Раздел I. Пояснительная записка
к образовательной программе по чувашскому языку и литературе в 7 классе
Статус документа. Настоящая программа создана на основе программы по чувашскому языку для 5-9 класса под редакцией И. А. Андреева, Чебоксары, 2007 год,программы по чувашской литературе под редакцией З. С. Антоновой, Чебоксары2007 год, Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего,среднего полного общего образования в ЧР. Национально-региональный компонент, Чебоксары: Чувашский институт развития образования, 2007 год.
Программа детализирует и раскрывает содержание программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чувашского языка и литературы, которые определены стандартом.
Структура документа. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание курса чувашского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры чувашского народа, средством приобщения к богатствам чувашской культуры.
Виды работы по развитию связной речи.
По чувашскому языку. Сопоставление текстов, написанных в различных типах и стилях речи. Выделение структурных частей рассказа, рассуждения. Составление сложного плана. Устный и письменный пересказ (изложение) - подробный, сжатый, с заданием ввести в текст описание пейзажа, портрета героя. Устные рассказы-сопоставления по двум картинам.
Сочинение — описание интерьера, природы, местности (родного села, древни, поселка, города, улицы), процесса труда (по картине, по личным впечатлениям и наблюдениям).
Сочинение повествовательного характера на основе данного сюжета (и том числе с использованием картины, кадра диафильма, кинофрагмента). Сочинение на данную тему о летнем отдыхе, походе, экскурсии, помощи взрослым, подвиге (на основе прочитанных книг, просмотренных кино- диа-, телефильмов), о родной стране, об охране природы, здоровья, о физкультуре и спорте, памятниках культуры, искусства и т. д.
Ответы-рассуждения по изученным грамматическим темам (например, о различии между действительными и страдательными причастиями, о сходстве и различии деепричастия и причастия).
Перевод с родного языка на русский предложений (или небольших отрывков) с изученными грамматическими конструкциями (например, с глаголами различных наклонений, причастиями, деепричастиями, наречиями). Заметка в стенгазету.
По литературе. В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, сообщения, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древней литературе, от неё к чувашской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.
В течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающиеся должны овладеть следующими предметными умениями, навыками и способами деятельности:
Учащиеся должны знать:
• Авторов и содержание изученных художественных произведений;
• Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, мораль, аллегория, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гр композиция, сюжет, конфликт.
Учащиеся должны уметь:
• Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
• Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
• Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
• Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними
• Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике
• Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении
• Сопоставлять героев и сюжет разных произведений
• Выделять общие свойства произведений
• Осмысливать роль художественной детали
• Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения
• Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения
• Выявлять конфликт и этапы его развития
• Сравнивать авторские позиции
• Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников
Аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться различной справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст различной сложности (план, пересказ, изложение, конспект);
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать в письме основные правила орфографии и пунктуации;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного отношения к родному языку;
удовлетворения потребностей общения в учебной, бытовой, социально-культурной ситуациях;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств
создания в устной и письменной форме несложных текстов;
овладения нормами чувашского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
чтение и восприятие
прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
воспроизвести их конкретное содержание,
дать оценку героям и событиям;
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;;
чтение и речевая деятельность
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.
Раздел V. Учебно-методическая литература
Ю.М. Виноградов Обучение чувашской орфографии в школе. Учебное издание. На чувашском языке. 2007
В.Краснов-Кичкеевский «37 букв» Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004г.
Н. К.Дмитренко «Для тебя, чувашское дитя» Канаш,1996г.
Э. Патмар «Хочу читать, хочу знать» Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2000г.
Еженедельная газета «Ровесник».
Майков Е.А., Михайлова З.П. Чувашский язык, тесты для учащихся 5-9 классов, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1999г.
Электронные пособия
Е. А. Майков, З. П. Михайлова Сборник электронных тестов по чувашскому языку для 5-9 классов
Раздел II. Содержание программы
Морфологические особенности различных частей речи.
Значение глагола, морфологические признаки, синтаксические особенности. Личные формы глагола, его утвердительная и отрицательная форма, наклонение.
Группы безличных форм, их отличительные признаки.
Причастия и их виды. Отличительные особенности. Образование причастий.
Морфологические признаки деепричастий. Вариативность деепричастий.
Формы инфинитива, их отличие от инфинитива в русском языке.
Значение и отличительные признаки. Синонимичные формы послелога.
Значение и место союзов в речи. Группы союзов. Союз и синонимичные ему формы.
Значение и особенности частиц. Правописание частиц.
Место междометий среди других частей предложения. Правописание междометий. Их роль в предложении.
Основные и служебные части речи, их морфологические признаки, зависимость значения частей речи от их места в предложении, частей речи.
Литература
Развитие песенного творчества в 9-19 веках, взаимосвязь песен с историческими событиями. «Народные слезы», « Прибыл Разин».
Основное содержание песен: прославление труда, гармонии в природе и в жизни, соблюдение традиций, борьба за счастье, демонстрация лучших качеств человека. «Когда расцветет черемуха», «Посеял просо».
Жизнеописание чувашской деревни 18 века, непростая судьба народа, борьба против угнетения. М.Сеспель. «Стальная вера» , С.Элгер. «Под гнетом».
Стремление к богатству, употребление спиртного и наркотиков губит душу человека. И.Иванов. «Человек не для богатства», М.Трубина. «Из гостей».
Язык- отображение мировоззрения народа, неиссякаемое богатство, необходимость изучения родного языка. П. Хузангай. «Мы были, есть и будем», М.Сеспель. «Чувашский язык».
Изучение произведений, восхваляющих защитников родины. П.Хузангай. «Таня», К.Турхан. «Пулеметчик Иван Смирнов», А.Эсхель. «Орел»
Внутренний мир человека – бесценное богатство.
Литература - вид искусства, раскрывающий душевный мир человека. Ю .Скворцов. «Горлица», Ю. Сементер «Пожелание».
Согласие с самим собой. Способы словесной передачи радости, грусти, печали, обсуждение гуманистических идей на страницах произведений. Ю.Скворцов. «Следы башмаков», Г. Луч. «Ощущения души».
С чего начинается родина? Малая родина.
Человек - часть природы. Взаимосвязь природы и человека. Экологические проблемы на страницах произведений. Г.Зайцев. «В поле». М. Кипек. «Друзья птиц».
Учебно-тематический план
Количество часов
Всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных диктантов - 6, уроков развития речи-13, из них изложений -3, сочинений - 6.
Планирование составлено на основе
Учебника В.И.Дмитриева Чувашский язык для 7 класса Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2009 г., учебника З. С. Антоновой Родная литература для 7 класса, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010 год.
Календарно-тематическое планирование по чувашской литературе 7 класс
№ п/п | Тема | Количество | Вид контроля | Планируемый результат | Домашнее задание | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 | Развитие художественной литературы. Литература – искусство слова. | | Ответы на вопросы | | Стр. 3-5. Прочитать | 05.09 | | |
2 | Тема, идея, проблема исторических песен. | 1 | Выраз.чтение | Знать: жанровые особенности,; соотносить содержание исторической песни и исторического события, анализировать поэтику исторических песен. | Чтение текста песни на выбор | 12.09 | | |
3 | Поэтика исторических песен | 1 | Анализ произведений | Уметь: воспринимать и анализировать поэтику исторических песен. | Подобрать примеры | 19.09 | | |
4 | Хороводные и застольные песни | 1 | Ответы на вопросы | Знать: жанровые особенности хороводных и застольных песен; классификацию | Выразительное чтение | 26.09 | | |
5 | Композиция хороводных и застольных песен | 1 | Выразительное чтение | Знать: жанровые особенности хороводных и застольных песен; классификацию | Выучить наизусть | 03.10 | | |
6 | Р.р. сочинение «Песня-крылья души» | 1 | сочинение | Умение рассуждать на заданную тему | Докончить работу | 10.10 | | |
7 | Жизнь и творчество М.Сеспеля | 1 | Работа над ошибками | Знать: о жизни и деятельности М.Сеспеля. Уметь: видеть смелость поэта, его любовь к родному народу | Выразительное чтение | 17.10 | | |
8 | С.Элгер. Под гнетом. Тема, идея, проблематика поэмы | 1 | Анализ текста | Уметь: видеть особенности художественного мира поэмы; понимать идейное содержание поэмы. | Выучить отрывок | 24.10 | | |
9 | Композиция, характеристика героев в поэме С.Элгера «Под гнетом». | 1 | Ответы на вопросы | Знать содержание прочитанных глав поэмы, нравственную проблематику поэмы | Прочитать следующую главу | 07.11 | | |
10 | Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга в поэме С.Элгера «Под гнетом». | 1 | Устный опрос | Знать содержание прочитанных глав поэмы. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Чтение эпизодов | 14.11 | | |
11 | Становление личности главного героя под влиянием «благих потрясений» в поэме С.Элгера «Под гнетом». | 1 | Выразит.чтение | Знать содержание прочитанных глав поэмы. | Пересказ содержания | 21.11 | | |
12 | Характеристика героев поэмы С.Элгера Отрывок « Неудавшееся спасение» | 1 | Пересказ | Уметь воспринимать поэтический текст | Прочитать следующую главу | 28.11 | | |
13 | С.Элгер. «У помещичьих крестьян» | 1 | Ответы на вопросы | Понимать идею поэмы | Подготовится к сочинению | 05.12 | | |
14 | Р.р. Сочинение по изученному произведению | 1 | сочинение | Умение раскрыть тему | Докончить работу | 12.12 | | |
15 | И.Иванов о человеческих пороках в рассказе «Человек не для богатсва» | 1 | Работа над ошибками | Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Пересказ | 19.12 | | |
16 | Тема, идея, проблема рассказа Марфы Трубиной «С гостей». | 1 | Пересказ | Уметь: составить тезисы и план прочитанного; | Сообщение | 26.12 | | |
17 | Композиция, сюжет рассказа Марфы Трубиной «С гостей». | 1 | Сообщение | Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Пересказ содержания | 16.01 | | |
18 | Жизнь и творчество П.П.Хузангая. Анализ стихотворений «Сила слова», | 1 | Тест | Уметь: видеть выразительность и чистоту языка поэта | Выразительное чтение | 23.01 | | |
19 | Тема, идея, проблема в повести Александра Артемьева «Подсеченные отростки». | 1 | Выраз.чтение | Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя | 30.01 | | |
20 | М. Сеспель. Чувашский язык. Виды лирических произведений | 1 | Сообщение | Знать: историческую основу стихотворения. | выучить | 06.02 | | |
21 | Тема, идея, проблема в поэме П.П.Хузангая «Таня». | 1 | Чтение наизусть | Знать содержание прочитанных глав поэмы, его тему и идею. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Прочитать след.главу | 13.02 | | |
22 | Композиция, сюжет, характеристика героя поэмы П.Хузангая «Таня». | 1 | Пересказ | Знать: содержание поэмы, его тему и идею. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Составить характеристику героя | 20.02 | | |
23 | Кузьма Турхан. Пулеметчик Иван Смирнов | 1 | Ответы на вопросы | Уметь анализировать произведение | Выписать цитаты | 27.02 | | |
24 | А. Эсхель. Орел | 1 | Беседа | Знать: содержание поэмы, его тему и идею. Уметь: составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Пересказ содержания | 06.03 | | |
25 | Тема, идея рассказа Ю.Скворцова «Вяхирь» | 1 | Сообщение | Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | план | 13.03 | | |
26 | Ю.Семендер «Пожелание». Сравнительная характеристика героев. Психологический образ. Внутренний монолог. | 1 | Беседа | Знать: о жизни и деятельности Ю.Семендера | Выраз. чтение | 20.03 | | |
27 | Тема, идея рассказа Ю.Скворцова «След башмаков» | 1 | Выраз.чтение | Уметь характеризовать центральные образы. Уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям. | Дочитать рассказ | 03.04 | | |
28 | Композиция, сюжет, характеристика героев Ю.Скворцова «След башмаков». | 1 | Пересказ | Уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям. | Сообщение | 10.04 | | |
29 | Г.Луч «Чувства души». | 1 | Чтение сообщений | Знать: содержание рассказа, его тему и идею. Уметь: составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Пересказ отрывка близко к тексту | 17.04 | | |
30 | Тема, идея повести Н.Терентьева «Серебристые облака». | 1 | пересказ | Знать: о жизни и деятельности Н.Терентьева. Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Прочитать след.главу | 24.04 | | |
31 | Тема, идея повести Н.Терентьева «Серебристые облака». | 1 | Фронтальный опрос | Воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному. | Вопросы к повести | 08.05 | | |
32 | Лирические произведения о природе. Г.Зайцев. | 1 | Ответы на вопросы | Знать: о жизни и деятельности Г.Тал-Мрза. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Выразительное чтение | 15.05 | | |
33 | Д.Кипек. Друг птиц | 2 | Диалог, беседа | Знать: о жизни и деятельности Д.Кибек. Уметь: составлять план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | Худож. пересказ | 22.05 | | |
34 | Итоговый урок | 1 | Беседа | | | 29.05 | | |