Бюджетное образовательное учреждение
«Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы: Буракова Н.М.
Дата _________________
Программа
«Система работы с одарёнными детьми в начальной школе»
(Срок реализации программы 4 года)
Автор программы:
Бугаенко Елена Андреевна,
учитель начальных классов,
с.Хлебодаровка
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: формирование системы работы с одаренными детьми в начальной школе во внеурочное время
Задачи:
-изучить и адаптировать методику выявления одарённых детей в классе;
- выявить виды одарённости детей в классе;
- создать условия для оптимального развития одарённых детей;
-предоставить возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу.
Актуальность:
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. С 2003 года работает ФЦП «Дети России» с подпрограммой «Одарённые дети». В главном тезисе национальной образовательной стратегии – президентской инициативы «Наша новая школа» Д. А. Медведева, стоят самые актуальные задачи: выявлять и развивать природные задатки детей, обеспечивать условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала.
В Президентской программе «Дети России» сделан акцент на создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, являющейся одной из приоритетных социальных задач. Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал области и государства в целом.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Выявление одаренных детей начинается на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Основные виды одарённости детей:
Интеллектуальная
Академическая
Творческая
Лидерская
Художественно-исполнительская
Психомоторная.
Формы выявления одаренных детей:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые:
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ);
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст).
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.
Этапы организации работы с одарёнными детьми Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.
Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
Главная отличительная особенность данной воспитательной программы состоит в том, что она построена на принципах сотрудничества -педагог (классный руководитель) + родители + социум (педагоги дополнительного образования, ДДТ, НОУ «Эврика», ДЮСШ, сельский ДК).
Возраст обучающихся – 1-4 классы.
Сроки реализации
I этап - подготовительный (1класс)
Формирование навыков эффективной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей.
II этап - творческий (2 класс)
Совершенствование навыков организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие обучающихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками.
Отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция.
III этап - развивающий (3 класс)
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры обучающихся.
IV этап - рефлексивно – обобщающий (4 класс)
Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.
Развитие и расширение информационной культуры обучающихся.
Саморефлексия обучающихся.
Оценивание родителями достижений детей.
Анализ и обобщение результатов развития каждого ребёнка.
Анализ мониторинга достижений одарённых обучающихся.
Программа основных мероприятий
Формируя систему работы с одарёнными детьми через внеурочную деятельность, с привлечением дополнительных ресурсов появляются эффективные результаты. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.
№ | Направления работы | Формы работы |
1. | Работа с родителями | индивидуальные беседы; круглый стол или педагогический треугольник; родительские гостиные; родительские собрания; совместные мероприятия; совместная исследовательская деятельность; совместное выполнение творческих заданий; тесты и мини анкеты; проигрывание ситуаций на родительских гостиных и на род. собраниях; презентация семейного опыта воспитания; родительский лекторий; родительский ринг; собрания-диспуты; деловая игра; тематические и индивидуальные консультации; посещение мест работы родителей; выставка ученических творческих работ; финансовая оплата поездок, конкурсов, викторин. |
2. | Работа с педагогами дополнительного образования | кружок «Весёлая палитра»; кружок «Играй с нами!»; кружок «Сделай сам (мальчики)»; кружок «Рукодельница (девочки)»; кружок «Родничок»; спорт.секция «Пионербол»; спорт.секция «Баскетбол»; спорт.секция «Хоккей»; студия современного свободного танца |
3. | Работа с ДДТ | |
4. | НОУ «Эврика» БОУ «Хлебодаровская СОШ» | Областной интеллектуальный турнир - игра «ПОНИ»; Всероссийский открытый конкурс «Русский медвежонок», «Кенгуру»; Заочные предметные викторины; Областные телекоммуникационные проекты; Областные телекоммуникационные викторины; Исследовательские проекты; Школьная, муниципальная, областная НПК; Областная интернет – конференция. |
5. | ДЮСШ | |
6. | Сотрудничество с сельским ДК | |
Ожидаемые результаты
Методические результаты:
- создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости;
- разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с родителями учащихся;
- использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости;
- обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Оценка результативности
№ | Критерии | Показатели |
1 | Самооценка личности | Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера |
2 | Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизне- деятельностью одарённых детей в школе | Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. |
3 | Конкурентоспособность одарённых учащихся | Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников. |
Риски и методы их коррекции
Отсутствие материальной базы | Оснащение материально – технической базы школы (спонсорская помощь) |
Отсутствие подготовленных педагогов | Повышение квалификации педагогов ( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары) |
Отсутствие методической базы. | Создание банка данных методической литературы, Интернет, медиатека |
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. | Стимуляция учащихся (грамоты, гранты, призы) |