СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа социальной адаптации подростков

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит основные направления воспитательной работы по формированию адаптивного поведения подростков-сирот и ОБПР.

Просмотр содержимого документа
«Программа социальной адаптации подростков»

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр ППМС» п.Модин Озинского района

РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения воспитателей

________ Н.В.Курганова

Протокол №_ «_1_» 29.08.2014

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Н.В.Курганова

«_29_» 08.2014

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ Саратовской области «Центр ППМС» п. Модин Озинского района __________О.В. Романюта

«_01_» 09.2014











«Программа социальной адаптации и формирования/совершенствования социального опыта воспитанников».





Принята педагогическим советом № 1

(протокол № 1 от 30.08.2014)







Актуальность программы. Предлагаемая программа является развивающей социально-психолого-педагогической программой.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, помещённых в интернатные учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к этим детям и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным. Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то время, когда ребенок общается со сверстниками, смотрит телевизор, читает книги и т.д.. Процесс целенаправленного влияния на ребенка, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения, с целью освоения им социальных норм происходит именно в образовательном учреждении.

Несомненно, сам факт нахождения в центре сказывается на психологическом состоянии ребёнка. Социальное сиротство является негативным фактором развития личности, отрицательно воздействующими на формирование механизмов социально-психологической адаптации и социализации.

Перечисленные выше факторы обусловливают необходимость разработки и реализации специальной развивающей программы.

Контингент участников программы

Участниками программы являются воспитанники «Центр ППМС» п.Модин Озинского района с социальным статусом «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» в количестве 12 человек.

Гендерный состав участников: 12 мальчиков.

Возрастной состав участников варьируется от 12 до 15 лет.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способностей к социальной адаптации, социализации на основе усвоения ими специальных знаний, моделей поведения, опыта социальных взаимоотношений.

Назначение программы:

  • Дать нормативный уровень основных тем по направлениям.

  • Определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.

Задачи программы:

  1. Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основ общения, сотрудничества на основе равноправного диалога.

  2. Формирование жизненных и профессиональных перспектив.

  3. Воспитание сексуальной культуры.

  4. Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков.

  5. Формирование основ экономических знаний.

  6. Воспитание гражданской направленности личности, правовой культуры, правового поведения.

  7. Профилактика правонарушений и преступлений.

Научные, методологические и методические основания программы

Концептуальными основами данной программы являются статья 20 «Конвенции о правах ребенка», согласно которой «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством»1, а также концепции воспитания, приведенные в Федеральной программе развития образования2.

Научное обоснование программы связано с изучением особенностей развития детей в условиях интернатных учреждений в трудах зарубежных и российских ученых педагогов и психологов.

Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж. Боулби.

В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему – изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них3.

Большое значение для изучения как практических, так и теоретических проблем воспитания детей в интернатных учреждениях имеют работы А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.И. Захарова, Эльконина A.M. и др.. Многочисленные исследования Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. посвящены анализу воспитания детей в государственных интернатных учреждениях.

Обоснования необходимости реализации программы для достижения целей и решения поставленных задач

Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Это обусловлено, во-первых, новыми общественными требованиями, предъявляемых к личности (ранняя профессионализация, выбор идеологических ориентиров), а во-вторых, происходящими социально-экономическими преобразованиями (реальное расслоение общества, трудности получения бесплатного образования, сокращение социальных гарантий особым категориям граждан). Резким изменениям оказались подвержены различные социальные структуры, влияющие на динамику и содержание развития личности ребенка. Не всегда позитивную роль играют средства массовой информации. Значительная часть их продукции становится предпосылкой нарушений в эмоционально-волевой, поведенческой сферах личности.

Постановка проблемы воспитательного, развивающего воздействия на подростка со статусом «сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей», требует поиска адекватных методов, средств воспитания, подходов к его организации.

Разработка и внедрение программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни обеспечит необходимую корректировку содержания и методов воспитания, коррекции и развития воспитанников подросткового возраста.

Структура и содержание программы

Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

Задачи курса: Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основ общения в различных жизненных ситуациях, сотрудничества на основе равноправного диалога.

По данному направлению предусматривается проведение педагогом-психологом тренинговых занятий, игр, практикумов.

Предлагаемые темы занятий

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое общение?

1

2.

Невербальные средства общения: мимика, поза

1

3.

Я и другие

1

4.

Правила общения со старшими (формы обращения при встрече, расставании, формы обращения с просьбой, благодарностью)

1

5.

Правила общения со сверстниками (формы обращения при встрече, расставании, формы обращения с просьбой, благодарностью)

1

6.

Общение в семье

1

7.

Культура разговора со старшими и сверстниками (в повседневной жизни, по телефону)

2

8.

Формы поздравлений

1

9.

Как произвести впечатление на людей. Комплименты

2

10.

Коллектив. Мое место в коллективе

1

11.

Законы дружбы

2

12.

Общие правила поведения в общественных местах

3

13.

Мир моих интересов

2

14.

Мои обязанности в школе и дома

1

15.

Деловое общение. Моделирование ситуаций делового общения. Планирование разговора

3

16.

Что такое конфликт?

1

17.

Правила бесконфликтного общения

1

18.

Стили поведения в конфликтах. Способы разрешения, предупреждения конфликтов

3

19.

Законы примирения

2

20.

Я учусь владеть собой

2

21.

Турнир «Мастер общения»

1


ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Задачи курса: формирование у детей со статусом жизненных и профессиональных перспектив, профессиональной направленности личности, умений планировать свою жизнь.

По данному направлению воспитателем в рамках часов развития проводятся беседы, игры, практикумы, собеседования.

Предлагаемые темы занятий

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое жизненная ситуация и какова моя роль в ней?

1

2.

Мое настоящее

1

3.

Мои жизненные планы: перспектива и возможности

2

4.

Составление собственного жизненного плана (первоначальные представления о дальнейшем обучении, профессии, работе, семейной жизни, жилье)

2

5.

Физические и материальные потребности: мои умения и навыки

1

6.

Духовные потребности: смогу ли я помочь другому

1

7.

Интересы, склонности, задатки и способности

1

8.

Мир рабочих профессий

3

9.

Виды профессиональных учебных заведений. Возможности и перспективы обучения

2

10.

Трудоустройство

2

11.

Работа. Профессиональные знания и навыки

1

12.

Работа и взаимоотношение с людьми. Рабочий коллектив

2

13.

Как понравиться начальнику?

1

14.

Как стать хорошим работником?

1

15.

Безработица. Как ее избежать?

1

16.

Что такое семья?

1

17.

Состав семьи. Родственные отношения

2

18.

Дальние и близкие родственники

1

19.

Правила поведения в семье. Распределение обязанностей

2

20.

Я – хозяин (А) дома

1

21.

Что такое успех?

1

22.

Как пережить трудные жизненные ситуации?

2

23.

Мой дом – моя крепость

1

24.

Благоустройство дома. Интерьер. Дизайн

3


ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Задачи курса: подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни; формирование сексуальной культуры; санитарно-гигиенических навыков; профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

По данному направлению предполагаются беседы, подгрупповые и групповые занятия, демонстрации специальных фильмов и видеоматериалов, собеседования и консультации. Реализацию данного направления осуществляет медицинская сестра. К сотрудничеству также приглашается специалист центра медицинской профилактики.

Предлагаемые темы занятий

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Строение тела

1

2.

Различия мужчины и женщины

1

3.

Половое созревание девочки и мальчика

1

4.

Гигиена тела

1

5.

Уход за кожей в период полового созревания

1

6.

Каноны женской и мужской красоты: женственность и брутальность

1

7.

Взаимоотношения юношей и девушек

1

8.

Половое поведение человека. Ответственность за партнера

1

9.

Любовь и сексуальные отношения

1

10.

Создание семьи

1

11.

«Современная контрацепция

2

12.

Последствия ранней интимной жизни

1

13.

СПИД, ВИЧ и его последствия

1

14.

Болезни, передающиеся половым путем

1

15.

Аборты и их последствия

1

16.

Беременность и роды. Забота о женщине во время беременности

1

17.

Родительская ответственность

1

18.

Уход за новорожденным и грудным ребенком

2


ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА

Задачи курса: формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основ экономических знаний, умений планировать расходы, навыков расчета квартплаты, коммунальных услуг.

По данному направлению планируется проведение практических занятий, экскурсий в ЖКХ, сберегательные кассы, банки и другие государственные учреждения.

Предлагаемые темы занятий

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Понятие о бюджете в семье

1

2.

Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственникам)

1

3.

Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг

3

4.

Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанций.

3

5.

Примерная стоимость одежды, обуви, мебели

1

6.

Порядок планирования крупных покупок

1

7.

Планирование расходов на день, две недели, месяц с учетом бюджета и состава семьи

3

8.

Ремонт в квартире

2

9.

Ремонт мебели, одежды, обуви

2

10.

Потребительская корзина: что это?

2

11.

Прожиточный минимум: из чего он формируется?

1

12.

Заработная плата

1

13.

Цена товаров и услуг. Ценообразование

1

14.

Цена товаров на рынке и в магазине

2

15.

Цена товара и его качество

1

16.

Зависимость цены от спроса и предложения

1

17.

Сколько стоит проживание в интернате?

1

18.

Деньги. Обмен и деньги

1

19.

Государство и деньги. Доходы и сбережения. Банки.

2

20.

Виды доходов: зарплата, пенсия, пособие, дотация

1

21.

Закон о пенсиях

1

22.

Торговля

1

23.

Предпринимательство

1

24.

Бюджет государства. Налоги

1

25.

Частная и государственная собственность

1

26.

Ценные бумаги

1

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Задачи курса: формирование основ правовой культуры, активной гражданской позиции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика преступлений, правонарушений.

По данному направлению планируется проведение занятий, «правовой гостиной» с социальным педагогом, встреч с юристами, инспекторами ПДН, представителями власти.

Предлагаемые темы занятий

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Закон и общество. Конституция РФ

1

2.

Моя малая Родина.

1

3.

Конвенция о защите прав ребенка. Мои права и обязанности

2

4.

Устав Центра. Права и обязанности воспитанника.

1

5.

Основные символы государства: герб, флаг, гимн

1

6.

Гражданское, семейное, трудовое, уголовное право

2

7.

Уголовное законодательство. Уголовный кодекс

1

8.

Уголовное законодательство. Кража. Ее причины (нежелание работать, отсутствие денег, неформальные группы)

2

9.

Уголовное законодательство. Хулиганство.

2

10.

Уголовное законодательство. Разбой, грабеж, угон

2

11.

Уголовное законодательство. Тяжкие и особо тяжкие преступления

2

12.

Уголовный кодекс о борьбе с наркоманией, алкоголизмом

1

13.

Алкоголь и преступления

1

14.

Семейное законодательство. Законы о семье и браке. Права родителей

3

15.

Что такое наследство? Порядок наследования

1

16.

Гражданское право. Паспорт - основной документ гражданина России

1

17.

Суд. Умение отстаивать свои права в суде

2

18.

Что такое уголовная ответственность? (встреча с сотрудником ГИБДД, милиции)

2

19.

Закон о защите прав матери и ребенка

1

20.

Государственные пособия и дотации

2

21.

Трудовое право. Права и обязанности работника.

1

22.

Трудовой коллектив, профсоюзы

1

23.

Трудовой договор, контракт

1

24.

Жилищное законодательство

1

25.

Приобретение, обмен и продажа жилой площади

2

26.

Приватизация жилья

1

27.

Что такое демократия? Права и обязанности человека в демократическом обществе?

1

28.

Государственные праздники России («День Конституции РФ», «День России»)

1

29.

Выборы. Участие в выборах. Права избирателя

1

30.

Свобода вероисповедания. Религиозный фанатизм. Секты.

1

31.

Социальная политика государства

1


Описание используемых методик и технологий, инструментария

В основном, работа по данной программе происходит на часах развития, проводимых воспитателем. Однако в ней же предусмотрены и разделы для специалистов центра: социального педагога (раздел «Правоведение»), педагога-психолога (раздел «Основы общения»), врача-педиатра и медицинской сестры (раздел «Половое воспитание»).

Форма проведения часа развития строго не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятие в игровой форме (викторина, конкурс), практическое занятие, экскурсии4.

Для реализации направления «Правоведение» социальным педагогом используются такие формы работы, как: гостиная, Клубы интересных встреч со специалистами в области права, суд, практикумы.

Педагог-психолог проводит занятия по направлению «Общение» с использованием техник арт-терапии, танцевальной, игровой, терапии, методов незаконченных предложений, элементов тренинга5.

Медицинские работники реализует направление «Половое воспитание» посредством проведения тематических интимно-личностных бесед, практикумов, показов слайд-шоу, видеофильмов, мини-лекций.

Список используемых литературных источников

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2000. – 624 с. – ISBN- 5-09-2235077-8

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] /Л.И. Божович. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. – 143 с. – М 53091030002

3. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с. – П 4309000000

4. Выготский, Л.С. Психология [Текст]/ Л.С.Выготский; М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2008. – 1008 с. – ISBN-5-04-004708

5. Дубровина, И.В.Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина [и др.]. М.: изд. Центр «Академия», 2001. – 368 с. – ISBN- 5-7695-0738-1

6. Дубровина, И. В. Психологическое здоровье детей и подростков [Текст] / И.В. Дубровина; М.: Сфера, 2000. – 168 с. – 5-89245-182-9

7. Егорова, М.А. Особенности психологических новообразований подростков в школе-интернате [Текст]/ М.А. Егорова //Дефектология // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2006. № 1. – с. 25 – 30.

8. Крестинина, И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов [Текст] / И.А. Крестинина //Дефектология // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2007. № 2. – с. 3-11.

9. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей, классных руководителей, студентов пед.учеб. заведений, слушателей ИПК. / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 272 с. – ISBN- 5- 98225-043-0

10. Лурье, Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми школы [Текст] / Н.Б. Лурье. – М.: Просвещение, 1998. – 299 с. - 5-224-00133-5

11. Москоленко Г.Н. Подготовка воспитанников-сирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни [Текст]/ Г.Н. Москоленко //Дефектология // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2006. № 1. – с. 47 – 52.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С.Мухина; М.: «Академия», 2000.– 456с.- ISBN-5-7695-0408-0

13. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] /Р.В. Овчарова; М.: Сфера, 2000.– 240 с. – ISBN-5-7695-0432-0

14. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]/.А.А. Осипова; М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 611 с. - - ISBN-5- 3261-1422-0

15. Ремшиндт, Х. Психотерапия детей и подростков [Текст] / Х. Ремшмидт. Пер. с немецкого. - М.: «Мир», 2000 – 617 с. – ISBN-5- 4567-0429-0

16. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/ Е.И. Рогов; М.: ВЛАДОС, 1996.-529с.- ISBN-5-7695-0 122-2

17. Рогов, Е.И. Психология [Текст] /Е.И. Рогов; М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 560 с. – ISBN-5-241-00227 -8

18. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: уч. пос. для студ. пед. институтов [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. – Р 4309000000 – 233

19. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] /Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с. – ISBN- 5- 9268-0010-2

20. Степанов, Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания [Текст] / Е.Н. Степанов //Классный руководитель // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2006. № 6. – с. 5-16.

21. Фридман, Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования [Текст] /Л.М. Фридман. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 224 с. – ISBN- 5-89144-182-9

22. Худенко, Е.Д. Организация воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст] /Е.Д. Худенко. – М.:АРКТИ, 2005. – 312 с. – ISBN- 5-89415-404-9

23. Шалимова, В.Ф. Катамнестическое изучение олигофренов [Текст] / В.Ф. Шалимова //Дефектология // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2000. № 4. – с.11-17.

24. Шаграева, О.А. Детский практический психолог [Текст]: Программы и методические материалы / О.А. Шаграева [и др.]. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 256 с. – ISBN-5-7695-0826-4

25. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ж.И. Шиф – М.: Академия, 1999.- 179 с. –ISBN-5-2245-7326- 3


Электронные ресурсы

1. Конвенция о правах ребенка. Электронный ресурс. Режим доступа: www.garant.ru

2. Федеральная программа развития образования. 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak











Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

Авторами программы предусмотрено участие в ней детей подросткового возраста со статусом «дети – сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». Однако мероприятия программы могут быть также использованы в работе другими категориями детей, находящимися в специальных учреждениях интернатного типа.

Способы обеспечения гарантии прав участников программы

Права и обязанности прав участников регламентированы Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом об образовании РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196, п.49), Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N52-03 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28), Уставом учреждения.


Сферы ответственности, права и обязанности участников программы

Специалисты (медицинские работники, социальный педагог, педагог-психолог), воспитатели несут ответственность за реализацию выбранного направления программы, качество знаний, умений и навыков, полученных детьми в ходе ее реализации.

В ходе работы над реализацией выбранного направления программы специалисты, педагоги имеют право на:

- самостоятельный выбор и использование методик воспитания и развития, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, не противоречащих общешкольной концепции развития;

– разработку собственных учебных материалов, программ для индивидуальной работы с воспитанниками.

Специалисты, воспитатели обязаны:

- Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками. Быть нравственным примером для воспитанников. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п. 1,6)

- Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)

- Уважать права воспитанников на выражение мнений и убеждений. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12.,13)

- Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства подростков методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к воспитанникам. (Конвенция о правах ребенка, ст. 19. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15. П. 6)

Подростки – участники программы имеют право на:

- Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей. (Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)

- Получение дополнительных образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом центра. (Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4»)

- Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы. (Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4»)

- Право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев оценки приобретенных знаний, умений и навыков. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

- Пользование имуществом центра, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

- Отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196) п.49).

- Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

(Закон РФ «Об образовании, ст.51, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N52-03 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28)

В ходе реализации программы воспитанники обязаны:

- Добросовестно заниматься.(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196) п. 5 7)

- Выполнять требования устава. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 г. N196, п.57)

- Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете. (ст. 17 п.З., Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 г. N196) п.57)

- Уважать честь и достоинство других воспитанников и работников центра.(ст. 17 п.3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196) п.57)

- Беречь имущество центра, соблюдать чистоту и порядок на его территории. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196) п.57)

- Придерживаться правил поведения, установленных педагогом на занятиях.


Ресурсы, необходимые для реализации программы

В реализации программы участвуют лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документами об образовании в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, а также со статьями «Типового положения об общеобразовательном учреждении». Профессиональный уровень специалистов соответствует современным требованиям к организации воспитательного процесса.

Для реализации поставленных задач необходим комплекс условий:

- Нормативно-правовое обеспечение («Закон об образовании», «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребенка», ФЗ № 120 «Об основных системах профилактики», «Устав центра»).

- Материальная база (наличие необходимых помещений, кабинетов для занятий с детьми; наглядных средств обучения и воспитания, дидактических пособий, технических средств). Занятия проводятся в учебной комнате (интернат). Комната оборудована необходимыми пособиями, наглядными средствами обучения и развития. Также для занятий с воспитанниками используется кабинет социального педагога, где есть доступ к компьютеру и сети Интернет. «Клубы интересных встреч» проводятся в актовом зале центра.

- Организованное взаимодействие центра с социальной средой (со службами, организациями Саратовской области).

Методическое обеспечение Программы:

  • Концепция воспитания Л.С. Выготского.

  • Положения гуманистической психологии Маслоу.

  • Возрастная психология В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.

  • Рекомендации по организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Н. Кличко.

  • Концепции личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного воспитания Е.Н. Степанова.

  • Содержание воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме, предложенное Е.Д. Худенко.

  • Программа социально-бытовой ориентировки (для учащихся V – IX классов).

  • Комплект программ по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта «Человек и общество».


Сроки и этапы реализации программы

Ориентировочное время освоения каждой части программы - 1 учебный год (сентябрь 2014- май 2017). Порядок прохождения тем в течение учебного года жестко не фиксирован, однако к концу учебного года должны быть отработаны все темы. Занятия по каждому направлению проводятся 1 раз в неделю (исключая каникулярное время). Занятия по направлению «Половое воспитание» проводятся согласно годовому плану лечебной и оздоровительной работы. Продолжительность занятий – 40 минут.


Ожидаемые результаты реализации программы

В соответствии с целью, задачами, направлениями программы сформулированы предполагаемые результаты.

Предполагаемые результаты от реализации направления «Основы общения»:

  • Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками.

  • Формирование бережного отношения к близким.

  • Формирование навыков различных видов общения (бытового, делового, телефонного).

  • Овладение правилами поведения в общественных местах.

  • Овладение способами предотвращения, преодоления конфликтов.

  • Формирование эмоциональной саморегуляции.

Предполагаемые результаты от реализации направления «Жизненное и профессиональное самоопределение»:

  • Осознание детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, близких и дальних жизненных перспектив.

  • Профессиональное самоопределение.

  • Формирование умений планировать свою жизнь.

  • Ценностное отношение к семье и дому.

Предполагаемые результаты от реализации направления «Половое воспитание»:

  • Ответственное отношение к себе, собственному здоровью и партнеру.

  • Формирование навыков ухода за собственным телом.

  • Система знаний о контрацепции.

  • Формирование умений и навыков ухода за новорожденным и грудным ребенком.

Предполагаемые результаты от реализации направления «Полезная экономика»:

  • Овладение экономическими понятиями.

  • Выработанные умения простейших коммунальных расчетов.

  • Дальнейшее планирование собственной жизни.

  • Формирование умений осуществлять сбережения.

Предполагаемые результаты от реализации направления «Правоведение»:

  • Повышение уровня правовой грамотности ребенка.

  • Формирование активной гражданской позиции.

  • Повышение личностной самооценки.

  • Снижение количества правонарушений и преступлений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

  • успешное профессиональное и жизненное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • коммуникативная активность в социуме;

  • положительный опыт создания семьи;

  • - поддержание стабильного материального уровня жизни;

  • - участие в жизни города, страны (выборы, социальные акции и т.д.);

  • - правовое поведение.

Методы оценки эффективности планируемых результатов:

- мониторинговое изучение;

- тематический контроль;

- собеседование;

- лонгитюдное наблюдение за участниками программы;

- психологическое тестирование;

- метод количественной и качественной обработки полученных данных;

- катамнестическое изучение выпускников;

- математико-статистический метод обработки данных исследования. В данном случае нами использовался Т – критерий Вилкоксона. Он используется для сопоставления показателей, измеренных в разных условиях (в данном случае при первичной и контрольной диагностике) на одной выборке испытуемых6.






1  Конвенция о правах ребенка. Электронный ресурс. Режим доступа: www.garant.ru

22 Федеральная программа развития образования. 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak

33 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М-Воронеж: МОДЭК, 1998. – С.43.

44 Лурье, Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми школы. – М.: Просвещение, 1998. – С.31.

55 Осипова, А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С. 97 – 153.

66 Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии .- СПб.: ООО «Речь», 2003. – С. 96