СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

     Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует модернизацию и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, и именно школа является критически важным ключевым звеном в этом процессе. Таким образом, главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстроменяющемся мире, постиндустриальном информационном обществе.

    Фактором реализации нового подхода к современной школе является введение ФГОС ООО, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП ООО, одним из которых является требования к результатам образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. В соответствии с этим выделяются метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

В п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обозначены универсальные учебные действия «смысловое чтение», «умение работы с текстом» (2010).

На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершен­ствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной ин­формации для успешного осуществления поставленных чело­веком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, ак­тивного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возмож­ности использования человеком его содержания в разных си­туациях деятельности и общения.

Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к исполь­зованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения из возможных 5-ти).

Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным  к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.

 

Цель спецкурса: создание условий для развития читательской грамотности обучающихся,  формирования  речевых навыков и основанных на них  коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Задачи:

1.Совершенствование у детей  умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании,  письме и чтении.

2.Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

3.Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.

4.Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.

5.Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

6.Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

7.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

8.Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

 

Планируемые результаты освоения программы

 

                                                   Выпускник 5 класса  научится:

1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

  • - ориентироваться содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • - определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • - определять назначение разных видов текстов;
  • -предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • - выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • - понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
  • - проводить проверку правописания;

2.Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

  • -выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;

Работа с текстом: оценка информации

  • -откликаться на содержание текста;
  •  -находить доводы в защиту своей точки зрения.

Усложнение требований от начальной школы к основной   проявляется

  • в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы)
  • в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований.
  •  

Структура  спецкурса:

Занятия курса начинаются с вводного урока, на котором учащимся предлагается комплексная проверочная работа по оценке уровня сформированности отдельных коммуникативно - речевых умений (входящий контроль). Курс состоит из 4 больших разделов: «Речь и речевое общение», «Функциональные разновидности языка. Стилистика», «Виды речевой деятельности», «Текст как продукт речевой деятельности».  Изучение материала тем  в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:

1.Теоретическая часть

  1. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать  навыки и  умения работы с текстом).

В целях осуществления текущего контроля за речевыми умениями пятиклассников, в каждом разделе запланированы занятия – практикумы.

Завершается курс итоговой  контрольной работой.

Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  • беседа;
  • объяснение учителя;
  • исследование;
  • наблюдение;
  • сопоставление и анализ;
  • учебные дискуссии;
  • творческие задания;
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  • создание и редактирование текстов;
  • использование разных каналов поис­ка информации;

На развитие  умений и навыков обучающихся работы с текстом  направлена целая система специально подобранных упражнений.

Коммуникативные ситуации создаются при работе по методикам коллективных учебных занятий (методика Ривина и методика взаимопередачи тем) (приложение 1 )

  При работе по методике взаимопередачи тем ученик проходит через три типа ситуаций:

1.самостоятельно изучить текст, прочитать его с пониманием;

2.учить этому других, т.е. излагать материал устно, активно контактируя с товарищем;                                                              

3.учиться у другого, т.е. слушать напарника с пониманием.     

          Методика Ривина и методика взаимопередачи тем органично дополняют    друг друга. Благодаря работе по методике взаимопередачи тем развивается умение учить другого и учиться у другого, а в методике Ривина – изучать что-то совместно с другим человеком, обсуждать, приходить к согласию.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ

 

На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.

Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических  и практических занятий.

Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной работы.

           Учитель отслеживает  продвижение каждого ученика в специально созданном листе  индивидуальных достижений.

 

Лист достижений  ученика (цы) 5 класса

Ф.И. Ученика--------------

Коммуникативно – речевые умения

Входной контроль

 Текущий контроль

Итоговый контроль

1.Определять тему текста. Озаглавливать текст

 

 

 

2.Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам.

 

 

 

3.Ориентироваться в структуре текста

 

 

 

4.Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства

 

 

 

5. Составлять план (простой и сложный)

 

 

 

6.Определять: а) тип речи;

                      б) стиль речи

 

 

 

7.Самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа)

 

 

 

8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи

 

 

 

9. Извлекать нужную информацию из текста

 

 

 

10.Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте

 

 

 

11.Выразительно читать

 

 

 

12. Пользоваться разными видами чтения

 

 

 

13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

 

 

 

14.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

 

 

 

15.а) Понимать вопросы учителя;

     б) давать на них ответы;

      в) самим задавать вопросы

 

 

 

16.Распределять роли в группе, договариваться друг с другом

 

 

 

17.Осуществлять информационную переработку текста