СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы со способными и одаренными детьми по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа о подготовке  к олимпиаде по литературе одаренных детей  5-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы со способными и одаренными детьми по литературе»

ПРОГРАММА

 РАБОТЫ СО СПОСОБНЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 


Программа составлена и реализуется

учителем русского языка и литературы

МБОУ ООШ д.Курама

Баязитова Дина Ураловна



Пояснительная записка

Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформированность труднейших умений и навыков литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры.

Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 5-9 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.

 В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

Цель курса:

формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме;

развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности, интеллектуальных способностей;

подготовка обучающихся к Всероссийской олимпиаде по литературе.

 Для реализации поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

 - освоение школьниками методики комплексного анализа прозаического текста и интерпретации поэтического текста;

 - повторение и систематизация основных понятий по теории литературы;

 - расширение круга знаний, связанного с историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений;

 - проработка подходов к созданию собственного текста-эссе.

Принципы программы:

Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения) кобщим (качество идеальной речи).

Практическая направленность. Содержание факультативных занятий направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к литературе как  к науке гуманитарного направления, во-вторых,  успешное выступление на олимпиадах по литературе и успешная сдача экзаменов.

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами литературы, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам литературы, культуры речи, расширяет кругозор, углубляет знания в области этой учебной дисциплины.

Инвариантность. Программа применима для учащихся  9 – 11 классов.

Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и навыки, формирование которых необходимо не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное:  исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, необходимо уделять больше или меньше времени отдельным темам или видам работ. Языковая система предъявляется ученикам не в статическом описании, а в функционировании; знания и умения формируются не на основе постулирования и анализа, а в процессе устной и письменной речевой деятельности самих учащихся.

Ожидаемые результаты

Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;

расширить знания о качествах идеальной речи;

помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

формировать творческое мышление;

повысить их языковую и речевую культуру;

 успешно выступать на олимпиадах различного уровня;

развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач.

                                Тематическое планирование по литературе

Тема

Кол-во часов

Вид занятия

Дата

1

Введение.  Художественное произведение как художественный объект

1

Лекция


2

Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения

1

Лекция


3

Природа искусства как исходная категория поэтики

1

Лекция с элементами практикума


4-5

Художественный стиль. Индивидуальный стиль автора

2

Лекция с элементами практикума


6

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум


7-9

 Виды анализа художественного произведения

3

Лекция с элементами практикума


10-11

Анализ художественного текста по концентрической схеме

2

Лекция с элементами практикума


12

Анализ художественного текста по концентрической схеме

1

Практикум


13-14

Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения

2

Лекция с элементами практикума


15-16

Анализ художественного текста по линейной схеме

2

Лекция с элементами практикума


17

Анализ художественного текста по линейной схеме

1

Практикум


18

Решение олимпиадных заданий

1

Лекция с элементами практикума


19-20

Литературное произведение как образ. Единство художественной формы и художественного содержания        

2

Лекция с элементами практикума


21-22

Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации

2

Лекция с элементами практикума


23-24

Анализ художественного текста (проза)

2

Практикум


25-26

Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении

2

Лекция с элементами практикума


27

Идейное содержание и пафос произведения

1

Лекция с элементами практикума


28

Решение олимпиадных заданий

1

Практикум


29-30

Композиция фабулы и сюжета

2

Лекция с элементами практикума


31-32

Сравнительный лингвистический  и литературоведческий  анализ текста

2

Лекция с элементами практикума


33-35

Анализ художественного текста (проза)

2

Практикум


36

Речевая характеристика героя

1

лекция


41-44

Анализ художественного текста (проза)

2

Практикум


45

Средства создания художественного образа

1

Лекция с элементами практикума


46-48

Комплексный анализ текста

3

Лекция с элементами практикума


48-50

Решение олимпиадных заданий. Подведение итогов.  Задания на лето

3

практикум


Список одаренных детей:


5 класс

1.Ахмадеев Ильяс

2.Ибрагимова Энйе

6 класс

1.Бахтияров Салават

2.Мустафина Айгуль

3.Ряшева Лидия

4.Тураманова Элиза

7 класс

2.Иргалина Лариса

3.Мустафина Назгуль

8 класс

1.Габитова Аделина

2.Ряшева Лилия

3.Ямалетдинова Айгина

9 класс

1.Батыршина Элина

2.Каюпова Ильзира

3.Лукманова Айлина

ЛИТЕРАТУРА

В. Н. Александров¸ О. И. Александрова. Анализ поэтического текста. Учебное пособие для учащихся старших классов. - Челябинск: Взгляд, 2006.

 Н. С. Болотнова. Филологический анализ текста. – М.: Флинта, Наука, 2007.

А.Д.Вартаньянц, М.Д.Якубовская. Поэтика. - М.,1994.

 Е.Д. Волжина. Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.

 Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова.- М.: Дрофа, 2002.

Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Заключительный этап. 2001-2004гг. 9-11 кл. /сост. Е.А. Зинина, Т. Н. Роговик - М.: Дрофа, 2005.

Всероссийские олимпиады школьников. Литература. Московский областной этап. 2002-2005 гг. / Сост. Л.В.Тодоров. Дрофа, 2005.

А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М. : Издательство МГУ, 1998 .

 Е. А. Зинина. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. 10-11 класс: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.

 С.Л. Каганович. Технология обучения анализу текста, ж. РС, №1, 2003.

 С. Л. Каганович. Обучение анализу поэтического текста. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

 Л.Г. Кайда. Композиционный анализ художественного текста. М.: Дрофа, 2000.

 Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001г.

 Литература. 10-11 классы: тестовые и олимпиадные задание / И.И. Коган, Н.В. Козловская. – М.: Эксмо, 2007.

Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В. Тодоров, Е.И. Белоусова. М., Просвещение, 2008.

Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2010.

Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3 / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М., Просвещение, 2011.

 Т. В. Матвеева. От звука до текста. - Екатеринбург, 2004.

 Олимпиадные задания по литературе. 9-11 классы / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. Волгоград: Учитель, 2008.

 Н. М. Пащук. Учимся анализировать художественный текст, ж. РС, №2, 999

 П.Г. Пустовойт. Тайны словесного мастерства. Элективный курс: учебно-методический комплект. – М.: Айрис-пресс, 2007.

 Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век: Мир и образование», 2001.

 Д. Е. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке / под.ред. И.Б.Голуб. - М.: Рольф, 2001.

 Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11кл.: метод. Пособие/В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!