СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа с вопросами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Ринатовна, и сегодня, урок математики у вас буду вести я. Можете садиться.

 

Учащиеся готовятся к уроку садятся.

 

 

 

 

 

 

2.Устный счёт

- А сейчас откройте свои тетради, запишите число, классная работа и на следующей строчке «Математический диктант». Ответы записывайте через запятую.

  • Какое число надо прибавить к 9, что бы получить 21?
  • На сколько 40 меньше 49?
  • Одно слагаемое 11 другое такое же. Найдите сумму.
  • Первое слагаемое 7 втрое второе на 2 больше. Найдите сумму.
  • Увеличьте 29 на 7.

- У всех получились такие ответы?

- Расположите числа в порядке возрастания.

- Давайте проверим.

- Молодцы.

- А теперь давайте найдем задуманное число.

           +4                    +15              -6                 +41

               
   
     

 

 

 

- Как мы будем находить х?

 

 

 

 

- Давайте проверим. 16+4+15-6+41=70

- Молодцы!

Учащиеся внимательно слушают учителя думают логически и записывают ответы в тетрадь:

12,  9, 22, 16,36.

 

 

 

 

 

 

 

 

(предполагаемые ответы)

- 9, 12, 16, 22, 36.

 

 

 

 

 

 

-Мы из 70 вычитаем 41получаем 29. К 29 прибавляем  6 получаем 35. Из 35 вычитаем 15 получаем 20. И из 20 вычитаем 4 получаем 16. Х равен 16.

 

 

 

3. Определение темы и целей урока

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

 

- Давай вместе составим алгоритм приготовления бутерброда с колбасой.

(ответы детей записываю на доске)

1.отрезать ломтик колбасы

2.отрезать ломтик хлеба

3. положить колбасу на хлеб.

-А теперь попробуйте составить такой алгоритм: если в холодильнике есть колбаса, надо приготовить бутерброд с колбасой, а если нет – купить колбасу и приготовить бутерброд.

- Почему у нас не получается составить алгоритм? Хотя я знаю, что раньше вы их делали.

 

-Такие программы, когда порядок действий зависит от ответа на какой либо вопрос, называются программами с вопросами.

- Сформулируйте тему урока.

-Какая цель у нас сегодня на уроке?

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

- (Учащиеся предлагают разные варианты. Возникает затруднение.)

 

-Порядок действий зависит от того, есть ли в холодильнике колбаса.

 

 

 

- Программы с вопросами.

- Научиться составлять и читать программы с вопросами.

 

4. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Работа с учебником

- Как можно обозначать то, что при разных ответах на вопрос выполняются разные действия?

- В математике принято блок, обозначающий вопрос, изображать ромбом. А из ромба выходят две стрелки: да и нет.

(учитель чертит на доске схему)

 
 

 

 

 

 

 

             Нет                                                             Да

 

 

 

 

- Каким будет порядок действий, если ответ положительный?

 

- Как изменится алгоритм, если ответ на вопрос будет отрицательный?

(Дополняем схему на доске)

 

- Как видите, в зависимости от ответа на вопрос осуществление программы может идти в двух направлениях.

- Прочитайте текст в рамке на с. 15.

- Давайте вместе сделаем №1 и №2 устно.

- Теперь давайте, вместе, выполним задание №3 на с. 16,если а=5.(к доске выходит 1 ученик)

При а=12 и 20 решаете самостоятельно в тетради.

 

 

-Какие числа у вас получились?

- Задание б. При а=5 решаем у доски.

 

-а=12 и 20 решаем в тетрадях.

 

 

 

-Какие числа у вас получились?

-Задание в. При а=5 решаем у доски.

 

 

 

 

 

 

 

- а=12 и 20 решаем в тетрадях.

 

 

 

 

 

-Молодцы.

- Теперь давайте ответим на вопрос.

Линейный алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Исполнитель выполняет действия последовательно, одно за другим в том порядке в котором они следуют.

 

Разветвляющийся - во многих случаях требуется, чтобы при одних условиях выполнялась одна последовательность действий, а при других – другая.

 

Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Учащиеся повторяют алгоритм приготовления бутерброда с колбасой)

- Если нет колбасы, нужно ее купить.

 

 

 

 

 

(читают)

 

- 5+9-7+38=45

 

- При а=12.12+9-7+38=52.

-При а=20. 20+9-7+38=60.

 

-52 и 60.

-5+7=12. 18больше 12? да, следовательно, 12+5=17. Х=17.

-12+7=19.18больше 19? Нет, значит 19-4=15.

20+7=27.18 больше 27? Нет, значит 27-4=23.

-15 и 23.

-К 5 прибавляем 3, получаем 8. 8 больше 15? Нет, значит 8+3=11. 11 больше 15? Нет, значит к 11 прибавляем 3, получаем 14. 14 больше 15? Нет, значит к 14 мы прибавляем 3. 17 больше 15? Да, значит из 15 вычитаем  8 и х равен 9.

- 12+3=15. 15 больше 15? Нет, значит к 15 прибавляем 3 получаем 18. 18 больше 15? Да, значит из 18 вычитаем 8 и х=10.

20+3=23. 23 больше 15? Да, из 23 вычитаем 8 и х=15.

6. Физминутка

 

 

Учащиеся выполняют физминутку вместе с учителем.

7. Закрепление изученного материала

- Ребята, прочитайте №4 на с.16.

- А вы были в метро? Как вы входили в метро?

А=4; В=3; С=5; Д=2; Е=1.

- Давайте выполним №9 на с. 16. Прочитайте задание.

Назовите компоненты сложения. Что нам нужно сделать что бы найти неизвестное слагаемое?

 

 

-Молодцы! А теперь назовите компоненты вычитания. Что нужно сделать что бы найти вычитаемое?

- Рассмотрите первую схему в задании а. Что произошло с числом в результате операции?

- Что надо записать вместо знака вопроса?

- Рассмотрите вторую схему.

- Что нужно записать вместо знака вопроса?

(читают задание)

(предполагаемые ответы)

 

 

- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма. Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

-Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Нужно из уменьшаемого вычесть разность.

- Оно увеличилось.

 

- +6.

 

- -14.

8. Рефлексия

- Чем отличаются программы с вопросами от обычных программ действий?

- Как составляются программы с вопросами?

- Оцените свою работу на уроке.

- Мы достигли цели которую поставили себе?

- Запишите д.з. №5 и №9 (б,в)

Предполагаемые ответы.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!