СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы со способными и одаренными детьми по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является программой по подготовке к олимпиаде детей 5-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы со способными и одаренными детьми по русскому языку.»

ПРОГРАММА

 РАБОТЫ СО СПОСОБНЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

Программа составлена и реализуется

учителем русского языка и литературы

МБОУ ООШ д.Курама

Баязитова Дина Ураловна


Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах районного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;

  • некоторые олимпиады («Летописец», ВсОШ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Цели курса: повышение интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности, подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.

В связи с этим содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач: 

  • формировать общую культуру обучающего, расширение его кругозора, знаний о родном языке;

  • формирование знаний об общих и единых корнях разных языков;

  • развить лингвистические способности учащихся и их познавательной активности;

  • способствовать развитию мышления и коммуникативной культуре учащихся;

  • закрепить и усилить интерес к родному языку и изучающей его науке.


При планировании занятия разделены на циклы в соответствии с разделами языкознания: занятия по фонетике и орфоэпии, по лексикологии и этимологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Особый цикл занятий - обучение различным видам анализа текста (лексическому, синтаксическому, семантическому, стилистическому), а также комплексному анализу текста, работа над которым актуализирует знания учащихся по всем лингвистическим разделам. 
В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы. Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Контролируемость программы: 

  • практикумы;

  • аргументированный устный ответ;

  • сообщение, доклад.

  • проекты

Требования к уровню образованности обучающегося.

Предметно-информационная составляющая образованности:

знать

  • кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,  

  • определения таких понятий как омофоны, омографы, паронимы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;

  • уметь составить развернутое письменное и устное сообщение;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности: 

  • понимание ценности адекватной оценки собственных достижений;

  • уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности;







Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Форма работы

Кол-во часов

Дата проведения

1

История языка. Откуда есть пошла славянская письменность.


1





2

Славянские языки и признаки их родства


1


3

Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Глаголица и кириллица.


1


4

Создание проектов «От Древней Руси до эпохи Пушкина». Виды разборов. Фонетический разбор.


1


5

Визитная карточка проекта.

Фонетический разбор.


1


6

Поиск информации в сети Internet.

Фонетически разбор


1


7

Обработка информации. Завершение работы над проектами.


1


8

Группы слов русского языка и нормы их употребления.


1


9

Лексические омонимы и омоформы. Омографы


1


10

Омофоны


1


11

Паронимы.


1


12

Фразеолгизмы. Типы фразеолгизмов с точки зрения стилистической окраски


1


13-17

Фразеолгизмы


5


18-20

Занимательные задачи по русскому языку  


3


21-23

Работа над устным выступлением


3


24-27

Виды разборов. Морфологический разбор.


4


28-29

Виды разборов. Синтаксический разбор.


2


30-33

Работа над проектом. Официально-деловые бумаги. Орфографический диктант (повторение орфографических правил )


4


34-36

Работа над докладом, сообщением


3


37

Разработка памятки «Как работать над докладом, сообщением»


1


38-39

Лингвистическое конструирование


2


40-43

Комплексный анализ текста


4


44-45

Самооценивание и взаимооценивание работ учащихся.


2


46-48

Выполнение примерных олимпиадных заданий.


3


49-50

Подведение итогов.


2







Список одаренных детей:

5 класс

1.Ахмадеев Ильяс

2.Ибрагимова Энйе

6 класс

1.Бахтияров Салават

2.Мустафина Айгуль

3.Ряшева Лидия

4.Тураманова Элиза

7 класс

2.Иргалина Лариса

3.Мустафина Назгуль

8 класс

1.Габитова Аделина

2.Ряшева Лилия

3.Ямалетдинова Айгина

9 класс

1.Батыршина Элина

2.Каюпова Ильзира

3.Лукманова Айлина


Литература для учителя. 

  1. Ю.Г. Кадькалов. Начальный курс науки о языке. Книга 2. Русский язык. Очерки истории. Саратов. «Научная книга».2002.

  2. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

  3. С.И.Львова Уроки словесности 5-9 классы. – Москва: Издательский дом “Дрофа”, 1997.

  4. Б.Н.Норман . Русский язык в задачах и ответах.- Минск. ООО “Новое знание” 2004.

  5. Журнал Русский язык и литература для школьников №1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

  6. Газета Русский язык (Издательский дом “Первое сентября”) № 6/2007.с.38.

Литература для учащихся. 

  1. М.М. Казбек-Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва.: Айрис-пресс, 2006.

  2. Б.Н.Норман. Русский язык в задачах и ответах. - Минск. ООО “Новое знание” 2004.

  3. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983.

  4. Дидактический материал. Журнал Русский язык и литература для школьников № 1/ 2007. с.29, №2/ 2007. с.33.

  5. Русский язык Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Т.М. Воителева, К.А. Войлова. - М.: Дрофа, 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!