬ 1.Котенька-коток и его друзья
2..Зимний лес полон чудес
3.Водичка, водичка:
| Дать первоначальное представления о домашних животных (корова, коза, лошадь); их внешнем виде, повадках, чем питаются; прививать добрые чувства к домашним животным. Воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим.
Уточнять и расширять представления о диких животных; об их приспособленности к изменениям окружающей среды.Воспитывать любовь и заботу к животным.
Дать элементарные представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о необходимости воды для всего живого. . Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега -в воду. | -Потешки "Котик, коток", " Ты собачка, не лай" -Лепка "Прянички" ( по р. н. п. "Кисонька- мурысенька") -Настольный театр " Волк и 7 козлят" -Рассматривание картины с изображением домашних животных -Сказка " Бычок - смоляной бочок" -Дидактические игры: "Чьи детки?", "Что даёт корова", "Кто живёт на бабушкином дворе"
- Путешествие в Зимний сказочный лес -Зачем зайчику другая шубка? -Лепка "Зайка беленький сидит" -Загадки
Потешка "Водичка, водичка." -Беседа "Для чего нужна вода?" -Опыт "Таяние снега, замерзание воды" -Изготовление цветных льдинок -Узнаем, какая вода |
ЯНВАРЬ 1.Курочка-Ряба и её соседи
2.Пернатые друзья
3. Воздух вокруг нас
| Дать представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как "разговаривают", чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детёнышей-птенцов). Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
Познакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, синичка, голубь). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к "братьям нашим меньшим".
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами (прозрачный, лёгкий, без запаха), ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. | Загадки о животных -Дидактические игры: " На птичьем дворе", "Чей детёныш", "Кто как кричит", " Назови ласково" -Сказка " Петушок и бобовое зёрнышко" -Рассказ А. Каралийчев " Маленький утёнок" -Песенка "Жили у бабуси :" -Рисование "Заборчик для петушка" -Аппликация "Жёлтый цыплёнок" -Подвижная игра "Воробышки и автомобиль" -Игра-забава "Наседка и цыплята" -Подвижная игра "Воробышки и кот" -Наблюдения за птицами на участке -Рассматривание иллюстраций с изображением птиц -Дидактическая игра "Найди пару" -Аппликация "Скворечник» -Опыт "Что в пакете?" -Игры с воздушным шаром и соломинкой -Надувание мыльных пузырей
|
ФЕВРАЛЬ 1.Волшебница- зима
2.Снеговичок
3. Посадка лука
| Расширять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать интерес ко всему живому.
Дать представление о свойствах снега. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла.
Дать представление о луковице (жёлтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок); Формировать навык посадки луковицы. Привлекать к наблюдению за ростом зелёных пёрышков. Вызвать интерес и желание ухаживать за ним.
| - -Стих-е В. Берестов "Снегопад" -Рисование "Вот зима- кругом бело" -"Уж ты ты, зимушка- зима" -Подвижная игра "Снежинки и ветер" -Наблюдения за погодой на участке -Рассматривание картины с зимним пейзажом -Беседа о зиме -Опыт со снегом -Постройка снеговика на участке
-Загадки о луке -Рассматривание луковицы -Опыт с луком -Наблюдение за ростом лука -Рассматривание появившихся зелёных пёрышков -Беседа о впечатлениях со сверстниками и взрослыми -Сравнение вновь посаженой луковицы с раннее посаженой
|
МАРТ 1.Весна пришла
2."Береги живое"
3.Какой песок, какая глина | Познакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Рассказать детям о том, как люди помогают природе, вспомнить как они ей помогали. Воспитывать желание помогать слабым, беззащитным, бережно относится к природе.
Познакомить со свойством и качеством песка, глины ; создать условия для их выявления; учить делать логические выводы; на собственном опыте убеждать детей в изменениях свойств песка. Показать детям водопроницаемость песка и глины.
| -А. Плещеев "Весна" -Чтение произведений о животных -Аппликация "Весенняя сказка" -Рисование "Сосульки длинные и короткие" -Дидактическая игра: "Мир вокруг нас", "Времена года" -Дидактическая игра "Хорошо- плохо" -"Путешествие на полянку" -Наблюдение - Беседа -Игра "Убери мусор на поляне" -Опыт с песком и глиной -Рассматривание песка и глины -Выставка глиняных игрушек -Игры с песком -Лепка пирожков и печенья -Лепка из глины "Лепёшки большие и маленькие"
|
АПРЕЛЬ 1.Насекомые -маленькие помощники
2.Посев семян гороха, лука в огороде | Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности насекомых. Формировать желание наблюдать за ними. Воспитывать доброе отношение к миру природы.
Дать представление о семенах гороха, бобов. Формировать навык посадки гороха. Воспитывать интерес и желание ухаживать за ним.
| -Чтение потешки "Божья коровка", разучивание -Лепка "Червячки для цыплят" -Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых -Отгадывание загадок
-Рассматривание семян гороха, маленьких луковичек (сенчик) -Загадки -Чтение художественной литературы -Наблюдения за ростом и развитием посаженных семян -Зарисовки
|
МАЙ 1.Природа наш родной дом
2.Нужные вещи из ненужных вещей
| Учить на деле и в доступной форме помогать природе, учить определять и называть состояние погоды. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе.
Дать детям понятие, что для изготовления различных вещей и предметов необходимо сырье. Учить детей логически мыслить, делать правильные экологические выводы. Воспитывать интерес и желание узнать , из какого бросового материала можно сделать те или иные предметы.
| -Рассматривание иллюстраций с изображением живой и неживой природы -Экскурсия по участку д/с -Наблюдения -Дидактическая игра "Береги природу"
-Рассматривание игрушек, предметов -Выставка игрушек, которые можно сделать из бросового и природного материала -Беседа - Дидактическая игра "Что из чего сделано |
ЛИТЕРАТУРА:
Закон Донецкой Народной Республики « Об образовании»,
Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования ( Приказ МОН ДНР № 326 от 17.07.2015),
Типовая образовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» ( Приказ МОН ДНР № 409 от 18.08.2015),
« Система работы по формированию экологического образования и воспитания детей младшего дошкольного возраста» Г. Ю. Ситникова, Е. Г. Фомина, « ЛИПС», 2011г.
« Формирование экологических представлений у дошкольников» Р. О. Романчук, «ЛИПС», 2008г.
« Организация экологической деятельности детей в детском саду» Л. В. Крайнова, И. В. Трубник, ДИППО, Донецк, 2011г.