Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №11»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
для 3 класса «Г»
Шабалиной Юлии Викторовны
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса «Г» составлена на основе ООП НОО МБОУ «СОШ №11» г. Абакана с учётом УМК «Перспектива».
По учебному плану МБОУ «СОШ №11» на изучение окружающего мира в 3 классе «Г» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Данная рабочая программа является преемственной с рабочей программой по предмету «Окружающий мир» для 2 класса. В рабочей программе предмета «Окружающий мир» учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий НОО.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
В календарно-тематическом планировании фактическая дата может быть скорректирована за счет резерва (2 часа) в связи с учетом учебных возможностей класса, выпадением учебных занятий на государственные праздники, другое. При отсутствии данных обстоятельств часы резерва используются на организацию системного повторения, устранение пробелов в знаниях учащихся.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Наименование раздела, темы | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Радость познания | 12 | Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода). Различать виды оборудования для изучения ок. мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение. Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Работа в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов. Сравнивать рисунок и план местности. Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Находить на карте ту или иную страну, показывать ее границы, определять столицу, называть соседние страны. Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу, рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, ученых. |
Мир как дом | 20 | Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы. Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Анализировать диаграмму в учебнике, с ее помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Моделировать связи почвы и растения. Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрациях учебника. Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия луга. По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным. |
Дом как мир | 24 | Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Сравнивать устройство старинного и современного домов. Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-четырех поколений. Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке-подарке молодоженам. Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группах, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Сравнивать устройство медицинских термометров. |
В поисках Всемирного наследия | 10 | Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца. Показывать местонахождения озера на карте. Показывать на карте местонахождение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта, оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Показывать местонахождение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Показывать на карте местонахождение Иерусалима в Израиле. Показывать на карте местонахождение Китая и Пекина. Обобщать полученные знания о многих достойных людях-художниках, писателях, ученых, исторических деятелях. Учащиеся научатся применять знания, полученные на уроках, работать самостоятельно |
Резерв | 2 | |
Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир» в 3 классе «Г»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
• осознание своей этнической принадлежности;
• чувство гордости свою Родину;
Учащиеся получат возможность для формирования:
• осознание себя как гражданина России;
• уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
• понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• понимать цель познавательной деятельности;
• планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
• осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
• самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
• ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
• доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
• сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
• находить необходимую информацию в учебнике;
• получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
• моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
• понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся получат возможность научиться:
• получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
• самостоятельно моделировать некоторые природные процессы.
• ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
• устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
• сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
• совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Учащиеся могут научиться:
• распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
• объяснять, что такое экология;
• понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
• называть основные и промежуточные стороны горизонта;
• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
• объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
• рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
• устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
• характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
• объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
• рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
• характеризовать органы растений и животных и их значение;
• характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
• различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
• приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
• рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
• характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
• выполнять основные правила личной гигиены;
• проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
• различать существенные и несущественные признаки;
• приводить примеры физических и химических явлений природы;
• рассказывать об использовании энергии воды и ветра;
• рассказывать о четырех царствах живой природы;
• рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
• рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
• объяснять особенности питания и дыхания растений;
• характеризовать условия прорастания семян;
• рассказывать о предках культурных растений и домашних животных;
• приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
• выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
• характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
• рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
• описывать устройство города, жизнь и быт горожан;
• различать символы государства;
• показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву;
• описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении;
• характеризовать главный закон страны;
• рассказывать об устройстве нашего государства;
• раскрывать основные права и обязанности ребенка.
Учащиеся получат возможность научиться:
• узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
• устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
• рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края;
• рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города;
• объяснять историю происхождения и развития основных символов государства;
• приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами.
Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе «Г»
Номер урока | Раздел. Тема урока | Кол-во часов |
| Радость познания | 12 |
1 | Свет знания. | 1 |
2-3 | Как изучают окружающий мир. | 2 |
4 | Книга – источник знаний. | 1 |
5 | Отправимся на экскурсию. | 1 |
6 | О чём расскажет план | 1 |
7 | Планета на листе бумаги. | 1 |
8 | Страны и народы на политической карте мира. | 1 |
9 | Путешествуя, познаём мир. | 1 |
10 | Транспорт. | 1 |
11 | Средства информации и связи. | 1 |
12 | За страницами учебника. Праздник «Книга – источник знаний». Мир как дом. | 1 |
| Мир как дом | 20 |
13 | Мир природы в народном творчестве. | 1 |
14 | Из чего состоит всё. | 1 |
15 | Мир небесных тел. | 1 |
16 | Невидимое сокровище | 1 |
17 | Самое главное вещество. | 1 |
18 | Природные стихии в народном творчестве. | 1 |
19 | Кладовые земли. | 1 |
20 | Чудо под ногами. | 1 |
21 | Мир растений. | 1 |
22 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | 1 |
23 | Мир животных. | 1 |
24 | Образы животных в народном творчестве. | 1 |
25 | Невидимые нити в живой природе. | 1 |
26 | Лес – волшебный дворец. | 1 |
27 | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 |
28 | Водоём – дом из воды. | 1 |
29 | Как сохранить богатства природы. | 1 |
30 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 |
31 | За страницами учебника. Выпуск стенгазеты «Бережём родную землю!» | 1 |
32 | Чудесное путешествие | 1 |
| Дом как мир | 24 |
33 | Родной дом – уголок Отчизны. | 1 |
34 | Свой дом – свой простор. | 1 |
35 | В красном углу сесть – великая честь. | 1 |
36 | Побываем в гостях. | 1 |
37 | На свет появился – с людьми породнился. | 1 |
38 | Родословное древо. | 1 |
39 | Муж и жена – одна душа. | 1 |
40 | Святость отцовства и материнства. | 1 |
41 | Добрые дети – дому венец. | 1 |
42 | Детские игры – школа здоровья. | 1 |
43 | За страницами учебника (урок-праздник). В кругу семьи | 1 |
44 | Строение тела человека. | 1 |
45-46 | Как работает наш организм. | 2 |
47 | Что такое гигиена. | 1 |
48 | За страницами учебника (урок-игра). Путешествие по городу Здоровейску | 1 |
49 | Органы чувств. | 1 |
50 | Школа первой помощи. | 1 |
51 | Здоровью цены нет. | 1 |
52 | Дом не велик, а стоять не велит. | 1 |
53 | Семейный бюджет. | 1 |
54 | Мудрость старости. | 1 |
55 | Путешествие к А.С. Пушкину. | 1 |
56 | За страницами учебника. Моя семья - моя гордость | 1 |
| В поисках Всемирного наследия | 10 |
57 | Всемирное наследие. | 1 |
58 | Московский Кремль. | 1 |
59 | Озеро Байкал. | 1 |
60 | Путешествие в Египет. | 1 |
61 | Путешествие в Грецию. | 1 |
62 | Путешествие в Иерусалим. | 1 |
63 | Путешествие в Китай. | 1 |
64 | Всемирные духовные сокровища. | 1 |
65 | За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия | 1 |
66 | Что мы узнали. Чему научились | 1 |
67-68 | Повторение изученного | 2 |
12