СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по предмету "русский язык" составленна в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г.Агарковой и программы по русскому языку М.Л.Калемчук, Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской. Т.А.Байковой. Н.М.Лавровой - проект "Перспективная начальная школа"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа №2»
«Согласовано» Экспертный совет школы ________________/_______ Протокол №_____ от «___»__________2014 г. | «Согласовано» ШМО ________________/_______ Протокол №_____ от «___»__________2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ТСОШ №2 ________________/_______ Приказ №_____ от «___»__________2014 г. |
Рабочая программа
учителя первой квалификационной категории
Полугородниковой О.Э.
по учебному курсу «Русский язык»
2 В класс
с. Троицкое
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой и программы по русскому языку М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) -Проект «Перспективная начальная школа» , Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Основные принципы (требования) развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа»:
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах аудиторной и внеурочной работы.
Принцип целостности образа мира связан с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных предметов по формированию представлений о целостности мира (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, информатика, музыка), по формированию универсальных УУД.
Принцип практической направленности предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации); умений работать в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности); способности работать самостоятельно (понимается не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию);
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка. Каждый ребенок получает возможность усвоить основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников. Одновременно, группа наиболее подготовленных учащихся получает возможность овладеть более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений.
Принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу решения конкретной учебной или практической задачи). Основанием реализации принципа прочности является разноуровневый по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу). Это приводит к принципиально новой структуре учебников УМК и подачи материала: каждое последующее возвращение к пройденному материалу продуктивно только в том случае, если имел место этап обобщения, который дал школьнику в руки инструмент для очередного возвращения к частному на более высоком уровне трудности выполняемых УУД.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных): утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода: подготовительный период, основной звуко-буквенный период, заключительный период.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
овладение способами орфографического действия;
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
формирование учебной деятельности учащихся;
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 часов, из них в первом классе 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 4 классах по 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Общая характеристика курса «Русский язык»
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА (560 ч)
М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская,
Т. А. Байкова, Н.М. Лаврова
Программа систематического курса русского языка разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, сделавших упор на формирование УУД, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.
А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны.Это касается разных сторон преподавания языка — и практической, и теоретической. Например, рассмотрения одной из ведущих орфографических проблем — проблемы безударных гласных. Для многих территорий, на которых распространено полногласие, нет проблемы чередования звуков [о] и [а] в первой предударной (и даже во второй предударной!) позиции. Поэтому традиционный вариант рассмотрения проблемы безударных гласных здесь не срабатывает, является неубедительным. Это касается и теоретических проблем, поскольку отражается на формировании понятийного аппарата. При учете существования территорий, на которых распространено полногласие, невозможно пользоваться определением орфограммы, к которому мы привыкли. Это понятие должно быть ориентировано не на подчеркивание расхождения между произношением и написанием, а на существование вариантов произношения и необходимость правильного выбора написания.
Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков. Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения. Это требует и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса. Учитывая тот факт, что в русском языке господствует флексийный (через окончания) способ связи слов в предложении, совершенно ясной становится задача именно 2-го класса: постоянно обращать внимание детей на ПРИЧИНЫ разницы окончаний знаменательных частей речи в словосочетаниях и в предложениях. Решение этой задачи требует создания многочисленных ситуаций, которые позволяют детям осознавать различие существительных по родам, осознавать разницу окончаний прилагательных, согласованных с существительными, и причины этой разницы.
Специально организованная по другим основаниям орфоэпическая работа, о которой мы уже говорили выше, также является чрезвычайно важной и для решения проблем двуязычных детей.
Постоянная работа с обратным словарем (включенным в корпус УМК), в котором языковой материал выстроен с учетом суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении, также способствует не только сознательному, но и подсознательному освоению системы языка.
3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы
упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных — [м]-[п], [т,]-[д,], [д]-[н] и др.). В течение второго года обучения школьники переходят к закреплению базовых оппозиций, а также к тренировке различения периферических оппозиций, которые важны для усвоения круга орфограмм 2-го класса, связанных с правописанием шипящих, звонких-глухих парных согласных, разделительных знаков. Это прежде всего оппозиция свистящие-шипящие, шипящие между собой, свистящие между собой, звонкие-глухие парные согласные. Без внимания не остаются также оппозиции [р]-[л], [л]-[л,] [л,]-[в,], [л]-[й,], [р]-[й,], [р,]-[л,], [г]-[х], [в]-[д], [ф]-[п], [ш]-[ф], [ч,]-[т,] и др. Из большого числа периферических оппозиций предпочтение отдано именно тем, неразличение которых дает максимальное количество дисграфических ошибок. Разработанная система упражнений (включающая так называемую звукобуквенную зарядку и последовательную работу с орфоэпическим словарем) постепенно подводит школьников к пониманию многих фонетических закономерностей, например: в какихслучаях пишутся разделительные ь и ъ знаки; почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими; как и почему используются приставки о- и об-, и др. Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.
4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок, привел к тому, что в качестве того жизненного опыта, на который ориентировались авторы комплекта, был выбран жизненный опыт ребенка, проживающего в провинции и в сельской местности. Та картина мира, которая выстраивается в учебниках комплекта путем разворачивания внешней интриги, обладает узнаваемостью для большинства учащихся. Те психологические характеристики, которыми отличаются разновозрастные дети — герои учебников, являются достоверными, вызывают доверие учащихся, стремление общаться (переписываться) с ними. Интерактивная переписка, которая заложена как методический прием в комплект учебников, — это тоже форма реакции на то, что обучающиеся в начальной школе проживают не только в мегаполисе или крупных областных центрах, но и в небольших городах и в сельской местности, часто испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке.
5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.
Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.
В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.
6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника, они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и
в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников. Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает: а) иллюстрации внешней интриги, которые позволяют школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге; б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;
в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
Чтобы сделать учебник любимым, авторский коллектив стремился к тому, чтобы иллюстрации были проникнуты чувством юмора и нравились детям.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебнике «Литературное чтение».
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа разработана и в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).
Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности (насколько это требование можно реализовать на бумажном носителе) в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм; комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники завязывают, а научные сотрудники «Академкниги» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы, начиная со 2-го класса).
Прописанное в концепции сочетание принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого орфографического навыка, а с другой стороны — организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождением интереса к языковым проблемам.
Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.
Организация фонетической работы (начиная с 1-го класса), позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач. Начиная со 2-го класса фонетический анализ слова дополняется морфемным (причем морфемный анализ частично сопровождается словообразовательным анализом), что дает школьнику еще один инструмент для решения орфографических задач. С 3-го класса эти два вида анализа слова (где слово рассматривается пока в его статике) дополняются обращением к морфологическому анализу слова (где слово исследуется в изменениях его форм), что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм.
Цель комплекта учебников — сделать все три вида анализа слова (три вида разбора) функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания. Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ — 4-й вид анализа, а также данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) также используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка. Процедура исторического (этимологического) анализа (разбора) помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и — самое главное — привлечь значение слова (т. е. его лексический анализ) для решения орфографической задачи. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.
Возможности использования транскрипции в учебниках комплекта «Перспективная начальная школа» ограничиваются тем, что московская младшая норма произношения имеет распространение далеко не во всех регионах страны, а тем более сельской местности. Так, жители Костромской и Нижегородской, частично Ярославской областей, жители Вологды, Архангельска и других северных территорий традиционно являются носителями «оканья». В этой связи появление в транскрипции звука [а] на месте первого и второго предударного звука, обозначаемого в слове буквой О, вызывает у школьников данных регионов (как показал эксперимент) сильное недоумение.
В силу этих обстоятельств программа 1-го класса выбирает для звукового анализа слова, в которых гласные звуки находятся в сильной позиции, или слова, где гласный звук [а] в предударной позиции обозначается буквой А. Начиная со 2-го класса программа обозначает разницу произношения слов с первым и вторым предударными звуками на месте буквы О в разных регионах страны как проблему. Опирающееся на московскую младшую норму произношения представление о том, что в предударной позиции никогда не может быть звуков [о] и [э] (представление, которое находит отражение во многих современных учебниках русского языка, созданных в рамках развивающих систем), противоречит практике произношения в тех регионах, которые занимаются по комплекту учебников «Перспективная начальная школа», а фонетика, как известно, «изучает не то, что говорящие могли бы произнести, а то, что реально есть в языке и речи» (М.В. Панов).
Основание для непротиворечивого использования понятия «орфограмма» для безударных (предударных) гласных в учебниках нашего комплекта — это не констатация того, что в данных случаях написание не может быть подтверждено на слух. Основанием является то, что есть сомнение в написании, поскольку существуют РАЗНЫЕ варианты произношения (есть регионы, где написание подтверждается на слух, а есть другие регионы, где оно не подтверждается на слух, более того, эти вторые регионы и представляют общегосударственную норму произношения), а значит, такое написание можно считать орфограммой. В связи с вышесказанным, во-первых, в учебниках чаще всего используется частичное обращение к транскрипции — транскрибируется не слово целиком, но лишь то его место, которое представляет собой орфографическую проблему. Во-вторых, транскрипция целого слова используется в двух вариантах произношения. Использование двух транскрипций одного слова, представляющих два возможных варианта его произношения, ориентирует учащихся прислушиваться к себе, осознавать собственную норму произношения и на этом основании решать конкретную орфографическую задачу. Использование транскрипции целого слова необходимо потому, что позволяет сохранить и развить тот методически грамотный ход, который должен быть усвоен школьниками еще в букварный период: от звука — к его оформлению в букве; от звучащего слова — к его написанию.
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно- методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, М.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников»/
Планируемыерезультаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
* умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
* умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации
общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
* стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
* умение задавать вопросы;
* самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план
решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
* умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
причинных связей и зависимостей между объектами;
* умение работать с таблицами, схемами, моделями;
* умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
* умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей
(математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
* вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
* пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,
ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение ( в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
* интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
* познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной
самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также
умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной
деятельности и работать над их достижением);
*организационных (организовывать сотрудничество и планировать
собственную деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающиеся научатся:
Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающиеся получат возможность научиться:
Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся научатся:
Различать изменяемые и неизменяемые слова;
Различать родственные слова и формы слова;
Находить значимые части слова;
Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
Раздел «Лексика»
Обучающиеся научатся:
Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел «Морфология»
Обучающиеся научатся:
Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
Различать предложение, словосочетание и слово;
Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
Находить в предложении основу и неглавные члены;
Задавать вопросы к разным членам предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
Различать на письме предлоги и приставки;
Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающиеся научатся:
Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
Соблюдать орфоэпические нормы речи;
Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся научатся:
инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)
В области коммуникативных УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
В рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);
выполнять работу по цепочке;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся научатся:
понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Тематическое планирование
2 класс
5 часов - в неделю
170 часов – в год
№ урока | Содержание (тема) | Кол-во часов | Виды контроля | Тип урока |
1 |
Знакомство с учебными словарями Основные словари русского языка: толковый словарь, обратный словарь . | 1 | текущий | Урок предъявления новых знаний |
2 | Знакомство с орфографическим, орфоэпическим и этимологическим словарём русского языка . | 1 | текущий | Урок предъявления новых знаний |
3 | Звуки и буквы
| 1 | текущий | Комбинир.
|
4 | р.р. Различение предложений по цели высказывания и интонации
| 1 | текущий | Комбинир.
|
5 | Основа предложения. Главные и неглавные члены предложения | 1 |
| Контрольный |
6 | Неглавные члены предложения. Порядок слов в предложении. Окончание слова. | 1 | текущий | Комбинир.
|
7 | Формы слова в предложении и их различие | 1 | текущий | Комбинир.
|
8 | р.р. Тема текста | 1 | текущий | Урок предъявления новых знаний |
9 | Формы слова в предложении и их различие. | 1 | текущий | Урок предъявления новых знаний |
10 | Окончание слов-названий предметов | 1 | текущий |
|
11 | Понятие о словосочетании. Постановка вопросов к зависимым словам | 1 | текущий | Урок предъявления новых знаний |
12 | Отличие грамматическойсвязи слов в словосочетании и в основе предложения | 1 | текущий |
|
13 | Основа слова и его окончание. Нулевое окончание | 1 | текущий | Урок предъявления новых знаний |
14 | Слова-название предметов, у которых нет окончаний | 1 | текущий |
|
15 | Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых) | 1 | текущий | Комбинир. |
16 | Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых). Понятие основа слова. | 1 | текущий |
|
17 | р.р. Тема текста. Развитие речи с элементами культуры речи. | 1 | текущий |
|
18 | Слова-названия предметов у которых нет окончаний | 1 | текущий |
|
19 | Род слов-названий предметов. Основа слова. Окончание. | 1 |
| Урок предъявления новых знаний |
20 | Род слов-названий предметов. | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
21 | Род неизменяемых и изменяемых слов-названий предметов. | 1 |
| Комбинир. |
22 | р.р основная мысль текста | 1 | текущий |
|
23 | Родовые окончания слов-названий предметов | 1 |
| Урок-закрепление |
24 | Изменение слов-названий предметов по числам. Выделение окончаний. | 1 | текущий | Комбинир.урок |
25 | Начальная форма слова. | 1 |
| Комбинир. урок |
26 | Определение начальной формы слов-названий признаков | 1 | текущий | Урок-закрепление |
27 | р.р. Строение текста. Основная мысль текста и его окончание. | 1 |
|
|
28 | Родственные слова. Изменение форм слов-названий | 1 | текущий | Комбинир. урок |
29 | Основы родственных слов. Разграничение разных слов и форм слова. | 1 |
|
|
30 | Общая часть родственных слов. | 1 | текущий | Урок-закрепление |
31 | р.р. Тема и название текста. Работа с картиной. | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
32 | Различие грамматических форм слова и родственных слов. | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
33 | Различие грамматических форм слова и родственных слов. Слово и формы этого слова. | 1 | текущий | Комбинир. урок |
34 | Различие грамматических форм слова и родственных слов. Постановка слов в начальную форму. | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
35 | Различие грамматических форм слова и родственных слов. Задание клуба «Ключ и заря» | 1 |
| Урок-закрепление |
36 | р.р. Как писать письмо | 1 | текущий |
|
37 | Многозначные слова. | 1 | текущий |
|
38 | Корень слова, однокоренные слова. | 1 | итоговый | Контрольный урок |
39 | Понятие об омонимах. Разграничение многозначных слов и омонимов. | 1 | текущий | Комбинир. урок |
40 | Слова со сходным значением | 1 | текущий |
|
41 | р.р. План текста | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
42 | Понятие о происхождении слова. | 1 |
|
|
43 | Фонетические чередования гласных в корнях слов. | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
44 | Фонетические чередования гласных в корнях слов, которые мы видим на письме. | 1 |
| Комбинир. урок |
45 | Фонетические чередования гласных в корнях слов. Применение на практики изученного правила. | 1 |
|
|
46 | Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме. | 1 | текущий | Комбинир. урок |
47 | р.р тема и основная мысль текста. Смысл и название текста. | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
48 | Два способа проверки парных согласных на конце слова | 1 |
|
|
49 | Написание парных согласных в корне, в середине и на конце слова | 1 | текущий |
|
50 | Проверочная работа | 1 |
|
|
51 | Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме. | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
52 | р.р. Тема и основная мысль текста. Смысл названия текста | 1 |
| Комбинир. урок |
53 | Правописание парных согласных в корне, в середине и на конце слова. | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
54 | Совершенствования навыков подбора безударных гласных и парных согласных в корне слова. | 1 |
| Комбинир. урок |
55 | Разница между ударной и безударной позицией сочетаний жи — ши, ча — ща, чу - щу | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
56 | Правила поверки в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу - щу | 1 |
| Урок-закрепление |
57 | р.р. Тема и основная мысль текста | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
58 | Написание слов -названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук | 1 | текущий | Комбинир. урок |
59 | Связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова | 1 |
|
|
60 | Повторение правописания безударных гласных в корнях слов. Родственные слова. | 1 |
|
|
61 | Повторение темы «Родственные слова и формы слова» | 1 | текущий | Урок-закрепление |
62 | р.р. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка» | 1 |
|
|
63 | Различие родственных слов и форм слова, омонимы и многозначные слова. | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
64 | Повторение темы «Лексика» | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
65 | Проверка навыков аудирования и работы со словарем. | 1 |
|
|
66 | закрепление правила написания парных согласных в корне перед глухими согласными | 1 | текущий | Урок-закрепление |
67 | р.р правила написания письма, поздравительной открытки | 1 |
|
|
68 | Закрепить написание базовых орфограмм и навыки их проверки | 1 | текущий | Комбинир. урок |
69 | Контрольное списывание | 1 |
| Урок-закрепление |
70 | р.р. Устное изложение | 1 | текущий |
|
71 | Контрольная работа. Диктант с заданием. | 1 | тематический | Контрольный урок |
72 | Повторение темы «Орфография» | 1 |
| Комбинир. урок |
73 | р.р. Как писать изложение | 1 |
| Урок-закрепление |
74 | Повторение темы «Синтаксис» | 1 | итоговый | Контрольный урок |
75 | Повторение понятий»родственные слова», «однокоренные слова» |
|
| Комбинир. урок |
76 | Проверка базовых орфограмм. | 1 | текущий |
|
77 | р.р. С элементами культуры речи. Как писать изложение. | 1 | текущий | Урок- закрепление |
78 | Постановка вопроса к главным членам предложения. | 1 |
|
|
79 | Формирование навыков работы с обратным словарем | 1 |
|
|
80 | Повторение. Главные члены предложения. | 1 |
| Урок-закрепление |
81 | р.р. Текст. Письменное изложение текста. | 1 |
|
|
82 | Начальная форма слов, называющих предметы | 1 | текущий |
|
83 | Умение ставить существительные в начальную форму. | 1 |
|
|
84 | Начальная форма слов, называющих предметы. | 1 |
| Комбинир. урок |
85 | Написание Ы после Ц в окончаниях слов-предметов | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
86 | Основное правило написания буквы И после Ц в корне слова | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
87 | Образование слов от основ. Состав слова | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
88 | р.р. Деление текста на части | 1 |
| Урок-закрепление |
89 | Словообразование слов-названий предметов с помощью суффиксов | 1 |
|
|
90 | Суффиксы слов, называющих предметы | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
91 | р.р. Работа с картиной
| 1 |
| Урок-закрепление |
92 | Словообразование слов-названий признаков с помощью суффиксов. Чередование согласных в корнях слов в процессе словообразования. | 1 |
|
|
93 | Образование от основ слов-названий предметов с по мощью суффиксов слов-названий признаков. Образование сложных слов. Состав слова. | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
94 | Состав слова. Правописание парного согласного в середине и на конце слова | 1 |
|
|
95 | Образование родственных слов с помощью суффикса К правописание парного согласного в середине и на конце слова. Правописание буквосочетания ЧК | 1 |
| Комбинир. урок |
96 | р.р. Деление текста на части. | 1 | текущий |
|
97 | Повторение образования родственных слов с помощью суффикса ИК. Правописание ЖИ-ЖЕ в слове без ударения | 1 |
| Урок-закрепление |
98 | Образование от основ слов-названий предметов с помощью суффиксов новых слов. Состав слова. Суффикс ИХ, ИЦ, ИК | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
99 | Состав слова. Суффиксы НИЦ, НИК, ЩИК, ИШК | 1 | текущий |
|
100 | Состав слова. Правописание ЖИ. Суффикс ЛИВ | 1 |
|
|
101 | Правописание парного согласного в середине слова | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
102 | р.р. Работа с картиной. К.Петров_водкин «Утренний натюрморт» | 1 | текущий | Комбинир. урок |
103 | Понятие «обращение» | 1 |
|
|
104 | Оформление на письме предложения с обращением | 1 | тематический |
|
105 | Образование слов с помощью приставки | 1 | текущий |
|
106 | р.р. Азбука вежливости. Как писать письмо | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
107 | Различие между приставкой и предлогом | 1 |
|
|
108 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | текущий |
|
109 | написание частицы НЕ с глаголами | 1 |
| Урок-обобщение |
110 | р.р. Как написать поздравление (открытка к 8 марта) | 1 |
|
|
111 | Раздельное написание частицы НЕ с глаголами | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
112 | Повторение правильного написания слов на изученные правила | 1 |
|
|
113 | Подбор родственных слов, составление схем образования новых слов. | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
114 | Разбор глагола по составу слова | 1 |
| Комбинир. урок |
115 | Правописание приставок | 1 |
| Урок-закрепление |
116 | Повторение правописания слов, называющих предметы и признаки | 1 | текущий |
|
117 | Правописание согласных в корне слова и правописание суффиксов | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
118 | р.р устное изложение | 1 |
| Комбинир. урок |
119 | Образование слов с помощью приставки и суффикса | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
120 | Изучение способа словообразования с помощью приставки и суффикса | 1 | текущий |
|
121 | Правильное употребление приставок но- и о- в словах надеть, надевать; одеть, одевать | 1 |
|
|
122 | Лексическое значение приставок | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
123 | Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного | 1 |
| Урок-закрепление |
124 | р.р. Типы текстов. Описание и повествование | 1 |
|
|
125 | Упражнение в нахождении сложных слов. | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
126 | Повторение написания ы после цв окончаниях существительных | 1 |
|
|
127 | Деление слов на группы:слова-названия предметов одушевленных и неодушевленных | 1 |
|
|
128 | Правописание сложных слов из двух корней |
| итоговый | Контрольный урок |
129 | Разделительные знаки. Написание разделительного знака | 1 |
| Комбинир. урок |
130 | Сходство и отличие в написании разделительных знаков | 1 | текущий | Урок-закрепление |
131 | Написание слов с приставками с разделительным ъ и без него | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
132 | Написание разделительного ь знака | 1 |
|
|
133 | р.р. типы текстов: текст-описание и текст-повествование | 1 | текущий | Урок-закрепление |
134 | Различие ь — показателя мягкости и разделительного ь | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
135 | Сравнение правил написания слов с разделительными ъ и ь | 1 | текущий | Урок-закрепление |
136 | Обобщение и закрепление знаний о правописании разделительных ъ и ь | 1 |
| Урок закрепления новых знаний |
137 | Родственные слова и образование родственных слов. | 1 |
|
|
138 | р.р. Описание и повествование | 1 | текущий |
|
139 | Правописание соединительных гласных, безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в сложных словах | 1 |
| Комбинир. урок |
140 | закрепление знаний о правописании разделительных ъ и ь | 1 | текущий |
|
141 | Предупредительный диктант по теме «Образование сложных слов». | 1 |
| Урок-закрепление |
142 | Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова | 1 | текущий |
|
143 | р.р. Описание и повествование в одном тексте | 1 |
|
|
144 | Алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными | 1 |
| Урок-закрепление |
145 | Правописание слов с непроизносимой согласной и парной звонкой/глухой в корне слова | 1 |
|
|
146 | Закрепление: правописание слов с непроизносимой согласной. | 1 | текущий | Комбинир. урок |
147 | р.р. Научный и художественный текст. | 1 |
|
|
148 | Правописание слов с непроизносимой согласной. Знаки препинания при обращении | 1 |
|
|
149 | Чередование согласных в корне слова | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
150 | Правописание и произношение слов с буквосочетаниями ЧН и ЧТ | 1 |
|
|
151 | р.р. Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи» | 1 |
| Урок-закрепление |
152 | Контрольное списывание. | 1 | текущий |
|
153 | Правописание изученных орфограмм. | 1 |
|
|
154 | р.р. Работа с картиной Н.Рериха «Стражи ночи» | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
155 | Проверочная работа. | 1 |
|
|
156 | Правописание предлогов и приставок | 1 |
|
|
157 | р.р. Устное изложение. Работа с картиной В.В.Гога «Подсолнухи» | 1 |
| Урок-обобщение |
158 | Самостоятельная работа | 1 |
|
|
159 | р.р. Как писать изложение. Работа с картиной | 1 | текущий | Урок закрепления новых знаний |
160 | р.р. Как писать изложение. | 1 |
|
|
161 | Контрольное списывание «Непроизносимый согласный звук – нулевой звук». | 1 | тематический | Контрольный урок |
162 | Работа над ошибками к/списывания. Написание слов с непроизносимыми согласными. | 1 |
| Комбинир. урок |
163 | Написание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | текущий |
|
164 | Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. | 1 |
|
|
165 | Контрольный диктант Итоговая контрольная работа за 2 полугодие | 1 | итоговый | Контрольный урок |
166 | Работа над ошибками к/диктанта Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | 1 | текущий |
|
167 | Повторение изученных орфограмм | 1 |
| Урок-закрепление |
168 | Повторение по теме «Синтаксис». | 1 |
|
|
169 | Повторение по теме «Основа слова и его окончание». | 1 | текущий | Урок-обобщение |
170 | Повторение изученного за год. | 1 |
|
|
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. — М.: Академкнига/Учебник. 2011 г.
Лаврова Н. М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 — М.: Академкнига/Учебник. 2011 г.
Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник, — М.:
Академкнига/Учебник. 2012 г.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 2 класс. — М.:
Академкнига/Учебник. 2012 г.
Учебно-методические пособия для учителя
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник. 2010 г.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2 класс», — М.: Академкнига/Учебник. 2010 г.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник. 2010 г.
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник. 2011 г.
Программа по курсу «Русский язык»:
Авторская программа по обучению грамоте (письмо) Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А.и программа по систематическому курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. Проект «Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Русский язык»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | количество | примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
| ||
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради для самостоятельной работы) Примерная программа начального общего образования по русскому языку |
К
Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия
| ||
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв) Касса букв и сочетаний Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме) Словари по русскому языку: орфографический, грамматический, орфоэпический, толковый, фразеологический, этимологический и словообразовательный Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях по русскому языку | Д
Ф
Д
Д
К
К/Д |
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
| ||
Электронные справочники, электронные пособия | П | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения
| ||
Классная доска с набором. Магнитная доска. Персональный компьютер Мультимедийный проектор
| Д
Д Д
|
|
Экранно-звуковые пособия
| ||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку | Д
Д
Д
Д |
|
Оборудование класса
| ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
| К Д Д Д
К |
|
| ||
|
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Диктант.Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные минимумом начального общего образования, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
Класс | I-е полугодие | II-е полугодие |
1 класс | - | 15-17 слов |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-65 слов |
4 класс | 65-70 слов | 75-80 слов |
Ошибки:
нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие красной строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
Грамматическое задание
Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.
"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктантПримерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс - 8-10 слов;
3 класс - 10-12 слов;
4 класс - 12-15 слов.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - без ошибок.
"4" ("хорошо") - 1 ошибка.
"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.
"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.
Контрольное списываниеКонтрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - работа выпонена без ошибок;
"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;
"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;
"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие красной строки;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).
"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета), нет фактических ошибок.
"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Контрольные диктанты.
2 четверть.
Зима
Пришла зима. Кругом лежит пушистый снег. До весны задремали дуб и береза. Ель и сосна надели зимний наряд. Они укрылись снежными косынками. Красив лес зимой!
Грамматическое задание.
1. Выпиши три слова, в которых один слог.
2. Выпиши из текста родственные слова. Поставь в них ударение.
3. Выдели окончание в словах БЕРЕЗА, СОСНА, ДУБ.
4. Составь схему первого предложения.
4 четверть.
Весна
Проходят холодные ненастные дни. Наступает весна. Солнце весело светит. Поют птицы. Радостно журчат ручьи. Вся местность ожила. Прилетели веселые грачи. Из земли показалась травка. Зацвели душистые ландыши. На деревьях уже раскрылись почки. Вот, она весна! Ребята, наблюдайте изменения, которые происходят в природе весной. Это очень интересно!
Грамматическое задание.
1. Выпиши столбиком три слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить ударением. Рядом напиши проверочные слова.
2. Выпиши в столбик два слова с парным звонким – глухим согласным в корне слова, которые можно проверить. Рядом напиши проверочные слова.
3. В первом предложении подчеркни основу предложения, выпиши словосочетания.
4. Разбери по составу слова ненастные, травка, душистые.
4 четверть.
Встреча весны
На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зеленые платья. У березки золотые сережки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много работы. Они вьют гнезда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы. Хорошо весной!
Грамматическое задание.
1. Выдели основу во втором предложении.
2. Покажи от каких слов образовались слова ТРАВКА и БЕРЕЗКА: травка - …, березка - … .
Разбери слова ТРАВКА И БЕРЕЗКА по составу.
3. Выпиши слово ПТИЧЬИ. Найди в тексте и запиши под ним родственное слово, поставив его в начальную форму. Выдели корни. Покажи, какие звуки чередуются в корне: {“}/{ }.
Контрольные списывания.
Контрольное списывание №1
Списать.
Рыбалка
Дедушка Егор с внуком Васей пошли на пруд. Они взяли удочки. В руках у Васи ведро для рыбы. Дедушка нес наживку. Дед и внук сели на пень под старой ивой. Кругом тихо. Закинули лески и клюнула первая рыбка.
Контрольное списывание №2.
Озаглавить текст. Списать. Подчеркнуть разделительный мягкий знак.
Илья Субботин получил из Москвы посылку. Бабушка прислала подарок. На столе стояла чудесная игра. К Илье пришел Кирилл Гурьянов. Друзья стали строить железную дорогу. Илюша клал рельсы. Друг составил длинный поезд. Мальчик завел машину. Быстро закружил состав по рельсам.
Контрольное списывание №3.
Озаглавить текст. Списать, Подчеркнуть слова, которые по – разному называют утят.
Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом такие чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята траву.
Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка - мать отмывать детей в реке.