
Структура программы:
1. Пояснительная записка 3
2. Целеполагание программы 5
3. Содержание программы 7
3.1. Принципы деятельности детской организации «Родники России» 7
3.2. Направления работы 8
3.3. Условия реализации программы «Родники России» 9
3.4. I ступень 10
3.5. II ступень 12
3.6. III ступень 14
4. Результативность 16
5. Приложения 17
6. Литература 21
1. Пояснительная записка
В многогранном процессе демократизации и обновления нашего общества приоритетными направлениями воспитательного процесса являются развитие детского и молодежного общественного движения, ученического самоуправления, повышение социальной активности учащихся.
Задача социального становления подростка стала особенно важна для общества. Учащихся должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать трудности и разрешать конфликты в обществе, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.
Детское общественное движение - сфера, благоприятная для осуществления этих задач.
В измененных социально-экономических условиях для достижения воспитательных целей необходимо изменение содержания, методов, форм воспитания. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.
В связи с этим значительно возрастает роль детских общественных организаций как фактора социализации ребенка. Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности, гуманности, демократии, открытости, самодеятельности детская организация школы решает задачи социализации ее членов.
23 ноября 1999 года в нашей школе родилась детская организация «Родники России», которая объединила небольшое количество ребят. Жизнь отряда стала интересней, появились свои дела, символы, устав. Детская общественная организация «Родники России» - это общественная организация, объединяющая активных, инициативных и творческих ребят.
Одной из задач развития воспитания в образовательных учреждений Программа ставит так: «воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей для участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений». Детская организация - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Деятельность детской организации дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.
Главная цель работы над программой - поиск новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания гармоничной личности.
Программа детской организации создает условия поддержки детских инициатив, становления лидерских и организаторских качеств, предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уникальность своей личности, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 «Декларации о нравах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».
ДОО «Родники России» действует в соответствии с:
Конвенцией о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Федеральным законом “Об образовании”;
Федеральным законом “Об общественных объединениях” ;
Федеральным законом “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;
Уставом МБОУ «СОШ №36 им. Г.Л. Юдина» города Брянска.
Программа рассчитана на средний и старший возраст ребят, является комплексной и долгосрочной, рассчитанной на 3 года.
2. Целеполагание программы
Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей детей и подростков, формирование потребностей к совершенствованию и саморазвитию.
Задачи:
Формирование у учащихся гуманистических, нравственных ценностей, таких как Родина, семья, коллектив, труд и т. д. посредством различных форм и методов воспитательной работы с детьми
Развитие творческих способностей через приобщение к социально-значимой деятельности.
совершенствование коммуникативной культуры учащихся.
Формирование знаний, умений и навыков, способствующих саморазвитию учащихся.
Обеспечение постоянного уровня воспитанности и личностного развития учащихся
Функции детской организации:
- коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспитания детей и подростков в детской организации. Способствует развитию различных форм общения в области "ребенок-ребенок", "ребенок-взрослый", "ребенок-общество";
- регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполнения детьми организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;
- актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке способность к самореализации, самоутверждению и самоопределению;
- социально-ориентировочная - позволит каждому участнику детского движения осуществить свой выбор;
- социально-коррегирующая - необходима для нормализации отношений "ребенок-общество", коррекция личности коллективом, коллектива обществом;
- диагностико-прогностическая - предполагает диагностирование, контроль, прогнозирование;
- организаторская - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в организации;
- воспитательная - формирует адекватную современному миру, ориентированную на общечеловеческие ценности личность творческую, социально-ответственную, нацеленную на самосовершенствование, самореализацию и непрерывное самообразование;
- компенсаторская - способствует социальной защите человека;
- досуговая - способствует формированию общественной культуры личности и содержательности организации свободного времени.
3. Содержание программы 3.1. Принципы деятельности детской организации «Родники России»
Воспитание патриота и гражданина;
Общественно-полезная направленность, связь с жизнью народа;
Самостоятельность, инициатива, творчество;
Принципы мечты, романтики, игры.
Программа детской организации «Родники России» рассчитана на учащихся 5-8 классов со сроком реализации 3 года.
Органом, координирующим работу детской организации, является Совет дружины, в который входят по 2 представителя от каждого класса. Организаторы дел по направлениям программы контролируют работу классов в соответствии со своей деятельностью.
Совет дружины разрабатывает календарный план, высказывается о целесообразности тех или иных мероприятий и форм их проведения.
Программа подразумевает 3 типа взаимоотношений, складывающихся в процессе работы:
«Соприсутствие» - каждый член коллектива выполняет задание самостоятельно;
«Индивидуальная взаимозависимость» - от одного подростка зависит успех другого;
«Групповая взаимозависимость» - успех дела невозможен без умения согласовывать действия всех участников процесса.
Программа учитывает следующие направления деятельности воспитательной работы: нравственное, патриотическое и гражданское воспитание; туристко-краеведческое; интеллектуально-познавательное; трудовое и профориентационное; экологическое; спортивно- оздоровительное; эстетическое воспитание и образование; благотворительная деятельность, воспитание этической культуры, организация досуга.
3.2. Направления работы
Направление | Девиз |
Память | «Прошлого не забыть!» |
Наша забота | «Спешите делать добро!» |
Знания и умения | «Возьмёмся за руки друзья!» |
Здоровье и спорт | «Кто задору, солнцу рад? Эй, спортсмены стройся в ряд!» |
Земля - наш общий дом | «Не опоздай на встречу с лесом, На встречу с солнечным лучом. Ведь все давно уже известно: Природа - это общий дом.» |
ЧИЖ (чрезвычайно интересная жизнь) | «Без выдумки и творчества не прожить!» |
3.3. Условия реализации программы «Родники России»
Необходимо поддерживать связь и использовать опыт работы по данному направлению, проводить совместную работу со следующими организациями:
Направление «Память» | Городские и районные дома детского творчества; Военкоматы; Комитеты солдатских матерей; Советы ветеранов войны. |
Направление «Наша забота» | Школа-интернат № 9; Сельцовский детский дом; Районный центр «Доброе сердце»; Службы социального обеспечения; Советы ветеранов труда; |
Направление «Знания и умения» | Педагогический коллектив школы; Городской и районный дома детского творчества; Городские и районные школы актива. |
Направление «Здоровье и спорт» | Дом спорта «Локомотив»; Детско-юношеские спортивные школы; Бассейн ДОСААФ; Городской центр туризма. |
Направление «Земля - наш общий дом» | Общество защиты животных; Общество «зеленых». |
Направление «ЧИЖ» | Городской и районные дома детского творчества; ДК железнодорожников; ТЮЗ, драмтеатр. |
3.4. I ступень
I ступень работы программы можно определить как установочную. Объединяет ребят 5 классов.
Учащиеся знакомятся с программой, структурой, формами работы в детской организации, получают сведения об опыте работы детских организаций других школ.
На этом этапе учащиеся учатся дружить и выполнять общественные поручения, быть ответственными за свои поступки. Основные усилия вожатого должны быть направлены на формирование дружного и ответственного коллектива активистов школы (Совета дружны и ответственных за направления работы в классах).
Устанавливается рабочий контакт с учащимися.
Направление «Память»
Встреча с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, участниками боевых действий в Чечне «Нам дороги эти позабыть нельзя»;
Экскурсии по памятным местам Брянска;
Уроки мужества «Они не вернулись из боя»;
Выставка «Бабушкин сундук»;
Фольклорный праздник «У камина»;
«Мой дом второй»
Направление «Наша забота»
Направление «Знания и умения»
Выставка «Клуб веселых мастеров»
Литературное лото «Что за прелесть эти сказки»
«Музыкальный лабиринт»;
Турнир смекалистых;
Поле чудес «Планета загадок»
Направление «Здоровье и спорт»
Направление «Земля - наш общий дом»
«ЧИЖ»
3.5. II ступень
II ступень работы программы можно определить как закрепляющую. Объединяет ребят 6-7 классов.
Учащиеся получают более расширенные и глубокие знания и умения работы с коллективом при подготовке и проведении КТД. На этом этапе ребятам предоставляется большая самостоятельность, которая помогает школьникам выдержать жизненные трудности, опираясь на свои внутренние силы, организуя себя, воспитывая в себе волю, трудолюбие, целеустремленность.
Направление «Память»
Встречи с ветеранами ВОв, воинами-афганцами, участниками боевых действий в Чечне. «Твои герои, Брянщина»;
Экскурсии по памятным местам Брянской области;
Уроки мужества;
Конкурсная программа «Колыбельная песня»;
Фольклорный праздник «Берегиня»;
«Моя школа - мой остров сокровищ».
Направление «Наша забота»
Направление «Знание и умения»
Выставка «Своими руками»;
Игровая программа «Звездный час»;
«Математический калейдоскоп»;
«Академия литературных чудаков»;
«По странам и континентам».
Направление «Здоровье и спорт»
«Мама, папа, я - спортивная семья»;
Игровая программа «На сказочном стадионе»;
Месячник «Мир здоровья»;
Турслет «Зовут дороги».
Направление «Земля - наш общий дом»
«ЧИЖ»
3.6. III ступень
III ступень работы по программе имеет развивающий характер. Объединяет ребят 8 классов.
На этом этапе необходимо помогать подросткам разобраться в сложных реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях собеседниками, научить их культуре общения, умению дискутировать, влиять на людей, отстаивать свою точку зрения.
Необходимо вырабатывать такие качества личности, которые утверждали бы в жизни детей идеалы добра и красоты, духовного и физического совершенства.
Здесь же предполагается самоопределение личности. Учащиеся должны сделать выбор направления работы программы, по которому хотели бы самосовершенствоваться.
Вожатый выполняет корректирующую и направляющую функции.
Направление «Память»
Встречи с ветеранами ВОв, воинами-афганцами, участниками боевых действий в Чечне «Есть память, которой не будет забвенья»;
Уроки мужества «Вспомним всех поименно»;
Поисковая экскурсия «По следам погибших героев»;
Конкурсная программа «Русская пословица»;
Фольклорный праздник «Березка»;
Игра-путешествие «История моего города»;
«Рыцарский турнир».
Направление «Наша забота»
Помощь д/с «Березка» в благоустройстве помещений;
Акция «Благодарение»;
Операция «Забота» для ветеранов, погибших в микрорайоне школы;
Игровая программа «Интеллектуальный аукцион» для детей-инвалидов.
Направление «Знания и умения»
Выставка «Рукотворное чудо»;
Игровая программа «Счастливый случай»;
«Марафон знаний»;
Игра «Интеллектуальное казино»;
«Литературная гостиная»;
«Сенсации XXI века».
Направление «Здоровье и спорт»
Малые олимпийские игры;
Диспут «Мы - за здоровый образ жизни»;
Клуб интересных встреч: «Здоровье не купишь, его разум дарит»;
Турслет «Зовут дороги».
Направление «Земля - наш общий дом»
«ЧИЖ»
4. Результативность
Ожидаемые результаты:
- сформированность у членов организации чувства принадлежности к организации, ответственности за свою эмблему, за выполнение Законов и торжественного обещания;
- освоение, добровольное принятие и выполнение конкретных прав и обязанностей, выработанных членами организации;
- отклик на социально-значимые события в городе, регионе, стране и посильное участие в них;
- участие в управлении, организации жизнедеятельности коллектива;
- приобретение опыта самоорганизации;
- проявление активности, творчества, инициативы, деловитости, ответственности, самостоятельности, дисциплины, воли в достижении общих и личных целей; коллективизм, товарищество, забота и желание придти на помощь людям;
- сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе общности взглядов, ценностей, интересов, доверия, уважения, терпимости к мнению каждого члена.
5. Приложения
Приложение №1
Девиз:
С нами Родина, достоинство, отвага и честь!
Приложение №2
Клятва
Перед Родиной любимой
С правотой неколебимой
Клятву я даю!
Край любимый, как святыню,
Навсегда беречь отныне
Клятву я даю!
Жить в готовности к походам,
Помнить долг перед народом
Клятву я даю!
Заверяю край любимый,
Родину мою,
Сохранить красу и славу
Клятву я даю!
Приложение №3
ГАЛСТУК
КРАСНЫЙ-цвет борьбы и победы.
СИНИЙ-цвет рек, озер, дающих жизнь на Земле.
ЗНАЧОК
КНИГА-источник знаний.
РОССИЙСКИЙ ФЛАГ-объединение детских организаций «Юная Россия».
ЦВЕТОК ИЗ 6 ЛЕПЕСТКОВ-шесть направлений программы д/о «Родники России».
Приложение №4
Устав
Кто мы:
- добровольный союз ребят и взрослых.
Для чего мы собирались:
, - объединить усилия для добрых и полезных дел;
Что нас объединяет:
любовь к Родине, отчему краю;
стремление сделать жизнь лучше, добрее;
желание научиться слушать, понимать друг друга и действовать вместе.
Что нам дороже всего:
человек с его мыслями, заботами, радостями, печалями;
здоровье каждого;
мир и дружба между людьми;
природа, которую нужно беречь.
О ком мы заботимся:
о тех, кто меньше и слабее нас;
о тех, кто стар и одинок;
о тех, кто нам близок.
С кем мы сотрудничаем:
со всеми, кому понятны и небезразличны наши дела и кто готов помогать нам;
мы с уважением относимся к убеждениям, добрым и полезным делам других организаций и движений.
6. Литература
Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества Учебно-методическое пособие М., 2007. – 72 с.
Газманов О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – Москва: изд-во МИРОС, 2010 г.
«Теория, история, методика детского движения». Ассоциация исследователей детского движения. Выпуск 9, М., 2009 г.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2012 г.
«Неформальное образование детей и молодежи в общественных объединениях»: сборник научно-практических материалов/ сост. И.И. Фришман. – Н.Новгород: Педагогические технологии,2008.
Фомина А.Б., Фомин Н.С. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2014. – 100 с.