СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа школьного лагеря дневного пребывания по экологическому направлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление программы: экологическое воспитание, физкультурно-оздоровительная деятельность. Программа содержит мероприятия, реализующие программу, ожидаемые результаты, приложение.

Просмотр содержимого документа
«Программа школьного лагеря дневного пребывания по экологическому направлению»





Программа

пришкольного летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

(экологическое направление)

на базе

ГБОУ ООШ № 9

г.о. Новокуйбышевск











«Лукоморье»



















Г. Новокуйбышевск





Информационная карта программы





1

Полное название программы

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе ГБОУ ООШ №9 «Лукоморье»

2

Направление деятельности

  • Экологическое воспитание;

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

3

Содержание программы

  • Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

3


Авторы программы

Учитель начальных классов Бесперстова Г.Д.




Мировоззренческая идея лагеря:

экологическая культура как образ деятельности и мышления.

Миссия педагогического коллектива :

создание условий для развития экологической культуры.

Педагогическое кредо : «Поможем планете стать чище!»

Девиз смены : «Охранять природу, значит охранять себя!»

Пояснительная записка

Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Лагерь дневного пребывания выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры в лагере побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Пришкольный лагерь экологического направления “Лукоморье” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

Программа “Лукоморье” предусматривает: нестандартную организацию смены, максимальное включение ролевых игр.


Организационные мероприятия:

Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.

Общее руководство и ответственность за правильную постановку экологического воспитания и обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.

Необходимо оборудовать стенды для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.

Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:

  1. Положение о пришкольном лагере отдыха.

  2. Программа.

  3. План работы на смену.

  4. План-сетка мероприятий.

  5. Меню-требование на выдачу продуктов питания на 18 дней. (ф. 289).

До открытия лагеря и после смены все воспитатели должны пройти медосмотр.

Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы спортзал школы, столовая, кабинеты для занятий, библиотека, пришкольный участок.

Цель и задачи программы:

Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.

Задачи:

1. Развивать бережное отношение к природе;

2. Расширять кругозор по флоре и фауне Самарской области;

3. Формировать у воспитанников активной жизненной позиции в области охраны природы;

4. Утверждать в сознании школьников нравственные и культурные ценности;

5.  Прививать навыки здорового образа жизни, укрепление здоровья;

6. Включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;

7. Формировать у детей представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.


8. Освоить доступные методы исследований и наблюдений в природе;

Содержание и форма реализации.

Продолжительность смены 20 дней. Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов в количестве 100 человек. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечает старший воспитатель. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.

В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. В лагере действует орган самоуправления: совет командиров, который собирается ежедневно.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

 Безопасность всех проводимых мероприятий;

 Учет особенностей каждой личности;

 Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;

  Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;

  Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

 Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;

 Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

 Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности:

  • Образовательно –содержательное направление (экологическое воспитание);

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • Художественно-творческая деятельность.







Образовательно-содержательное направление

(экологическое воспитание):

Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения экологических экскурсий, с учётом возрастных особенностей.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Физкультурно – оздоровительная работа:

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

 Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

 Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  Утренняя гимнастика (зарядка);

  Спортивные игры на стадионе;

  Подвижные игры на свежем воздухе;

  Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

  • Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»

  • Беседы медсестры:

    • «Первая помощь при укусе насекомым»;

    • «Чем опасны клещи»;

    • «Где ты найдёшь витамины»;

    • «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;

    • «Помоги своему зубу».

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Художественно – творческая деятельность:

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

 Изобразительная деятельность;

 Конкурсные программы;

 Творческие конкурсы;

  Игровые творческие программы;

  Концерты; праздники;

  Творческие игры;

  Выставки (рисунков, поделок и т.д.)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Материально – техническое обеспечение:

  1. Набор оборудования для лабораторных и исследовательских работ.

  2. Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;

  3. Видеотехника и аудиоматериалы;

  4. Призы и награды для стимулирования.

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:


  • Закон «Об образовании РФ»;

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

  • Устав ГБОУ ООШ № 9;

  • Положение о лагере дневного пребывания;

  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

  • Инструкции по организации и проведению экскурсий;

  • Приказы УО;

  • Должностные инструкции работников;

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

  • Заявления от родителей;

  • Правила регистрации детей при поступлении;

  • Акт приемки лагеря.



 




Ожидаемые и прогнозируемые результаты:



Личностные УУД – формировать познавательный интерес;

оздоравливать и укреплять своё здоровье;





Предметные УУД – познакомить с флорой и фауной Самарской области; знать нормы поведения в природе и уметь бережно к ней относиться к ней;

научиться сравнивать и наблюдать растения и животные;

выполнить проекты о лекарственных растениях Самарской области и животных родного края, занесённых в Красную книгу;

создать словарь-справочник с рисунками растений и животных своего региона.

Метапредметные УУД – уметь работать с информацией; развивать творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность; повышать творческую активность путем вовлечения в социально-значимую деятельность; приобретать практические экологические и природоохранные навыки; знать законодательство об охране природы; пропагандировать здоровый образ жизни;


формировать умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, устанавливать дружеские отношения со сверстниками; развивать лидерские и организаторские качества, социальную активность;



уметь соблюдать правила поведения в природе, осуществлять контроль своего поведения и поведения других по охране флоры и фауны Самарского края; выполнять работу по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.



Средства: парк, лес, ботанический сад, зоопарк, фильмы, слайды.

Формы и методы: экскурсии, викторины, беседы, наблюдения, просмотр кинофильмов.

Проверка: наблюдать у воспитанников умение контролировать свое поведение и поведение других, анкетирование и тестирование детей.

Законы лагеря



  • Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым;

  • Без разрешения воспитателей (вожатых) не покидай лагерь;

  • Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу;

  • Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают;

  • Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте;

  • Долой скуку;

  • Будь вынослив и терпелив;

  • Один за всех и все за одного! За друзей стой горой;

  •  Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!



























РЕЖИМ ДНЯ





8.30 - 8.45 встреча детей «Мы вам рады»;



8.45 - 9.00 утренняя зарядка:

«Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»;

9.00 - 9.30 завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;

9.30. – 11.00 занятия в отрядах по направлению лагеря;



11.00-12.30 спортивно-оздоровительный час:

«Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»

12.30-13.00 инструктаж по ТБ

13.00-13.30 обед

«Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет»;

13.30 -14.20 художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия):


«Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»

14.00 -14.30 обед

«Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет»;

14.20 -14.30 операция «Уют»

«Надо в порядок все привести, в классе убрать и пол подмести!»;


14.30 - роспуск детей по домам «До свидания! До новых встреч!».






План-график реализации программы

 

Направления

Мероприятия

Дни проведения

Ответственные

1

 

1.Торжественная линейка. Открытие лагеря.

2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ.

3. Анкетирование

4 «Минута славы»

1-ый день .

Начальник лагеря, воспитатели

2

Правила поведения в природе

 

1. Беседа «Правила поведения в лесопарках, у водоёмов».

2. Трудовой десант

3. Экскурсия в парк

4. Ролевая игра «Как обезопасить свою жизнь»

 

 2-ый день

Воспитатели

 

1.Беседа «Знакомимся с Красной книгой»

2. Интерактивная игра о лекарственных травах Самарского края.

3. Игра-викторина «Знаешь ли ты животных?»

4. Трудовой десант.

 

3-ый день

Воспитатели,

библиотекарь.

 

3

Лесопарк, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами

 

1. Путешествие в страну «Витаминки».

2. Подвижные игры на свежем воздухе.

3. Беседа «Как защитить природу»

4. Экскурсия в экологический центр г. Новокуйбышевска 

4-ый день 

Воспитатели, учитель физкультуры

 

1. Беседы о реках родного края, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. Инструктаж по ТБ « Правила поведения на воде».

2. Экскурсия в парк Победы

3. Трудовой десант

4. Игра-викторина «Зелёная аптека»

 

5-ый день

Воспитатели,

библиотекарь.

 

 

4

Практикум «Озеленение территории школьного двора»

 

1. Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников».

2. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе.

3. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.

4. Конкурс гербарий, рисунков, подделок.

 

6-ый день

Воспитатели

 

 

1. Беседа «Почему здоровым быть модно»

2. Веселые старты.

3. Конкурс рисунков «Я здоровый человек»

4. Трудовой десант

 

7-ой день.

Воспитатели, учитель физкультуры

5

Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц родного города

 

 

 

1.Беседа «Экология и состояние организма» .

2. Трудовой десант.

3. Анкетирование.

4. Экскурсия в парк «Дубки»

5. Практическое занятие по безопасности жизнедеятель-ности.

8-ый день

Воспитатели, учитель физкультуры, ОБЖ

 

1. Спортивная игра «Зарница»

2. Трудовой десант «Сделаем нашу улицу чище!»

3. Выпуск бюллетеня.

4.Презентация «История развития футбольного движения».

 

9-ый день

Воспитатели, учитель физкультуры, библиотекарь.

6.

1. Экскурсия в городскую библиотеку «Жигулёвская кругосветка»

2. Акция «Чистый двор»

3. Интерактивная викторина «О, спорт, ты – мир!»


10-ый день

Воспитатели.

 

1 Занятия на природе.

2. Игры на свежем воздухе. Подвижные игры.

3. Конкурс рисунков «Люби и охраняй природу»

11-ый день.

Воспитатели, учитель физкультуры

7

Охрана окружающей среды

 

1. Викторина «Знатоки леса»

2. Игры на спортивной площадке минифутбол.

3. Трудовой десант.

4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы»

 

12-ый день

Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель физкультуры



 Охрана окружающей среды


1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека. 2.Экскурсия в зоопарк

3.Трудовой десант по уходу за цветами на школьном участке.

4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы»


13-ый день.

Начальник лагеря, воспитатели

 

1 Занятие –практикум «Как защитить природу».

2. Выпуск газеты, бюллетеней.

3. Подготовка к фестивалю «Экология и мы»

 

14-ый день

Воспитатели, учитель физкультуры, музыкальный руководитель

 

1. Конкурс поделок из природного материала

2. Уход за цветами на пришкольном участке.

3. Анкетирование, опрос.

 4. Познавательный турнир «Умники и умницы"

15-ый день

Воспитатели


1.Подготовка к конкурсу экологических сказок

2. Экологический ликбез «Чудо вокруг нас».

3. Защита экологических плакатов

16-ый день

Начальник лагеря, воспитатели


  1. Инсценирование экологических сказок

  2. Экскурсия в ботанический сад

  3. Трудовой десант

17-ый день

Начальник лагеря, воспитатели


1. Фестиваль «Экология и мы»

2. Подведение итогов соревнования между отрядами.

3.Торжественное закрытие лагерной смены Награждение.



18-ый день

Начальник лагеря, воспитатели