СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа творческого объединения "Юный краевед"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа для творческого развития детей среднего и старшего школьного возраста. Основное направление: изучение истории и достопримечательностей родного края

Просмотр содержимого документа
«Программа творческого объединения "Юный краевед"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области



РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1 от 28.08.2015г


ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы

протокол №1 от 31.08.2015г.


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ Относовской СОШ

от 31.08.2015 г. № 110/01-12







ПРОГРАММА

среднего общего образования

дополнительного образования

объединения

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

для учащихся 12 -15 лет








Руководитель объединения

дополнительного образования

«Юный краевед»

Сюрин Н.С.- учитель истории











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа составлена на основе обновленного материала по гуманитарному образованию учащихся Р.Ф. и содержит материалы для работы с детьми, объединенных в разновозрастные группы. Программа учитывает интересы учащихся, способствует формированию у них знаний о родном крае, прививает любовь к Отечеству, позволяет прикоснуться к его святыням.

Познавательная краеведческая деятельность учащихся осуществляется в три уровня:

  1. получение учащимися готовых знаний о родном крае (со слов учителя);

  2. самостоятельное приобретение знаний (последовательная исследовательская работа с исторической литературой, экспонатами музея, периодикой);

  3. практическая работа на местности (походы, экскурсии).

Все направления программы концентрируются и объединяются вокруг узловых понятий: «мой дом», «моя семья», «моя школа», «мое село», «мой город», «моя область».

Главной и определяющей целью программы является формирование у учащихся знаний о нашем крае, о той территории, на которой им довелось родиться и жить, об историческом месте нашей области в России, ее становлении и развитии.

Задачи программы:

  1. осуществление воспитательной и образовательной функций в воспитании чувств патриотизма у учащихся, расширять их кругозор;

  2. углублять знания по курсам «История России», «История Смоленщины»,

  3. развивать умения документированию историко-культурных ценностей;

  4. вести работу по сохранению, восстановлению и пропаганде знаний о памятниках истории и культуры;

  5. знакомить учащихся с собранным материалом школьного музея и по возможности пополнять его.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – формирование знаний о родном крае, о той территории, на которой им пришлось родиться и жить, об историческом месте нашего края в истории Родины.

Отличительной особенностью программы является близость изучаемых объектов, находящихся в школьном музее или у населения, представители которого являются очевидцами исторических событий, происходивших в нашей местности. При этом связь поколений – нынешних учащихся и ветеранов – пенсионеров, очень важна.

В общеобразовательной школе на предмет краеведение отводится лишь несколько уроков в предмете «История России», поэтому наиболее полно и доступно вопросы приобщения детей к краеведческим вопросам, организации их изучения, воспитания при этом, можно решить в условиях дополнительного образования, где такие направления краеведения как походы, экскурсии, сбор краеведческого материала, встречи с ветеранами, запись их воспоминаний, преподается в единстве.

Посещение этих занятий – благоприятная возможность для патриотического и нравственного развития каждого ребенка.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 12 – 15 лет. Этот возраст позволяет участникам программы самостоятельно собирать и обрабатывать краеведческий материал, накапливать его в школьном краеведческом музее, а также анализировать полученные знания и применять их на уроках по другим предметам.

По срокам программа рассчитана на один год, однако в последующие годы возможны включения в программу новых направлений для реализации.

Программа предусматривает 34 астрономических часа, по 1 часу в неделю. Она имеет практическую часть – походы и экскурсии – 24 часа, и теоретическую – 10 часов.

В практической части учащиеся занимаются сбором и систематизацией материала для школьного краеведческого музея и для подготовки и написании исследовательских реферативных работ.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. развивать у учащихся умения и навыки работы с историческими материалами;

  2. развивать наблюдательность, способность проявлять творческий интерес;

  3. развивать умения выражать свое отношение к изучаемому предмету или событию;

  4. развивать интерес к историческим событиям, происходившим в родном крае;

  5. развивать коммуникативные навыки и создавать атмосферу увлеченности, взаимопонимания, взаимоуважения в процессе работы в коллективе;

  6. привлекать родителей к процессу обучения и воспитания у детей чувства патриотизма и любви к малой родине.

Для выполнения поставленных задач следует наглядно показывать детям, как надо любить свой родной край, свою малую родину на примере любви своего края земляками, ныне престарелыми людьми, которые не жалели своих жизней , трудились, все делали для улучшения жизни в своем краю. Программой предусматривается ознакомление обучающихся со всевозможными направлениями народного творчества, используемыми жителями деревень в оформлении своих жилищ, украшение одежды вышивкой, вязание изделий из шерсти животных.

Занятия, предусмотренные программой, немыслимы без особой эмоциональной атмосферы, создаваемой посредством живого слова педагога, его диалогов с детьми. Проблемы бережного отношения к истории своего края, его охраны, экологические вопросы рассматриваются на протяжении всего учебного года.

При выполнении некоторых видов работ по программе, организуется коллективный труд. Позитивность результата коллективного труда в том, что дети общаются не только с педагогом, но и между собой. В последнее время термин «некоммуникабельность» может быть применен для характеристики многих детей, поскольку зачастую они единственные в семье, а их круг общения сильно ограничен. При коллективной же работе у них развиваются навыки грамотного общения.

Конечными результатами завершения программы должны стать личные работы учащихся – рефераты, собранные экспонаты, их систематика и регистрация в школьном музее.

Формами подведения итогов работы программы намечены исследовательские работы и их защита на районных конференциях, а также накопление материала в музее, а затем дальнейшее использование их на уроках и во внеурочной работе.

Учебный материал программы подразделяется на четыре раздела:

  1. «Наш край – наша малая родина» - 10 часов.

  2. «История моего края в Великой Отечественной войне» - 20 часов.

  3. «Смоленску – 1153 » - 2 часа.

  4. «Вязьма и Отечественная война 1812 года» - готовимся к 205 –летие. – 2 часа.


Занятия посещают учащиеся в возрасте от 12 до 15 лет.

Формы занятий – групповая, индивидуальная.

Режим занятий – один час в неделю.

Место занятий – кабинет истории, школьный краеведческий музей.

При проведении походов и экскурсий происходит совмещение часов и занятия осуществляются на природе.

Теоретическое и практическое обучение происходит одновременно с несколько опережающим изучением теоретического материала.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ I НАШ КРАЙ – НАША МАЛАЯ РОДИНА.- 10 час.

  1. Введение. Правила работающего человека. Знакомство с программой обучения и работой кружка на год. Цели и задачи курса. Инструктаж по технике безопасности.- 2 часа.

  2. Беседа о задачах кружка – 2 часа

а/. готовимся к 205- летию со дня начала Великой Отечественной войны 1812 года;

б/. юбилей П.С.Нахимова. Усадьба городок;

в/. усадьба А.С.Грибоедова – Хмелита;

г/. Смоленску – 1153 года; подготовка к проведению мероприятий;

д/. 73-летний срок освобождения г. Вязьмы и Вяземского района.

  1. Работа с источниками (фиксирование полученных знаний). Великая Отечественная

война 1812 года в летописях и работах вяземских ученых – краеведов:

А.Н.Запорина, Е.Н.Клетновой, В.С.Виноградова. – 2 часа.

4. Индивидуальная работа по подготовке к осенней краеведческой конференции -4часа.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ – 20 час.

  1. Наш земляк – П.А.Курочкин – Герой Советского Союза – 1 час.

  2. История захоронения в п. Вяземский – 1 час.

  3. Подвиг нашей землячки П.З.Каретниковой – 1 час.

  4. Сражение за Вязьму в 1942 году. Роль М.Г.Ефремова – 1 час.

  5. Это было под Вязьмой и на относовской земле – 1 час.

  6. Практическая работа с документами и с каталогом экспонатов музея – 2 часа.

  7. Походы и экскурсии, встречи с ветеранами – 13 часов.

РАЗДЕЛ III. СМОЛЕНСКУ 1153 ГОДА– 4 часа.

  1. Как мы знаем историю г. Смоленска. Обзорная лекция – 1 час.

  2. Малые города Смоленщины и их связь с г. Смоленском – 1 час.

  3. За что Смоленску присвоено звание Города – Героя – 1 час.

  4. Роль г. Смоленска в современном развитии нашей области – 1 час.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№п/п

Содержание занятий

часы

Раздел первый: Наш край – наша малая родина – 10 час.

1.

Введение.

2

2.

Задачи кружка в год истории

2

3.

Работа с источниками.

2

4.

Индивидуальная работа с учащимися.

4

Раздел второй: История Великой Отечественной войны – 20 час.

1.

Наш земляк – П.А.Курочкин – Герой СССР

1

2.

История захоронения в п. Вяземском

1

3.

Подвиг нашей землячки П.З.Каретниковой

1

4.

Сражение за Вязьму в 1942 г. Роль М.Г.Ефремова.

1

5.

Это было под Вязьмой и на относовской земле.

1

6.

Практическая работа с документами и каталогом музейных экспонатов

2

7.

Походы и экскурсии

13

Раздел третий: Смоленску 1153 года – 4 часа

1.

Как мы знаем историю г. Смоленска

1

2.

Малые города Смоленщины и их связь с г. Смоленском

1

3.

За что Смоленску присвоено звание Города-Героя

1

4.

Роль г. Смоленска в современном развитии области

1

Итого 34

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Н.С.Борисов. Методика историко – краеведческой литературы в школе М., 1998

  2. С.С.Коваленко. Внеклассная работа по истории. С-Петербург, 1999.

  3. Г.В.Клокова. Методика факультативных занятий по истории. М., 1995

  4. Г.Н.Матюшин. Историческое краеведение М., 1995

  5. Справочник школьника м., 1998

  6. Документы школьного краеведческого музея.


Программа работы в школьном краеведческом музее


Пояснительная записка


Музей школы и краеведческое объединение является важным воспитательным и образовательным фактором . Перспективы развития музея тесно связаны с туристко-краеведческой деятельностью учащихся. Усиление краеведческой составляющей образования - лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Цели работы краеведческого объединения и школьного музея:

• накапливать и использовать полученные навыки и знания в учебной и внеклассной работе;

• нтегрировать работу музея в учебно-воспитательный процесс через собрания и фонды с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием и воспитанием;

• кружок «Краеведение» служит научной (исследовательской) базой через фонды музея для развития творческих способностей учащихся;

• кружок «Краеведение» и школьный музей целенаправленно определяют передачу социальной памяти в виде маленьких исследовательских работ, диалогов поколений и культур родного края;

• кружок нацеливает на формирование новых музейных фондов, их систематизацию и изучение;

• создавать и увлекать детей в новые проекты.

•кружок «Краеведение» планирует следующие направления работы:

- формирование музейных экспозиционных выставок:

- создание творческих мастерских:

Лабораторных работ (рефераты, доклады, сообщения)

- экскурсий и походов по территории района,

- накопление новых фондов.

Программа рассчитана на 68 часов.

Членами кружка являются учащиеся средних и старших классов.

Краеведческая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Школа;

  2. Родной край;

  3. Отечественная война 1812 года;

  4. Наши земляки;

  5. История моей малой родины.


Направления предусматривают следующую работу, включенную в содержание программы:

I Научно-исследовательская работа:

Темы работы

Автор работы

Представление работы

Смоленщина в отечественной войне 1812 г.

Москвичева А.

район

П.А.Курочкин – наш земляк

Платоненкова Н.

Школа. район

Дворянские гнезда на территории Относовской с/а

Левина Р.

школа



II. Научно-экспозиционная работа и организация и создание экспозиций:

1Отечественная война 1812 года ( портреты героев)

2.Вяземское «кольцо»

3.У истоков победы.

4. Екатерина Николаевна Клетнова.

5 Прасковья Захаровна Каретникова.

6 Бумажные деньги.

  1. Бауманская дивизия.

III. Поисково - собирательская работа:

  • Сбор материалов по деревне Чепчугово.

  • Сбор материалов по П.А.Курочкину.

  • Сбор материалов по д. Ризское.

  • Жизнеописание В.А.Скребкова

  • Сбор экспонатов от населения- облигации предметы быта грамоты и др.

IV. Работа с фондами:

  • Этикетирование экспонатов;

  • Регистрация экспонатов и составление актов и описей;

  • Размещение экспонатов по экспозициям.

V. Экскурсионно – исследовательская:

* экологически чистая деревня Чепчугово

* Литвиновские курганы

* Памятники и памятные места:

А) Красное Село.

Б) Ризское

В) Урочище Горнево.

И) Духовской большак по картам 1910 года.

VI. Создание макетов:

  • Самолет ЯК-2

  • Борона –суковатка;

  • Пушка времен Х1Х века.

VII. Накопление фото-документов и исследовательских работ:

  1. Ризское – 250 лет селу;

  2. Отечественная война 1812 года в портретах героев;

  3. Экспозиции Смоленского исторического музея к 1153- летию города ;

  4. Вязьма: вчера сегодня завтра;

  5. Выпускники 2015 года.;

  6. Жизнеописание В.А.Скребкова в фотостраницах;

  7. Курочкин П.А.- из архивов Филимонова В.А.;

  8. Альбом фотографий д. Ризское.

VIII.Накопление материалов местной печати:

1.Газеты «Наш город». «Вяземск5ий вестник»

2.Газеты «Никольское кольцо», «Рабочий путь»

3. Журнал «Смоленск»





Календарно-тематическое планирование в школьном музее


№п/п

Дата

Содержание занятия

1.

7.09

Планирование работы на 2012-13 уч.г. Техника безопасности

2.

14.09

Планирование докладов к районному слету «Моя малая родина2

3.

21.09

2012год-год истории. Подготовка рефератов. Подбор литературы. интернет ресурсов

4.

28.09

Лабораторная работа: подготовка к оформлению творческих работ. Викторина: Отечественная война 1812 года.

5

5.10

Создание стенда : «Нашей школе 45 лет».

6

19.10

Оформление работ на конференцию « Моя малая родина»

7

26.10.

Составление паспорта школьного краеведческого музея. Пополнение музея экспонатами.

8

31.10

Защита рефератов на краеведческой конференции Моя малая родина.

9

2.11

Создание презентации « Школьный краеведческий музей».

10

9.11

Интернет –поиск «Павел Алексеевич Курочкин».

11

16.11

Создание экспозиции: «Бумажные деньги России Х1Х-ХХ в».

12

30.11

Создание акта-описи экспонатов музея.

13

7.12

Практическая работа; Фотоальбом « Павел Алексеевич Курочкин».

14

14.12

Практическая работа: «Село Ризское в фотографиях».

15

21.12

Этикетирование экспонатов музея. Планирование работы на следующее полугодие.

16

11.01

Село Ризское в фотодокументах. Село Чепчугово .

17

18.01

Лабораторная работа: «Этикетирование экспонатов музея».

18.

25.01

Практическая работа: Размещение экспонатов поэкспозициям.

19

1.02

Презентация: «Виртуальная экскурсия в исторический музей г.Смоленска» - посвященная 1150 города.

20

8.02

Фотодокументы на Скребкова Виктора Александровича.

21

15.02

Выставка макетов: «пушка, борона –суковатка, самолет ЯК –2

22

22.02

Практическая работа: «Наши герои- Прасковья Захаровна Каретникова» -стенд - экспозиция материалов о П.З.Каретниковой.

23

1.03

Заочный поход: «Дудовщинский большак». Работа с картой 1910 года.

24

15.03

Виртуальная экскурсия: «Вязьма: вчера, сегодня, завтра». «Вязьма –город Воинской славы».

25

22.03

Подготовка конкурсных работ

26

29.03

Презентации конкурсных работ.

27

Апрель-май

12 часов походы и экскурсии. Сбор материалов, и документов. Фотографирование и описание обьектов. Встречи с интересными людьми, старожилами, односельчанами Техника безопасности в походах и экскурсиях.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!