СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа содержанийĕ VII класс. Халǎх сǎмахлǎхĕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы, КТП по чувашскому языку 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа содержанийĕ VII класс. Халǎх сǎмахлǎхĕ»

Раздел I. Пояснительная записка

к образовательной программе по чувашскому языку и литературе в 7 классе

Статус документа. Настоящая программа создана на основе программы по чувашскому языку для 5-9 класса под редакцией И. А. Андреева, Чебоксары, 2007 год,программы по чувашской литературе под редакцией З. С. Антоновой, Чебоксары2007 год, Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего,среднего полного общего образования в ЧР. Национально-региональный компонент, Чебоксары: Чувашский институт развития образования, 2007 год.

Программа детализирует и раскрывает содержание программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чувашского языка и литературы, которые определены стандартом.

Структура документа. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.

Содержание курса чувашского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры чувашского народа, средством приобщения к богатствам чувашской культуры.

Виды работы по развитию связной речи.

По чувашскому языку. Сопоставление текстов, написанных в различных типах и стилях речи. Выделение структурных частей рассказа, рассуждения. Составление сложного плана. Устный и письменный пересказ (изложение) - подробный, сжатый, с заданием ввести в текст описание пейзажа, портрета героя. Устные рассказы-сопоставления по двум картинам.

Сочинение — описание интерьера, природы, местности (родного села, древни, поселка, города, улицы), процесса труда (по картине, по личным впечатлениям и наблюдениям).

Сочинение повествовательного характера на основе данного сюжета (и том числе с использованием картины, кадра диафильма, кинофрагмента). Сочинение на данную тему о летнем отдыхе, походе, экскурсии, помо­щи взрослым, подвиге (на основе прочитанных книг, просмотренных кино- диа-, телефильмов), о родной стране, об охране природы, здоровья, о физ­культуре и спорте, памятниках культуры, искусства и т. д.

Ответы-рассуждения по изученным грамматическим темам (напри­мер, о различии между действительными и страдательными причастиями, о сходстве и различии деепричастия и причастия).

Перевод с родного языка на русский предложений (или небольших от­рывков) с изученными грамматическими конструкциями (например, с глаго­лами различных наклонений, причастиями, деепричастиями, наречиями). Заметка в стенгазету.

По литературе. В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, сообщения, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.







































Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древней литературе, от неё к чувашской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

В течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающиеся должны овладеть следующими предметными умениями, навыками и способами деятельности:

Учащиеся должны знать:

• Авторов и содержание изученных художественных произведений;

• Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, мораль, аллегория, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гр композиция, сюжет, конфликт.

Учащиеся должны уметь:

• Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

• Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

• Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

• Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними

• Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике

• Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

• Сопоставлять героев и сюжет разных произведений

• Выделять общие свойства произведений

• Осмысливать роль художественной детали

• Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения

• Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения

• Выявлять конфликт и этапы его развития

• Сравнивать авторские позиции

• Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

Аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться различной справочной литературой;

  • говорение и письмо:

  • воспроизводить текст различной сложности (план, пересказ, изложение, конспект);

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдать в письме основные правила орфографии и пунктуации;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного отношения к родному языку;

  • удовлетворения потребностей общения в учебной, бытовой, социально-культурной ситуациях;

  • увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов;

  • овладения нормами чувашского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

  • чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;

  • чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;;

  • чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.































Раздел V. Учебно-методическая литература

  1. Ю.М. Виноградов Обучение чувашской орфографии в школе. Учебное издание. На чувашском языке. 2007

  2. В.Краснов-Кичкеевский «37 букв» Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004г.

  3. Н. К.Дмитренко «Для тебя, чувашское дитя» Канаш,1996г.

  4. Э. Патмар «Хочу читать, хочу знать» Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2000г.

  5. Еженедельная газета «Ровесник».

  6. Майков Е.А., Михайлова З.П. Чувашский язык, тесты для учащихся 5-9 классов, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1999г.

  7. Электронные пособия

  8. Е. А. Майков, З. П. Михайлова Сборник электронных тестов по чувашскому языку для 5-9 классов

























Раздел II. Содержание программы

Морфологические особенности различных частей речи.

Значение глагола, морфологические признаки, синтаксические особенности. Личные формы глагола, его утвердительная и отрицательная форма, наклонение.

Группы безличных форм, их отличительные признаки.

Причастия и их виды. Отличительные особенности. Образование причастий.

Морфологические признаки деепричастий. Вариативность деепричастий.

Формы инфинитива, их отличие от инфинитива в русском языке.

Значение и отличительные признаки. Синонимичные формы послелога.

Значение и место союзов в речи. Группы союзов. Союз и синонимичные ему формы.

Значение и особенности частиц. Правописание частиц.

Место междометий среди других частей предложения. Правописание междометий. Их роль в предложении.

Основные и служебные части речи, их морфологические признаки, зависимость значения частей речи от их места в предложении, частей речи.

Литература

Развитие песенного творчества в 9-19 веках, взаимосвязь песен с историческими событиями. «Народные слезы», « Прибыл Разин».

Основное содержание песен: прославление труда, гармонии в природе и в жизни, соблюдение традиций, борьба за счастье, демонстрация лучших качеств человека. «Когда расцветет черемуха», «Посеял просо».

Жизнеописание чувашской деревни 18 века, непростая судьба народа, борьба против угнетения. М.Сеспель. «Стальная вера» , С.Элгер. «Под гнетом».

Стремление к богатству, употребление спиртного и наркотиков губит душу человека. И.Иванов. «Человек не для богатства», М.Трубина. «Из гостей».

Язык- отображение мировоззрения народа, неиссякаемое богатство, необходимость изучения родного языка. П. Хузангай. «Мы были, есть и будем», М.Сеспель. «Чувашский язык».

Изучение произведений, восхваляющих защитников родины. П.Хузангай. «Таня», К.Турхан. «Пулеметчик Иван Смирнов», А.Эсхель. «Орел»

Внутренний мир человека – бесценное богатство.

Литература - вид искусства, раскрывающий душевный мир человека. Ю .Скворцов. «Горлица», Ю. Сементер «Пожелание».

Согласие с самим собой. Способы словесной передачи радости, грусти, печали, обсуждение гуманистических идей на страницах произведений. Ю.Скворцов. «Следы башмаков», Г. Луч. «Ощущения души».

С чего начинается родина? Малая родина.

Человек - часть природы. Взаимосвязь природы и человека. Экологические проблемы на страницах произведений. Г.Зайцев. «В поле». М. Кипек. «Друзья птиц».





























Учебно-тематический план

Количество часов

Всего 102 часа; в неделю 3 часа.

Плановых контрольных диктантов - 6, уроков развития речи-13, из них изложений -3, сочинений - 6.

Планирование составлено на основе

Учебника В.И.Дмитриева Чувашский язык для 7 класса Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009 г., учебника З. С. Антоновой Родная литература для 7 класса, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010 год.





Календарно-тематическое планирование по чувашской литературе 7 класс

п/п

Тема

Количество

Вид контроля

Планируемый результат

Домашнее задание

Дата

Примечание

План

Факт

1

Развитие художественной литературы. Литература – искусство слова.


Ответы на вопросы


Стр. 3-5. Прочитать

05.09



2

Тема, идея, проблема исторических песен.

1

Выраз.чтение

Знать: жанровые особенности,; соотносить содержание исторической песни и исторического события, анализировать

поэтику исторических песен.

Чтение текста песни на выбор

12.09



3

Поэтика исторических песен

1

Анализ произведений

Уметь: воспринимать и анализировать

поэтику исторических песен.

Подобрать примеры

19.09



4

Хороводные и застольные песни

1

Ответы на вопросы

Знать: жанровые особенности хороводных и застольных песен; классификацию

Выразительное чтение

26.09



5

Композиция хороводных и застольных песен

1

Выразительное чтение

Знать: жанровые особенности хороводных и застольных песен; классификацию

Выучить наизусть

03.10



6

Р.р. сочинение «Песня-крылья души»

1

сочинение

Умение рассуждать на заданную тему

Докончить работу

10.10



7

Жизнь и творчество М.Сеспеля

1

Работа над ошибками

Знать: о жизни

и деятельности М.Сеспеля.

Уметь: видеть смелость поэта, его любовь к родному народу

Выразительное чтение

17.10



8

С.Элгер. Под гнетом. Тема, идея, проблематика поэмы

1

Анализ текста

Уметь: видеть особенности художественного мира поэмы; понимать идейное содержание поэмы.

Выучить отрывок

24.10



9

Композиция, характеристика героев в поэме С.Элгера «Под гнетом».

1

Ответы на вопросы

Знать содержание прочитанных глав поэмы,

нравственную проблематику поэмы

Прочитать следующую главу

07.11



10

Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга в поэме С.Элгера «Под гнетом».

1

Устный опрос

Знать содержание прочитанных глав поэмы.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Чтение эпизодов

14.11



11

Становление личности главного героя под влиянием «благих потрясений» в поэме С.Элгера «Под гнетом».

1

Выразит.чтение

Знать содержание прочитанных глав поэмы.

Пересказ содержания

21.11



12

Характеристика героев поэмы С.Элгера

Отрывок « Неудавшееся спасение»

1

Пересказ

Уметь воспринимать поэтический текст

Прочитать следующую главу

28.11



13

С.Элгер. «У помещичьих крестьян»

1

Ответы на вопросы

Понимать идею поэмы

Подготовится к сочинению

05.12



14

Р.р. Сочинение по изученному произведению

1

сочинение

Умение раскрыть тему

Докончить работу

12.12



15

И.Иванов о человеческих пороках в рассказе «Человек не для богатсва»

1

Работа над ошибками

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

Пересказ

19.12



16

Тема, идея, проблема рассказа Марфы Трубиной «С гостей».

1

Пересказ

Уметь: составить тезисы и план прочитанного;

Сообщение

26.12



17

Композиция, сюжет рассказа Марфы Трубиной «С гостей».

1

Сообщение

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Пересказ содержания

16.01



18

Жизнь и творчество П.П.Хузангая. Анализ стихотворений «Сила слова»,

1

Тест

Уметь: видеть выразительность и чистоту языка поэта

Выразительное чтение

23.01



19

Тема, идея, проблема в повести Александра Артемьева «Подсеченные отростки».

1

Выраз.чтение

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя

30.01



20

М. Сеспель. Чувашский язык. Виды лирических произведений

1

Сообщение

Знать: историческую основу стихотворения.

выучить

06.02



21

Тема, идея, проблема в поэме П.П.Хузангая «Таня».

1

Чтение наизусть

Знать содержание прочитанных глав поэмы, его тему и идею.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Прочитать след.главу

13.02



22

Композиция, сюжет, характеристика героя поэмы П.Хузангая «Таня».

1

Пересказ

Знать: содержание поэмы, его тему и идею.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Составить характеристику героя

20.02



23

Кузьма Турхан. Пулеметчик Иван Смирнов

1

Ответы на вопросы

Уметь анализировать произведение

Выписать цитаты

27.02



24

А. Эсхель. Орел

1

Беседа

Знать: содержание поэмы, его тему и идею.

Уметь: составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Пересказ содержания

06.03



25

Тема, идея рассказа Ю.Скворцова «Вяхирь»

1

Сообщение

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

план

13.03



26

Ю.Семендер «Пожелание».

Сравнительная характеристика героев. Психологический образ. Внутренний монолог.

1

Беседа

Знать: о жизни

и деятельности Ю.Семендера

Выраз. чтение

20.03



27

Тема, идея рассказа Ю.Скворцова «След башмаков»

1

Выраз.чтение

Уметь характеризовать центральные образы.

Уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

Дочитать рассказ

03.04



28

Композиция, сюжет, характеристика героев Ю.Скворцова «След башмаков».

1

Пересказ

Уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

Сообщение

10.04



29

Г.Луч «Чувства души».

1

Чтение сообщений

Знать: содержание рассказа, его тему и идею.

Уметь: составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Пересказ отрывка близко к тексту

17.04



30

Тема, идея повести Н.Терентьева «Серебристые облака».

1

пересказ

Знать: о жизни и деятельности Н.Терентьева.

Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

Прочитать след.главу

24.04



31

Тема, идея повести Н.Терентьева «Серебристые облака».

1

Фронтальный опрос

Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

Вопросы к повести

08.05



32

Лирические произведения о природе. Г.Зайцев.

1

Ответы на вопросы

Знать: о жизни и деятельности Г.Тал-Мрза.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительное чтение

15.05



33

Д.Кипек. Друг птиц

2

Диалог, беседа

Знать: о жизни и деятельности Д.Кибек.

Уметь: составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Худож. пересказ

22.05



34

Итоговый урок

1

Беседа



29.05