Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности « Зеленая лаборатория » разработана с целью расширения курса «Биология» в 5-6 классах.
Программа «Зеленая лаборатория» - является модифицированным вариантом авторской программы Ю.В. Александровой Л.Д. Ласкиной и Н.В. Николаевой.
Курс ВНД обладает широкими возможностями по формированию у обучающихся определенных навыков — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и личности.
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих биологическим мышлением.
Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающей эколого-биологическим сознанием, на основании которого развивается эколого-биологическим мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Актуальность
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – биологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.
Цель программы – формирование основ эколого-биологической грамотности через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Сформировать биологические понятия.
Развивать умения ухода за растениями.
Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных ситуациях.
Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
Прививать любовь к природе Республики Хакасия, к Родине в целом.
Сформировать умение критически мыслить.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Наглядность.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся смогут:
раскрывать содержание биологических терминов;
обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
смоделировать экологическую ситуацию;
приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
взаимодействовать в группах;
находить необходимую информацию на различных носителях;
демонстрировать результаты своей работы;
соблюдать правила поведения в природе.
Формы организации занятий:
Формы контроля: анализ, анкетирование, выставка, собеседование.
2.Учебно-тематический план программы.
Тема | Всего часов | В том числе | Характеристика деятельности обучающихся |
аудиторные | внеаудиторные | |
1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Определение термина биология, клетка, микроскоп, микропрепараты, царство. Оценить роль биологии в жизни общества, работа с микроскопами. |
2.Определитель флоры и фауны | 4 | 2 | 2 | Познакомится с понятиями флора и фауна, дать определение понятиям, Составить проектную работу о представителях флоры и фауны. |
3.Гербарий растительности | 6 | 2 | 4 | Дать определение гербарий, научится делать гербарии, сделать проектную работу – Лекарственные растения. |
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Республики Хакасия | 8 | 3 | 5 | Познакомится с Красной книгой, проектная работа-составление своей Красной книги «Сорская СОШ №3 с УИОП». |
5.Особо охраняемые территории Республики Хакасия. | 6 | 3 | 3 | Понятия заповедники, проектные работы о заповедниках, рисунки исчезающих видов растений и животных. |
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. | 8 | 4 | 4 | Понятия экология, сделать рисунки по теме: «Зеленая планета». Проектная работа «Составление правил –как вести себя в лесу». |
ИТОГО: | 34 | 15 | 19 | |
3. Содержание программы.
1.Вводное занятие - 2 ч.
Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Определители флоры и фауны - 4 ч.
Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
3. Гербарий растительности - 6 ч.
Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практическая часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
4. Редкие и исчезающие виды флоры Республики Хакасия. - 14 ч.
Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Республики Хакасия, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры края.
Практическая часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны республики".
5. Особо охраняемые территории Республики Хакасия. - 6 ч.
Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Республики Хакасия.
Практическая часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой. Написание реферата "Флора и фауна Красного леса".
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.
Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практическая часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В парковую зону. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
4. Предполагаемые результаты и способы их проверки:
Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
рефлектировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, специалистов;
пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее;
различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
выполнять проект;
называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании ее действий;
позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
5.Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки.
6.Методическое рекомендации.
Для достижения ожидаемых результатов мною используются следующие формы приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса при проведении занятий в 5 – 6 классах:
1. Формы занятий - беседа, конкурсы, выставки, ролевая игра, ситуационная игра, образно-ролевые игры, проектная деятельность, дискуссия, обсуждение.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п\п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения. | Количество |
| 1.Библиотечный фонд. | |
1 | Нормативные документы. | 1 |
2 | Инструкции | 3 |
| 2.Печатные пособия. | |
| Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва. 1971. Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366с. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.; Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с. Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с. | 5 |
| 3.Технические средства обучения | |
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Проектор | 1 |
3 | Экран | 1 |
4 | Колонки | 1 |
| 4.Игры и игрушки | |
1 | Муляжи растений, овощей фруктов | 20 |
| 5.Оборудование класса. | |
1 | Микроскопы | 30 |
2 | Лупы | 27 |
3 | Наборы для опытов. | 25 |
Тематическое планирование внеурочно деятельности 5-6 класс.
№ | Название темы | Всего часов | Дата | УУД | Оборудование |
План | Факт |
Вводное занятие. (2 ч.) |
1. | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. | 1 | | | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
2 | Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
Определители флоры и фауны (4 ч.) |
3 | Понятие об определителе флоры и фауны. | 1 | | | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. ,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
4 | Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
5 | Работа с определителем. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
6 | Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
Гербарий растительности. (6 ч.) |
7 | Понятие о гербарии. | 1 | | | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
8 | Классификация гербариев. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
9 | Методика и правила сбора растений. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
10 | Знакомство с гербариями. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
11 | Изготовление папки для гербария. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
12 | Изготовление гербариев. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
Редкие и исчезающие виды флоры Республики Хакасия. (8 ч.) |
13 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | 1 | | | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
14 | Красная книга. Виды растений Республики Хакасия, занесенных в Красную книгу. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
15 | Реликты и эндемики флоры Республики Хакасия. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
16 | Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
17 | Изучение Красной книги Республики Хакасия. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
18 | Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Республики Хакасия. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
|
19 | Охрана растений родного края. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
20 | Это должен знать каждый! | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
Особо охраняемые территории Республики Хакасия. (6 ч.) |
21 | Охраняемые территории, причины их организации и значение. | 1 | | | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
22 | Классификация заповедников. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
23 | Работа с зоогеографическими картами заповедников. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
24 | Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
25 | Работа с Красной книгой (флора и фауна). | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
26 | Флора и фауна Республики Хакасия | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
Экологические факторы и среды жизни организмов. (8 ч.) |
27 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. | 1 | | | Познавательные УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
28 | Биологические ритмы. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
29 | Растения-индикаторы. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
30 | Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
31 | Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
32 | Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
33 | Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
34 | Правила поведения в лесу. | 1 | | | ПК, проектор, экран, презентации, гербарий, таблицы, дополнительная литература |
МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Зеленая лаборатория »
для 5-6 классов
Разработчик: Косьянова Елена Юрьевна – учитель биологии
г. Сорск – 2016г