ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СУРОВИКИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
на заседании ПЦК Зам. директора по УПР
Протокол № _____ _____________ С.А.Рассказов от «_____» ______________2016 г. «_____» ______________2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии: 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00 Сельское, лесное, рыбное хозяйство.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Суровикинский агропромышленный техникум» г.Суровикино, Волгоградская область.
Калмыков Олег Геннадиевич, преподаватель.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.18. «Основы агрономии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии СПО входящей в состав укрупненной группы профессий 35.00.00 «Сельское, лесное, рыбное хозяйство» по направлению подготовки 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
максимальной учебной нагрузки студента 270 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 180 часов; самостоятельной работы студента 90 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студента | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Культурные растения | | | |
Тема 1.1. Происхождение и одомашнивание культурных растений | Содержание учебного материала. Агрономия как важнейший раздел биологии. Классификация культурные растений. Приемы и методы растениеводства. Центры происхождения по Н.И.Вавилову. Хозяйственное использование культурных растений. Современное растениеводство в различных странах на планете. | 1 | 1 |
Самостоятельная работа: Написание доклада по разделу «Культурные растения». Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Сельскохозяйственное производство как одна из основных отраслей народного хозяйства. Пути распространения культурных растений по регионам. Регионы одомашнивания растений, группы растений по давности одомашнивания. | 1 | |
Раздел 2. Основы земледелия | | | |
Тема 2.1. Почва, ее состав и свойства. | Содержание учебного материала. Понятие о почве и ее плодородии. Факторы почвообразования. Морфологические признаки почвы. Состав почв и ее основные свойства. Основные сельскохозяйственные почвы России и региона. | 1 | 3 |
Практические занятия Морфологические признаки почвы. | 18 | |
Тема 2.2. Сорные растения, вредители, болезни и меры борьбы с ними | Содержание учебного материала. Понятие о сорняках и засорителях. Вред, приносимый сорными растениями,вредителями и болезнями. Биологические особенности сорняков. Биологические особенности вредителей и болезней культурных растений | 2 | 2 |
Содержание учебного материала. Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве. Методы защиты растений от вредителей и болезней. Требования техники безопасности при работе с пестицидами и охрана окружающей среды. | | 3 |
| Практические занятия. Изучение видов и характеристик сорной растительности. Разработать меры борьбы с сорняками, вредителями и болезнями. | 18 | |
Расчет доз гербицидов при обработке почвы | |
Тема 2.3. Удобрения и их применение. | Содержание учебного материала. Роль удобрений для растений. Классификация, характеристика и способы применения удобрений. Минеральные удобрения. Органические удобрения. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала. Хранение, нормы, сроки и способы внесения. Система применения удобрений. Мероприятия по охране окружающей среды и контроль за качеством продукции растениеводства. | 3 |
Практические занятия. Определение основных видов удобрений. Разработка систем применения удобрений. Нормы внесения на планируемый урожай. | 12 | |
Тема 2.4. Системы обработки почвы и севообороты. | Содержание учебного материала. Понятие о севообороте и его элементах. Предшественники и их агрономическая оценка. Пары, их классификация и значение. Промежуточные культуры, их значение и виды. Классификация севооборотов. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала. Научные основы обработки почв. Технологические операции по обработке почвы. Приемы основной и поверхностной обработки почвы. Виды систем обработки почвы и их характеристика. | 3 |
Практические занятия. Разработка схем севооборотов и ротационных таблиц. Разработка систем обработки почвы. | 12 | |
Самостоятельная работа: Составление кроссвордов, написание докладов по разделу «Основы земледелия». Роль природных факторов и производственной деятельности человека в почвообразовании. Влияние различных почв по механическому составу на износ рабочих органов почвообрабатывающих орудий. Влияние сорняков на производительность сельскохозяйственных машин и орудий. Экономическая эффективность сочетания агротехнических и химических мер борьбы с сорняками. Требования к средствам механизации внесения удобрений. Экономическая оценка продуктивности севооборотов. Пути и условия минимализации обработки почвы. Сбор и оформление гербария по сорной растительности. Создание коллекции вредителей культурных растений. | | |
Раздел 3. Технологии возделывания культурных растений. | | | |
Тема 3.1. Традиционные и современные агротехнологии. | Содержание учебного материала. Морфологические признаки и посевные качества семян. Государственный стандарт на посевные качества семян Традиционные и современные агротехнологии. Интенсивные технологии, ее сущность и особенности возделывания культур. | 2 | 3 |
Тема 3.2. Зерновые культуры. | Содержание учебного материала. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур хлебов первой группы. | 5 | 2 |
Содержание учебного материала. Озимая пшеница. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая | 3 |
Содержание учебного материала. Общая характеристика хлебов второй группы. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая). | 2 |
Содержание учебного материала. Кукуруза. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая). | 3 |
Лабораторные работы Морфологические особенности хлебов первой и второй групп. | 6 | |
Практические занятия. Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых культур. | 30 | |
Тема 3.3. Зерновые бобовые культуры. | Содержание учебного материала. Общая характеристика зерновых бобовых культур. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур. | 2 | 2 |
Содержание учебного материала. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая). | 3 |
Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической карты возделывания зерновых бобовых культур. | 18 | |
Тема 3.4. Корнеплоды. | Содержание учебного материала. Общая характеристика корнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности корнеплодов. Агротехника возделывания | 1 | 2 |
Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической карты возделывания корнеплодов. | 12 | |
Тема 3.5. Клубнеплоды. | Содержание учебного материала. Общая характеристика клубнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности клубнеплодов. Агротехника возделывания. | 1 | 3 |
Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической карты возделывания клубнеплодов. | 12 | |
Тема 3.6. Масличные и эфиромасличные культуры. | Содержание учебного материала. Общая характеристика масличных и эфиромасличных культур. Морфологические, биологические особенности культур и агротехника возделывания. | 1 | 2 |
Практическое занятие. Составление агротехнической части технологической карты возделывания масличных культур. | 12 | |
Тема 3.7. Кормовые сеяные травы. | Содержание учебного материала. Общая характеристика сеяных трав. Морфологические и биологические особенности кормовых сеяных трав. Агротехника возделывания. | 1 | 3 |
Лабораторная работа. Морфологические особенности культур. | 6 | |
Тема 3.8. Сенокосы и пастбища. | Содержание учебного материала. Основные группы растительности естественных сенокосов и пастбищ, их ценность, морфологические признаки и биологические особенности. Типы сенокосов и пастбищ в хозяйствах зоны, их характеристика. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа: Написание докладов, составление кроссвордов по разделу «Технология возделывания культурных растений». Общая характеристика прядильных культур, табак и махорка. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности прядильных культур, табак и махорка. Агротехника возделывания прядильных культур. | | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
| Всего | 180 | |
464 с.
1985.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей. | оценка выполнения лабораторных работ |
Знания: | |
- основные культурные растения; | оценка выполнения практических занятий |
- их происхождение и одомашнивание; | оценка выполнения домашних работ |
- возможности хозяйственного использования культурных растений; | оценка выполнения индивидуальных заданий |
- традиционные и современные агротехнологии; | оценка выполнения практических занятий |
- системы обработки почвы; | оценка выполнения заданий в тестовой форме |
- зональные системы земледелия; | оценка выполнения исследовательской работы |
- технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; | оценка выполнения практических занятий, заданий в тестовой форме |
- приемы и методы растениеводства. | оценка выполнения домашних работ |