ПРОГРАММА
РАБОТЫ СО СПОСОБНЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Программа составлена и реализуется
учителем русского языка и литературы
МБОУ ООШ д.Курама
Баязитова Дина Ураловна
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах районного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
некоторые олимпиады («Летописец», ВсОШ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Цели курса: повышение интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности, подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:
формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;
формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;
развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;
способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;
закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.
При планировании занятия разделены на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Особый цикл занятий - обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам.
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Контролируемость программы:
Требования к уровню образованности обучающегося.
Предметно-информационная составляющая образованности:
знать
кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,
определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;
уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Форма работы | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | История языка. Откуда есть пошла славянская письменность. | | 1 |
|
2 | Славянские языки и признаки их родства | | 1 | |
3 | Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица. | | 1 | |
4 | Создание проектов «От Древней Руси до эпохи Пушкина». Виды разборов. Фонетический разбор. | | 1 | |
5 | Визитная карточка проекта. Фонетический разбор. | | 1 | |
6 | Поиск информации в сети Internet. Фонетически разбор | | 1 | |
7 | Обработка информации. Завершение работы над проектами. | | 1 | |
8 | Группы слов русского языка и нормы их употребления. | | 1 | |
9 | Лексические омонимы и омоформы. Омографы | | 1 | |
10 | Омофоны | | 1 | |
11 | Паронимы. | | 1 | |
12 | Фразеолгизмы. Типы фразеолгизмов с точки зрения стилистической окраски | | 1 | |
13-17 | Фразеолгизмы | | 5 | |
18-20 | Занимательные задачи по русскому языку | | 3 | |
21-23 | Работа над устным выступлением | | 3 | |
24-27 | Виды разборов. Морфологический разбор. | | 4 | |
28-29 | Виды разборов. Синтаксический разбор. | | 2 | |
30-33 | Работа над проектом. Официально-деловые бумаги. Орфографический диктант (повторение орфографических правил ) | | 4 | |
34-36 | Работа над докладом, сообщением | | 3 | |
37 | Разработка памятки «Как работать над докладом, сообщением» | | 1 | |
38-39 | Лингвистическое конструирование | | 2 | |
40-43 | Комплексный анализ текста | | 4 | |
44-45 | Самооценивание и взаимооценивание работ учащихся. | | 2 | |
46-48 | Выполнение примерных олимпиадных заданий. | | 3 | |
49-50 | Подведение итогов. | | 2 | |
Список одаренных детей:
5 класс
1.Ахмадеев Ильяс
2.Ибрагимова Энйе
6 класс
1.Бахтияров Салават
2.Мустафина Айгуль
3.Ряшева Лидия
4.Тураманова Элиза
7 класс
2.Иргалина Лариса
3.Мустафина Назгуль
8 класс
1.Габитова Аделина
2.Ряшева Лилия
3.Ямалетдинова Айгина
9 класс
1.Батыршина Элина
2.Каюпова Ильзира
3.Лукманова Айлина
Литература для учителя.
Ю.Г. Кадькалов. Начальный курс науки о языке. Книга 2. Русский язык. Очерки истории. Саратов. «Научная книга».2002.
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.
Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.
Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.
Литература для учащихся.
М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.
Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.
Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.
Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.
Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.