14
МБОУ « Адамовская СОШ №1»
« Согласовано»
Директор ____________/ Чайка О.Н./
МБОУ «Адамовская СОШ № 1
От « 28 августа 2014 г.
Программа
«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Составитель: Гориславец Ольга Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ «Адамовская СОШ №1
п. Адамовка
2014 год
Пояснительная записка
Сейчас как никогда, нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому очень важно развивать в ребёнке уже заложенные способности. Этому способствует участие детей в различных олимпиадах, конкурсах и викторинах, которые развивают личностные качества ребёнка, его творческий потенциал.
Цель данной программы: выявление одарённых детей и создание условий для их оптимального развития, разработка системы работы по подготовке младших школьников к решению олимпиадных заданий, создание условий для предметного развития способных учеников класса.
Задачи:
1.проанализировать материалы различных олимпиад и определить тематическое разнообразие заданий;
2. ранжировать олимпиадные задания по темам и уровням сложности;
3. разработать системный подход по подготовке к олимпиадам в урочное и внеурочное время;
4. обеспечит подготовку учеников, способствующую самораскрытию школьников;
5. вовлечь учащихся во внеклассную работу по предметам;
6. Развивать имеющиеся творческие способности детей, интерес к приобретению знаний.
План работы.
Изучение и анализ литературы по теме.
Диагностика интеллектуальных способностей учащихся.
Отбор и ранжирование заданий по темам и уровню сложности.
Практическая подготовка детей к олимпиадам.
Рефлексия результатов деятельности учащихся.
Принципы работы педагога с одарёнными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участие учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление способных детей:
Наблюдение учителя за ребёнком в процессе урока и во внеурочной деятельности.
Можно научит ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, серьёзный познавательный интерес, умение общаться, адекватное поведение и навыки организованности. Если ребёнок интересуется книгами на определённую тему, много читает ,обладает богатым кругозором, то он может стать потенциальным участником олимпиад.
Показатели успеваемости.
Успешное обучение детей по какому-либо предмету даёт предпосылки для более глубокого изучения предмета.
3. Диагностика даёт возможность получить точные представления об интеллектуально-творческом потенциале личности каждого ребёнка и динамике его развития, не потерять «потенциально одарённых», то есть тех, чья одарённость ещё не выявлена.
Направления деятельности:
организация и проведение, как групповых занятий, так и индивидуальной работы с детьми;
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам разного уровня;
проведение массовых мероприятий внутри объеденения;
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.
Формы работы с одарёнными учащимися.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий предусмотренных программой, позволит:
сформировать систему работы с одарёнными детьми;
создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
сформировать банк данных «Одарённые дети»
Этапы реализации программы.
I этап. Диагностико - прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2.Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно – практических конференций;
- внеклассная работа по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно – исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
План мероприятий по выполнению программы на 2014 – 2017 уч. г.
№ | мероприятия | сроки |
1 | Диагностика одарённых детей | октябрь |
2 | Составление плана работы с одарёнными детьми на год | август ежегодно |
3 | Составление индивидуальной программы обучения; -разработка планов индивидуальной работы с детьми; - проведение занятий с детьми - отработка форм, методов, приёмов работы; - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. | постоянно |
4 | Организация и проведение школьных олимпиад. | октябрь ежегодно |
5 | Участие в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах | ежегодно |
6 | Анализ и корректировка результативности выполнения программы. | май ежегодно |
7 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми | постоянно |
8 | Творческий отчёт по итогам работы с одарёнными детьми | постоянно |
9 | Распространение опыта работы с одарёнными детьми | регулярно |
План работы по подготовке к олимпиадам и конкурсам исследовательских работ на 2015– 2016 учебный год
сроки | мероприятия |
сентябрь | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры |
октябрь | Подготовка к школьным олимпиадам по предметам. Практические занятия |
Международная дистанционная олимпиада «Инфоурок |
ноябрь | Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» |
Выбор тем исследовательских работ |
декабрь | Выполнение исследовательских работ. Индивидуальная работа с учащимися. |
Представление исследовательских работ на уровне класса. |
январь | Индивидуальные консультации и исправление недочётов исследовательских работ. Подготовка к школьному конкурсу исследовательских работ. |
февраль | Школьный конкурс исследовательских работ. |
март | Международный математический конкурс « Кенгуру» |
Районный конкурс исследовательских работ «»Эврика» |
ФМВДК «Таланты России» Международный конкурс исследовательских работ |
Всероссийский конкурс исследовательских и с проектных работ учащихся, проводимого НМП «Методичка орг.» «Я, исследователь» |
ФМВДК «Таланты России» Всероссийский конкурс исследовательских работ. |
апрель | Всероссийская предметная олимпиада. |
VIII региональный конкурс «Я – исследователь» |
май | Презентация итогов работы с одарёнными детьми в течение учебного года |
В течение года | Дополнительные занятия с одарёнными детьми Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований Участие в разноуровневых олимпиадах и конкурсах |
Приложение 1.
Олимпиадные задания по русскому языку 2 класс с ответами.
1. Напиши слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на 7 дней.
2. Найди общее начало для всех слов. Допиши эти слова. -- ход, -- ловник, -- дкова, -- вар, -- дарок.
3. Какие гласные обозначают два звука?.
А я у ю ы
4. Восстанови пословицы.
--- - человека кормит, а --- – портит.
5. Закончите фразы.
Хитрый как --- . Трусливый как --- .
Колючий как ---- . Упрямый ---- .
6. Подбери слова с противоположным значением.
Мягкий - --- , высоко - --- , широкая - --- .
7. Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.
М __ __
М __ __ __
М __ __ __ __
8. Поставь ударения над словами.
Арбуз, гусеница, ремень, портфель , шофер, алфавит. хворост, голоден, понял, поняла.
9. Запиши по 3 слова, где:
букв больше, чем звуков;
звуков больше, чем букв.
10. Подбери противоположные по смыслу слова.
День.
Враг.
Хвалить.
Тепло.
Смелый.
11. Найди в каждой строке лишнее слово.
вода, водитель, наводнение;
рисунок, рисовый, зарисовка;
гусь, гусеница, гусыня.
12. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:
Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.
13. Какое слово здесь зашифровано: 2 5 6 2 3 6 1 4 ?
Шифр: 1 - т, 2 - д, 3 - ц, 4 - ь, 5 - в, 6 - а.
14. Какое из данных слов является родственным слову нос?
носильщик;
поднос;
переносица;
подношение;
занос.
15. Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок, найди и исправь их.
“Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать в сваей комнате. низнайка”.
Олимпиада по математике 2 класс (отборочный тур внутри класса)
1. Ответь на вопросы:
На сколько больше наименьшее двузначное число, чем наибольшее однозначное?
Пара лошадей пробежала 17км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
У Кати 4 пары перчаток. Сколь перчаток на правую руку?
Сколько горошин может войти в один стакан?
Что тяжелее 5кг гвоздей или 5 кг ваты?
2. Какой из этих компонентов лишний? Зачеркни.
уменьшаемое;
вычитаемое;
сумма;
разность;
3. Сколько треугольников изображено на рисунке?
4. Реши задачу:
Коротышки из Солнечно города решили занимать спортом. Гимнастику выбрали 12 коротышек. Бокс - на 4 меньше, чем гимнастику, а футбол - на 5 больше, бокс. Сколько коротышек занялось спортом? Какой вид спорта предпочитают коротышки?
5. Три девочки - Валя. Наташа и Катя пришли в театр в платьях разного цвета: одна в белом, другая в красном, третья в голубом. В каком платье была каждая, если известно, Что Валя - не в голубом и не в красном, Катя - не в голубом?
6. Маршрутка проделывает расстояние от Дивногорска до Красноярска за 1ч 40 минут. Однако обратный путь занимает 100 минут. Как ты это объяснишь?
7. Вставь пропущенные знаки действий “+” или “-”:
5 4 3 2 1= 3.
5 4 3 2 1= 5.
8. Раскрась кубики на рисунке, если синий кубик ниже зелёного. А зелёный ты видишь справа от красного.
9. Какие слова зашифрованы в ребусах?
Олимпиада по математике 2 класс
1. Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 лапки. В верхнее- 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов?
2. Сколько четырёхугольников изображено на рисунке?
3. Если у стола четырёхугольной формы отпилить угол, сколько углов у него останется?
4. Две девочки шли в парк, им повстречались ещё пять подруг. Сколько всего девочек шли в парк?
5. За столом сидели две дочки, две матери и одна бабушка. Сколько человек сидело за столом?
6. Вставь пропущенную букву и пропущенное число:
7. Путешествие из Петербурга в Москву на самолёте длится 1час 20минут. Однако обратный перелёт занимает 80минут. Как это можно объяснить?
8. Карлсон, Винни-Пух и Сиропчик участвовали в конкурсе сладкоежек. Карлсон не занял второго места. Вини-Пух не занял ни первого, ни второго места. Какое место занял Карлсон? Вини-Пух? Сиропчик?
9. Реши примеры:
10. Рыболов поймал 15 окуней и разложил их на 5 кучек так, что в каждой кучке было разное количество рыб. Разложи и ты так же.
11. На доске написали слова цветными мелками. У серого и голубого слов одинаковые вторые буквы, у серого и розового - третьи. Раскрась розовое слово.
Олимпиада по литературному чтению (2 класс)
Задание 1. Ответь на вопросы.
От кого убежала вся посуда? .............................................................................................
Как зовут сказочную девочку, перепрыгнувшую через костёр и превратившуюся в облачко?...........................................................................................
Кто спас от паука муху, нашедшую копеечку по пути на базар? .............................
У кого в русской народной сказке избушка была лубяная, а у кого – ледяная? ...................................................................
Как зовут пушкинского королевича, оживившего мёртвую царевну?.......................................
Чьей дочкой была Золушка из известной сказки Шарля Перро?.............................................
Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин? ..............................................
Как зовут друга Малыша из сказки Астрид Линдгрен? .............................................................
Задание 2. Сравни 2 таблицы. Соотнеси буквы из правой таблицы с следованием цифр в левой, запиши получившуюся пословицу.
| 11 | 14 | 3 |
4 | 16 | 5 | 8 |
13 | 7 | 19 | 10 |
12 | 17 | 2 | 18 |
20 | 6 | 15 | 1 |
н | я | т | з |
т | ч | е | е |
е | п | ь | ь |
н | е | е | н |
я | р | у | б |
Задание 3. Вставь в пропуски подходящие по смыслу слова, которые даны внизу.
На скрипучие качели
сели шустрые __________.
Повертелись,___________,
на верёвки_____________.
Плохо кончились затеи –
Лопнул старенький канат…
Все упали вверх тормашками
и вздыхали под___________:
« Ох, как лапочки__________!»
(М. Моравская)
Слова для справок: шмели, ромашками, налегли, болят, загудели.
Задание 4. Соедини линией понятие и текст.
Летом греет, пословица
Зимой холодит. сказка
Нет друга – ищи.
Нашёл – береги скороговорка
Колотил Клим клин. Загадка
Задание 5. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф.И Тютчева « Зима недаром злится»
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Почему поэт называет зиму ведьмой? .
Какое значение слова ведьма открывается при сравнении с исторически однокоренными словами ведун, разведчик?....................................................................................................
Задание 6. Проанализируй пары слов и впиши вместо пропусков слова, необходимые по смыслу.
Медведь – лес, верблюд - ………
Человек – одежда, конфета - ……..
Лес – дерево, поле - ………
Институт – юность, школа - ……..
Зима – два, лед -…..
Руки - человек, …………..-животное
Зима – лёд, …………...- вода
Урок - четыре, перемена -…….
Олимпиадные задания по окружающему миру для 2 класса
Задание №1
Выбери правильный ответ:
Что такое природа?
а) карандаш, тетради, дом, город, край, в котором ты живешь.
б) человек, растения, животные, космические корабли, пароходы.
в) солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы.
К неживой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы.
б) солнце, Земля, воздух, облака, вода, человек.
в) солнце, небо, облака, Земля, камни, вода.
Задание №2
Установи соответствие и соедини стрелкой правильные ответы.
деревья дуб
ромашка
берёза
кустарники клевер
орешник
шиповник
травы подорожник
Задание №3
Отметь знаком «+» верное высказывание.
Явления природы – это…
А) лёд, вода, прорубь
Б) снегопад, дождь, гололёд
В) наводнение, пурга, сбор лекарственных трав
Задание №4
Подчеркни лишнее в каждой строке:
Стрекоза, муравей, муха, собака.
Клевер, колокольчик, дуб, земляника.
Голова, руки, ноги, шорты.
Корова, лиса, коза, заяц
Атлантический, Тихий, Южный, Волга.
Задание №5
Определи, кто это, прочитав описание. Подчеркни. Приведи пример.
Они приспособились жить как в воде, так и вдали от неё (пустыне). Их кожа покрыта роговыми чешуями, что предохраняет её от высыхания. Размножаются, откладывая яйца на суше.
Задание №6
Реши кроссворд. Прочти (по горизонтали) название большой группы живых организмов.
Название группы, к которой относятся слон, медведь, кошка.
Название группы, к которой относятся орёл, журавль, курица.
Название группы, к которой относятся акула, сельдь, щука.
Название группы, к которой относятся шмель, кузнечик, стрекоза.
Задание № 7
Ответь на вопросы одним словом:
Вода, солнце, горы, реки – это ….
Звери, птицы, растения – это …
Транспорт, жилище, инструмент – это …
Что является моделью Земли?
В каком водоёме встречается пресная вода?
Что больше Земля или солнце?
Сколько океанов на планете Земля?
Задание № 8
Обозначь цифрами в определённом порядке стадии развития растения:
___ Семя.
___ Взрослое растение с плодами и семенами.
___ Проросток с корешком.
___ Взрослое растение с цветами.
___ Проросток с корешком и несколькими листочками.
Гориславец Ольга Васильевна учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 имени М.И. Шеменёва» Оренбургская область, Адамовский район, п. Адамовка