Государственное бюджетное учреждение Саратовской области «Центр ППМС» п.Модин Озинского района
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения воспитателей ________ Н.В.Курганова Протокол №_ «_1_» 29.08.2014 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Н.В.Курганова «_29_» 08.2014 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБУ Саратовской области «Центр ППМС» п. Модин Озинского района __________О.В. Романюта «_01_» 09.2014 |
«Программа социальной адаптации и формирования/совершенствования социального опыта воспитанников».
Принята педагогическим советом № 1
(протокол № 1 от 30.08.2014)
Актуальность программы. Предлагаемая программа является развивающей социально-психолого-педагогической программой.
В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, помещённых в интернатные учреждения, подготовки их к самостоятельной жизни. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к этим детям и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным. Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то время, когда ребенок общается со сверстниками, смотрит телевизор, читает книги и т.д.. Процесс целенаправленного влияния на ребенка, воспитывающегося в условиях интернатного учреждения, с целью освоения им социальных норм происходит именно в образовательном учреждении.
Несомненно, сам факт нахождения в центре сказывается на психологическом состоянии ребёнка. Социальное сиротство является негативным фактором развития личности, отрицательно воздействующими на формирование механизмов социально-психологической адаптации и социализации.
Перечисленные выше факторы обусловливают необходимость разработки и реализации специальной развивающей программы.
Контингент участников программы
Участниками программы являются воспитанники «Центр ППМС» п.Модин Озинского района с социальным статусом «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» в количестве 12 человек.
Гендерный состав участников: 12 мальчиков.
Возрастной состав участников варьируется от 12 до 15 лет.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способностей к социальной адаптации, социализации на основе усвоения ими специальных знаний, моделей поведения, опыта социальных взаимоотношений.
Назначение программы:
Дать нормативный уровень основных тем по направлениям.
Определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основ общения, сотрудничества на основе равноправного диалога.
Формирование жизненных и профессиональных перспектив.
Воспитание сексуальной культуры.
Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков.
Формирование основ экономических знаний.
Воспитание гражданской направленности личности, правовой культуры, правового поведения.
Профилактика правонарушений и преступлений.
Научные, методологические и методические основания программы
Концептуальными основами данной программы являются статья 20 «Конвенции о правах ребенка», согласно которой «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством»1, а также концепции воспитания, приведенные в Федеральной программе развития образования2.
Научное обоснование программы связано с изучением особенностей развития детей в условиях интернатных учреждений в трудах зарубежных и российских ученых педагогов и психологов.
Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж. Боулби.
В нашей стране имеется пока только одно серьезное исследование на эту тему – изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них3.
Большое значение для изучения как практических, так и теоретических проблем воспитания детей в интернатных учреждениях имеют работы А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, А.И. Захарова, Эльконина A.M. и др.. Многочисленные исследования Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др. посвящены анализу воспитания детей в государственных интернатных учреждениях.
Обоснования необходимости реализации программы для достижения целей и решения поставленных задач
Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Это обусловлено, во-первых, новыми общественными требованиями, предъявляемых к личности (ранняя профессионализация, выбор идеологических ориентиров), а во-вторых, происходящими социально-экономическими преобразованиями (реальное расслоение общества, трудности получения бесплатного образования, сокращение социальных гарантий особым категориям граждан). Резким изменениям оказались подвержены различные социальные структуры, влияющие на динамику и содержание развития личности ребенка. Не всегда позитивную роль играют средства массовой информации. Значительная часть их продукции становится предпосылкой нарушений в эмоционально-волевой, поведенческой сферах личности.
Постановка проблемы воспитательного, развивающего воздействия на подростка со статусом «сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей», требует поиска адекватных методов, средств воспитания, подходов к его организации.
Разработка и внедрение программы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни обеспечит необходимую корректировку содержания и методов воспитания, коррекции и развития воспитанников подросткового возраста.
Структура и содержание программы
Содержание программы охватывает ряд ключевых направлений:

ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ
Задачи курса: Развитие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основ общения в различных жизненных ситуациях, сотрудничества на основе равноправного диалога.
По данному направлению предусматривается проведение педагогом-психологом тренинговых занятий, игр, практикумов.
Предлагаемые темы занятий
п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что такое общение? | 1 |
2. | Невербальные средства общения: мимика, поза | 1 |
3. | Я и другие | 1 |
4. | Правила общения со старшими (формы обращения при встрече, расставании, формы обращения с просьбой, благодарностью) | 1 |
5. | Правила общения со сверстниками (формы обращения при встрече, расставании, формы обращения с просьбой, благодарностью) | 1 |
6. | Общение в семье | 1 |
7. | Культура разговора со старшими и сверстниками (в повседневной жизни, по телефону) | 2 |
8. | Формы поздравлений | 1 |
9. | Как произвести впечатление на людей. Комплименты | 2 |
10. | Коллектив. Мое место в коллективе | 1 |
11. | Законы дружбы | 2 |
12. | Общие правила поведения в общественных местах | 3 |
13. | Мир моих интересов | 2 |
14. | Мои обязанности в школе и дома | 1 |
15. | Деловое общение. Моделирование ситуаций делового общения. Планирование разговора | 3 |
16. | Что такое конфликт? | 1 |
17. | Правила бесконфликтного общения | 1 |
18. | Стили поведения в конфликтах. Способы разрешения, предупреждения конфликтов | 3 |
19. | Законы примирения | 2 |
20. | Я учусь владеть собой | 2 |
21. | Турнир «Мастер общения» | 1 |
ЖИЗНЕННОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Задачи курса: формирование у детей со статусом жизненных и профессиональных перспектив, профессиональной направленности личности, умений планировать свою жизнь.
По данному направлению воспитателем в рамках часов развития проводятся беседы, игры, практикумы, собеседования.
Предлагаемые темы занятий
п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Что такое жизненная ситуация и какова моя роль в ней? | 1 |
2. | Мое настоящее | 1 |
3. | Мои жизненные планы: перспектива и возможности | 2 |
4. | Составление собственного жизненного плана (первоначальные представления о дальнейшем обучении, профессии, работе, семейной жизни, жилье) | 2 |
5. | Физические и материальные потребности: мои умения и навыки | 1 |
6. | Духовные потребности: смогу ли я помочь другому | 1 |
7. | Интересы, склонности, задатки и способности | 1 |
8. | Мир рабочих профессий | 3 |
9. | Виды профессиональных учебных заведений. Возможности и перспективы обучения | 2 |
10. | Трудоустройство | 2 |
11. | Работа. Профессиональные знания и навыки | 1 |
12. | Работа и взаимоотношение с людьми. Рабочий коллектив | 2 |
13. | Как понравиться начальнику? | 1 |
14. | Как стать хорошим работником? | 1 |
15. | Безработица. Как ее избежать? | 1 |
16. | Что такое семья? | 1 |
17. | Состав семьи. Родственные отношения | 2 |
18. | Дальние и близкие родственники | 1 |
19. | Правила поведения в семье. Распределение обязанностей | 2 |
20. | Я – хозяин (А) дома | 1 |
21. | Что такое успех? | 1 |
22. | Как пережить трудные жизненные ситуации? | 2 |
23. | Мой дом – моя крепость | 1 |
24. | Благоустройство дома. Интерьер. Дизайн | 3 |
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Задачи курса: подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни; формирование сексуальной культуры; санитарно-гигиенических навыков; профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
По данному направлению предполагаются беседы, подгрупповые и групповые занятия, демонстрации специальных фильмов и видеоматериалов, собеседования и консультации. Реализацию данного направления осуществляет медицинская сестра. К сотрудничеству также приглашается специалист центра медицинской профилактики.
Предлагаемые темы занятий
п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Строение тела | 1 |
2. | Различия мужчины и женщины | 1 |
3. | Половое созревание девочки и мальчика | 1 |
4. | Гигиена тела | 1 |
5. | Уход за кожей в период полового созревания | 1 |
6. | Каноны женской и мужской красоты: женственность и брутальность | 1 |
7. | Взаимоотношения юношей и девушек | 1 |
8. | Половое поведение человека. Ответственность за партнера | 1 |
9. | Любовь и сексуальные отношения | 1 |
10. | Создание семьи | 1 |
11. | «Современная контрацепция | 2 |
12. | Последствия ранней интимной жизни | 1 |
13. | СПИД, ВИЧ и его последствия | 1 |
14. | Болезни, передающиеся половым путем | 1 |
15. | Аборты и их последствия | 1 |
16. | Беременность и роды. Забота о женщине во время беременности | 1 |
17. | Родительская ответственность | 1 |
18. | Уход за новорожденным и грудным ребенком | 2 |
ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА
Задачи курса: формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основ экономических знаний, умений планировать расходы, навыков расчета квартплаты, коммунальных услуг.
По данному направлению планируется проведение практических занятий, экскурсий в ЖКХ, сберегательные кассы, банки и другие государственные учреждения.
Предлагаемые темы занятий
п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Понятие о бюджете в семье | 1 |
2. | Основные статьи расходов семьи (питание, содержание жилища, приобретение одежды и обуви, культурные потребности, помощь родственникам) | 1 |
3. | Расходы на питание и содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг. Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг | 3 |
4. | Снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанций. | 3 |
5. | Примерная стоимость одежды, обуви, мебели | 1 |
6. | Порядок планирования крупных покупок | 1 |
7. | Планирование расходов на день, две недели, месяц с учетом бюджета и состава семьи | 3 |
8. | Ремонт в квартире | 2 |
9. | Ремонт мебели, одежды, обуви | 2 |
10. | Потребительская корзина: что это? | 2 |
11. | Прожиточный минимум: из чего он формируется? | 1 |
12. | Заработная плата | 1 |
13. | Цена товаров и услуг. Ценообразование | 1 |
14. | Цена товаров на рынке и в магазине | 2 |
15. | Цена товара и его качество | 1 |
16. | Зависимость цены от спроса и предложения | 1 |
17. | Сколько стоит проживание в интернате? | 1 |
18. | Деньги. Обмен и деньги | 1 |
19. | Государство и деньги. Доходы и сбережения. Банки. | 2 |
20. | Виды доходов: зарплата, пенсия, пособие, дотация | 1 |
21. | Закон о пенсиях | 1 |
22. | Торговля | 1 |
23. | Предпринимательство | 1 |
24. | Бюджет государства. Налоги | 1 |
25. | Частная и государственная собственность | 1 |
26. | Ценные бумаги | 1 |
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Задачи курса: формирование основ правовой культуры, активной гражданской позиции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика преступлений, правонарушений.
По данному направлению планируется проведение занятий, «правовой гостиной» с социальным педагогом, встреч с юристами, инспекторами ПДН, представителями власти.
Предлагаемые темы занятий
п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Закон и общество. Конституция РФ | 1 |
2. | Моя малая Родина. | 1 |
3. | Конвенция о защите прав ребенка. Мои права и обязанности | 2 |
4. | Устав Центра. Права и обязанности воспитанника. | 1 |
5. | Основные символы государства: герб, флаг, гимн | 1 |
6. | Гражданское, семейное, трудовое, уголовное право | 2 |
7. | Уголовное законодательство. Уголовный кодекс | 1 |
8. | Уголовное законодательство. Кража. Ее причины (нежелание работать, отсутствие денег, неформальные группы) | 2 |
9. | Уголовное законодательство. Хулиганство. | 2 |
10. | Уголовное законодательство. Разбой, грабеж, угон | 2 |
11. | Уголовное законодательство. Тяжкие и особо тяжкие преступления | 2 |
12. | Уголовный кодекс о борьбе с наркоманией, алкоголизмом | 1 |
13. | Алкоголь и преступления | 1 |
14. | Семейное законодательство. Законы о семье и браке. Права родителей | 3 |
15. | Что такое наследство? Порядок наследования | 1 |
16. | Гражданское право. Паспорт - основной документ гражданина России | 1 |
17. | Суд. Умение отстаивать свои права в суде | 2 |
18. | Что такое уголовная ответственность? (встреча с сотрудником ГИБДД, милиции) | 2 |
19. | Закон о защите прав матери и ребенка | 1 |
20. | Государственные пособия и дотации | 2 |
21. | Трудовое право. Права и обязанности работника. | 1 |
22. | Трудовой коллектив, профсоюзы | 1 |
23. | Трудовой договор, контракт | 1 |
24. | Жилищное законодательство | 1 |
25. | Приобретение, обмен и продажа жилой площади | 2 |
26. | Приватизация жилья | 1 |
27. | Что такое демократия? Права и обязанности человека в демократическом обществе? | 1 |
28. | Государственные праздники России («День Конституции РФ», «День России») | 1 |
29. | Выборы. Участие в выборах. Права избирателя | 1 |
30. | Свобода вероисповедания. Религиозный фанатизм. Секты. | 1 |
31. | Социальная политика государства | 1 |
Описание используемых методик и технологий, инструментария
В основном, работа по данной программе происходит на часах развития, проводимых воспитателем. Однако в ней же предусмотрены и разделы для специалистов центра: социального педагога (раздел «Правоведение»), педагога-психолога (раздел «Основы общения»), врача-педиатра и медицинской сестры (раздел «Половое воспитание»).
Форма проведения часа развития строго не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятие в игровой форме (викторина, конкурс), практическое занятие, экскурсии4.
Для реализации направления «Правоведение» социальным педагогом используются такие формы работы, как: гостиная, Клубы интересных встреч со специалистами в области права, суд, практикумы.
Педагог-психолог проводит занятия по направлению «Общение» с использованием техник арт-терапии, танцевальной, игровой, терапии, методов незаконченных предложений, элементов тренинга5.
Медицинские работники реализует направление «Половое воспитание» посредством проведения тематических интимно-личностных бесед, практикумов, показов слайд-шоу, видеофильмов, мини-лекций.
Список используемых литературных источников
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2000. – 624 с. – ISBN- 5-09-2235077-8
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] /Л.И. Божович. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. – 143 с. – М 53091030002
3. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с. – П 4309000000
4. Выготский, Л.С. Психология [Текст]/ Л.С.Выготский; М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2008. – 1008 с. – ISBN-5-04-004708
5. Дубровина, И.В.Возрастная и педагогическая психология [Текст] / И.В. Дубровина [и др.].– М.: изд. Центр «Академия», 2001. – 368 с. – ISBN- 5-7695-0738-1
6. Дубровина, И. В. Психологическое здоровье детей и подростков [Текст] / И.В. Дубровина; М.: Сфера, 2000. – 168 с. – 5-89245-182-9
7. Егорова, М.А. Особенности психологических новообразований подростков в школе-интернате [Текст]/ М.А. Егорова //Дефектология // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2006. № 1. – с. 25 – 30.
8. Крестинина, И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов [Текст] / И.А. Крестинина //Дефектология // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2007. № 2. – с. 3-11.
9. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей, классных руководителей, студентов пед.учеб. заведений, слушателей ИПК. / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 272 с. – ISBN- 5- 98225-043-0
10. Лурье, Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми школы [Текст] / Н.Б. Лурье. – М.: Просвещение, 1998. – 299 с. - 5-224-00133-5
11. Москоленко Г.Н. Подготовка воспитанников-сирот с проблемами интеллектуального развития к самостоятельной жизни [Текст]/ Г.Н. Москоленко //Дефектология // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2006. № 1. – с. 47 – 52.
12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С.Мухина; М.: «Академия», 2000.– 456с.- ISBN-5-7695-0408-0
13. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] /Р.В. Овчарова; М.: Сфера, 2000.– 240 с. – ISBN-5-7695-0432-0
14. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]/.А.А. Осипова; М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 611 с. - - ISBN-5- 3261-1422-0
15. Ремшиндт, Х. Психотерапия детей и подростков [Текст] / Х. Ремшмидт. Пер. с немецкого. - М.: «Мир», 2000 – 617 с. – ISBN-5- 4567-0429-0
16. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/ Е.И. Рогов; М.: ВЛАДОС, 1996.-529с.- ISBN-5-7695-0 122-2
17. Рогов, Е.И. Психология [Текст] /Е.И. Рогов; М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 560 с. – ISBN-5-241-00227 -8
18. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: уч. пос. для студ. пед. институтов [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. – Р 4309000000 – 233
19. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] /Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с. – ISBN- 5- 9268-0010-2
20. Степанов, Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания [Текст] / Е.Н. Степанов //Классный руководитель // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2006. № 6. – с. 5-16.
21. Фридман, Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования [Текст] /Л.М. Фридман. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 224 с. – ISBN- 5-89144-182-9
22. Худенко, Е.Д. Организация воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме [Текст] /Е.Д. Худенко. – М.:АРКТИ, 2005. – 312 с. – ISBN- 5-89415-404-9
23. Шалимова, В.Ф. Катамнестическое изучение олигофренов [Текст] / В.Ф. Шалимова //Дефектология // учредитель ООО «Школьная Пресса». – 2000. № 4. – с.11-17.
24. Шаграева, О.А. Детский практический психолог [Текст]: Программы и методические материалы / О.А. Шаграева [и др.]. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 256 с. – ISBN-5-7695-0826-4
25. Шиф, Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Ж.И. Шиф – М.: Академия, 1999.- 179 с. –ISBN-5-2245-7326- 3
Электронные ресурсы
1. Конвенция о правах ребенка. Электронный ресурс. Режим доступа: www.garant.ru
2. Федеральная программа развития образования. 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak
Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы
Авторами программы предусмотрено участие в ней детей подросткового возраста со статусом «дети – сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». Однако мероприятия программы могут быть также использованы в работе другими категориями детей, находящимися в специальных учреждениях интернатного типа.
Способы обеспечения гарантии прав участников программы
Права и обязанности прав участников регламентированы Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом об образовании РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196, п.49), Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N52-03 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28), Уставом учреждения.
Сферы ответственности, права и обязанности участников программы
Специалисты (медицинские работники, социальный педагог, педагог-психолог), воспитатели несут ответственность за реализацию выбранного направления программы, качество знаний, умений и навыков, полученных детьми в ходе ее реализации.
В ходе работы над реализацией выбранного направления программы специалисты, педагоги имеют право на:
- самостоятельный выбор и использование методик воспитания и развития, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, не противоречащих общешкольной концепции развития;
– разработку собственных учебных материалов, программ для индивидуальной работы с воспитанниками.
Специалисты, воспитатели обязаны:
- Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками. Быть нравственным примером для воспитанников. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п. 1,6)
- Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)
- Уважать права воспитанников на выражение мнений и убеждений. (Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12.,13)
- Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства подростков методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к воспитанникам. (Конвенция о правах ребенка, ст. 19. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15. П. 6)
Подростки – участники программы имеют право на:
- Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей. (Конвенция о правах ребенка, ст. 28,29)
- Получение дополнительных образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом центра. (Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4»)
- Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы. (Закон РФ «Об образовании, ст. 50 п. 4»)
- Право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев оценки приобретенных знаний, умений и навыков. (Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)
- Пользование имуществом центра, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.
- Отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196) п.49).
- Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
(Закон РФ «Об образовании, ст.51, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N52-03 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28)
В ходе реализации программы воспитанники обязаны:
- Добросовестно заниматься.(Конституция РФ ст. 43 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196) п. 5 7)
- Выполнять требования устава. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 г. N196, п.57)
- Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете. (ст. 17 п.З., Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 г. N196) п.57)
- Уважать честь и достоинство других воспитанников и работников центра.(ст. 17 п.3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196) п.57)
- Беречь имущество центра, соблюдать чистоту и порядок на его территории. (Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N196) п.57)
- Придерживаться правил поведения, установленных педагогом на занятиях.
Ресурсы, необходимые для реализации программы
В реализации программы участвуют лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документами об образовании в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, а также со статьями «Типового положения об общеобразовательном учреждении». Профессиональный уровень специалистов соответствует современным требованиям к организации воспитательного процесса.
Для реализации поставленных задач необходим комплекс условий:
- Нормативно-правовое обеспечение («Закон об образовании», «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребенка», ФЗ № 120 «Об основных системах профилактики», «Устав центра»).
- Материальная база (наличие необходимых помещений, кабинетов для занятий с детьми; наглядных средств обучения и воспитания, дидактических пособий, технических средств). Занятия проводятся в учебной комнате (интернат). Комната оборудована необходимыми пособиями, наглядными средствами обучения и развития. Также для занятий с воспитанниками используется кабинет социального педагога, где есть доступ к компьютеру и сети Интернет. «Клубы интересных встреч» проводятся в актовом зале центра.
- Организованное взаимодействие центра с социальной средой (со службами, организациями Саратовской области).
Методическое обеспечение Программы:
Концепция воспитания Л.С. Выготского.
Положения гуманистической психологии Маслоу.
Возрастная психология В.С. Мухиной, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
Рекомендации по организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Н. Кличко.
Концепции личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного воспитания Е.Н. Степанова.
Содержание воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме, предложенное Е.Д. Худенко.
Программа социально-бытовой ориентировки (для учащихся V – IX классов).
Комплект программ по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта «Человек и общество».
Сроки и этапы реализации программы
Ориентировочное время освоения каждой части программы - 1 учебный год (сентябрь 2014- май 2017). Порядок прохождения тем в течение учебного года жестко не фиксирован, однако к концу учебного года должны быть отработаны все темы. Занятия по каждому направлению проводятся 1 раз в неделю (исключая каникулярное время). Занятия по направлению «Половое воспитание» проводятся согласно годовому плану лечебной и оздоровительной работы. Продолжительность занятий – 40 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы
В соответствии с целью, задачами, направлениями программы сформулированы предполагаемые результаты.
Предполагаемые результаты от реализации направления «Основы общения»:
Преодоление барьеров, снятие напряжения в общении, установление эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками.
Формирование бережного отношения к близким.
Формирование навыков различных видов общения (бытового, делового, телефонного).
Овладение правилами поведения в общественных местах.
Овладение способами предотвращения, преодоления конфликтов.
Формирование эмоциональной саморегуляции.
Предполагаемые результаты от реализации направления «Жизненное и профессиональное самоопределение»:
Осознание детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, близких и дальних жизненных перспектив.
Профессиональное самоопределение.
Формирование умений планировать свою жизнь.
Ценностное отношение к семье и дому.
Предполагаемые результаты от реализации направления «Половое воспитание»:
Ответственное отношение к себе, собственному здоровью и партнеру.
Формирование навыков ухода за собственным телом.
Система знаний о контрацепции.
Формирование умений и навыков ухода за новорожденным и грудным ребенком.
Предполагаемые результаты от реализации направления «Полезная экономика»:
Овладение экономическими понятиями.
Выработанные умения простейших коммунальных расчетов.
Дальнейшее планирование собственной жизни.
Формирование умений осуществлять сбережения.
Предполагаемые результаты от реализации направления «Правоведение»:
Повышение уровня правовой грамотности ребенка.
Формирование активной гражданской позиции.
Повышение личностной самооценки.
Снижение количества правонарушений и преступлений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
успешное профессиональное и жизненное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
коммуникативная активность в социуме;
положительный опыт создания семьи;
- поддержание стабильного материального уровня жизни;
- участие в жизни города, страны (выборы, социальные акции и т.д.);
- правовое поведение.
Методы оценки эффективности планируемых результатов:
- мониторинговое изучение;
- тематический контроль;
- собеседование;
- лонгитюдное наблюдение за участниками программы;
- психологическое тестирование;
- метод количественной и качественной обработки полученных данных;
- катамнестическое изучение выпускников;
- математико-статистический метод обработки данных исследования. В данном случае нами использовался Т – критерий Вилкоксона. Он используется для сопоставления показателей, измеренных в разных условиях (в данном случае при первичной и контрольной диагностике) на одной выборке испытуемых6.
1 Конвенция о правах ребенка. Электронный ресурс. Режим доступа: www.garant.ru
22 Федеральная программа развития образования. 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak
33 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М-Воронеж: МОДЭК, 1998. – С.43.
44 Лурье, Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми школы. – М.: Просвещение, 1998. – С.31.
55 Осипова, А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С. 97 – 153.
66 Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии .- СПб.: ООО «Речь», 2003. – С. 96