СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Сдаём ЕНТ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕНТ это новая реальность в нашем образовательном пространстве, проблемы подготовки к ЕНТ- это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Сдаём ЕНТ"»

ГУ «Тимофеевская средняя школа отдела образования акимата Аулиекольского района»







«Сдаём ЕНТ»



Практикум психолого-педагогичнеского сопровождения

Возраст учащихся - 11 класс

Срок реализации программы – 1 год

Количество часов в год – 20 часов











2013 год.





















Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………………………………….4

Тематическое планирование …………………………………………………………………………8

Инструментарий …………………………………………………………………………………………….10

Содержание программы…………………………………………………………………………………18

Список литературы для педагога…………………………………………………………………….62





























Рассмотрено на МО

Протокол № ________ от _____________

Руководитель МО ___________________

Утверждена педсоветом

Протокол № ________от______________

Директор Тимофеевской сш

___________

Научный руководитель: Ткаченко А.А.,

Старший преподаватель кафедры педагогики ППФ КГПИ,

Рецензент: Махмутова А.Г.,

Психолог ГУ «Института повышения квалификации», г.Костанай







Автор-составитель:

Айгуль Арыстановна Нурмухамбетова



















Пояснительная записка

Единое национальное тестирование – это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕНТ – это поле деятельности не только педагогов но и психологов. Проблема подготовки к итоговой аттестации, является наиболее актуальной в настоящее время, это связано прежде всего с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуации для учащихся, и с тем что ЕНТ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению тестирования, и с тем, что такая форма проведения его для многих выпускников является непривычной и пугающей.

Поэтому в данный момент эта проблема является наиболее актуальной. Всё это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к итоговой аттестации и справиться с волнением.

Программа «Сдаём ЕНТ» создана на основе программы «Психологическая подготовка к ЕНТ», разработана Михеевой М.В. и Кусакиной С.Н., сроком на один год для учащихся 11 класса.

Новизна программы заключается в том, что существующие программы не адаптированы для проведения в сельских школах. Данная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ЕНТ, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и отдыхать.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании условий для овладения обучающимися методами приёмами психологической подготовки к ЕНТ.

Цель программы:

Психологическая подготовка выпускников к единому национальному тестированию.







Задачи программы:

  1. Знакомство выпускников с процессуальными особенностями ЕНТ, возможными способами подготовки к нему;

  2. Повышение учебной мотивации;

  3. Повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;

  4. Обучение старшеклассников приёмам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;

  5. Обучение способам снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.

В школьной жизни главное не «пятёрки» в аттестате; главное найти себя за эти годы; определить путь, по которому вы успешно можете идти по жизни дальше. А ЕНТ – это всего лишь начало большого пути! Жизнь стоит того, чтобы жить!

В первую очередь человека всегда напрягает окружающая среда, в которую человек по обстоятельствам попадает и в которой следует на некоторое время адаптироваться.

Для того, чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися.

Цель этой встречи – демонстрация приглашёнными педагогами доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.

Для того, чтобы предстоящее единое национальное тестирование прошло для старшеклассников на менее тревожном уровне, мы предлагаем ввести на некоторое время «переименование» термина. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события.

Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность конструктивность.

Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно ещё более детализировать шаги.

Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся. Применение нетрадиционных методик в обучении.

Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии самостоятельного обучения.

Спецкурсы для старшеклассников по основам подготовки к ЕНТ.

Индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями высших учебных заведений.

Формами психолого-педагогического сопровождения психологической деятельности в школе являются участие школьников в пробном тестировании по новым тестовым материалам, тренинги, диагностика, самообразование, консультирование, учебно-исследовательские экспедиции.









2 этап

Отличительные особенности программы

Содержание программы позволяет решать проблемы, возникающие перед одинадцатиклассниками – психологическая готовность к итоговой аттестации, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения. Их жизнь насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.

Возрастные особенности: программа рассчитана на учащихся 11 классов.

Режим занятий:

Программа имеет теоретическую и практическую части разработана на 1 год обучения.

План учебных строится из расчёта 1 часа в неделю; всего за год 20 часов.

1 – этап Диагностический (октябрь): сбор данных о запросах различных категорий участников образовательного процесса по данной проблеме и проведение диагностических исследований с выпускниками.







  • формирование навыков поведения на экзамене;

  • осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;

  • развитие коммуникативных умений и навыков.

  • Оценка результатов:

  • Осуществляется через мониторинг, на основе анализа документов, проведение психологического диагностирования.

















Тематическое планирование

Название мероприятия

Кол-во часов

Теоретические

Практические


1

Психодиагностирование


1

0,5

0,5

2

«Как лучше подготовиться к экзаменам?»

1

0,5

0,5

3

Поведение на экзамене

1

0,5

0,5

4

Память и приёмы запоминания

2

1

1

5

Методы работы с текстами

1

1

-

6

Мои личностные и учебные возможности

2

1

1

7

Учёт и развитие личностных и учебных особенностей

1

0,5

0,5

8

Методы и приёмы ослабления стресса

1

1

-

9

Вселенная моего «Я»

1

1

-

10

Как добиться успеха в жизни

1

1

-

11

Обучение приёмам релаксации

2

2

-

12

Способы снятия нервно-психического напряжения

1

1

-

13

Как управлять негативными эмоциями?

1

0,5

0,5

14

Знакомство с приёмами волевой мобилизации и приёмами самообладания

1

0,5

0,5

15

Эмоции и поведение

1

0,5

0,5

16

Повторное психодиагностирование

1

1

-

17

Стратегии подготовки и сдачи ЕНТ

1

1

-

18

Всего часов:

20

7

13




Инструментарий:

Введение. Вводное занятие «Будем готовиться к ЕНТ вместе» (1 ч.)

методика

Цель проведения диагностирования

1

Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина

Определение уровня тревожности у старшеклассников

2

Филлипса

Определение уровня тревожности у старшеклассников

3

По Г.Айзенку

Диагностика самооценки психических состояний

4

Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности

5

Дембо-Рубинштейн

Тест на самооценку


6

Тест «Умеете ли Вы контролировать себя?»

Самооценка

7

Опросник Басса-Дарки

Диаграмма агрессии




Цель: создать благоприятную атмосферу сотрудничества.

Задачи:

  1. Создание групповой сплочённости

  2. Принятие правил работы группы

  3. Формирование положительного настроя на работу

  4. Формирование единого рабочего пространства.

Используемые упражнения: «приветствие», «комплимент», «правила работы группы», «Возможности, которые предлагает нам жизнь», «Молодец».

Занятие №1 Психодиагностирование (1ч.)

Цель: получить информацию об особенностях возникновения и развития тревожности у конкретного учащегося.

Задачи: изучение данных исследования для обеспечения психокоррекционного воздействия в условиях групповых занятий. Используемые упражнения: оценка уровня тревожности у старшеклассников (Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина), диагностика уровня школьной тревожности Филлипса.

Занятие № 2 «Как лучше подготовиться к экзаменам?» (1ч.)

Цель: обучение эффективным методам работы с текстами

Задачи: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, приёмам запоминания, отработка полученных навыков.

Используемые упражнения: «Живые скульптуры»,мини-лекция «Методы активного запоминания», «Я хвалю себя за то, что…», «Покажи пальцем».

Занятие №3 Поведение на экзамене.(1ч.)

Цель: отработка с выпускниками навыков психологического настроя на экзамен.

Задачи: формирование приёмов самоконтроля.

Используемые упражнения: «Считалка», «Храм тишины»,дискуссия в малых группах, мини-лекция о том, как необходимо вести себя на самом экзамене, способы релаксации перед предстоящим тестировании а также дыхательные упражнения: «Вдох-выдох!», «Ровное дыхание».


Занятие №4 «Память и приёмы запоминания» (2ч.)

Цель: актуализировать знания учащихся об эффективных приёмах запоминания.

Задачи: знакомство с характеристиками памяти учащегося, обучение работе с текстами, приёмам запоминания, отработка полученных навыков.

Используемые упражнения: «Комплимент», «На льдине», мини-лекция «Память. Приёмы организации запоминаемого материала», дискуссия по теме лекции «Снежный ком».Беседа с учащимися о приёмах памяти и применение разных видов памяти в обыденной жизни каждого человека.


Занятие № 5 «Методы работы с текстами» (1ч.)

Цель: обучение эффективным методам работы с текстами.

Используемые упражнения: «Паутинка», «Работа с текстом», «Пустой стул».



Занятие № 6 «Мои личностные и учебные возможности» (1ч.)

Цель: повысить учебную мотивацию учащихся.

Задачи: повышение уверенности в себе, развитие адекватной самооценки детей, позитивного мышления.

Используемые упражнения: Диагностика самооценки психических состояний по Г.Айзенку, тест на самооценку Дембо-Рубинштейн, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).



Занятие № 7 «Учёт и развитие личностных и учебных особенностей»(1ч.)

Цель: раскрыть ЗУН учащихся.

Задачи: своевременное выявление знаний учащихся и активное применение их на практике.

Используемые упражнения: выработка стратегии поддержки детям «группы риска», правополушарным, тревожным и неуверенным.

Занятие № 8 «Методы и приёмы ослабления стресса» (1ч.)

Цель: формирование системы стрессоустойчивости каждого ученика на стадии подготовки к предстоящему экзамену.

Задачи: укрепление группового доверия к окружающим, снятие эмоционального напряжения.

Используемые упражнения: «Откровенно говоря», «Стресс-тест»,мини-лекция «Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом», «Я – устал!»

Занятие № 9 «Вселенная моего «Я»»(1ч.)

Цель: расширить кругозор учащихся.

Задачи: рассмотреть себя, «Я», «Оно».

Используемые упражнения: «Слепые и поводыри», «Комплимент-пожелание», тест:«Умеете ли Вы контролировать себя?», мини-лекция «Как справиться со стрессом?», «Дождь в джунглях».

Занятие № 10 «Как добиться успеха в жизни?»(1ч.)

Цель: самоутверждение себя как личности.

Задачи: дать определение «Успех».

Используемые упражнения: «Золотые правила успеха», «Правильно мыслить и правильно действовать!», аутогенная тренировка.

Занятие № 11 «Обучение приёмам релаксации»(2ч.)

Цель: сформировать представление о релаксационных техниках.

Задачи: обучение приёмам релаксации.

Используемые упражнения: «Приветственное письмо», «Живая картина», «Ресурсные образы», «Аутогенная релаксация», «Испорченный телефон», «Чемодан в дорогу», «памятка на «Чёрный день»».

Занятие № 12 «Способы снятия нервно-психического напряжения»(1ч.)

Цель: обучить методам нервно-мышечной релаксации.

Задачи: формирование умений управлять своим психофизическим состоянием.

Используемые упражнения: мини-лекция: «Способы снятия нервно-психического напряжения», «Мыслительная картина», «Мышечная релаксация».

Занятие № 13 «Как управлять негативными эмоциями?»(1ч.)

Цель: развитие навыков саморегуляции; умение выражать эмоции адекватно ситуации.

Задачи: обучение способам избавления от негативных эмоций; снятие эмоционального напряжения.

Используемые упражнения: «Следствие вели….», мини-лекция «Как управлять своими эмоциями?», «Стряхни», «Снежки».


Занятие № 14 «Знакомство с приёмами волевой мобилизации и приёмами самообладания»(1ч.)

Цель: ознакомить учащихся с приёмами волевой мобилизации.

Задачи: отработка приёмов сохранения самообладания, необходимым учащимся в ходе сдачи экзамена.

Используемые упражнения: «Великий мастер», «Волевое дыхание», «Поменяйтесь местами»


Занятие № 15 «Эмоции и поведение»(1ч.)

Цель: обучить умению выражать свои эмоции адекватно ситуации.

Задачи: выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения.

Используемые упражнения: «Прощай проблема», тест «Эмоции», «Мои лица», мини-лекция: «Как разрядить свои негативные эмоции?»


Занятие № 16 «Повторное психодиагностирование»(1ч.)

Цель: получить информацию об особенностях возникновения и развития тревожности у конкретного учащегося.

Задачи: изучение данных исследования для обеспечения психокоррекционного воздействия в условиях групповых занятий. Используемые упражнения: оценка уровня тревожности у старшеклассников (Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина), диагностика уровня школьной тревожности Филлипса.


Занятие № 17 «Стратегии подготовки и сдачи ЕНТ»(1ч.)

Цель: психологическая готовность выпускников к единому национальному тестированию.

Задачи: формирование адекватного самоконтроля своих эмоций.

Используемые упражнения: лекция на тему: «Сдаём ЕНТ вместе!»











































Методика диагностики самооценки уровня тревожности

Спилберга-Ханина

Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина является надёжным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуации как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда и нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.

Методика измерения тревожности и как состояния разработана Ч.Д.Спилбергом, была адаптирована в русском переводе Ю.Л.Ханиным.

Ниже представлен опросник Спилберга-Ханина, с помощью которого определяются личностная и ситуационная тревожность.



















вопросы

Нет, это совсем не так

Пожалуй так

верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбуждён и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4









Ключ к методике диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина.

СТ

ЛТ

Ответы (сумма)

1

1234

21

1234


2

1234

22

1234


3

1234

23

1234


4

1234

24

1234


5

1234

25

1234


6

1234

26

1234


7

1234

27

1234


8

1234

28

1234


9

1234

29

1234


10

1234

30

1234


11

1234

31

1234


12

1234

32

1234


13

1234

33

1234


14

1234

34

1234


15

1234

35

1234


16

1234

36

1234


17

1234

37

1234


18

1234

38

1234


19

1234

39

1234


20

1234

40

1234


























вопросы

Никогда

Почти никогда

часто

Почти всегда

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбуждён и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4









Инструкция:

Внимательно прочтите каждое из приведённых ниже суждений и отметьте справа в графах цифры, соответствующие вашему выбору из четырёх альтернатив. Над ответами на предложенные суждения долго думать не следует. Выберите тот ответ, который более менее соответствует вашему мнению. Текст опросник содержит две шкалы: 1 – шкалу ситуационной тревожности (СТ) и шкалу личностной тревожности (ЛТ). Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырём альтернативам («Нет, это не так», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно»).

Для второй шкалы также соответствуют четырём альтернативам («Никогда», «Почти никогда», «Часто», «Почти всегда»).

Показатели СТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

СТ = У1 – У2 +35,

Где У1 – сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;

У2 – сумма остальных зачёркнутых цифр (пункты 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)

ЛТ = У1-У2 +35

Где У1 - сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22,23,24,25,28,29,31,32,34,37,38,40;

У2 – сумма остальных зачёркнутых цифр (пункты 21,26,27,30,33,36,39).

При интерпретации результат можно оценивать так:

до 30 – низкая тревожность,

31-45 – умеренная тревожность,

46 и более – высокая тревожность.

По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу по шкале в целом (кольная тревожность – вопросы 1,4,6,9,10,13,16,20,25,30,31; самооценочная тревожность- 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29.)

Межличностная тревожность – 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26.

Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам.

При этом следует иметь ввиду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору.

Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи»,и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным причинам не хочет сообщать.

По каждому ученику следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции.

Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха.

Для низкотревожных людей требуется пробуждение активности, возбуждение заинтересованности, чувство ответственности в решении тех или иных задач.



























Тест школьной тревожности Филлипса

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребёнок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.

Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренно и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны.

Опросник

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости, от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случилось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнение задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда Вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя вызывает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь делать ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, какие ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе может стать дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с работой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как и другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу лучше, чем твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  43. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?

  44. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  45. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие?

  46. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  47. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  48. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  49. Дрожит ли слегка твоя рука, которые выполняешь задание?

  50. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать задание классу?

  51. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  52. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  53. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать задания, которые не можешь сделать ты?

  54. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  55. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  56. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  57. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?





Обработка результатов и интерпретация

Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребёнка проявления тревожности. При обработке результатов подсчитывается:

  1. Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

  2. Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.







































  1. КЛЮЧ:



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


11


12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении 3успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе,достижения высокого результата.

  4. Страх самовыражения – нкегативные эмоциональные переживания ситуаций, сопрженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (публичной), знаний, достижений, возможностей.

  6. Страх несоответствовать оценки окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу своих оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ученика.

Факторы

  1. Общая тревожность в школе 2,3,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58

Сумма = 22

  1. Переживание социального стресса 5,10,15,20,24,30,33,36,39,42,44.

Сумма = 11.

  1. Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6,11,17,19,25,29,32,35,38,41,43

Сумма = 13.

  1. Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45,

Сумма = 16.

  1. Страх ситуации проверки знаний 2,7,12,16,21,26.

Сумма = 6

  1. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22

Сумма = 5.

  1. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14,1823,28

Сумма = 5

  1. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32,35,41,44,47

Сумма = 8



Испытуемому выдаётся бланк, на котором изображено 7 линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой.

При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы.

После этого испытуемый работает самостоятельно. Время отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 минут.





Обработка и интерпретация результатов.

Обработка проводится по 6 шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм=54баллам).

По каждой из 6 шкал определить: уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»,

Высоту самооценки – от «0» до знака «-»,

Значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем 6 шкалам.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов оптимальный – сравнительно – высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития, результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки , количество баллов от75 до 100 – завышенная самооценка, может подтверждать личностную незрелость , неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.













Многопрофильный личностный опросник Айзенка-Вильсона.

Г. Айзенк, Г.Вильсон «Как измерить личность?»

1. вам случается чувствовать себя в иные моменты то подавленным, то счастливым без явных причин? Да Нет

2. Бывают ли у вас частые подъёмы и спады настроения, вызванные конкретными причинами либо спонтанно? Да нет

3. Вы часто бываете хмурым? Да Нет

4. Вы часто «отключаетесь» в то время, когда нужно быть особенно сосредоточенным? Да Нет

5. Часто ли во время общего разговора «погружаетесь»в себя?Да нет

6. Случается ли что бываете энергичным а иногда пассивным?да нет

7. Предпочитаете ли вы сами действия процессу планирования своих действий? Да Нет

8. Вы счастливы, когда участвуете в проекте, требующем действий? Да нет

9. Вы берете на себя инициативу при знакомстве? Да нет

10. Склонны к быстрым действиям? Да нет

11. Вы жизнерадостный человек? Да нет

12. Вы были бы несчастным если лишены общения с людьми? Да нет

А теперь подведем итоги. Ответив «Да» на любой из 6 вопросов вы получаете за каждый ответ балл в пользу эмоциональности, а ответ «нет» никак не оценивается. Каждый ответ «да» даёт балл экстраверту. Таким образом, мы получаем 2 суммы баллов, каждая может варьировать от 0 очень стабильный до 6 не стабильный. У большинства испытуемых сумма равна 2,3, максимум 4. Это средняя степень эмоциональности, экстравертивности.



















экстраверсия 3





2





1

1 2 3 4 5 нейротизм

Сравнительная динамика показателей эмоционально – волевого компонента готовности старшеклассников к Единому национальному тестированию(%).



Личностные характеристики

Констатирующий срез

Формирующий итог

Установка на успех

51,8

75,4

напористость

49,3

68,7

агрессивность

38,6

27,3

догматизм

34,3

24,9



Сравнительная обработка полученных результатов с данными среза выявила факт, вследствие целенаправленной формирующей деятельности показатели по шкалам «агрессивность», «догматизм» несколько снизились,(на 11,3% 9,4 %)и заметно повысились по шкалам, «установка на успех» и «напористость» (на 23,6% и 19,4 %)

Что свидетельствует о позитивной динамике показателей одного из базовых критериев формирования готовности.

Методы

Психокоррекционный тренинг стрессоустойчивости

Направлен на изменение психической сферы человека, на изменение его поведения, совершенствования самосознания. Он относится к типу психокоррекционных тренингов, которые включают в себя аспекты. Пытаясь дать определение тренингу, мы столкнулись со сложной ситуацией. В настоящее время существует много определений слову «стресс».

Термин изучается более 70 лет, каждое новое исследование открывает новые грани темы «Человек и стресс».

Ориентируясь на основные цели и задачи тренинга, мы предлагаем рабочее определение антистрессового тренинга.

Антистрессовый тренинг – это область практической психологии, ориентированная на использоывание интерактивных , аутоактивных, психокоррекционных методов, с целью коррекции.

Концептуальной основой нашего тренинга мы считаем теорию сохранения ресурсов. (С.Хобфолл, Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова, И.Н. Калинаускас и др.) Каждый из нас обладает достаточно обширным набором внешних и внутренних ресурсов.В связи с этим одна из задач тренинга – развитие ресурсов стрессоустойчивости участников группы.

































Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

Данная методика основана на непосредственном шкалировании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, испытуемые на вертикальных линиях отмечаютданные своих оценок и мыслей.

Инструкция:

Любой человек оценивает свои возможности, способности, характер. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией,нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагается 7 линий, они обозначают:

  • Здоровье,

  • ум, способности,

  • характер,

  • авторитет у сверстников,

  • умение многое делать своими руками,

  • уверенность в себе, внешность.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После крестиком отметьте (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя),о крайнем неблагополучии в развитие личности. Эти ученики составляют «группу риска»,их мало бывает. Низкая самооценка значит – подлинная неуверенность в себе и «защитная», сам не умеет, т.е. отсутствие способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. Расчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем 6 шкалам.

Уровень притязаний

Норму показывает результат от 60 до 89 баллов, оптимальный – сравнительный уровень – от 75 до 89,подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно некритичное отношение к себе.


Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 «средняя» самооценка, адекватная самооценка, количество баллов от 75 до 100 баллов – это завышенная самооценка.

Тест на самооценку: «Умеете ли вы контролировать себя?»

Инструкция: подчеркните «да», если вы согласны с утверждением, или «нет» если не согласны.

  1. Мне кажется трудным подражать другим.

Да нет

  1. Я бы смог свалять «дурака», чтобы привлечь внимание других.

Да нет

  1. Из меня мог бы выйти неплохой актёр.

Да нет

  1. Другим иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем на самом деле.

Да нет

  1. В компании я редко бываю в центре внимания

Да нет

  1. С разными людьми и в разных ситуациях я веду себя по-разному

Да нет

  1. Я отстаиваю то, в чём уверен

Да нет

  1. Чтобы преуспеть, я стараюсь быть таким, каким меня хотят видеть.

Да нет

  1. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

Да нет

  1. Я всегда такой, каким кажусь.

Да нет





Обработка результатов:

Начислите себе по 1 баллу за ответ «нет» на 1,5, и 7,

И за ответы «да» - на все остальные.

Подсчитайте сумму баллов.

0-3 баллов. Значит низкий коммуникативный контроль, ваше поведение устойчиво, и вы не желаете его изменять. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. вы прямолинейны в общении.

4-6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но сдержаны в эмоциях. Вам надо считаться с другими людьми.

7-10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль,вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производите.



Опросник агрессивности Басса-Дарки

Инструкция: отвечайте «да», если согласны, и «нет» если нет.

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

  3. Я легко раздражаюсь но быстро успокаиваюсь.

  4. Если меня не просят по-хорошему – я не выполню.

  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  7. Если я не одобряю поведения друзей, то даю им это понять

  8. Если я обману кого-то, то потом мучаюсь сильно от угрызения

  9. Мне кажется, что я не смогу ударить человека

  10. Я не раздражаюсь так, чтобы кидаться предметами.

  11. Я всегда снисходительный к чужим проблемам

  12. Если мне не нравится правило, то я хочу нарушить его

  13. Другие умеют лучше, чем я

  14. Я насторожен с людьми от которых не жду тепла

  15. Я часто не согласен с другими

  16. Иногда я думаю о постыдных делах

  17. Если меня первым ударят, я не отвечу

  18. Когда я злой я хлопаю дверьми

  19. Я гораздо раздражителен чем кажется

  20. Если кто-то умничает я иду наперекор

  21. Меня огорчает моя судьба

  22. Я думаю, что многие не любят меня

  23. Я не удержусь от спора если люди не согласны со мной

  24. Люди, не работая должны чувствовать чувство вины

  25. Тот, кто меня оскорбит, получит – драку

  26. Я не способен на грубые шутки

  27. Я злой когда надо мной надсмехаются

  28. Когда строят себя начальников, я всё сделаю, чтобы они не зазнавались

  29. Каждую неделю я вижу того, кто мне не нравится

  30. Многие мне завидуют

  31. Я требую, чтобы люди уважали мои права

  32. Меня угнетает то, что я мало делаю моим родителям

  33. Люди, что изводят других, должны получать по заслугам

  34. От злости я бываю мрачен

  35. Если ко мне относятся хуже чем я заслуживаю, я не расстроюсь

  36. Если меня выводят, я не обращаю

  37. Меня гложет зависть

  38. Мне кажется, что надо мной смеются

  39. Если я злой я не выражаюсь

  40. Хочу чтоб мои ошибки были прощены

  41. Я редко даю сдачи, если даже ударят

  42. Я обижаюсь, если не по – моему

  43. Иногда люди меня раздражают своим присутствием

  44. Нет людей, которых я ненавижу

  45. Мой принцип: «никогда не доверяй чужакам!»

  46. Если кто раздражает, я говорю ему всё

  47. Я делаю много всего, о чем сожалею

  48. Если я злой, могу ударить

  49. С 10 лет я не был злым

  50. Я как пороховая бочка

  51. Если бы все знали,что я чувствую,считали бы меня трудным

  52. Я всегда думаю, какие же причины заставляют делать добро

  53. Когда на меня кричать и я начинаю кричать

  54. Неудачи огорчают меня

  55. Я дерусь не реже чем другие

  56. Я был злой и кидал предметы

  57. Иногда могу первым начать драку

  58. Думаю жизнь не справедлива

  59. Думаю, многие врут









Обработка результатов:

  1. Физическая агрессия: «да» - № 1,25,33,48,55,62,68

«нет» - № 9,17,41

  1. Косвенная агрессия «да» - №2,18,34,42,56,63

«нет»- № 10,26,49

  1. Раздражение «да» - № 3,19,27,43,50,57,64,72

«нет» - №11,35,69

  1. Негативизм «да» - №4,12,20,23,36

  2. Обида «да» - №5,13,21,29,37,51,58

«нет»- № 65,70

  1. Подозрительность «да»- №6,14,22,30,38,45,52,59

«нет»- № 65,70

  1. Вербальная агрессия «да» - №7,15,23,31,46,53,60,71,73,

«нет» - №39,74,75

  1. Угрызения совести «да» - №8,16,24,32,40,47,54,61,67















































Анкета «Готовность к ЕНТ»

Фамилия, имя ______________________________________

Друзья!

Приближается время сдачи Единого национального тестирования. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом школы.

Прошу вас оценить своё согласие или не согласие с приведёнными ниже утверждениями по 10 – балльной шкале от 1 – «полностью не согласен» до 10 – «абсолютно согласен».

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.



  1. Я хорошо представляю, как проходит ЕНТ

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен

  1. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕНТ

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен

  1. Считаю, что результаты ЕНТ важны для моего будущего

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен

  1. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен

  1. Думаю, что у ЕНТ есть свои преимущества

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен

  1. Считаю, что могу сдать ЕНТ на высокую оценку

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью не согласен 12345678910

Абсолютно согласен



Фамилия _________________________________

Имя _____________________________________

Отчество _________________________________

Возраст __________________________________

Дата и место тестирование__________________

Время и дата тестирования__________________



Дополнительная информация:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











































Уважаемые выпускники!



Лично от себя, как от автора данного практикума психолого-педагогического сопровождения, я хочу пожелать вам прежде всего – здоровья, терпения и, конечно же уравновешенного состояния хотя бы на этот предстоящий период готовности к ЕНТ.

Сдача ЕНТ – ещё не конец света!

Помните и верьте, дома Вас ждут ваши родители,которые надеются на ваши достижения в процессе обучения, подумайте о них!

Каждый из нас прошёл через подобные испытания, и сейчас как видите, педагогический коллектив Тимофеевской сш всеми силами помогает вам в преодолении предстоящего ЕНТ.

Пройдя курс психолого-педагогической диагностики, вы действительно приобретёте психологическую готовность и личный настрой на сдачу ЕНТ вам будет обеспечен!



Успехов Вам в дальнейшем обучении!



С искренними пожеланиями психолог школы –

Айгуль Арыстановна!









































Список литературы для педагога:





  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками (текст)/ Л.Ф.Анн – СПб.: Питер,2005-271с.

  2. Вачков И.В. Основы технологии групполвого тренинга (текст) / И.В.Вачков – М.: Ось – 89,2003г.,-224с.

  3. Грачёва Л.В. эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой.Самоиндукция эмоций,упражнения актёрского тренинга,исследования(тект)Л.В.Грачёва – СПб.:Речь,2004-120с.

  4. ЕвтиховО.В. Практика психологического тренинга(тект)/ О.В.Евтихов-СПб.:Речь,2004 – 256с.

  5. Заморев С.И. Игровая терапия.Совсем не детские проблемы.(текст)/ С.И.Заморев – СПб.: Речь.,2002 - 135с.

  6. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков, профилактика асоциального поведения (текст) Г.И.Макартычева – СПб.: Речь,2006г. – 192с.