СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа детской общественной организации "Родники России"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа детской общественной организации "Родники России".

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей детей и подростков, формирование потребностей к совершенствованию и саморазвитию. 

Программа детской организации «Родники России» рассчитана на учащихся 5-8 классов со сроком реализации 3 года.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Программа детской общественной организации "Родники России"»





Структура программы:

1. Пояснительная записка 3

2. Целеполагание программы 5

3. Содержание программы 7

3.1. Принципы деятельности детской организации «Родники России» 7

3.2. Направления работы 8

3.3. Условия реализации программы «Родники России» 9

3.4. I ступень 10

3.5. II ступень 12

3.6. III ступень 14

4. Результативность 16

5. Приложения 17

6. Литература 21







1. Пояснительная записка

В многогранном процессе демократизации и обновления нашего общества приоритетными направлениями воспитательного процесса являются развитие детского и молодежного общественного движения, ученического самоуправления, повышение социальной активности учащихся.

Задача социального становления подростка стала особенно важна для общества. Учащихся должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать трудности и разрешать конфликты в обществе, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.

Детское общественное движение - сфера, благоприятная для осуществления этих задач.

В измененных социально-экономических условиях для достижения воспитательных це­лей необходимо изменение содержания, методов, форм воспитания. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

В связи с этим значительно возрастает роль детских общественных организаций как фактора социализации ребенка. Являясь связующим звеном между школьной и социальной педагогикой, основываясь на принципах добровольности, гуманности, демократии, открытости, самодеятельности детская организация школы решает задачи социализации ее членов.

23 ноября 1999 года в нашей школе родилась детская организация «Родники России», которая объединила небольшое количество ребят. Жизнь отряда стала интересней, появились свои дела, символы, устав. Детская общественная организация «Родники России» - это общественная организация, объединяющая активных, инициативных и творческих ребят.

Одной из задач развития воспитания в образовательных учреждений Программа ставит так: «воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей для участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений». Детская организация - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Деятельность детской организации дает возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки.

Главная цель работы над программой - поиск новых педагогических технологий, способных решить проблему воспитания гармоничной личности.

Программа детской организации создает условия поддержки детских инициатив, становления лидерских и организаторских качеств, предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уникальность своей личности, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 «Декларации о нравах ребенка»: «Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям».

ДОО «Родники России» действует в соответствии с:

  1. Конвенцией о правах ребенка;

  2. Конституцией РФ;

  3. Федеральным законом “Об образовании”;

  4. Федеральным законом “Об общественных объединениях” ;

  5. Федеральным законом “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;

  6. Уставом МБОУ «СОШ №36 им. Г.Л. Юдина» города Брянска.

Программа рассчитана на средний и старший возраст ребят, является комплексной и долгосрочной, рассчитанной на 3 года.



2. Целеполагание программы

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей детей и подростков, формирование потребностей к совершенствованию и саморазвитию.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся гуманистических, нравственных ценностей, таких как Родина, семья, коллектив, труд и т. д. посредством различных форм и методов воспитательной работы с детьми

  2. Развитие творческих способностей через приобщение к социально-значимой деятельности.

  3. совершенствование коммуникативной культуры учащихся.

  4. Формирование знаний, умений и навыков, способствующих саморазвитию учащихся.

  5. Обеспечение постоянного уровня воспитанности и личностного развития учащихся

Функции детской организации:

- коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспитания детей и подростков в детской организации. Способствует развитию различных форм общения в области "ребенок-ребенок", "ребенок-взрослый", "ребенок-общество";

- регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполнения детьми организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений;

- актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке способность к самореализации, самоутверждению и самоопределению;

- социально-ориентировочная - позволит каждому участнику детского движения осуществить свой выбор;

- социально-коррегирующая - необходима для нормализации отношений "ребенок-общество", коррекция личности коллективом, коллектива обществом;

- диагностико-прогностическая - предполагает диагностирование, контроль, прогнозирование;

- организаторская - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в организации;

- воспитательная - формирует адекватную современному миру, ориентированную на общечеловеческие ценности личность творческую, социально-ответственную, нацеленную на самосовершенствование, самореализацию и непрерывное самообразование;

- компенсаторская - способствует социальной защите человека;

- досуговая - способствует формированию общественной культуры личности и содержательности организации свободного времени.





3. Содержание программы 3.1. Принципы деятельности детской организации «Родники России»
  • Воспитание патриота и гражданина;

  • Общественно-полезная направленность, связь с жизнью народа;

  • Самостоятельность, инициатива, творчество;

  • Принципы мечты, романтики, игры.

Программа детской организации «Родники России» рассчитана на учащихся 5-8 классов со сроком реализации 3 года.

Органом, координирующим работу детской организации, является Совет дружины, в который входят по 2 представителя от каждого класса. Организаторы дел по направлениям программы контролируют работу классов в соответствии со своей деятельностью.

Совет дружины разрабатывает календарный план, высказывается о целесообразности тех или иных мероприятий и форм их проведения.

Программа подразумевает 3 типа взаимоотношений, складывающихся в процессе работы:

  1. «Соприсутствие» - каждый член коллектива выполняет задание самостоятельно;

  2. «Индивидуальная взаимозависимость» - от одного подростка зависит успех другого;

  3. «Групповая взаимозависимость» - успех дела невозможен без умения согласовывать действия всех участников процесса.

Программа учитывает следующие направления деятельности воспитательной работы: нравственное, патриотическое и гражданское воспитание; туристко-краеведческое; интеллектуально-познавательное; трудовое и профориентационное; экологическое; спортивно- оздоровительное; эстетическое воспитание и образование; благотворительная деятельность, воспитание этической культуры, организация досуга.



3.2. Направления работы



Направление

Девиз

Память

«Прошлого не забыть!»

Наша забота

«Спешите делать добро!»

Знания и умения

«Возьмёмся за руки друзья!»

Здоровье и спорт

«Кто задору, солнцу рад?

Эй, спортсмены стройся в ряд!»

Земля - наш общий дом


«Не опоздай на встречу с лесом,

На встречу с солнечным лучом.

Ведь все давно уже известно:

Природа - это общий дом.»

ЧИЖ

(чрезвычайно интересная жизнь)

«Без выдумки и творчества не прожить!»





3.3. Условия реализации программы «Родники России»

Необходимо поддерживать связь и использовать опыт работы по данному направлению, проводить совместную работу со следующими организациями:


Направление

«Память»

Городские и районные дома детского творчества; Военкоматы;

Комитеты солдатских матерей;

Советы ветеранов войны.

Направление

«Наша забота»

Школа-интернат № 9;

Сельцовский детский дом;

Районный центр «Доброе сердце»; Службы социального обеспечения;

Советы ветеранов труда;

Направление

«Знания и умения»

Педагогический коллектив школы;

Городской и районный дома детского творчества;

Городские и районные школы актива.


Направление

«Здоровье и спорт»

Дом спорта «Локомотив»;

Детско-юношеские спортивные школы; Бассейн ДОСААФ;

Городской центр туризма.

Направление

«Земля - наш общий дом»

Общество защиты животных;

Общество «зеленых».


Направление

«ЧИЖ»

Городской и районные дома детского творчества;

ДК железнодорожников;

ТЮЗ, драмтеатр.







3.4. I ступень

I ступень работы программы можно определить как установочную. Объединяет ребят 5 классов.

Учащиеся знакомятся с программой, структурой, формами работы в детской организации, получают сведения об опыте работы детских организаций других школ.

На этом этапе учащиеся учатся дружить и выполнять общественные поручения, быть ответственными за свои поступки. Основные усилия вожатого должны быть направлены на формирование дружного и ответственного коллектива активистов школы (Совета дружны и ответственных за направления работы в классах).

Устанавливается рабочий контакт с учащимися.

Направление «Память»

  • Встреча с ветеранами ВОВ, воинами-афганцами, участниками боевых действий в Чечне «Нам дороги эти позабыть нельзя»;

  • Экскурсии по памятным местам Брянска;

  • Уроки мужества «Они не вернулись из боя»;

  • Выставка «Бабушкин сундук»;

  • Фольклорный праздник «У камина»;

  • «Мой дом второй»

Направление «Наша забота»

  • Помощь детскому саду «Березка» в благоустройстве территории;

  • Акция «Доброе сердце»

  • Операция «Игрушка»

Направление «Знания и умения»

  • Выставка «Клуб веселых мастеров»

  • Литературное лото «Что за прелесть эти сказки»

  • «Музыкальный лабиринт»;

  • Турнир смекалистых;

  • Поле чудес «Планета загадок»

Направление «Здоровье и спорт»

  • «Веселые старты»

  • Эстафета «Веселый огонек»

  • Веселые состязания на лесной поляне.

  • Турслет «Зовут дороги»

Направление «Земля - наш общий дом»

  • «Бал цветов»

  • Викторина «Рыбы, птицы, звери»

  • «Мисс кис - кис»

  • «Ребятам о зверятах»

  • Лото «Знатоки природы»

«ЧИЖ»

  • Конкурс рисунков «Освоение космоса»

  • «Алло, мы ищем таланты»

  • «Крестики - нолики»

  • «Угадай-ка»

  • «Диско-шоу - бум»

  • «Зимней праздничной порой»







3.5. II ступень

II ступень работы программы можно определить как закрепляющую. Объединяет ребят 6-7 классов.

Учащиеся получают более расширенные и глубокие знания и умения работы с коллективом при подготовке и проведении КТД. На этом этапе ребятам предоставляется большая самостоятельность, которая помогает школьникам выдержать жизненные трудности, опираясь на свои внутренние силы, организуя себя, воспитывая в себе волю, трудолюбие, целеустремленность.

Направление «Память»

  • Встречи с ветеранами ВОв, воинами-афганцами, участниками боевых действий в Чечне. «Твои герои, Брянщина»;

  • Экскурсии по памятным местам Брянской области;

  • Уроки мужества;

  • Конкурсная программа «Колыбельная песня»;

  • Фольклорный праздник «Берегиня»;

  • «Моя школа - мой остров сокровищ».

Направление «Наша забота»

  • Концертно-игровая программа «Буратино» для воспитанников д/с «Березка»;

  • Концертно-игровая программа «В гостях у ...» для детей инвалидов;

  • Акция «Милосердие».

Направление «Знание и умения»

  • Выставка «Своими руками»;

  • Игровая программа «Звездный час»;

  • «Математический калейдоскоп»;

  • «Академия литературных чудаков»;

  • «По странам и континентам».

Направление «Здоровье и спорт»

  • «Мама, папа, я - спортивная семья»;

  • Игровая программа «На сказочном стадионе»;

  • Месячник «Мир здоровья»;

  • Турслет «Зовут дороги».

Направление «Земля - наш общий дом»

  • Игровая программа «Лесной тропой»;

  • «Зеленый портфель»;

  • «Экологическое ассорти»;

  • «Зов джунглей».

«ЧИЖ»

  • «Полет в космос»;

  • «Кладоискатели»;

  • «Ретро-шлягер»;

  • Новогодний утренник «Снежная сказка» Шоу-программа «Если бы ...»




3.6. III ступень

III ступень работы по программе имеет развивающий характер. Объединяет ребят 8 классов.

На этом этапе необходимо помогать подросткам разобраться в сложных реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях собеседниками, научить их культуре общения, умению дискутировать, влиять на людей, отстаивать свою точку зрения.

Необходимо вырабатывать такие качества личности, которые утверждали бы в жизни детей идеалы добра и красоты, духовного и физического совершенства.

Здесь же предполагается самоопределение личности. Учащиеся должны сделать выбор направления работы программы, по которому хотели бы самосовершенствоваться.

Вожатый выполняет корректирующую и направляющую функции.

Направление «Память»

  • Встречи с ветеранами ВОв, воинами-афганцами, участниками боевых действий в Чечне «Есть память, которой не будет забвенья»;

  • Уроки мужества «Вспомним всех поименно»;

  • Поисковая экскурсия «По следам погибших героев»;

  • Конкурсная программа «Русская пословица»;

  • Фольклорный праздник «Березка»;

  • Игра-путешествие «История моего города»;

  • «Рыцарский турнир».

Направление «Наша забота»

  • Помощь д/с «Березка» в благоустройстве помещений;

  • Акция «Благодарение»;

  • Операция «Забота» для ветеранов, погибших в микрорайоне школы;

  • Игровая программа «Интеллектуальный аукцион» для детей-инвалидов.

Направление «Знания и умения»

  • Выставка «Рукотворное чудо»;

  • Игровая программа «Счастливый случай»;

  • «Марафон знаний»;

  • Игра «Интеллектуальное казино»;

  • «Литературная гостиная»;

  • «Сенсации XXI века».

Направление «Здоровье и спорт»

  • Малые олимпийские игры;

  • Диспут «Мы - за здоровый образ жизни»;

  • Клуб интересных встреч: «Здоровье не купишь, его разум дарит»;

  • Турслет «Зовут дороги».

Направление «Земля - наш общий дом»

  • КВН «Русский лес»;

  • «Экологический калейдоскоп»;

  • «На берегах Десны» (флора и фауна Брянщины);

  • «Экологический десант».

«ЧИЖ»

  • Эрудит-шоу «Морской бой»;

  • «Новогодний маскарад»;

  • Осенний бал «Золотой хит»;

  • «Космический рейс»;

  • Театральный фестиваль.



4. Результативность

Ожидаемые результаты:

- сформированность у членов организации чувства принадлежности к организации, ответственности за свою эмблему, за выполнение Законов и торжественного обещания;

- освоение, добровольное принятие и выполнение конкретных прав и обязанностей, выработанных членами организации;

- отклик на социально-значимые события в городе, регионе, стране и посильное участие в них;

- участие в управлении, организации жизнедеятельности коллектива;

- приобретение опыта самоорганизации;

- проявление активности, творчества, инициативы, деловитости, ответственности, самостоятельности, дисциплины, воли в достижении общих и личных целей; коллективизм, товарищество, забота и желание придти на помощь людям;

- сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе общности взглядов, ценностей, интересов, доверия, уважения, терпимости к мнению каждого члена.







5. Приложения

Приложение №1

Девиз:

С нами Родина, достоинство, отвага и честь!



Приложение №2

Клятва

Перед Родиной любимой

С правотой неколебимой

Клятву я даю!

Край любимый, как святыню,

Навсегда беречь отныне

Клятву я даю!

Жить в готовности к походам,

Помнить долг перед народом

Клятву я даю!

Заверяю край любимый,

Родину мою,

Сохранить красу и славу

Клятву я даю!





Приложение №3

ГАЛСТУК

КРАСНЫЙ-цвет борьбы и победы.

СИНИЙ-цвет рек, озер, дающих жизнь на Земле.

ЗНАЧОК

КНИГА-источник знаний.

РОССИЙСКИЙ ФЛАГ-объединение детских организаций «Юная Россия».

ЦВЕТОК ИЗ 6 ЛЕПЕСТКОВ-шесть направлений программы д/о «Родники России».



Приложение №4

Устав

  1. Кто мы:

- добровольный союз ребят и взрослых.

  1. Для чего мы собирались:

, - объединить усилия для добрых и полезных дел;

  • раскрыть и утвердить себя среди людей и для людей.

  1. Что нас объединяет:

  • любовь к Родине, отчему краю;

  • стремление сделать жизнь лучше, добрее;

  • желание научиться слушать, понимать друг друга и действовать вместе.

  1. Что нам дороже всего:

  • человек с его мыслями, заботами, радостями, печалями;

  • здоровье каждого;

  • мир и дружба между людьми;

  • природа, которую нужно беречь.

  1. О ком мы заботимся:

  • о тех, кто меньше и слабее нас;

  • о тех, кто стар и одинок;

  • о тех, кто нам близок.

  1. С кем мы сотрудничаем:

  • со всеми, кому понятны и небезразличны наши дела и кто готов помогать нам;

  • мы с уважением относимся к убеждениям, добрым и полезным делам других организаций и движений.

6. Литература
  1. Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества Учебно-методическое пособие М., 2007. – 72 с.

  2. Газманов О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – Москва: изд-во МИРОС, 2010 г.

  3. «Теория, история, методика детского движения». Ассоциация исследователей детского движения. Выпуск 9, М., 2009 г.

  4. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2012 г.

  5. «Неформальное образование детей и молодежи в общественных объединениях»: сборник научно-практических материалов/ сост. И.И. Фришман. – Н.Новгород: Педагогические технологии,2008.

  6. Фомина А.Б., Фомин Н.С. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2014. – 100 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя