СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы:выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития,разработка системы работы по подготовке младших школьников к решению олимпиадных заданий, создание условий для предметного развития способных учеников класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе»»

14



МБОУ « Адамовская СОШ №1»



« Согласовано»

Директор ____________/ Чайка О.Н./

МБОУ «Адамовская СОШ № 1

От « 28 августа 2014 г.














Программа

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе»







Составитель: Гориславец Ольга Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ «Адамовская СОШ №1


















п. Адамовка

2014 год



Пояснительная записка

Сейчас как никогда, нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому очень важно развивать в ребёнке уже заложенные способности. Этому способствует участие детей в различных олимпиадах, конкурсах и викторинах, которые развивают личностные качества ребёнка, его творческий потенциал.

Цель данной программы: выявление одарённых детей и создание условий для их оптимального развития, разработка системы работы по подготовке младших школьников к решению олимпиадных заданий, создание условий для предметного развития способных учеников класса.

Задачи:

1.проанализировать материалы различных олимпиад и определить тематическое разнообразие заданий;

2. ранжировать олимпиадные задания по темам и уровням сложности;

3. разработать системный подход по подготовке к олимпиадам в урочное и внеурочное время;

4. обеспечит подготовку учеников, способствующую самораскрытию школьников;

5. вовлечь учащихся во внеклассную работу по предметам;

6. Развивать имеющиеся творческие способности детей, интерес к приобретению знаний.

План работы.

  1. Изучение и анализ литературы по теме.

  2. Диагностика интеллектуальных способностей учащихся.

  3. Отбор и ранжирование заданий по темам и уровню сложности.

  4. Практическая подготовка детей к олимпиадам.

  5. Рефлексия результатов деятельности учащихся.

Принципы работы педагога с одарёнными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участие учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление способных детей:

  1. Наблюдение учителя за ребёнком в процессе урока и во внеурочной деятельности.

Можно научит ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, серьёзный познавательный интерес, умение общаться, адекватное поведение и навыки организованности. Если ребёнок интересуется книгами на определённую тему, много читает ,обладает богатым кругозором, то он может стать потенциальным участником олимпиад.

  1. Показатели успеваемости.

Успешное обучение детей по какому-либо предмету даёт предпосылки для более глубокого изучения предмета.

3. Диагностика даёт возможность получить точные представления об интеллектуально-творческом потенциале личности каждого ребёнка и динамике его развития, не потерять «потенциально одарённых», то есть тех, чья одарённость ещё не выявлена.

Направления деятельности:

  • организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с детьми;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам разного уровня;

  • проведение массовых мероприятий внутри объеденения;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.

Формы работы с одарёнными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;

  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;

  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

  • сформировать банк данных «Одарённые дети»


Этапы реализации программы.

I этап. Диагностико - прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2.Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно – практических конференций;

- внеклассная работа по предмету.

II этап. Деятельностный:

- организация активной системы научно – исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.


План мероприятий по выполнению программы на 2014 – 2017 уч. г.


мероприятия

сроки

1

Диагностика одарённых детей

октябрь

2

Составление плана работы с одарёнными детьми на год

август

ежегодно

3

Составление индивидуальной программы обучения;

-разработка планов индивидуальной работы с детьми;

- проведение занятий с детьми

- отработка форм, методов, приёмов работы;

- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

4

Организация и проведение школьных олимпиад.

октябрь ежегодно

5

Участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах

ежегодно

6

Анализ и корректировка результативности выполнения программы.

май

ежегодно

7

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

постоянно

8

Творческий отчёт по итогам работы с одарёнными детьми

постоянно

9

Распространение опыта работы с одарёнными детьми

регулярно



План работы по подготовке к олимпиадам и конкурсам исследовательских работ на 2015– 2016 учебный год



сроки

мероприятия

сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

октябрь

Подготовка к школьным олимпиадам по предметам. Практические занятия


Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок


ноябрь

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»


Выбор тем исследовательских работ

декабрь

Выполнение исследовательских работ. Индивидуальная работа с учащимися.


Представление исследовательских работ на уровне класса.

январь

Индивидуальные консультации и исправление недочётов исследовательских работ. Подготовка к школьному конкурсу исследовательских работ.


февраль

Школьный конкурс исследовательских работ.



март

Международный математический конкурс « Кенгуру»


Районный конкурс исследовательских работ «»Эврика»


ФМВДК «Таланты России» Международный конкурс исследовательских работ


Всероссийский конкурс исследовательских и с проектных работ учащихся, проводимого НМП «Методичка орг.» «Я, исследователь»


ФМВДК «Таланты России» Всероссийский конкурс исследовательских работ.

апрель

Всероссийская предметная олимпиада.


VIII региональный конкурс «Я – исследователь»


май

Презентация итогов работы с одарёнными детьми в течение учебного года

В течение года

Дополнительные занятия с одарёнными детьми

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований

Участие в разноуровневых олимпиадах и конкурсах





















Приложение 1.


Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс с ответами.


1.    Напиши слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на 7 дней.

2.    Найди общее начало для всех слов. Допиши эти слова. -- ход, -- ловник, -- дкова, -- вар, -- дарок.

3.    Какие гласные обозначают два звука?. 
   А я у ю ы 

4.    Восстанови пословицы. 
--- - человека кормит,    а --- – портит.

5.    Закончите фразы. 
Хитрый как --- .    Трусливый как --- .
Колючий как ---- .    Упрямый ---- .

6.    Подбери слова с противоположным значением.
Мягкий - --- ,    высоко - --- ,    широкая - --- .

7.    Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего. 
М __ __
М __ __ __
М __ __ __ __ 

8.    Поставь ударения над словами.

Арбуз, гусеница, ремень, портфель , шофер, алфавит. хворост, голоден, понял, поняла. 

9.    Запиши по 3 слова, где:

букв больше, чем звуков;

звуков больше, чем букв.


10.    Подбери противоположные по смыслу слова.

День.

Враг.

Хвалить.

Тепло.

Смелый.


11.    Найди в каждой строке лишнее слово.


вода, водитель, наводнение;

рисунок, рисовый, зарисовка;

гусь, гусеница, гусыня.


12.    Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:

Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой. 

13.    Какое слово здесь зашифровано:     2 5 6 2 3 6 1 4 ?

Шифр: 1 - т, 2 - д, 3 - ц, 4 - ь, 5 - в, 6 - а. 

14.    Какое из данных слов является родственным слову    нос?


носильщик;

поднос;

переносица;

подношение;

занос.


15.    Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок, найди и исправь их.

“Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать в сваей комнате. низнайка”.




















Олимпиада по математике 2 класс (отборочный тур внутри класса)

1. Ответь на вопросы:

  1. На сколько больше наименьшее двузначное число, чем наибольшее однозначное?

  2. Пара лошадей пробежала 17км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

  3. У Кати 4 пары перчаток. Сколь перчаток на правую руку?

  4. Сколько горошин может войти в один стакан?

  5. Что тяжелее 5кг гвоздей или 5 кг ваты?

2. Какой из этих компонентов лишний? Зачеркни.

  • уменьшаемое;

  • вычитаемое;

  • сумма;

  • разность;

3. Сколько треугольников изображено на рисунке?

4. Реши задачу:

Коротышки из Солнечно города решили занимать спортом. Гимнастику выбрали 12 коротышек. Бокс - на 4 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 5 больше, бокс. Сколько коротышек занялось спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки?

5. Три девочки - Валя. Наташа и Катя пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в красном, третья в голубом. В каком платье была каждая, если известно, Что Валя - не в голубом и не в красном, Катя - не в голубом?

6. Маршрутка проделывает расстояние от Дивногорска до Красноярска за 1ч 40 минут. Однако обратный путь занимает 100 минут. Как ты это объяснишь?

7. Вставь пропущенные знаки действий “+” или “-”:

5 4 3 2 1= 3.

5 4 3 2 1= 5.

8. Раскрась кубики на рисунке, если синий кубик ниже зелёного. А зелёный ты видишь справа от красного.

9. Какие слова зашифрованы в ребусах?









Олимпиада по математике 2 класс

1. Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 лапки. В верхнее- 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов?

2. Сколько четырёхугольников изображено на рисунке?

3. Если у стола четырёхугольной формы отпилить угол, сколько углов у него останется?

4. Две девочки шли в парк, им повстречались ещё пять подруг. Сколько всего девочек шли в парк?

5. За столом сидели две дочки, две матери и одна бабушка. Сколько человек сидело за столом?

6. Вставь пропущенную букву и пропущенное число:

2

Д

8

?

Б

5

Ж

?

7. Путешествие из Петербурга в Москву на самолёте длится 1час 20минут. Однако обратный перелёт занимает 80минут. Как это можно объяснить?

8. Карлсон, Винни-Пух и Сиропчик участвовали в конкурсе сладкоежек. Карлсон не занял второго места. Вини-Пух не занял ни первого, ни второго места. Какое место занял Карлсон? Вини-Пух? Сиропчик?

9. Реши примеры:

10. Рыболов поймал 15 окуней и разложил их на 5 кучек так, что в каждой кучке было разное количество рыб. Разложи и ты так же.

11. На доске написали слова цветными мелками. У серого и голубого слов одинаковые вторые буквы, у серого и розового - третьи. Раскрась розовое слово.








Олимпиада по литературному чтению (2 класс)


Задание 1. Ответь на вопросы.


От кого убежала вся посуда? .............................................................................................


Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую через костёр и превратившуюся в облачко?...........................................................................................


Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар? .............................


У кого в русской народной сказке избушка была лубяная, а у кого – ледяная? ...................................................................


Как зовут пушкинского королевича, оживившего мёртвую царевну?.......................................


Чьей дочкой была Золушка из известной сказки Шарля Перро?.............................................


Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин? ..............................................


Как зовут друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? .............................................................


Задание 2. Сравни 2 таблицы. Соотнеси буквы из правой таблицы с следованием цифр в левой, запиши получившуюся пословицу.



11

14

3

4

16

5

8

13

7

19

10

12

17

2

18

20

6

15

1


н

я

т

з

т

ч

е

е

е

п

ь

ь

н

е

е

н

я

р

у

б



Задание 3. Вставь в пропуски подходящие по смыслу слова, которые даны внизу.


На скрипучие качели

сели шустрые __________.

Повертелись,___________,

на верёвки_____________.

Плохо кончились затеи –

Лопнул старенький канат…

Все упали вверх тормашками

и вздыхали под___________:

« Ох, как лапочки__________!»

(М. Моравская)


Слова для справок: шмели, ромашками, налегли, болят, загудели.


Задание 4. Соедини линией понятие и текст.


Летом греет, пословица

Зимой холодит. сказка


Нет друга – ищи.

Нашёл – береги скороговорка


Колотил Клим клин. Загадка


Задание 5. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И Тютчева « Зима недаром злится»


Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Почему поэт называет зиму ведьмой? .


Какое значение слова ведьма открывается при сравнении с исторически однокоренными словами ведун, разведчик?....................................................................................................


Задание 6. Проанализируй пары слов и впиши вместо пропусков слова, необходимые по смыслу.

Медведь – лес, верблюд - ………

Человек – одежда, конфета - ……..

Лес – дерево, поле - ………

Институт – юность, школа - ……..

Зима – два, лед -…..

Руки - человек, …………..-животное

Зима – лёд, …………...- вода

Урок - четыре, перемена -…….









Олимпиадные задания по окружающему миру для 2 класса


Задание №1

Выбери правильный ответ:

Что такое природа?
а) карандаш, тетради, дом, город, край, в котором ты живешь.
б) человек, растения, животные, космические корабли, пароходы.
в) солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы.

К неживой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы.
б) солнце, Земля, воздух, облака, вода, человек.
в) солнце, небо, облака, Земля, камни, вода.

Задание №2

Установи соответствие и соедини стрелкой правильные ответы.

деревья дуб

ромашка

берёза

кустарники клевер

орешник

шиповник

травы подорожник

Задание №3

Отметь знаком «+» верное высказывание.

Явления природы – это…

А) лёд, вода, прорубь

Б) снегопад, дождь, гололёд

В) наводнение, пурга, сбор лекарственных трав

Задание №4

Подчеркни лишнее в каждой строке:

  • Стрекоза, муравей, муха, собака.

  • Клевер, колокольчик, дуб, земляника.

  • Голова, руки, ноги, шорты.

  • Корова, лиса, коза, заяц

  • Атлантический, Тихий, Южный, Волга.

Задание №5

Определи, кто это, прочитав описание. Подчеркни. Приведи пример.

Они приспособились жить как в воде, так и вдали от неё (пустыне). Их кожа покрыта роговыми чешуями, что предохраняет её от высыхания. Размножаются, откладывая яйца на суше.

  • Млекопитающие.

  • Пресмыкающиеся (рептилии).

  • Земноводные (амфибии).

Задание №6

Реши кроссворд. Прочти (по горизонтали) название большой группы живых организмов.








4.









1.


2.


3.


















































  1. Название группы, к которой относятся слон, медведь, кошка.

  2. Название группы, к которой относятся орёл, журавль, курица.

  3. Название группы, к которой относятся акула, сельдь, щука.

  4. Название группы, к которой относятся шмель, кузнечик, стрекоза.

Задание № 7

Ответь на вопросы одним словом:

  1. Вода, солнце, горы, реки – это ….

  2. Звери, птицы, растения – это …

  3. Транспорт, жилище, инструмент – это …

  4. Что является моделью Земли?

  5. В каком водоёме встречается пресная вода?

  6. Что больше Земля или солнце?

  7. Сколько океанов на планете Земля?

Задание № 8

Обозначь цифрами в определённом порядке стадии развития растения:

___ Семя.

___ Взрослое растение с плодами и семенами.

___ Проросток с корешком.

___ Взрослое растение с цветами.

___ Проросток с корешком и несколькими листочками.














Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!