2.Устный счёт
|
- А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа и на следующей строчке «Математический диктант». Ответы записывайте через запятую.
- Какое число надо прибавить к 9, что бы получить 21?
- На сколько 40 меньше 49?
- Одно слагаемое 11 другое такое же. Найдите сумму.
- Первое слагаемое 7 втрое второе на 2 больше. Найдите сумму.
- Увеличьте 29 на 7.
- У всех получились такие ответы?
- Расположите числа в порядке возрастания.
- Давайте проверим.
- Молодцы.
- А теперь давайте найдем задуманное число.
+4 +15 -6 +41
- Как мы будем находить х?
- Давайте проверим. 16+4+15-6+41=70
- Молодцы!
|
Учащиеся внимательно слушают учителя думают логически и записывают ответы в тетрадь:
12, 9, 22, 16,36.
(предполагаемые ответы)
- 9, 12, 16, 22, 36.
-Мы из 70 вычитаем 41получаем 29. К 29 прибавляем 6 получаем 35. Из 35 вычитаем 15 получаем 20. И из 20 вычитаем 4 получаем 16. Х равен 16.
|
3. Определение темы и целей урока
Проблемный вопрос
|
- Давай вместе составим алгоритм приготовления бутерброда с колбасой.
(ответы детей записываю на доске)
1.отрезать ломтик колбасы
2.отрезать ломтик хлеба
3. положить колбасу на хлеб.
-А теперь попробуйте составить такой алгоритм: если в холодильнике есть колбаса, надо приготовить бутерброд с колбасой, а если нет – купить колбасу и приготовить бутерброд.
- Почему у нас не получается составить алгоритм? Хотя я знаю, что раньше вы их делали.
-Такие программы, когда порядок действий зависит от ответа на какой либо вопрос, называются программами с вопросами.
- Сформулируйте тему урока.
-Какая цель у нас сегодня на уроке?
|
(ответы детей)
- (Учащиеся предлагают разные варианты. Возникает затруднение.)
-Порядок действий зависит от того, есть ли в холодильнике колбаса.
- Программы с вопросами.
- Научиться составлять и читать программы с вопросами.
|
4. Изучение нового материала
5.Работа с учебником
|
- Как можно обозначать то, что при разных ответах на вопрос выполняются разные действия?
- В математике принято блок, обозначающий вопрос, изображать ромбом. А из ромба выходят две стрелки: да и нет.
(учитель чертит на доске схему)
Нет Да
- Каким будет порядок действий, если ответ положительный?
- Как изменится алгоритм, если ответ на вопрос будет отрицательный?
(Дополняем схему на доске)
- Как видите, в зависимости от ответа на вопрос осуществление программы может идти в двух направлениях.
- Прочитайте текст в рамке на с. 15.
- Давайте вместе сделаем №1 и №2 устно.
- Теперь давайте, вместе, выполним задание №3 на с. 16,если а=5.(к доске выходит 1 ученик)
При а=12 и 20 решаете самостоятельно в тетради.
-Какие числа у вас получились?
- Задание б. При а=5 решаем у доски.
-а=12 и 20 решаем в тетрадях.
-Какие числа у вас получились?
-Задание в. При а=5 решаем у доски.
- а=12 и 20 решаем в тетрадях.
-Молодцы.
- Теперь давайте ответим на вопрос.
Линейный алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Исполнитель выполняет действия последовательно, одно за другим в том порядке в котором они следуют.
Разветвляющийся - во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других – другая.
Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.
|
(ответы детей)
(Учащиеся повторяют алгоритм приготовления бутерброда с колбасой)
- Если нет колбасы, нужно ее купить.
(читают)
- 5+9-7+38=45
- При а=12.12+9-7+38=52.
-При а=20. 20+9-7+38=60.
-52 и 60.
-5+7=12. 18больше 12? да, следовательно, 12+5=17. Х=17.
-12+7=19.18больше 19? Нет, значит 19-4=15.
20+7=27.18 больше 27? Нет, значит 27-4=23.
-15 и 23.
-К 5 прибавляем 3, получаем 8. 8 больше 15? Нет, значит 8+3=11. 11 больше 15? Нет, значит к 11 прибавляем 3, получаем 14. 14 больше 15? Нет, значит к 14 мы прибавляем 3. 17 больше 15? Да, значит из 15 вычитаем 8 и х равен 9.
- 12+3=15. 15 больше 15? Нет, значит к 15 прибавляем 3 получаем 18. 18 больше 15? Да, значит из 18 вычитаем 8 и х=10.
20+3=23. 23 больше 15? Да, из 23 вычитаем 8 и х=15.
|
7. Закрепление изученного материала
|
- Ребята, прочитайте №4 на с.16.
- А вы были в метро? Как вы входили в метро?
А=4; В=3; С=5; Д=2; Е=1.
- Давайте выполним №9 на с. 16. Прочитайте задание.
Назовите компоненты сложения. Что нам нужно сделать что бы найти неизвестное слагаемое?
-Молодцы! А теперь назовите компоненты вычитания. Что нужно сделать что бы найти вычитаемое?
- Рассмотрите первую схему в задании а. Что произошло с числом в результате операции?
- Что надо записать вместо знака вопроса?
- Рассмотрите вторую схему.
- Что нужно записать вместо знака вопроса?
|
(читают задание)
(предполагаемые ответы)
- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
-Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Нужно из уменьшаемого вычесть разность.
- Оно увеличилось.
- +6.
- -14.
|