Программа
пришкольного летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
(экологическое направление)
на базе
ГБОУ ООШ № 9
г.о. Новокуйбышевск
«Лукоморье»
Г. Новокуйбышевск
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе ГБОУ ООШ №9 «Лукоморье» |
2 | Направление деятельности | Физкультурно-оздоровительная деятельность. |
3 | Содержание программы | Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
3 | Авторы программы | Учитель начальных классов Бесперстова Г.Д. |
Мировоззренческая идея лагеря:
экологическая культура как образ деятельности и мышления.
Миссия педагогического коллектива :
создание условий для развития экологической культуры.
Педагогическое кредо : «Поможем планете стать чище!»
Девиз смены : «Охранять природу, значит охранять себя!»
Пояснительная записка
Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Лагерь дневного пребывания выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры в лагере побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Пришкольный лагерь экологического направления “Лукоморье” как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Программа “Лукоморье” предусматривает: нестандартную организацию смены, максимальное включение ролевых игр.
Организационные мероприятия:
Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.
Общее руководство и ответственность за правильную постановку экологического воспитания и обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.
Необходимо оборудовать стенды для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.
Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:
Положение о пришкольном лагере отдыха.
Программа.
План работы на смену.
План-сетка мероприятий.
Меню-требование на выдачу продуктов питания на 18 дней. (ф. 289).
До открытия лагеря и после смены все воспитатели должны пройти медосмотр.
Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы спортзал школы, столовая, кабинеты для занятий, библиотека, пришкольный участок.
Цель и задачи программы:
Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Задачи:
1. Развивать бережное отношение к природе;
2. Расширять кругозор по флоре и фауне Самарской области;
3. Формировать у воспитанников активной жизненной позиции в области охраны природы;
4. Утверждать в сознании школьников нравственные и культурные ценности;
5. Прививать навыки здорового образа жизни, укрепление здоровья;
6. Включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;
7. Формировать у детей представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
8. Освоить доступные методы исследований и наблюдений в природе;
Содержание и форма реализации.
Продолжительность смены 20 дней. Программа рассчитана на учащихся 1-7 классов в количестве 100 человек. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечает старший воспитатель. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
В лагере проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня. В лагере действует орган самоуправления: совет командиров, который собирается ежедневно.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безопасность всех проводимых мероприятий;
Учет особенностей каждой личности;
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
Образовательно –содержательное направление (экологическое воспитание);
Физкультурно-оздоровительная деятельность;
Художественно-творческая деятельность.
Образовательно-содержательное направление
(экологическое воспитание):
Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения экологических экскурсий, с учётом возрастных особенностей.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Физкультурно – оздоровительная работа:
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
Спортивные игры на стадионе;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
«Первая помощь при укусе насекомым»;
«Чем опасны клещи»;
«Где ты найдёшь витамины»;
«Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;
«Помоги своему зубу».
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческая деятельность:
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность;
Конкурсные программы;
Творческие конкурсы;
Игровые творческие программы;
Концерты; праздники;
Творческие игры;
Выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Материально – техническое обеспечение:
Набор оборудования для лабораторных и исследовательских работ.
Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;
Видеотехника и аудиоматериалы;
Призы и награды для стимулирования.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;
Устав ГБОУ ООШ № 9;
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Приказы УО;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении;
Акт приемки лагеря.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты:
Личностные УУД – формировать познавательный интерес;
оздоравливать и укреплять своё здоровье;
Предметные УУД – познакомить с флорой и фауной Самарской области; знать нормы поведения в природе и уметь бережно к ней относиться к ней;
научиться сравнивать и наблюдать растения и животные;
выполнить проекты о лекарственных растениях Самарской области и животных родного края, занесённых в Красную книгу;
создать словарь-справочник с рисунками растений и животных своего региона.
Метапредметные УУД – уметь работать с информацией; развивать творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность; повышать творческую активность путем вовлечения в социально-значимую деятельность; приобретать практические экологические и природоохранные навыки; знать законодательство об охране природы; пропагандировать здоровый образ жизни;
формировать умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, устанавливать дружеские отношения со сверстниками; развивать лидерские и организаторские качества, социальную активность;
уметь соблюдать правила поведения в природе, осуществлять контроль своего поведения и поведения других по охране флоры и фауны Самарского края; выполнять работу по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
Средства: парк, лес, ботанический сад, зоопарк, фильмы, слайды.
Формы и методы: экскурсии, викторины, беседы, наблюдения, просмотр кинофильмов.
Проверка: наблюдать у воспитанников умение контролировать свое поведение и поведение других, анкетирование и тестирование детей.
Законы лагеря
Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым;
Без разрешения воспитателей (вожатых) не покидай лагерь;
Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу;
Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают;
Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте;
Долой скуку;
Будь вынослив и терпелив;
Один за всех и все за одного! За друзей стой горой;
Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
РЕЖИМ ДНЯ
8.30 - 8.45 встреча детей «Мы вам рады»;
8.45 - 9.00 утренняя зарядка:
«Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»;
9.00 - 9.30 завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;
9.30. – 11.00 занятия в отрядах по направлению лагеря;
11.00-12.30 спортивно-оздоровительный час:
«Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»
12.30-13.00 инструктаж по ТБ
13.00-13.30 обед
«Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет»;
13.30 -14.20 художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия):

«Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»
14.00 -14.30 обед
«Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет»;
14.20 -14.30 операция «Уют»
«Надо в порядок все привести, в классе убрать и пол подмести!»;
14.30 - роспуск детей по домам «До свидания! До новых встреч!».
План-график реализации программы
№ | Направления | Мероприятия | Дни проведения | Ответственные |
1 | | 1.Торжественная линейка. Открытие лагеря. 2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. 3. Анкетирование 4 «Минута славы» | 1-ый день . | Начальник лагеря, воспитатели |
2 | Правила поведения в природе | 1. Беседа «Правила поведения в лесопарках, у водоёмов». 2. Трудовой десант 3. Экскурсия в парк 4. Ролевая игра «Как обезопасить свою жизнь» | 2-ый день | Воспитатели |
| 1.Беседа «Знакомимся с Красной книгой» 2. Интерактивная игра о лекарственных травах Самарского края. 3. Игра-викторина «Знаешь ли ты животных?» 4. Трудовой десант. | 3-ый день | Воспитатели, библиотекарь. |
3 | Лесопарк, луг, степь, река. Знакомство с окрестными экосистемами | 1. Путешествие в страну «Витаминки». 2. Подвижные игры на свежем воздухе. 3. Беседа «Как защитить природу» 4. Экскурсия в экологический центр г. Новокуйбышевска | 4-ый день | Воспитатели, учитель физкультуры |
| 1. Беседы о реках родного края, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. Инструктаж по ТБ « Правила поведения на воде». 2. Экскурсия в парк Победы 3. Трудовой десант 4. Игра-викторина «Зелёная аптека» | 5-ый день | Воспитатели, библиотекарь. |
4 | Практикум «Озеленение территории школьного двора» | 1. Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников». 2. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе. 3. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. 4. Конкурс гербарий, рисунков, подделок. | 6-ый день | Воспитатели |
| | 1. Беседа «Почему здоровым быть модно» 2. Веселые старты. 3. Конкурс рисунков «Я здоровый человек» 4. Трудовой десант | 7-ой день. | Воспитатели, учитель физкультуры |
5 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц родного города | 1.Беседа «Экология и состояние организма» . 2. Трудовой десант. 3. Анкетирование. 4. Экскурсия в парк «Дубки» 5. Практическое занятие по безопасности жизнедеятель-ности. | 8-ый день | Воспитатели, учитель физкультуры, ОБЖ |
| 1. Спортивная игра «Зарница» 2. Трудовой десант «Сделаем нашу улицу чище!» 3. Выпуск бюллетеня. 4.Презентация «История развития футбольного движения». | 9-ый день | Воспитатели, учитель физкультуры, библиотекарь. |
6. | 1. Экскурсия в городскую библиотеку «Жигулёвская кругосветка» 2. Акция «Чистый двор» 3. Интерактивная викторина «О, спорт, ты – мир!» | 10-ый день | Воспитатели. |
| 1 Занятия на природе. 2. Игры на свежем воздухе. Подвижные игры. 3. Конкурс рисунков «Люби и охраняй природу» | 11-ый день. | Воспитатели, учитель физкультуры |
7 | Охрана окружающей среды | 1. Викторина «Знатоки леса» 2. Игры на спортивной площадке минифутбол. 3. Трудовой десант. 4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | 12-ый день | Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель физкультуры |
| Охрана окружающей среды | 1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека. 2.Экскурсия в зоопарк 3.Трудовой десант по уходу за цветами на школьном участке. 4. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | 13-ый день. | Начальник лагеря, воспитатели |
| 1 Занятие –практикум «Как защитить природу». 2. Выпуск газеты, бюллетеней. 3. Подготовка к фестивалю «Экология и мы» | 14-ый день | Воспитатели, учитель физкультуры, музыкальный руководитель |
| 1. Конкурс поделок из природного материала 2. Уход за цветами на пришкольном участке. 3. Анкетирование, опрос. 4. Познавательный турнир «Умники и умницы" | 15-ый день | Воспитатели |
| 1.Подготовка к конкурсу экологических сказок 2. Экологический ликбез «Чудо вокруг нас». 3. Защита экологических плакатов | 16-ый день | Начальник лагеря, воспитатели |
| Инсценирование экологических сказок Экскурсия в ботанический сад Трудовой десант | 17-ый день | Начальник лагеря, воспитатели |
| 1. Фестиваль «Экология и мы» 2. Подведение итогов соревнования между отрядами. 3.Торжественное закрытие лагерной смены Награждение. | 18-ый день | Начальник лагеря, воспитатели |