Программа стажировки
Разработчик: Емельянова Л.И.
1.2 Название программы: Проектно-исследовательская деятельность как основа формирования у обучающихся универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
1.3 Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в области внедрения проектно- исследовательской технологии для развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.
1.4 Задачи:
Раскрыть сущность понятия универсальных учебных действий, создающих возможность самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Показать эффективность применения проектно-исследовательская технологии
Определить особенности технологии проектно-исследовательского обучения как системы способствующей развитию универсальных учебных действий.
Организовать работу в предметной эколого – биологической лаборатории
Организовать со стажерами практикум по оценке экологического состояния окружающей среды с помощью мини -экспресслаборатории « Пчелка- Р»
Организовать работу по экспертизе проектов юных исследователей школы №135
Провести семинар и мастер классы по программе стажировки
1.5 Ключевые идеи опыта:
Повышение профессиональной компетенции педагогов в области применения эффективных элементов проектно – исследовательских технологий на уроках биологии и во внеурочной деятельности, обеспечивающих создание комплекса условий для работы с перспективными и одаренными детьми ,а также развитие их творческого интеллектуального потенциала.
Обеспечение через проектно-исследовательскую деятельность личностно-ориентированного воспитания и обучения, так как она интегрирует в себя ряд современных технологий, например: технология проблемного обучения, технология поэтапного формирования учебных действий, технологии развивающего обучения, технология сотрудничества, технология ИКТ
Проектно-исследовательский подход в образовании позволяет учителю добиваться планируемых результатов освоения основной образовательной программы по биологии, а именно:
предметных
общих: понимать смысл биологических законов; проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать и объяснять результаты, делать выводы; применять полученные знания для решения задач; развивать мышление; коммуникативные умения, использовать полученные знания, умения и навыки на практике
метапредметных
овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать;
уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
личностных
Создавать условия, направленные на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование
принять ценностное отношение друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
2 Содержательный блок программы.
2.1 Для проведения стажировки образовательное учреждение имеет следующие ресурсы:
кадровые ресурсы:
Сотрудники комитета по экологии и природопользованию администрации города Снежинска, преподаватели национального исследовательского ядерного университета МИФИ», врачи паразитологической, бактериальной лаборатории ФМБА, педагоги творческой группы «Исследователь» школы №135
методические ресурсы (
Модульный курс обучения учителей проектно-исследовательской деятельности « Научно- практическая подготовка учителя школы к организации и ведению проектной и научно – исследовательской деятельности учащихся». Курс утвержден ученым советом ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
Учебное пособие «Школа исследователей» разработанная педагогами творческой группы школы№ 135«Исследователь» для учителей организующих исследовательскую работу в электронном и бумажном варианте,
Программа элективный курс «Научно – исследовательская деятельность учащихся в экологии"
Проектно – исследовательские и творческие работы обучающихся;
Учительские проекты, материалы конференций, фестивалей, конкурсов..
разработки уроков в электронном виде, презентации к урокам, дидактический материал к урокам, сценарии к внеклассным мероприятиям, программное обеспечение к интерактивным доскам, мини- экспресслаборатории « Пчёлка-Р» ; лаборатории «Архимед»).
материально-технические ресурсы
:АРМ учителя биологии; видеопроектор; интерактивная доска; компьютерный мобильный класс; локальная сеть; мини экспресслаборатория «Пчёлка-Р»; лаборатория «Архимед», лабораторное оборудование для проведения биологических экспериментов , центрифуга, микроскопы:. Альтами СМО745-Т, Альтами104, Документ камера, Электронная тестовая система
информационные ресурсы (Интернет; медиатека, , «Открытая биология», «Виртуальные лабораторные работы», и др.)
2.2 Программа стажировки
Эвристические лекции
2.2.1 «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами проектно – исследовательской деятельности» 2 часа
Роль проектно – исследовательской деятельности в формировании УУД
Этапы формирования проектно – исследовательской деятельности с учетом возрастных особенностей
Условия формирования исследовательских умений
Тематические инпут:
Универсальные учебные действия
Личностные универсальные действия,
Регулятивные универсальные действия,
Познавательные универсальные действия,
Коммуникативные универсальные действия
2.1.2 «Использование элементов современных образовательных технологий на различных этапах урока биологии и во внеурочной деятельности» 2 часа Технология проблемного обучения.
Технология поэтапного формирования учебных действий.
Технологии развивающего обучения.
Технология сотрудничества
Технология ИКТ
2.1.3.Обучающий семинар «Экспертиза исследовательской деятельности учащихся» разработка экспертной карты 1 час
2.1 4 Открытое заседание творческой группы «Исследователь» педагогов школы №135 по теме «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий» 2 часа
2.1.5. . Экскурсия в городско музей. Экспозиции « Ланшафты Южного Урала», «Животный и растительный мир Южного Урала» 2 часа
2.1.6 Заседание в интеллектуальной гостиной школы№135 « Страна Росатома»2 часа
2.1 7. Мастер класс «Проектно- исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности» 1 часа
2.1 8. Мастер класс «Диагностика сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 9 классов» 1 час
2.1.9 Создать в предметной эколого - биологической лаборатории мини-проект «Использование Daphniamagna и Infusoria в качестве биотеста» 4 часа
2.1.10. Провести полевой практикум по экспресс-контролю воздуха, воды, почвы с помощью мини экспресслаборатории «Пчёлка-Р» 4 часа
2.1.11. Организовать работу стажеров по экспертизе исследовательских проектов юных исследователей школы №135 3 часа
Объем часов на слушателя – 24 часа.
Учебный план стажировки
| Тема | Количество часов |
Эвристические лекции | Семинар, круглый стол, мастер классы, интеллектуальная гостиная, экскурсия | Стажерская проба | Он-лайн занятие |
1 | «Формирование универсальных учебных действий у обучающихся средствами проектно – исследовательской деятельности» | 2 | | | |
2 | Мастер класс «Диагностика сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 9 классов» | | 1 | | |
2 | «Использование элементов современных образовательных технологий на различных этапах урока биологии и во внеурочной деятельности» | 2 | | | |
3 | Открытое заседание творческой группы «Исследователей» педагогов школы №135 по теме «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий» | | 2 | | |
4 | .Экскурсия в городской музей | | 2 | | |
5 | Мастер класс «Проектно- исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии» | | 1 | | |
6 | Обучающий семинар «Экспертиза исследовательской деятельности учащихся» Разработка экспертной карты | | 1 | | |
7 | Заседание интеллектуальной гостиной школы№135 «Страна Росатома». | | 2 | | |
8 | Работа в предметной эколого -биологической лаборатории по выполнению мини-проектов «Использование Daphniamagna и Infusoria в качестве биотеста» | | | 4 | |
9 | Полевой практикум по экспресс- контролю воздуха, воды, почвы с помощью мини экспресслаборатории «Пчёлка-Р | | | 3 | |
10 | Мастер класс «Диагностика сформированности универсальных учебных у обучающихся 9 класов действий» | | 1 | | |
11 | Самостоятельная работа: « Проведение экспертизы исследовательских проектов» | | | 2 | |
12 | Защита экспертиз | | | 1 | |
Оценка результатов стажировки
1. Внешняя оценка результатов стажеров будет проведена по окончании стажировки с помощью электронной тестовой системы
№ п/п | Показатели | Баллы (максимальный балл «4») |
1 | Современность тематики проекта, востребованность предложенных технологий. | |
2 | Раскрытие проблемы .заявленной в плане стажировки | |
3 | Выбор оптимального варианта исполнения и технологическая разработанность стажировки | |
4 | Оригинальность темы подходов, найденных решений и представления материалов | |
5 | Создание условий для проведения мини проектов в лаборатории | |
6 | Создание условий для проведения полевого практикума | |
7 | Создание условий для проведения экспертизы исследовательских проектов | |
8 | Оценка представленного методического ресурса | |
в правой колонке поставить цифры:
4 — самое важное,
3 — важное,
2 — не очень важное,
1 — совсем не важное.
2. Самооценивание стажерами собственных результатов:
(оценить: в какой мере была полезна проделанная работа)
Степень соответствия личностных ожиданий реальных результатов стажировки в профессиональном плане | |
Процесс личной деятельности | |
Полученный результат | |
Деловое общение во время работы | |
Возможность проявить себя и услышать слова одобрения | |
Получение оценки | |
в правой колонке поставить цифры:
4 — самое важное,
3 — важное,
2 — не очень важное,
1 — совсем не важное.