СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Система работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование системы работы с одарёнными детьми во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Система работы с одарёнными детьми в начальной школе»»




Бюджетное образовательное учреждение

«Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы: Буракова Н.М.

Дата _________________




Программа

«Система работы с одарёнными детьми в начальной школе»

(Срок реализации программы 4 года)



Автор программы:

Бугаенко Елена Андреевна,

учитель начальных классов,

с.Хлебодаровка












2013 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель: формирование системы работы с одаренными детьми в начальной школе во внеурочное время


Задачи:

-изучить и адаптировать методику выявления одарённых детей в классе;

- выявить виды одарённости детей в классе;

- создать условия для оптимального развития одарённых детей;

-предоставить возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.


Актуальность:
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. С 2003 года работает ФЦП «Дети России» с подпрограммой «Одарённые дети». В главном тезисе национальной образовательной стратегии – президентской инициативы «Наша новая школа» Д. А. Медведева, стоят самые актуальные задачи: выявлять и развивать природные задатки детей, обеспечивать условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала.

В Президентской программе «Дети России» сделан акцент на создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенци­альных возможностей, являющейся одной из приоритет­ных социальных задач. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная  в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный  и экономический потенциал области и государства в целом.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.   Выявление одаренных детей начинается на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Основные виды одарённости детей:

  1. Интеллектуальная

  2. Академическая

  3. Творческая

  4. Лидерская

  5. Художественно-исполнительская

  6. Психомоторная.

 Формы выявления одаренных детей:


-наблюдение;

-общение с родителями;

-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.

К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые:

  •   имеют     более     высокие     по     сравнению     с     большинством интеллектуальные   способности,   восприимчивость   к   учению, творческие возможности и проявления;     

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;

  • высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.

      Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих  равных условиях;

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной       области науки (подростковый образ);

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но  обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического  склада, незаурядными умственными резервами (старший  школьный возраст).

 При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает  проблема чему   и   как   их   учить,   как   способствовать   их    оптимальному развитию.

Этапы организации работы с одарёнными детьми
  1. Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

  2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.

  3. Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.

  4. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.


Главная отличительная особенность данной воспитательной программы состоит в том, что она построена на принципах сотрудничества -педагог (классный руководитель) + родители + социум (педагоги дополнительного образования, ДДТ, НОУ «Эврика», ДЮСШ, сельский ДК).

Возраст обучающихся – 1-4 классы.

Сроки реализации

     I этап - подготовительный (1класс)

  • Формирование навыков эффективной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей.
       II этап - творческий (2 класс)

  • Совершенствование навыков организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие обучающихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

  • Отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция.

III этап - развивающий (3 класс)
  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры обучающихся.

IV этап - рефлексивно – обобщающий (4 класс)

  • Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.

  • Развитие и расширение информационной культуры обучающихся.

  • Саморефлексия обучающихся.

  • Оценивание родителями достижений детей.

  • Анализ и обобщение результатов развития каждого ребёнка.

  • Анализ мониторинга достижений одарённых обучающихся.

Программа основных мероприятий

Формируя систему работы с одарёнными детьми через внеурочную деятельность, с привлечением дополнительных ресурсов появляются эффективные результаты. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

Направления работы

Формы работы

1.

Работа с родителями

  • индивидуальные беседы;

  • круглый стол или педагогический треугольник;

  • родительские гостиные;

  • родительские собрания;

  • совместные мероприятия;

  • совместная исследовательская деятельность;

  • совместное выполнение творческих заданий;

  • тесты и мини анкеты;

  • проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на род. собраниях;

  • презентация семейного опыта воспитания;

  • родительский лекторий; родительский ринг;

  • собрания-диспуты; деловая игра;

  • тематические и индивидуальные консультации;

  • посещение мест работы родителей;

  • выставка ученических творческих работ;

  • финансовая оплата поездок, конкурсов, викторин.


2.

Работа с педагогами дополнительного образования

  • кружок «Весёлая палитра»;

  • кружок «Играй с нами!»;

  • кружок «Сделай сам (мальчики)»;

  • кружок «Рукодельница (девочки)»;

  • кружок «Родничок»;

  • спорт.секция «Пионербол»;

  • спорт.секция «Баскетбол»;

  • спорт.секция «Хоккей»;

  • студия современного свободного танца

3.

Работа с ДДТ

  • Студия современного свободного танца

4.

НОУ «Эврика» БОУ «Хлебодаровская СОШ»


    • Областной интеллектуальный турнир - игра «ПОНИ»;

    • Всероссийский открытый конкурс «Русский медвежонок», «Кенгуру»;

    • Заочные предметные викторины;

    • Областные телекоммуникационные проекты;

    • Областные телекоммуникационные викторины;

    • Исследовательские проекты;

    • Школьная, муниципальная, областная НПК;

    • Областная интернет – конференция.


5.

ДЮСШ

  • спорт. секция «Баскетбол»

  • спорт. секция «Волейбол


6.

Сотрудничество с сельским ДК

  • День села;

  • День пожилого человека;

  • День Матери;

  • Неделя Книги;

  • Агитбригада;

  • смотры художественной самодеятельности;

  • Фестивали фольклорных коллективов.





Ожидаемые результаты

  • Реализация творческого потенциала детей:

    • занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях, положительная динамика продвижения учащихся.

Методические результаты:

  • - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;

  • - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся;

  • - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;

  • - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Оценка результативности

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе

 Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность одарённых учащихся

Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах.
Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.



Риски и методы их коррекции

Отсутствие материальной базы

Оснащение материально – технической базы школы 

(спонсорская помощь)

Отсутствие подготовленных педагогов

Повышение квалификации педагогов

( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары)

Отсутствие методической базы.

Создание банка данных методической литературы, Интернет, медиатека

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний.

Стимуляция учащихся 
(грамоты, гранты, призы)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!