Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени С.А. Ахтямова с. Манзарас» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Принято на заседании школьного УТВЕРЖДАЮ
ученического самоуправления Директор МБОУ «СОШ им. С.А.
ДОО «Республика СМИД» Ахтямова с. Манзарас»
МБОУ «СОШ им. С.А. Ахтямова __________ А.М. Мухаметова
с. Манзарас»
Протокол № 1 от 21.09.2015 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Детской Общественной организации
«Союз мальчишек и девчонок»
2015-2018 гг
Пояснительная записка
В измененных социально-экономических условиях для достижения воспитательных целей необходимо изменение содержания, методов, форм воспитания. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В связи с этим значительно возрастает роль детских общественных организаций как фактора социализации ребенка. Именно стремление в объединении, создании своих законов и правил, по которым они будут жить, самовыражаться, самореализовываться и самоутверждаться дали возможность появиться разным детским объединениям. И сегодня детское движение растет, оно возрождается. Оно представляет многоцветную картину, многообразно, разнотипно, разномасштабно и разнопланово.
Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности, гуманности, демократии, открытости, самодеятельности детская организация школы решает задачи социализации ее членов.
1 сентября 2007 года в нашей школе родилась детская организация «Союз мальчишек и девчонок»("СМиД"), которая объединила небольшое количество ребят. Жизнь отряда стала интересней, появились свои дела, символы, устав. Детская общественная организация «СМиД» - это общественная организация, объединяющая активных, инициативных и творческих ребят.
Сегодня в ее рядах насчитывается около 365 человек. Изменились цель, задачи, расширились направления деятельности, появилась необходимость перехода детской организации на новую ступень развития.
Если еще два года назад планировались и проводились мероприятия, которые отвечали интересам школы, то сегодня эта деятельность выходит за рамки школьной жизни и ребята ищут применение своим силам в социуме микрорайона (забота о ветеранах Великой Отечественной войны и работников тыла, расчистка пустырей и посадка деревьев и цветов и др.).
Еще недавно при подготовке дел членами детской организации выполнялись отдельные поручения, которые зависели от заинтересованности ребят, то сегодня деятельность детей строится на жизненно важных решениях проблем школы, микрорайона, а значит встает проблема совершенствования работы органов детской организации, обучения, развития, воспитания посредством проведения школы актива (занятия с активами).
В связи с увеличением численности детской организации встала проблема изменения структуры детской организации, а значит, возникла необходимость перехода от клубной работы к организации объединений, совершенствования форм работы в них.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в детской организации было решено разработать программу развития, которая предусматривала бы переход от планирования отдельных действий, дел к программированию социально-значимой деятельности; от выполнения отдельных поручений членами детской организации, построенных лишь на интересе к потребности решать сложные жизненно-важные практические задачи школы, микрорайона; от воспитания ответственности за себя к воспитанию социальной ответственности.
Основными принципами, на которые опирается программа, являются:
- принцип гуманизации;
- принцип демократизации;
- принцип дифференциации и индивидуализации:
- принцип развития;
- принцип непрерывности и комплексности;
- принцип субъективности.
Программа рассчитана на средний и старший возраст ребят, является комплексной и долгосрочной, рассчитанной на 3 года.
II. Цели, задачи, ожидаемый результат
Целью деятельности ДОО «СМиД» является организация социально-значимой деятельности и защита прав и интересов членов детской организации.
Задачами организации являются:
* формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
* создание условий для реализации творческого потенциала членов организации, развитие их интеллектуальных и физических сил;
* создание условий для самовыражения членов организации через участие в ее конкретных делах;
* способствовать воспитанию в каждом подростке позитивной активности, желанию узнать больше;
* поддерживать в реализации социально-значимых инициатив;
* приобщать к основным духовным ценностям своего Отечества.
Ожидаемый результат деятельности: Сформированность у членов ДОО позитивных, социальных, нравственных и политических ценностей, обладание навыками коллективного взаимодействия.
Функции детской организации:
- коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспитания детей и подростков в детской организации. Способствует развитию различных форм общения в области "ребенок-ребенок", "ребенок-взрослый", "ребенок-общество";
- регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполнения детьми организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;
- актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке способность к самореализации, самоутверждению и самоопределению;
- социально-ориентировочная - позволит каждому участнику детского движения осуществить свой выбор;
- социально-коррегирующая - необходима для нормализации отношений "ребенок-общество", коррекция личности коллективом, коллектива обществом;
- диагностико-прогностическая - предполагает диагностирование, контроль, прогнозирование;
- организаторская - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в организации;
- воспитательная - формирует адекватную современному миру, ориентированную на общечеловеческие ценности личность творческую, социально-ответственную, нацеленную на самосовершенствование, самореализацию и непрерывное самообразование;
- компенсаторская - способствует социальной защите человека;
- досуговая - способствует формированию общественной культуры личности и содержательности организации свободного времени.
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Осуществляется по следующим направлениям:
адаптация федеральных, региональных, областных программ детского движения к условиям деятельности школьной организации "СМиД";
разработка авторских программ на основе федеральных, региональных, областных программ по различным направлениям деятельности;
обучение актива детской организации;
семинары-практикумы с классными руководителями, педагогами по проблеме организации деятельности членов детской организации;
разработка инновационных форм деятельности детской организации.
Организация «СМиД» действует в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом РФ "Об образовании";
- Программой развития воспитания в системе образования России .;
- федеральными законами "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Уставом МОБУ «СОШ им. С.А. Ахтямова с. Манзарас».
IV. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Одним из важных условий реализации данной программы является психолого-педагогическое обеспечение, которое реализуется по следующим направлениям:
- изучение личности и индивидуальных качеств членов детской организации;
- изучение творческого потенциала членов детской организации;
- изучение межличностных отношений между членами детской организации;
- диагностика детских интересов и предпочтений;
- изучение потребностей в общественных объединениях детей;
- ранжирование ценностей членов детской организации (данные обрабатываются психологом);
- психолого-педагогические практикумы с педагогами по овладению основами педагогической диагностики, прогнозирования;
- адаптация знаний, полученных в школе актива к деятельности воспитанников;
- создание условий для желания раскрыть себя членами детской организации.
Содержание программы.
Самоуправление – непременный признак коллектива, его функция.
Самоуправление – не цель, а средства воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Содержание деятельности ученического самоуправления включает в себя:
Работа отряда профилактики «Альфа»
Главная цель: профилактика правонарушений среди учащихся школы
Направление деятельности профилактика вредных привычек; пропаганда правовых знаний среди школьников; профилактические меры охраны здоровья и здорового образа жизни; профилактика нарушений в поведении в быту, на улице, в обществе.
Сектор «Экология»
Главная цель: формирование экологической грамотности и экологической культуры, в основе которых лежат ответственное отношение к окружающей среде.
Направление деятельности проводить беседы об экологическом состоянии района, села, улицы. Проведение мероприятий, направленных на рост экологической воспитанности учащихся.
Традиционные дела: праздник «День птиц», операция «Птичий домик», акция «Живи, Земля!», фотоконкурсы и др.
Сектор «Спортивный»
Главная цель: учить детей правильному ведению здорового образа жизни, привлекать детей разного возраста к беседам о вредных привычках, организация и проведение спортивных конкурсов и соревнований.
Направление деятельностью осуществляется ответственный сектора, координирует - учитель физической культуры.
Традиционные дела: «Веселые старты», День здоровья, спортивные соревнования, Школьные Олимпийские игры и др.
Сектор «Редакционный»
Главная цель: самоопределение и самовыражение личности члена детской организации через включение в различные формы журналистской деятельности, освещение всех массовых мероприятий из жизни организации и школы.
Направление деятельностью осуществляет редактор, координирует – педагог-организатор, учитель русского языка и литературы.
Традиционные дела: конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, выпуск школьной газеты «Калейдоскоп».
Сектор «Учебный»
Главная цель: контроль над успеваемостью учащихся школы, проведение мероприятий, направленных на повышение успеваемости.
Направление деятельностью осуществляет ответственный сектора, координируют - классные руководители.
Традиционные дела: предметные недели и олимпиады, акция «Помоги библиотеке», операция «Опозданиям нет!» и др.
Сектор «Культурно-массовый»
Главная цель: развитие лидерского и творческого потенциала, физическое, эмоциональное, духовное развитие членов организации.
Направление деятельностью осуществляет ответственный сектора, координирует работу педагог-организатор.
Традиционные дела: День знаний, День учителя, «Осенний бал», КВН и др.
Сектор «Трудовой»
Главная цель: поддержание порядка в классах и школе, участие в хозяйственных вопросах.
Направление деятельностью осуществляется ответственный сектора, координируют - классные руководители.
Традиционные дела: декада по озеленению, акция «Школа – наш дом, будь хозяином в нем», субботники и др.
Сектор «Шефский» Главная цель: Организовать шефство над ветеранами педагогического труда и войны, пожилыми людьми города, младшими школьниками.
Направление деятельности: Контролировать уборку братских захоронений, работа с учениками начальной школы, проведение для них мероприятий, бесед. Помощь ветеранам войны, труда и пенсионерам
Традиционные дела: Организация акции «Тепло наших сердец», «дети детям», «Подарок солдату».
Волонтёрское движение предназначено для формирования личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей, воспитания уважения к окружающим, формирования отношений понимания, заботы о людях.
Направление деятельности: выявляет “адреса милосердия” и организует помощь ветеранам, инвалидам, пенсионерам; организует внеурочную жизнь младших школьников; организует помощь детскому дому, детским садам; оказывает помощь в организации благотворительных выставок-распродаж; организовывает акции милосердия, концерты в Доме престарелых и инвалидов
СТРУКТУРА И САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
ДОО (детская общественная организация)
Республика СМиД (СОЮЗ МАЛЬЧИШЕК И ДЕВЧОНОК)
Следопыты
(2-4кл.)
Наследники
(5-8кл.)
Старшеклассники
(9-11 кл.)

Высший орган республики



СБОР
СОБРАНИЕ
СБОР



СОВЕТ
СОВЕТ
4 А – «Почемучки»
10 А «Алые паруса»
9 А «Прометей»
8 А «Бригантина»
8 Б «Молодежь»
7 А «Торнадо»
7 Б «Чемпион»
6 А «Единство»
Учебный сектор
11 А «Драйв»
6 Б «Улыбка»
4 Б- «Непоседы»
9 Б «Новое поколение»
Отряд профилактики «Альфа»
3 А- «Светлячок»
Культурно-массовый сектор
3Б- «Капитошка»
2 А –«Дружные ребята»
Спортивный сектор
Редакционный сектор
2 Б –«Следопыты»

Шефский сектор
Экологический сектор
ОТРЯД ВОЖАТЫХ
Трудовой сектор
5 А «Капитошка»
Волонтерское
движение
5 Б «Смайлики»
Ш
Совет следопытов
(2-4 классы)
Совет наследников
(5-8 классы)
Совет старшеклассников
(9-11классы)
КОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 5-11 КЛАССОВ РЕСПУБЛИКА «СМиД»



Председатель ШУС

Заместитель председателя ШУС

Руководители секторов

















V. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной организации деятельности детской организации привлечь в качестве консультантов-помощников классных руководителей, учителей-предметников, родителей.
VI. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "СМиД"
Ожидаемые результаты:
- сформированность у членов организации чувства принадлежности к организации, ответственности за свою эмблему, за выполнение Законов и торжественного обещания;
- освоение, добровольное принятие и выполнение конкретных прав и обязанностей, выработанных членами организации;
- отклик на социально-значимые события в городе, регионе, стране и посильное участие в них;
- участие в управлении, организации жизнедеятельности коллектива;
- приобретение опыта самоорганизации;
- проявление активности, творчества, инициативы, деловитости, ответственности, самостоятельности, дисциплины, воли в достижении общих и личных целей; коллективизм, товарищество, забота и желание прийти на помощь людям;
- сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе общности взглядов, ценностей, интересов, доверия, уважения, терпимости к мнению каждого члена.
9