ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 г. НОВОПОЛОЦКА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Начальник отдела образования, Директор ГУО «СШ №3»
спорта и туризма __________ В.Н. Клыго
___________ С.Л. Марченко «___» _________201_ г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
объединения по интересам
«Весёлая стружка»
Автор-составитель:
Калиновский Виталий Данилович,
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся 10-13 лет
Срок реализации программы 1 год
Новополоцк
Пояснительная записка
Программа имеет техническую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
В объединении по интересам «Веселая стружка» ведётся работа с детьми желающими научиться обрабатывать древесину и материалы, изготавливаемых из нее. При этом создаются благоприятные психологические условия для развития трудолюбия, ответственности, активности, дисциплинированности, творческой инициативы.
Актуальность программы в том, что объединение по интересам научит ребят создавать предметы из дерева, работать с различными инструментами. Что пригодиться им в дальнейшей жизни. Программа объединения по интересам рассчитана на школьников среднего возраста.
Цель реализации программы – обеспечение условий для обучения, воспитания и развития учащегося средствами технического творчества.
Задачи:
-формировать научно-технические навыки;
-развивать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических объектов;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
-закреплять и расширять знания, полученные на уроках в школе;
-совершенствовать навыки работы с инструментами ручного труда;
-формировать образное техническое мышление;
-пробуждать интерес к устройству технических объектов;
-формировать потребность в чтении графического изображения;
-развивать у учащихся изобретательность и интерес к творческой деятельности рационализатора;
-знакомить детей с простейшими элементами художественного конструирования и моделирования.
Для успешной реализации программы требуется:
Необходимое количество часов
Расходные материалы: фанера 5мм и 10 мм, лобзики, пилочки к лобзикам, копировальная бумага, кнопки, шлифовальная бумага, клей ПВА, лак мебельный и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов, тем | Количество часов |
Всего часов | В том числе |
теоретических | практических |
1. Вводное занятие. Материалы и инструменты | 4 | 2 | 2 |
2. Технические понятия | 10 | 2 | 8 |
3. Первоначальные графические знания и умения | 4 | 1 | 3 |
4. Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей. | 14 | 4 | 10 |
5. Графическая подготовка в техническом моделировании. | 6 | 2 | 4 |
6. Разработка и изготовление объемных макетов и моделей технических объектов | 20 | 4 | 16 |
7. Простейшие машины и механизмы | 10 | 2 | 8 |
8. Элементы художественного конструирования | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО | 72 | 19 | 53 |
Содержание программы
1 . Вводное занятие. Материалы и инструменты (4 часа)
Значение техники в жизни человека. Роль рационализаторов и изобретателей на производстве. Содержание работы кружка.
2. Технические понятия (10 часов)
Углубление знаний о свойствах различных материалов. Проводники и изоляторы. Природные и искусственные материалы. Технологические процессы на производстве. Расширение знаний об инструментах и приспособлениях. Станочное оборудование. Трудовая деятельность на производстве. Механические способы обработки материалов. Техническая эстетика на производстве. Форма, цвет, пропорции.
Практическая работа. Изготовление простейшего инструмента и приспособлений. Наблюдение и опыты по определению и сравнению свойств природных и искусственных материалов. Составление коллекции материалов с образцами изделий из них. Изготовление моделей технических объектов по образцу, чертежу. Оформление изделий.
3. Первоначальные графические знания и умения (4 часа)
Закрепление и расширение знаний о чертежных инструментах, и их назначение и правила пользования. Знакомство с линиями чертежа.
Расширение понятий об осевой симметрии симметричных фигурах и деталях любой формы.
Условные обозначения, применяемые в черчении. Геометрические построения на плоскости.
Практическая работа. Разметка с использованием линий чертежа и выполнение бумажных моделей (парашюта, стрелы, модели планера). Применение масштабов при изготовлении различных моделей.
Орнамент, состоящий из геометрических элементов, в полосе, круге, квадрате.
Практические занятия по чтению чертежей различных деталей.
4. Изготовление макетов и моделей технических объектов из плоских деталей (14 часов)
Понятие о контуре и силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах. Анализ геометрической формы предмета. Форма и её закономерность (симметрия целостность). Прямолинейные и округлые формы.
Практическая работа. Изготовление геометрических фигур из древесины. Создание силуэтов моделей машин, самолетов, кораблей из элементов геометрических тел. Изготовление контурных моделей с шиповыми соединениями (из шпона, фанеры по эскизу, шаблону, представленного воображению и собственному замыслу. Оформление изделий.
5. Графическая подготовка в техническом моделировании (6 часов)
Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия этих графических изображений. Масштаб, нанесения размеров, и применение этих знаний в техническом моделировании. Порядок чтения и составления эскиза плоской детали.
Чтение чертежей объемных деталей.
Понятие о сборочном чертеже. Чтение и составление простейших электрических схем.
Практическая работа. Чтение и составление эскизов плоских деталей. Увеличение и уменьшение (чертежа детали с помощью масштаба). Чтение чертежей разверток объемных деталей при изготовлении объектов. Использование сборочного чертежа при изготовлении моделей. Чтение и составление электрических схем при изготовлении электрофицированных изделий. Оформление моделей по собственному замыслу с учетом особенностей формы и назначения изделия
6.Разработка и изготовление объемных макетов и моделей (18 часов)
Понятие о простейших геометрических телах (призма, цилиндр, конус) Элементы геометрических тел. Сопоставление формы окружающих предметов с геометрическими телами. Понятие о развертках геометрических тел. Сочетание формы и цвета, узор в соответствии с особенностями формы.
Практическая работа: Изготовление геометрических тел из древесины. Изготовление макетов и деталей технических объектов различного назначения. Изготовление объемных действующих моделей. Создание образа модели технического объекта путем манипулирования геометрическими телами. Художественное оформление модели.
7.Простейшие машины и механизмы (12 часов)
Понятия о простейших конструктивных элементах детали. Их назначение и графическое и изображение. Понятие о машинах и механизмах. Различие между ними. Основные элементы механизмов их взаимодействие. Понятие о стандарте и стандартных деталях. Способы соединения деталей.
Практическая работа. Сборка моделей машин и механизмов, других технических устройств и сооружений по образцам, рисункам и чертежам. Дополнение моделей самодельными элементами. Изготовление простейших электрифицированных моделей с элементами технической эстетики.
8. Элементы художественного конструирования (4 часа)
Понятие о художественном конструировании и оформлении изделий. Экскурсии в музей. Анализ формы и пропорции наблюдаемых предметов. Форма, как цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования.
Практическая работа. Поиски оригинальных форм изделия. Составление узоров из геометрических форм. Выполнение праздничных сувениров.
Методические условия реализации программы
Направленность и содержание программы носят практический характер и определяются задачами творческого и духовно-нравственного развития ребенка.
Для реализации программы используются следующие методы обучения и воспитания:
наглядные: объяснительно-иллюстративные, графические;
практические: навыки работы с инструментами, древесиной, конструирование простейших машин, выжигание по дереву и т.п.;
наблюдение;
беседа.
Формы работы по программе: звеньевая, бригадная, кооперировано-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуально-групповая
Методы диагностики личностного развития кружковцев:
Виды и формы контроля освоения программы:
Ожидаемые результаты реализации программы:
В конце обучения дети должны уметь: выполнять выбор материала для изделия и его подготовку; переводить рисунок; самостоятельно подготавливать свое рабочее место; выполнять изделия с двумя деталями с соединением «в замок», выполнять изделия с подвижным соединением деталей, выжигать, выпиливать, составлять простейшие механизмы.
Список литературы для учителя:
1. Основы художественного ремесла: Практическое пособие для руководителей школ, кружков / В. А. Барадулин. Б. И. Коромыслов и др.; под ред. В. А. Барадулий М.: Просвещение, 1979.
2. Буланин В. Д. Мозаичные работы по дереву.- М.: Лесная промышленность, 1981.
3. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами: Пособие учителей / Сост. А. М. Гукасова.- М.: Просвещение, 1981.
4. Прозоровский Н. И. Технология отделки столярных изделий: Учебник для профтехучилищ.-М.: Высшая школа, 1978.
5. Хворостов А. С. Чеканка, инкрустация, резьба по дереву. — М., 1977
6. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1. Прекрасное — своими руками / Сост. С. С. Газарян.- М.: Детская литература 1980.
2. Преторов П. Е. КБ спортивных самоделок.- М.: Физкультура и спорт, 1978.
3. Реинке К., Лютьен Л.. Мус И. Постройка яхт.- Л.: Судостроение, 1982.
4. Жегалова С. К. и др. Пряник, прялка и птица Сирин. —М., 1983.
5. Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. — 4-е изд. — М., 1983.
6. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. - М„ 1981.
7. Супрун Л. Я. Резьба и роспись по дереву.-М.,1983
8. Федотов Г. Я. Волшебный мир дерева. - М., 1987.
9. Семенцов Ю.А. Резьба по дереву. Минск. Современное слово, 2002
10. Рыженков В.И. Выпиливание лобзиком. М.,ТРАСТ ПРЕСС,1999