СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа тренинга сплочения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

      «Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Просмотр содержимого документа
«Программа тренинга сплочения»










Тренинг сплочения.



























ВВЕДЕНИЕ


Актуальность тренинга: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»


Содержания программы тренинга сплочения коллектива и построение эффективного командного взаимодействия

Здравствуйте, я очень рада Вас здесь всех видеть, меня зовут Наталья мне 27 лет, я замужем, я чувствую себя хорошо, немного волнуюсь, так как это мой первый опыт проведения тренинга. Наш тренинг будет посвящен сплочению коллектива и построению эффективного командного взаимодействия.

Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.


Задачи:


- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения


группы людей;

- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих


задач;

- Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов


тренинга;

- Осознание себя командой.


Значимые характеристики группы:

- количество участников –10- 15 человек

- возраст – от 20 до 36 лет

- Состав группы – гетерогенный

- способ набора группы – учебная группа, которая вынужденная присутствовать на тренинге

- предполагаемая степень знакомства участников группы между собой – учебная группа

• Длительность группы – 8 часов

• Режим работы группы – 10 упражнений от 15 до 40 мин

• Условия и средства, необходимых для проведения тренинга – ручки или карандаши, чистые листы бумаги, стулья














Тематический план тренинга


Занятие

Задача

Время выполнения

1

Вступительная часть

Знакомство участников друг с другом




20 мин



Принятие правил тренинга


Теоретическая часть «Сплочение коллектива»


Выполнение упражнения «Снежный ком»

10 мин

Обсуждение

15 мин

2

Основная

часть

Выполнение упражнения «Мы с тобой похожи тем, что...»

10 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения «Говорящие руки»

10 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения «Путанка»

10 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения «Тик-так»

10 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Постройтесь по росту!»

10 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Опустить предмет»

15 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения «Кто быстрее?»


10 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Вавилонская башня»

15 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Паззлы»

15 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Поезд»

Обсуждение

20 мин

15 мин

Выполнение упражнения«Кочки»

20 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Прекрасный сад»

10 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Миссис Мамбл»

10 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Пишущая машинка»

20 мин

Обсуждение

15 мин

Выполнение упражнения«Построение круга»

10 мин

Обсуждение


15 мин

3

Заключительная часть

Выполнение упражнения «Подарки»


10 мин

Обсуждение

10 мин

4

Подведение итогов

20 мин












Но перед тем как перейти непосредственно к тренингу, необходимо познакомится, но я предлагаю это сделать необычным образом – сыграть в игру.

Занятие №1 Вступительная часть


Упражнение № 1. «Снежный ком».


Цель: облегчение запоминания имен, если участники тренинга абсолютно не


знакомы друг с другом.


Инструкция: Участники группы сидят в кругу. Первым представляется ведущий. Затем, сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех представляющихся до него. Таким образом, участнику замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

На упражнение отводится 10 минут

Рекомендации ведущему. Мы и познакомились, но мне бы очень хотелось узнать, как вы сейчас себя чувствуете, какое у вас настроение, что вы ожидаете от тренинга, чтобы вы хотели почерпнуть от данного тренинга.

Ведущий обязательно говорит о своем состоянии и обобщает ожидания участников.

Как и в других областях деятельности, в тренингах существуют свои правила:

  1. Здесь и теперь (обсуждаем только то, что происходит в данном пространстве и в этот период времени). Мы принимаем это правило?

  2. Принцип безоценочности (избегать оценочных суждений) Мы принимаем это правило?

  3. Правило «СТОП»( если чувствуешь угрозу, тебе не по себе) Мы принимаем это правило?

  4. Правило активности Мы принимаем это правило?

  5. Уважение говорящему (не перебиванием) Мы принимаем это правило?

  6. Искренности Мы принимаем это правило?

  7. Конфиденциальности (то, говориться в группе должно оставаться в ней) Мы принимаем это правило?

Правила приняты, можно и приступить к упражнениям, но для начала будет не плохо установить контакт, для того предлагаю следующее упражнение.

Занятие №2 Основная рабочая часть


Упражнение № 2. «Мы с тобой похожи тем, что...»


Цель: установление контакта.


Инструкция: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.


На упражнение отводится 10 минут


Рекомендации ведущему: Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других? Что интересное узнали?

Контакт установлен, теперь давайте установим эмоционально-психологическое сближение.

Упражнение № 3. «Говорящие руки»


Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.


Инструкция: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.


Варианты инструкций образующимся парам:


Поздороваться с помощью рук.

Побороться руками.

Помириться руками.

Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.

Выразить радость.

Пожелать удачи.

Попрощаться руками.


Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общении.


На упражнение отводится 10 минут.


Рекомендации ведущему: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Сплочение не возможно без взаимопонимания поэтому наше следующее упражнение направленно на улучшение взаимопонимания .


Упражнение № 4. «Путанка»


Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.


Инструкция: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?», – спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»


На упражнение отводится 10 минут.


Рекомендации ведущему: Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

 Для того чтобы дальнейшее действие были результативны проведем упражнение направленное на снятие эмоционального напряжения.


Упражнение № 5. «Тик-так»


Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущего упражнения.


Инструкция: Участники передают друг другу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» – означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.


На упражнение отводится 10 минут.


Рекомендации ведущему: Какие психологические качества у вас проявились при выполнении этого упражнения?

Что происходило с вами, вызвало ли у вас дискомфорт это упражнение?


 Для полного раскрепощения проведем следующее упражнение направленное на преодоление барьеров в общении.


Упражнение № 6. «Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.


Инструкция: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.


Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.


На упражнение отводится 10 минут.

Рекомендации ведущему: Удалось ли группе это сделать? Что помогало? Поддерживало? Какие эмоции испытывали во время упражнения?


Эмоционально-психологическое напряжение снято, теперь приступим непосредственно к теме нашего занятия, для этого проведем упражнение направленное на умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.

Упражнение № 7. «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей.


Инструкция: 6-10 участникам дают гимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящих размеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настенную таблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.


На упражнение отводится 15 минут.


Рекомендации ведущему: Что испытывали при выполнении задания? Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть? Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?


Следующее наше упражнение направленно на координацию совместных действий, распределение ролей в группе.


Упражнение № 8. «Кто быстрее?»


Цель: сплочение коллектива.


Инструкция: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:


квадрат;

треугольник;

ромб;

букву;

птичий косяк.


Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.


На упражнение отводится 10 минут.


Рекомендации ведущему: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Кроме сплоченности задачами нашего занятия является развитие навыков невербального общения, для достижения которых выполнить следующее упражнение.


Упражнение № 9. «Вавилонская башня»


Цель: . Развитие навыков невербального общения.


Необходимые материалы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.


Инструкция: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.


Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).


Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.


На упражнение отводится 15 минут.


Рекомендации ведущему: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Следующее наше упражнение направленно на формирование команды.


Упражнение № 10 «Паззлы»


Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.


Необходимые материалы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «паззлы».


Инструкция: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.


Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

На упражнение отводится 15 минут.


Рекомендации ведущему: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

Для того чтобы тренировать уверенность поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров проведем следующее упражнение.


Упражнение № 11 «Поезд»


Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.


Инструкция: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.


Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно) и, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.


Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».


Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».


На упражнение отводится 20 минут.


Рекомендации ведущему: Кому кем больше понравилось быть «локомотивом», «вагонами», препятствиями; с чем это связано? Какие эмоции у кого возникали при движении в составе «поезда»? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить эту игру?

Кроме уверенности задачами нашего занятия является развивать умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Упражнение № 11 «Кочки»

Цель: Развитие умения идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

Инструкция: Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущий - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Психологический смысл упражнения: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы; Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

На упражнение отводится 20 минут.

Рекомендации ведущему: Что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания? Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку?

Следующее наше упражнение направленно на межличностные навыки и отношения, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Упражнение № 12«Прекрасный сад»

Цель: Развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Инструкция: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Психологический смысл упражнения: Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

На упражнение отводится 10 минут.


Рекомендации ведущему: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Для того чтобы дальнейшее действие были результативны проведем упражнение направленное на расслабление.


Упражнение № 13 «Миссис Мамбл»


Цель: Упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и

посмеяться.


Инструкция: Участники усаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос очень комичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из игры.


На упражнение отводится 10 минут.


Рекомендации ведущему: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?

Следующее наше упражнение направленно на концентрацию внимания, командного взаимодействия.


Упражнение № 14 «Пишущая машинка»

Цель: Упражнение для концентрации внимания, командного взаимодействия (сплоченности).


Инструкция: Между участниками тренер распределяет буквы алфавита.

Тренер произносит слово, его необходимо «напечатать». Группа, олицетворяющая пишущую машинку, пытается это сделать, хлопая в ладоши. Правильно напечатанным считается слово, которое участники «отхлопали», не нарушая очередности букв.


На упражнение отводится 20 минут.


Рекомендации ведущему: Как вы справились с заданием? В чем заключалась его сложность для вас?

Следующее наше упражнение направленно на экспресс-диагностику групповой сплоченности.


Упражнение № 15 «Построение круга»


Цель: Экспресс-диагностика групповой сплоченности.


Инструкция: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.


Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.


Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

На упражнение отводится 10 минут.


Рекомендации ведущему: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий





Вот и подошел момент завершения занятий. Давайте закрепим полученные навыки. Для этого предлагаю Вам провести следующее упражнение.

Занятие №3 Заключительная часть


Упражнение № 16 «Подарок»


Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.


Инструкция: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»


Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.


На упражнение отводится 10 минут.


Рекомендации ведущему: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?


Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Я в свою очередь хочу поблагодарить Вас за открытость и искренность в ходе тренинга. Мне бы хотелось услышать Ваши впечатления от проведенных занятий, оправдались ли Ваши цели. Мне было очень приятно проводить его с Вами, до свидания.



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Горбушина О.Г. Психологический тренинг. Секреты проведения.-СПб.:Питер, 2008.

2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993.

23




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!