СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 32 им. С. А. Лавочкина» города Смоленска
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании МО Зам директора Директор МБОУ СОШ №32
Протокол № __ Дмитриева О.М Мандрикова С. С.
от___________ ____________ _______________
«___» ____________2016г.
Рабочая образовательная программа
внеурочной деятельности
театрального кружка
«Мир театра»
Руководитель кружка:
учитель Матвеева Алёна Алексеевна
Программа театральной студии «Мир театра»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа театрального кружка рассчитана на 4 года занятий с детьми с расчётом 4 час в неделю (152 ч.).
Вид программы: авторская
Возраст детей: 10-15 лет
Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;
театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;
театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
Программа театральной студии “Мир театра” построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Воспитание ребёнка через приобщение к театральному искусству;
Развитие творческого начала личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
В воспитании:
Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
Привить культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
Воспитать дух командности, взаимовыручки и поддержки в группе;
Воспитать художественный вкус;
В развитии:
Развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
Развивать пластические и речевые данные воспитанников;
Развивать воображение, фантазию и память.
В обучении:
Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.
Формировать умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Формировать умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Следует отметить, что при поступлении в театральную студию “Мир театра” дети не отбираются по каким-либо данным или же конкурсу. Для приёма ребёнка в группу необходим, прежде всего, его интерес к театральному искусству и желание развиваться в этом направлении, познавать многогранный, необъятный мир театра. Приём производится на основе заявления родителей ребёнка. Программа “Мир театра” рассчитана на 4 года обучения.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На первом году обучения одним из самых важных критериев оценки педагогом работы воспитанников является естественное и раскованное самочувствие юных актёров на сценической площадке. Все усилия педагога направлены на пробуждение в воспитанниках их природной органики.
Итогом творческой работы группы на первом году обучения являются небольшие тематические зарисовки, миниатюры этюдного характера, которые могут быть использованы в мероприятиях, посвящённых самым различным событиям, либо эпизодическое участие в спектаклях групп второго и третьего года обучения.
ЦЕЛЬ:
воспитание общей культуры поведения и общения в творческом коллективе.
ЗАДАЧИ:
- в развитии:
развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
развивать наблюдательность и память через актёрские упражнения.
- в обучении:
научить основам психофизического тренинга;
научить основам верного дыхания;
научить оценивать сценические события;
- в воспитании:
воспитать навык корректной оценки собственных поступков и поступков других;
воспитывать творческую потребность постоянного совершенствования актерской психотехники путем индивидуального тренинга и самовоспитания.
К концу первого года обучения дети будут:
Знать:
-разнообразные игры, упражнения и их правила
-считалки, скороговорки, упражнения речевого тренинга.
Иметь представление:
- о средствах актерской выразительности: жест, мимика, пантомима;
- о сценическом костюме, игровом реквизите, правилах аккуратного обращения с ними;
- об актерском этюде;
Будут уметь:
- соблюдать правила игры,
- разрешать конфликты во время игр,
- ориентироваться в пространстве учебного помещения,
- бережно относиться к игровому реквизиту,
- передавать образ человека, животного с помощью известных средств актерской выразительности.
Получат развитие такие качества личности, как память, внимание, наблюдательность, фантазия, воображение и др.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Второй год обучения посвящён в большей степени развитию партнёрских навыков и способностей ребят. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость воспитанников к правдивому, целенаправленному действию, к его особенностям, как особенностям мимики, жеста, взгляда, движения, речи. Основной упор идёт на работу над парными и мелкогрупповыми этюдами (3-5 человека).
На этом этапе очень важно, чтобы воспитанники приобрели навык актёрской “пристройки” к партнёру, чтобы актёры, находящие на сценической площадке в заданных предлагаемых обстоятельствах, существовали не раздельно, в разных мирах, а, чувствуя друг друга, сливались воедино в процессе создания органичного, логичного и законченного сценического действия. Работа над любым этюдом может включать в себя распределение функций сочинителя, режиссёра, актёров, декораторов, суфлёров и т.д.
На втором году обучения необходимо закреплять и расширять опыт просмотра спектаклей, как профессиональных взрослых коллективов, так и детско-юношеских.
По итогам творческой работы групп второго года обучения, в их репертуаре должен оказаться полноценный, самостоятельный спектакль, созданный силами студийцев и педагога.
ЦЕЛИ:
Развитие актёрской психотехники воспитанников;
Обучение технике перевоплощения в процессе работы над ролью;
Воспитание партнерских отношений в работе.
ЗАДАЧИ:
- в развитии:
развить физические возможности тела, свободы в обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и ознакомление с простейшими акробатическими элементами;
развить актёрское внимание, воображение и фантазию через упражнения психофизического тренинга;
развить речевой аппарат воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скороговорок.
- в обучении:
научить воспитанников избавляться от неуверенности и страха перед работой в сложных условиях сценического пространства;
научить выстраивать сценическое действие, как для себя, так и для партнёра;
научить чуткому отношению к действиям партнёра в рамках сценического действия;
научить анализировать характер своего героя, его поступки, слова, мотивы;
- в воспитании:
воспитать чувство ответственности за партнёров;
привить культуру сценического поведения на сцене и за кулисами;
воспитать в студийцах чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
К концу второго года обучения дети будут:
Знать:
-основы актерской грамоты; - способы и приемы тренировки памяти и внимания,
- как пользоваться микрофоном.
Иметь представление:
- о литературном сценарии,
- о сценическом воплощении роли,
- о приемах организации игровой аудитории.
Будут уметь:
- согласованно действовать в темпе и ритме, заданном педагогом, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены,
-организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
-пользоваться микрофоном,
-выражать свои чувства и настроение интонацией голоса, мимикой, жестами, позой;
- четко и выразительно говорить, исполняя роль.
- придумать и показать несложный сюжет, мини спектакль в малой группе.
Получат дальнейшее развитие личностные качества: увеличится объем памяти и внимания, скорость реакции, появятся навыки само регуляции поведения – упорство в достижении цели, выдержка, самоанализ. Ребенок будет стремиться качественно выполнить задание педагога.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
На третьем году вся работа коллектива сосредоточена на постановке спектаклей, именно к этой цели направлены усилия и все творческие устремления, как воспитанников, так и педагога. Выбранная пьеса становится материалом для эскизных проб на роль каждого из желающих, согласно придуманной коллективной трактовке.
Работа над ролью, её толкование предстают перед воспитанниками как выстраивание определённой логики действий персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Воспитанникам предлагается продумать внешний облик своего героя, присущие только ему жесты, привычки, детали одежды, предметы, интонации и т.д. Воспитанники должны попробовать себя как режиссёры своей собственной роли.
Одновременно с постановкой спектакля проходит работа еще по одному необычайно важному для актёрского мастерства направлению – это ораторское искусство. На протяжении двух первых годов обучения работа в этой сфере проходит с большим упором на техническую область сценической речи, чем на художественную. На третьем году обучения работа над словом переходит на ступень осмысленности и присвоения текста роли актёром.
Результатом творческой работы третьего года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год
ЦЕЛИ:
Развитие абстрактного творческого мышления;
Формирование профессиональных навыков и умений;
Объединение в единый, неразрывный, взаимосвязанный и взаимозависимый творческий коллектив.
ЗАДАЧИ:
- в развитии:
Развивать ассоциативное видение реальности через актёрские упражнения;
Развивать воображение и фантазию воспитанников через процесс перевоплощения;
Развивать способность к рождению новых идей, креативному образу мышления.
- в обучении:
Познакомить с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями различных жанров;
Научить использовать речь как выразительное средство при создании образа;
Обучить студийцев методике работы с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.
- в воспитании:
воспитать чувство ответственности за общее творческое дело;
привить культуру исполнительского мастерства;
привить интерес к культуре речи.
К концу третьего года обучения воспитанник должен
Знать:
- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.
- Игры и упражнения актерского тренинга.
- Основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.
Уметь:
- Исполнить роль в постановке.
- Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.
- Четко и выразительно говорить,
- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,
- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.
Овладеют средствами творческого самовыражения:
- Основами выразительной речи, пластики, движения.
Будут сформированы:
- Навыки общения.
- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.
- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Продолжается работа над постановкой спектаклей: воспитанники принимают участие, как в работах младших групп, так и в творческой деятельности старших.
Вводится изучение разнохарактерного грима для персонажей. Продолжается еще более тщательная работа над чтецкими работами и постановкой пластических этюдов.
Результатом творческой работы четвертого года обучения должны стать постановка одного - двух спектаклей в год, а так же показ самостоятельных режиссерских работ.
ЦЕЛИ:
Формирование профессиональных навыков и умений
Профориентационная работа со студийцами
Практическое знакомство с профессией “режиссер”
ЗАДАЧИ
В развитии:
Развивать голос, тело, психофизический аппарат
Развивать лидерские качества воспитанников посредством самостоятельного постановочного опыта
Развивать ассоциативное видение, способность к созданию метафор и аллегорий в самостоятельных работах
В обучении:
Познакомить с различными техниками нанесения грима разнохарактерных персонажей.
Познакомить с основными законами режиссуры
В воспитании:
Привить интерес к профессии “режиссер”
Воспитывать чувство ответственности за свою работу
К концу четвертого года обучения воспитанник должен:
Знать:
- понятия: “монтировка спектакля”, “аллегория”, “метафора”, “гипербола”, “факты жизни”;
- правила техники безопасности при работе с партнером и в сценической конструкции;
- организовать коллективную работу над эпизодом спектакля, воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
- 5-10 новых скороговорок;
- 3-5 стихотворных и прозаических произведения или их отрывки.
Уметь:
- владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления;
- применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях по сценической речи в самостоятельной работе над ролью;
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или драматического произведения, и дать истолкование этим эмоциям;
- произносить скороговорки в разных темпах, с различными комбинациями движений и при нагрузках.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Умения, навыки, способности, развитые в ребёнке к концу обучения по программе “Мир театра”:
правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу;
выполнять организаторскую функцию;
Знать:
- Особенности интерактивного театра как вида искусства, специальные термины.
- Игры и упражнения актерского тренинга.
- Основы сценической грамоты, правила пользования микрофоном, безопасного поведения на сцене.
Уметь:
- Исполнить роль в постановке.
- Организовать и провести игру со сверстниками и младшими товарищами,
- Придумать сюжет из жизненного опыта, составить несложный сценарий.
- Четко и выразительно говорить,
- Изготовить несложные атрибуты, реквизит,
- Пользоваться микрофоном, ориентироваться в пространстве игровой площадки, сцены.
Овладеют средствами творческого самовыражения:
- Основами выразительной речи, пластики, движения.
Будут сформированы:
- Навыки общения.
- Активное, деятельное отношение к окружающей действительности.
- Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
- Умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТА:
1.Педагогическое наблюдение.
2.Собеседование.
3.Самооценка.
4.Отзывы детей и родителей.
5.Коллективное обсуждение работы.
6.Участие в концертах, фестивалях и конкурсах.
7.Анкетирование.
8.Тестирование
9.Творческая практика.
10. Сценарии постановок.
11. Постановки.
12.Коллективная рефлексия.
13.Самоанализ.
СПОСОБЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТА:
1.Фото-видеоотчеты.
2 Грамоты, дипломы.
3.Сценарии.
4.Анкеты.
5.Тесты.
6.Портфолио.
7.Отзывы.
8.Афиши.
9.Презентация творческого альбома «Мои достижения»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
По своей специфике учебно-воспитательный процесс дополнительного образования имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, их интересов и способностей.
Методической особенностью обучения в программе является личностно ориентированная технология обучения, т.е. используются педагогические приемы, принципы, методы и формы для реализации творческого потенциала каждого ребенка.
В программе используются следующие методы и формы:
1. По источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);
- практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).
2. По дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;
- применение знаний через постановку спектаклей;
- закрепление через генеральные репетиции;
- творческая деятельность - показ спектаклей;
- проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.
3. По характеру деятельности:
- репродуктивный - разработка и показ этюдов по образцу;
- частично-поисковый - во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.
В программе используются следующие педагогические:
1. Приемы:
- исключения - умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;
- тотального выражения - включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;
- физического действия - выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;
- психофизического жеста - помогает актеру в работе над ролью.
2. Принципы:
- наглядности - использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;
- активности и сознательности обучения - создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;
- сотрудничества - в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;
- организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;
- систематичности, последовательности - обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;
- индивидуализации - учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.
Организационные формы:
- Коллективная — эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффективная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается выполнить работу.
- Парная — рассчитать работу на двоих.
- Индивидуальная — выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.
Форма педагогической деятельности — учебное занятие.
Форма групповой работы — групповой опрос, групповые этюды, репетиции.
Функции педагога при групповой работе:
1. контролирует;
2. отвечает на вопросы;
3. регулирует споры;
4. даёт направление творческой деятельности.
При работе с детским коллективом режиссёру-педагогу необходимо найти здравый баланс между профессиональными требованиями к работе детей и воспитательной составляющей педагогического процесса. Нельзя забывать о том, что цели и задачи перед педагогом стоят, прежде всего, воспитательного характера, а не художественного.
Несомненно, работа с актёрами-детьми требует гораздо большего вложения сил и терпения от педагога, нежели со взрослыми. Основная проблема заключается в том, что воспитанники совершенно не умеют работать самостоятельно, без чего практически невозможна работа над ролью. Но надо помнить, что юные актёры не умеют работать самостоятельно не по злой воле: не учили, не требовали. Не следует раздражаться этим. Нужно постепенно, планомерно приучать воспитанников к ответственности по отношению к собственной роли, к общему коллективному делу. Шаг за шагом, задание за заданием необходимо привести студийцев к осознанию того, что без их собственного вклада в процесс создания образа, работа над ролью не продвинется далеко.
Педагогу, работающему с актёрами-детьми, безусловно, необходима очень высокая степень самоорганизации, потому что бесполезно пытаться добиться её от воспитанников, не обладая ею самому. Начинать следует с малого – будьте строго последовательны в своих действиях и в своих требованиях. Всегда, давая задание воспитанникам, добивайтесь результата, не упускайте мелочей, ведь они, накапливаясь понемногу, выливаются впоследствии в большие проблемы на уровне коллективного творчества и воплощения задуманного. Конечно же, спектакль создаётся на репетиции. Но воспитанникам необходимо усвоить, что истинный успех решает взаимосвязь самостоятельной работы с общей. Репетиция – как этап, толчок вперёд, определение направления, проверка усвоенного, соединение частей, выработка генерального плана – должна быть подготовлена самостоятельной работой студийцев.
Конечно, педагог не может применять к воспитаннику театральной студии такие же требования, как к взрослому актёру. Студийцы, не привыкшие к серьёзной творческой работе, быстро устают от множества повторений в процессе репетиций, их внимание, ещё очень неустойчивое, постоянно переключается с объекта на объект. В подобных ситуациях педагогу необходимо проявить гибкость: с одной стороны, воспитанникам нужно сменить вид деятельности, с другой – не отклониться от поставленных задач на конкретный момент процесса обучения. В данном случае необходим симбиоз педагогически-режиссёрских решений: например, вместо очередного повтора репетируемого эпизода спектакля, дать ребятам этюд на сходную ситуацию. После просмотра и разбора этюда уже можно будет вернуться к чистке эпизода безо всякого урона репетиционному процессу, и даже, наоборот, зачастую именно в таких этюдных заданиях рождаются неожиданные творческие находки, актёрские приспособления.
Никогда не следует пренебрегать процессом объяснения, какого-либо понятия, момента, действия. Пусть это займёт немного больше времени, чем рассчитывал педагог, пусть это объясняется даже не впервые, но, поверьте, освоение осмысленного, понятого материала в любом случае будет проходить быстрее и легче, нежели механическое заучивание того, что не до конца понято воспитанниками. Педагог должен стремиться наладить диалог с детьми, постоянно подключая их к решению тех или иных вопросов, проблем, стимулируя студийцев к выработке собственного мнения по множеству жизненных позиций и к умению выражать и отстаивать своё мнение.
Педагогу важно осознать ценность этюдной работы в учебном процессе по мастерству актёра. Этюды позволяют развить у воспитанников внимание, фантазию, память, логику действий, ассоциативное мышление, культуру поведения на сцене. И всё это происходит в почти игровой атмосфере легко и естественно для студийцев. При выборе тем для этюдов нужно следить за тем, чтобы они были разнообразными и охватывали самые различные жизненные ситуации и проявления человеческих чувств и эмоций. Существует множество направлений в этюдной работе:
- этюды на проявление человеческих эмоций;
- этюды на выразительность жеста;
- этюды на органическое молчание;
- пластические этюды;
- этюды по нескольким заданным словам или предметам;
- этюды, основанные на стоп-кадрах;
- этюды на основе произведений живописи или литературы, пословиц, поговорок и фразеологизмов;
- этюды с воображаемыми предметами (партнёрами);
- этюды на память физических действий;
- импровизационные блиц-этюды и т.д.
Что касается последнего типа этюдов, обычно они вызывают особое затруднение у воспитанников, так как импровизация является очень сложной сферой для начинающих юных актёров. Тем не менее, нельзя опускать это вид работы, так как воспитание импровизационного самочувствия является неотъемлемым условием развития актёрского дарования воспитанников. К заданиям такого рода, педагогу необходимо возвращаться снова и снова.
Независимо от этапа работы над спектаклем, три составляющие занятия должны оставаться неизменными:
- разминка;
- речевой тренинг;
- психофизический тренинг.
Это является необходимым условием готовности воспитанников к включению в творческий процесс перевоплощения.
Педагогу детской театральной студии необходимо всегда оставаться актёром, всегда неожиданным, интересным, способным захватить внимание воспитанников, увлечь их своей идеей. Это подразумевает высокую степень подготовленности к каждому занятию. Педагог просто не имеет права приходить пустым, безынициативным на репетицию. Всегда и во всём он должен оставаться немного волшебником, ощущая себя гостеприимным хозяином этого огромного мира под названием ТЕАТР, ведущим воспитанников к самому сердцу этого удивительного мира.
УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- светлое, просторное репетиционное помещение;
- театральный зал с полностью оборудованной сценой;
- наличие музыкальной аппаратуры;
- наличие методических пособий;
- наличие фонотеки с различной музыкой;
- стулья для воспитанников;
- возможности для документальной видео и фото съемки.
Календарно-тематическое планирование. (закрепление пройденного во 2-ой год обучения - развитие партнёрских навыков и способностей ребят. з-ий год обучения - работа в команде, полностью отвечая за качество процесса)
№ | Дата | Тема | Содержание темы | Практика | |
1.
|
| Вводное занятие
|
Педагог знакомит воспитанником с планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности поведения на занятиях. | Игры: «Новая эмоция», «Представься по-доброму»
Обще групповая игра: «Король», «Аист, лягушка, кошка, птица, собака, заяц, паровоз» и т.д.
| |
2.
|
|
Мастерство актёра
| «мимика», «жест». Упражнение в изображении героев с помощью мимики и жестов | Разминка. Игры на жестикуляцию. Игра «Давай поговорим» «Покажи жестом». Покажи «Грусть переходящую в радость» Разучивание скороговорки | |
3.
|
| Пластика Перфоменс «Пляшем сидя» | Повторим понятие. Понятие «этюд».
Танец со стульями. Вспомним основу и добавим движения. | Игра «Мокрые котята и пёсики». Одиночные этюды. Творческие задания на развитие пантомимики в паре Разминка. Разогревающие упражнения на разные группы мышц. Разминка. Работа над чёткими слаженными действиями. Выбор костюмов. Самостоятельная работа – показ. | |
4.
|
|
Одну простую сказку хотим мы показать.
|
Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки | Разминка. Игры на развитие двигательных способностей: «Лестница», «Птицы стрекозы и бабочки». Этюд на развитие творческого воображения. Артикуляционная гимнастика: «Коняшки», «Покажи зубки», «Звонкий поцелуйчик», «Язык – змея» Творческая игра «Давай расскажем сказку…» | |
5. 6. |
| Постучимся в гости в сказку | Закрепление понятия «этюд». Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию | Игры на развитие двигательных способностей «Баба-яга», «Гипнотизёр», «Старички и старушки» Театральная игра «Повтори, что я делаю» Одиночные этюды на память физических действий. (сказка «О глупом мышонке») | |
7. |
| Наши любимые сказки
| Повторение пройденного материала. Характеристика персонажей сказки.
| Театральная игра «Одно и тоже по-разному» Игра на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии. Интонационные упражнения. Характеристика персонажей любимых сказок. | |
8. |
| Тренинг актерского мастерства | Повторение упражнений. Повторение понятия «этюд». Разбор этюдов. | Разминка. Координационные упражнения. Упражнения на коррекцию осанки. Разминка. Одиночные этюды на память физических действий. «Собираю цветы, на рыбалке, копаю грядку и т.д. | |
9.
|
| Мастерство актёра
| Повторение скороговорок Повторение упражнений.
| Игры на развитие двигательных способностей «Конкурс лентяев», «гипнотизёр» Творческие задания на развитие пантомимики. Импровизированные упражнения на оценку неожиданных событий, ситуаций. | |
10.
|
| Сценическая речь | Повторение упражнений. Построения этюда. Разбор этюдов. Разучивание новых скороговорок | Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Речевой тренинг. Требования к сценической речи Чтецкая выразительность. Участие в конкурсе чтецов. | |
11. 12.
|
| Театральное искусство | Постановка мини-спектакля на сюжеты, придуманные детьми. Закрепление понятия «артикуляция». Важность артикуляции в речи для актёра.
| Разминка. Артикуляционная гимнастика. Постановка мини-спектакля (по выбору обучающихся и руководителя)
| |
13. 14.
|
| Узнай героя | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы характера (нюня, зазнайка, умник, хулиган, проныра и т.д.)
| Разминка. Игра «Угадай» Мини - спектакль
| |
15.
|
| Учимся говорить по-разному | Развивать интонационный строй речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией | Дыхательные упражнения: «Буратино и Пьеро», «Насос и шарик». Разучивание скороговорок. | |
16.
|
| Играем в рифмы
| Развивать дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам
| Дидактическая игра «Придумай рифму» Сочинение стихов.
| |
17. 18.
|
| Наши любимые сказки
| Связно и логично передавать мысли. Повторение пройденного материала.
| Разминка. Упражнения психофизического тренинга: «Клякса», «Муха», «Кошечка», «Скульптор», «Ракушка», «Скорости», «Лабиринт». Выразительное чтение любимых сказок. Импровизированные упражнения на оценку неожиданных событий, ситуаций. | |
19. 20. |
| «День именинника» | Повторение изученного
| поздравляем всех воспитанников, родившихся в осенние месяцы Стихи к имени. | |
21. 22.
|
| Сочиняем новую сказку | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета | Упражнение у зеркала «Изобрази настроение» Драматизация своей сказки. | |
23.
|
| Наши эмоции | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли | Упражнение «Изобрази эмоцию» Театральная игра «Посмотри, что я сделаю» (зеркало) | |
24. 25. 26. |
| Работа с пальчиковыми куклами. Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами.
| Повторение упражнений. Повторение пройденного материала. Разбор этюдов.
| Разминка. Игры: «Подарок», «Бабочки», «Превращение детей. Импровизированные блиц этюды на оценку неожиданных событий, ситуаций. Чтение драматургического материала по ролям. | |
27. 28.
|
| Пластика.
| Объяснение новых упражнений на координацию. Разбор драматургического материала: положительные и отрицательные герои. | Разминка. Координационные упражнения. Упражнения на коррекцию осанки. Игра «Баба – Яга», «Кощей Бессмертный» Чтение стихотворений. Подготовка к мини спектаклю на военную тематику. | |
29. 30. |
| Сценическая речь
| Составляющие дыхательного аппарата. Упражнения. закрепление пройденного материала. | Подготовка к дыхательному тренингу. Дыхательные упражнения: «Резиновый мяч», «Счёт с повышением и понижением», «Ныряльщики», «Дирижёр». Артикуляционная гимнастика: «Треугольник», «Лягушки», «Покажи зубки», «Часики», «Язык – змея». Чтение стихотворений. Эдуард Успенский«Про Сидорова Вову» | |
31. 32.
|
| Мастерство актёра | Повторение упражнений. Разбор этюдов. Одиночные этюды (Подготовка к конкурсу чтецов)
| Разминка. Координационные упражнения. Упражнения на развитие гибкости. Разминка. Одиночные этюды на память физических действий. Подготовка к мини спектаклю. Разбор эмоциональной подачи. мини спектакля на военную тематику. | |
33. 34.
|
| Постановочная работа. Конкурс чтецов
| Разбор выбранного драматургического материала: предлагаемые обстоятельства.
| Выразительное чтение стихотворения Эдуард Успенский «Про Сидорова Вову» с подключением сценического действия контакта героев стихотворения.
| |
35. |
| Если ты поссорился с другом | Повторить как могут возникать конфликты. выход из конфликтных ситуаций. Конфликт в этюде.
| Игра «Найди и покажи эмоцию». Упражнения на выразительность мимики, жестов. | |
36. |
| В мастерской художника. (театральные маски) (Делаем афишу и программки)
| Знакомство с костюмерной. Эскизы костюмов. | Тренинг «Цветы», «Хоровод» Выполнение эскизов костюмов, масок для постановок. | |
37.
|
| Работа над скороговорками. Организация дыхания | Повторение упражнений. Значение скороговорок в искусстве сцен. речи.
| Разминка. Координационные упражнения. Упражнения на развитие гибкости. Разминка. Работа над скороговоркой | |
38.
|
| Играем в сказку
| Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). | Передай характерные особенности героев сказки. Закрепить самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | |
39.
|
| Игра, Игра! | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуаций в паре. | Упражнение на изображение разных эмоций в паре – на контрасте. | |
40.
|
| Постановочная работа | Разбор взаимоотношений персонажей.
| Чтение по ролям. | |
41. 42.
|
| «Расскажи стихотворение»
| Стихотворения «Айболит и воробей» используя только мимику и жесты; Закрепление умения взять не одну роль на себя. | Упражнение «Расскажи стихотворение»; репетиция спектакля.
| |
43.
|
| Постановочная работа
| Разбор драматургического материала: взаимоотношения персонажей в репетируемом эпизоде. | Чтение выбранного материала по ролям. Разводка по мизансценам второго эпизода.
| |
44. |
| Закрепление изученного | Повторение изученных игр и упражнений | Одиночные этюды на выражение эмоций. Игра «Вопрос ответ» | |
45. 46. |
| Праздничный концерт. |
|
|
47. |
Играем в сказку
| Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). | Передавать характерные особенности героев сказки. Закрепить умение согласованно действовать в коллективе. |
| |||||
48. | Игра, Игра! | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Закрепить умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуаций. | Упражнение на изображение разных эмоций. |
| |||||
49. | Постановочная работа | Разбор взаимоотношений персонажей. | Читать по ролям. |
| |||||
50. | «Расскажи стихотворение»
| Учить рассказывать стихотворение «Айболит и воробей» используя только мимику и жесты; умение взять не одну роль на себя. | Упражнение «Расскажи стихотворение»; репетиция спектакля.
|
| |||||
51. | Постановочная работа | Разбор драматургического материала: взаимоотношения персонажей. | Читка выбранного материала по ролям. Разводка по мизансценам. |
| |||||
52. | С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | Повторение драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). | Разминка. Распределение ролей.
|
| |||||
53. | С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | Повторение понятия «этюд». | Разминка. Упражнение на развитие внимания. Тренировка сценического внимания в этюдах. Читка по ролям.
|
| |||||
54.
|
| С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | Повторение «сценического внимания». Объяснение новых упражнений. | Этюдная работа по взаимоотношениям между героями. |
| ||||
55. 56. |
| Сценическая речь. Работа над скороговорками. | Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала. | Упражнения на тренировку дыхательного процесса Упражнение «Комар». Работа над скороговорками. |
| ||||
57. 58. 59. |
| Постановочная работа.
| Разбор выбранного драматургического материала: взаимоотношения персонажей в репетируемом эпизоде. | Читка по ролям. |
| ||||
60. |
| История театра | Повторение пройденного материала.
| Разминка. Упражнение – теория русское театральное искусством |
| ||||
61. 62. |
| Наши любимые стихи | Характер стихотворения. Интонация. | Инсценирование стихов Ю.Мориц |
| ||||
63. 64. 65. 66. |
| Групповые мероприятия, экскурсии, посещения театров. | | |
| ||||
67. | «В гости к театру» | Повторение упражнений. Разбор драматургического материала: взаимоотношения персонажей в репетируемых эпизодах. | Сюжетно-ролевая игра «Театр» (Расскажи свои впечатления) |
| |||||
68. 69.
| «Мой талант» | Концерт для мнимого зрителя (стихи, песни и танцы о животных) | Разминка. Покажи свой талант. |
| |||||
70. 71. | Мы расскажем вам стишок. | Заучивание стихотворения по методике «Расскажи стихи руками» Объяснение новых упражнений. | Разминка на развитие жестикуляции |
| |||||
72.
| Игра | Повторение упражнений. | Игры на развитие двигательных способностей. |
| |||||
73. | Сценическая речь.
| Повторение упражнений, закрепление пройденного материала. Чтение стихов. | Упражнения на тренировку дыхательного процесса. Работа над скороговорками: «Сшит колпак.», «На дворе трава», «33 корабля…», «Проворонила ворона воронёнка» и т.д. |
| |||||
74. 75. | Музыкальные постановки | Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала. | Игры под музыку. Значение песни в музыкальном спектакле. |
| |||||
76. 77. | «В Сказочном царстве – небывалом государстве» | Повторение упражнений. | Рисование «Злая и добрая маска» - Игра-имитация «Маленькие человечки» (воспроизведение выразительных поз и движений) - Подвижная игра: «Карлики и великаны» - Дыхательное упражнение «Волшебные слова» (произносить на выдохе: «Трах-тибидох-тибидох-тух») - Упражнения на осанку: «Аладдин» (сидеть, скрестив руки и ноги), «Шапка-невидимка» (ходьба с мешочком на голове) |
| |||||
78. 79. | «В гостях у сказки» | Повторение упражнений. Чтение: сказок Просмотр мультфильмов | Беседа «Мы не будем ссориться» - умения общения и обсуждения – «Я бы изменил..." - Сюжетно-ролевая игра «Магазин» (культура общения) |
| |||||
80. 81. | Закрепление изученного | Повторение изученных игр и упражнений | Одиночные этюды на выражение эмоций. Рассказ о предмете. Игра «Вопрос ответ» |
| |||||
82. 83. | Праздничный концерт. | | |
| |||||
84. 85. |
Играем в сказку
| Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). | Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | ||||||
86. | Игра, Игра! | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуаций. | Упражнение на изображение разных эмоций. Игра в твистер | ||||||
87. | Наша галактика | Создание условий для самопознания и самовыражения участников взаимодействия, раскрытия их творческих возможностей; формирование ценностных отношений в коллективе в процессе обмена эмоциональным, интеллектуальным, поведенческим опытом. | Создание личной символики или самосимволики, выражающей ценностное отношение. (Инопланетный герой-его чувства и эмоции) Д/З подбери себе по характеру стихотворение и выучи (дай эмоции) | ||||||
88. 89. | «Расскажи стихотворение» (Домашняя заготовка)
| Совершенствовать навык рассказа стихотворение, используя только мимику и жесты; поощрять творческую инициативу детей, желание взять роль на себя. | Упражнение «Расскажи стихотворение»; репетиция спектакля.
| ||||||
90. 91. | Постановочная работа | Разбор драматургического материала: взаимоотношения персонажей в репетируемом эпизоде. | Чтение выбранного материала по ролям. Разводка по мизансценам второго эпизода. | ||||||
92. | «Бибигон» | Разбор выбранного драматургического материала: композиция (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). | Разминка. Знакомство с произведением. Распределение ролей.
| ||||||
93. | «Бибигон» | Повторение понятия «этюд». | Разминка. Упражнение на развитие внимания. Тренировка сценического внимания в этюдах.Чтение по ролям.
| ||||||
94.
| «Бибигон» | Закрепление понятия «сценическое внимание». Повторение упражнений. | Этюдная работа по взаимоотношениям между героями. | ||||||
95. | Сценическая речь. Работа над скороговорками. | Повторение упражнений, закрепление пройденного материала. | Упражнения на тренировку дыхательного процесса. Упражнение «Комар» «Шар и насос». Работа над скороговорками. | ||||||
96. | Постановочная работа.
| Разбор выбранного драматургического материала: взаимоотношения персонажей в репетируемом эпизоде. | Чтение по ролям. | ||||||
97. | Игра! Игра! Перфоменс «Пляшем сидя» | Повторение упражнений. Повторение пройденного материала. Танец со стульями. Вспомним основу и добавим движения. | Разминка. Упражнение на развитие внимания. Русское театральное искусство. Разминка. Работа над чёткими слаженными действиями. Выбор костюмов. Самостоятельная работа – показ. | ||||||
98. 99. | Наши любимые стихи | Разбор драматургического материала: взаимоотношения персонажей в репетируемых эпизодах. | Инсценирование стихов А.Л.Барто | ||||||
100. 101. 102. 103. | Групповые мероприятия, экскурсии, посещения театров. | | | ||||||
104. | Игра «Шляпа джентльмена» | Повторение упражнений. Разбор драматургического материала: взаимоотношения персонажей. | Игра «Шляпа джентльмена» (дети в роли артистов показывают сказочных персонажей) | ||||||
105.
| Мартовские посиделки | Продолжать формировать умение выражать чувства любви к близкому и дорогому человеку (маме), умение дарить радость близким людям. | Заучить стихотворение для мамы. (Выразить чувства) | ||||||
106. | Расскажи стихи руками. | Заучивание стихотворения по методике «Расскажи стихи руками». Повторение упражнений. | Упражнение «Расскажи стихотворение» | ||||||
107. | Сценическая речь.
| Повторение упражнений, закрепление пройденного материала. | Упражнения на тренировку дыхательного процесса Работа над скороговорками: «Сшит колпак.», «На дворе трава», «33 корабля…» и т.д. | ||||||
108. 109 | Музыкальные постановки | Повторение упражнений. | Игры под музыку. Театральная песня. | ||||||
110. 111. | Русские игры.
| Продолжаем расширять представление о русских народных подвижных играх, об их назначении в жизни наших предков. | Лапти, Горелки, Лапта, и т.д. | ||||||
112. 113. | Закрепление знаний | Повторение изученных игр и упражнений | Одиночные этюды на выражение эмоций. Игра «Вопрос ответ», «Звучит музыка и я представляю», «Голоса леса» | ||||||
114. 115. | Мы актёры. Оставь свой след Создание мюзикла | Создание условий для выражения учащимися эмоций, чувств, мыслей, общением в коллективе. Закрепить умение исполнять песню на сцене. | Работа над инсценировкой. Знакомство со сценарием. | ||||||
116. 117. | Мы актёры. Оставь свой след Создание мюзикла | Подбор артистов. Разбор характера героев и их эмоциональное состояние. | Разминка речевого и двигательного аппарата. Работ над инсценировкой. Подборка ролей. | ||||||
118. 119. | Мы актёры. Оставь свой след Создание мюзикла | Разбор голосов, интонаций. Работа над артикуляцией. Композиция, экспозиция, завязка, кульминация, развязка. | Разминка речевого и двигательного аппарата. Учить выразительно передавать характер героев. Умение согласовано действовать в коллективе. | ||||||
120. 121. 122. 123. 124. 125. | Мы актёры. Оставь свой след Создание мюзикла | Подбор музыки. Изготовление костюмов. Работа над песнями. | Разминка речевого и двигательного аппарата. Проработка ритмопластики. Работа над декорациями. | ||||||
126. 127. 128. 129. 130. 131. |
| Мы актёры. Оставь свой след Создание мюзикла | Доработка недочётов. Прогон мюзикла. | Разминка речевого и двигательного аппарата. Прогонная репетиция с декорациями и костюмами. | |||||
132. 133. 134. 135. 136. 137. |
| Мы актёры. Оставь свой след Создание мюзикла
| Самостоятельная работа – показ спектакля. | Доработка костюмов. Грим. Репетиция. Премьера мюзикла. | |||||
138. 139. 140. 141. |
| Басни Крылова. Создай свою. | Самостоятельная работа – показ басни. Создание своей басни. | | |||||
142. 143. 144. |
| Перфоменс «Пляшем сидя» Закрепление материала | Танец со стульями. Вспомним основу и добавим движения. | Разминка. Работа над чёткими слаженными действиями. Выбор костюмов. Самостоятельная работа – показ. | |||||
145. 146. |
| Сценическая речь. Работа над скороговорками. | Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала. Работа над стихотворениями. | Упражнения на тренировку дыхательного процесса Упражнение «Комар», «Шары и насосы», «Волк» Работа над скороговорками. | |||||
147. 148. |
| Закрепление изученного | Повторение изученных игр и упражнений | Одиночные этюды на выражение эмоций. Рассказ о предмете. Игра «Вопрос ответ» | |||||
149. 150. 151. 152.
|
| Групповые мероприятия, экскурсии, посещения театров. |
| |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Для полноценных занятий в театральной студии и проведения мероприятий школа располагает следующими помещениями:
1. Зал – актовый, оборудованный сценической площадкой, ширмой, зрительскими местами, а также оснащенный звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общестудийных мероприятий и занятий. хорошо проветриваемый зал со свободной серединой (если это необходимо). Зал оснащён музыкальным инструментом (фортепиано) и аудиотехники.
2. Малый зал – для сценодвижения.
3. Ширма – для переодевания и подготовки к выступлениям.
4. Помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества студии.
Литература, используемая для написания программы:
Гарбузова С. А. "Театр, в котром играют дети"
Новикова Т.В. «Театральная мастерская».
Таберко Н.М. «Интерактивный театр»
Сарафанова Е.Н. Программа театральной студии «Карусель»
Андрющенко А.И. Театральная студия. Журнал. Начальная школа. 2009. №12. 72с.
Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. – Журнал – Начальная школа. 2009. №12.- 68с.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
С.С. Богданова, В.И. Петрова «Воспитание культуры поведения учащихся начальных классов» М. «Просвещение» 1990 г.
Сурина Т.Б. Театральная работа в классе: год за годом. – Журнал. Начальная школа. 2009. №12. – 71 с.
Хренова Л.А.. Работа театрального объединения в начальной школе. Журнал. Начальная школа. 2009. №12. 74с.
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
Г. Т. Шпарева, И.П. Коновалова «Театрализованные праздники в школе» - М. «Педагогическое общество России» 2001 г.
Н.Г. Кувашова «Праздники в начальной школе» Издат. «Учитель» г. Волгоград 1999 г.