Пояснительная записка
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует модернизацию и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, и именно школа является критически важным ключевым звеном в этом процессе. Таким образом, главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстроменяющемся мире, постиндустриальном информационном обществе.
Фактором реализации нового подхода к современной школе является введение ФГОС ООО, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП ООО, одним из которых является требования к результатам образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. В соответствии с этим выделяются метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования обозначены универсальные учебные действия «смысловое чтение», «умение работы с текстом» (2010).
На современном этапе развития общества умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения (Г. С. Ковалёва, Э. А. Красновский, 2004). Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Результаты проведённого исследования показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. По всем трём шкалам («поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов» и «рефлексия и оценивание») результаты российских учащихся значительно ниже результатов учащихся из многих европейских стран (соответствуют 2-му уровню грамотности чтения из возможных 5-ти).
Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.
Цель спецкурса: создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.
Задачи:
1.Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.
2.Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
3.Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.
4.Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.
5.Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
6.Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
7.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
8.Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Планируемые результаты освоения программы
Выпускник 5 класса научится:
1.Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
- - ориентироваться содержании текста и понимать его целостный смысл;
- - определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- - объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- - определять назначение разных видов текстов;
- -предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- - выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- - понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
- - проводить проверку правописания;
2.Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
- -выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста;
Работа с текстом: оценка информации
- -откликаться на содержание текста;
- -находить доводы в защиту своей точки зрения.
Усложнение требований от начальной школы к основной проявляется
- в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы)
- в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований.
-
Структура спецкурса:
Занятия курса начинаются с вводного урока, на котором учащимся предлагается комплексная проверочная работа по оценке уровня сформированности отдельных коммуникативно - речевых умений (входящий контроль). Курс состоит из 4 больших разделов: «Речь и речевое общение», «Функциональные разновидности языка. Стилистика», «Виды речевой деятельности», «Текст как продукт речевой деятельности». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:
1.Теоретическая часть
- Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать навыки и умения работы с текстом).
В целях осуществления текущего контроля за речевыми умениями пятиклассников, в каждом разделе запланированы занятия – практикумы.
Завершается курс итоговой контрольной работой.
Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.
Методы и приемы.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- сопоставление и анализ;
- учебные дискуссии;
- творческие задания;
- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
- создание и редактирование текстов;
- использование разных каналов поиска информации;
На развитие умений и навыков обучающихся работы с текстом направлена целая система специально подобранных упражнений.
Коммуникативные ситуации создаются при работе по методикам коллективных учебных занятий (методика Ривина и методика взаимопередачи тем) (приложение 1 )
При работе по методике взаимопередачи тем ученик проходит через три типа ситуаций:
1.самостоятельно изучить текст, прочитать его с пониманием;
2.учить этому других, т.е. излагать материал устно, активно контактируя с товарищем;
3.учиться у другого, т.е. слушать напарника с пониманием.
Методика Ривина и методика взаимопередачи тем органично дополняют друг друга. Благодаря работе по методике взаимопередачи тем развивается умение учить другого и учиться у другого, а в методике Ривина – изучать что-то совместно с другим человеком, обсуждать, приходить к согласию.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ
На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки, но педагог организует контроль (входящий, текущий, итоговый) за уровнем сформированности речевых навыков и коммуникативно - речевых умений учащихся.
Компонентами текущего контроля являются все виды деятельности, осуществляемые учащимися в ходе проведения теоретических и практических занятий.
Входящий и итоговый контроль проводится в форме контрольной работы.
Учитель отслеживает продвижение каждого ученика в специально созданном листе индивидуальных достижений.
Лист достижений ученика (цы) 5 класса
Ф.И. Ученика--------------
Коммуникативно – речевые умения
|
Входной контроль
|
Текущий контроль
|
Итоговый контроль
|
1.Определять тему текста. Озаглавливать текст
|
|
|
|
2.Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам.
|
|
|
|
3.Ориентироваться в структуре текста
|
|
|
|
4.Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства
|
|
|
|
5. Составлять план (простой и сложный)
|
|
|
|
6.Определять: а) тип речи;
б) стиль речи
|
|
|
|
7.Самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа)
|
|
|
|
8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи
|
|
|
|
9. Извлекать нужную информацию из текста
|
|
|
|
10.Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте
|
|
|
|
11.Выразительно читать
|
|
|
|
12. Пользоваться разными видами чтения
|
|
|
|
13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
|
|
|
|
14.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения
|
|
|
|
15.а) Понимать вопросы учителя;
б) давать на них ответы;
в) самим задавать вопросы
|
|
|
|
16.Распределять роли в группе, договариваться друг с другом
|
|
|
|
17.Осуществлять информационную переработку текста
|
|
|
|