СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности 5 класс "Азбука нравственности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности 5 класс "Азбука нравственности"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности 5 класс "Азбука нравственности"»


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа №104 им. М.Шаймуратова»

_____________Павлова Е.В.






Программа внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»

Уровень образования - 5 класс

Количество часов: 34







Составитель:

классный руководитель 5 Е класса

Маркова Елена Леонидовна















Уфа- 2015


Содержание

1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика содержания

3.Учебно-тематический план

4.Содержание курса

5.Планируемые результаты

6.Календарно-тематический план

7.Требоания к уровню подготовки обучающихся

8.Литература




























1. Пояснительная записка


Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности «Азбука нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (МО РФ приказ № 373 от 6 октября 2009 г), методическими рекомендациями «Примерной программы внеурочной деятельности», авторы В. А Горский, А. А. Тимофеев, Д. А. Симонов и др.- М.: Просвещение, 2010. На основе учебно-методического пособия «Азбука нравственности», автор Э.П. Козлов –М.: ООО «Издательский дом «Новый дом» 2008.

Данная программа составлена для учащихся 5 классов, состоит из 8 разделов. Общий объём часов – 34 часа, 1 час в неделю.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.

Задачи:

  1. Формировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений между людьми.

  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, в общественных местах.

  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

  5. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.


2. Общая характеристика содержания


Уроки нравственности в 5 классе закрепляют и развивают представления детей о нормах и правилах поведения и о соответствующих им нравственных качествах личности. Дети осознают, что те или иные поступки служат основанием для того, чтобы сказать об ученике, что он добрый, ссправедливый, старательный или, наоборот, недобрый, несправедливый и т.д. Дети уже встретились с понятием мотива поведения, которым могут руководствоваться люди и который, главным образом, определяет глубинную сущность нравственного поведения. Сначала данное явление выступает в восприятии ребенка как одиночное явление, слитое с поступком (например, В. Осеева «Ни за то, ни за по»), позднее мотив постепенно начинает выделяться для детей (если над этим учитель работает) в самостоятельный важный признак нравственного явления. Поэтому в 5 классе учитель обращает особое внимание на мотивацию поведения того или иного персонажа, т.е. внутреннюю сущность нравственного поведения.

Дети постепенно приходят к пониманию того, что внешне поступки разных людей могут выглядеть одинаково (хорошо, плохо, но нравственная суть их может быть разной в зависимости от мотива (внутреннего побудителя поведения): «помочь», «получить награду», «отомстить» и пр.).

Анализ текстов для детей, раскрывающих мотивацию поведения героев, позволяет учителю обобщить усвоенный ранее материал и новый. Сравнение своего поступка и поступка героя не только по внешним признакам дополняется сравнением мотивов поведения. На это нацеливает детей учитель, помогая осуществить эту сложную операцию. Возможно, что дети еще не способны вычленить мотивы своего поведения, но на уровне эмоциональном это уже происходит. Позднее эта сторона становится предметом размышления ребенка.

Описание ценностных ориентиров

Содержание работы учителя в пятом классе строится на общих закономерностях развития личности ребенка, особенностях его нравственного развития. Именно нравственная сущность личности определяет ее стержень, скрепляющий и объединяющий все другие стороны личности. Непосредственный опыт поведения (по образцам, по требованию взрослого и т.п.) постепенно обобщается в сознании ребенка, где находит отражение не только эмоциональный уровень поведения в соответствии с нормой, правилом (удовлетворение от одобрения взрослого, его отношения, гордость за себя и проч.), — ребенок начинает осознавать значение волевого начала собственного поведения («Я должен», «Так надо», «Это правильно»). Волевой компонент поведения сопровождается соответствующей оценкой (положительной): оценкой взрослого и самооценкой. Здесь эмоции смыкаются с произвольной регуляцией, осознанием мотива действия, что значительно обогащает внутренний мир ребенка, его нравственное сознание. Норма по существу для ребенка начинает выглядеть иначе: она наполняется новым содержанием, понятным ребенку и принятым им.

Таким образом, создаются внутренние условия для того, чтобы норма не только как «образ» поведения, но и как от­влеченно-словесная форма его воплощения стала регулятором поведения. Все это прежде всего касается правил и норм поведения в школе, классе. Понимание, принятие, обоснование этих норм определяет в значительной мере отношение каждого ученика к учителю, классу, школе, родителям.

Другим важным моментом в нравственном развитии являются отношения с друзьями. В пятом классе дети в большей степени чем раньше ощущают потребность не просто в общении со своими сверстниками, но и потребность в личных дружеских контактах. Поэтому необходимо уделить на уроках особое внимание этим вопросам, что позволит детям задуматься о том, что такое товарищество, дружба, какие качества ценятся в дружеских отношениях и помогают сохранить дружбу. Дети, обсуждая вместе с учителем эти вопросы, научатся разбираться в поведении и поступках людей, размышлять и задумываться о мотивах их действий, чувствовать красоту добра, непримиримость к злу.

Доброжелательность, честность, правдивость, умение держать свое слово высоко ценятся детьми, именно в этом они видят проявление дружеских чувств, отношений.

Беседы по названным выше вопросам интересны детям, у них есть потребность в познании этой стороны жизни, потребность в приобретении соответствующих знаний.

Коллективное обсуждение важных для детей вопросов как бы объединяет их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм, которым необходимо следовать. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обобщению и оценке имеющегося у детей опыта, приобретению знаний «впрок» для новых впечатле­ний, что готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях с учетом более сложных ситуаций. Искусство, художественная литература оказывают сильное воздействие на разум и чувства ребенка, а опосредованно — и на его поведение.

Сюда же следует добавить авторитет педагога, передающего нравственные идеи произведения. Моральное правило в художественном образе, слове захватывает разные стороны психики ребенка: воображение, чувство, волю, сознание, самосознание. Нравственное правило приобретает в художественном слове живое содержание, понятное ребенку, приближает норму к душе ребенка, желанию подражать герою. Если речь идет об отрицательном образе, последний служит своеобразным тормозом, барьером, позволяющим избежать плохого поступка, недостойного поведения.

Герой, его действия и поступки позволяют войти в ситу­ацию, увидеть его внутренний мир, сопоставить ситуацию, действия, их мотивы, дать нравственную оценку.

Между ребенком и героями произведения на уроке час­то стоит учитель. От правильной позиции учителя многое зависит. Тактичное отношение к переживаниям детей по поводу происходящих в произведении событий, умение не заглушить, а поддержать адекватные событию эмоции, приблизить их к осознанию, пониманию ребенка — важная задача учителя.

Как известно (как показывает практика), прямолиней­ное морализирование далеко не всегда достигает цели, иногда оно заглушает сопереживание, сочувствие герою.

Одно из важнейших направлений в работе учителя — отбор произведений для обсуждения с детьми, продумыва­ние вопросов, отражение в них нравственной сути собы­тия, его проблемности, оценок происшедшего.

С поступлением в школу ребенок приобщается к новым социальным отношениям. В отличие от дошкольного воз­раста эти отношения со взрослыми — учителями и родите­лями прежде всего — строятся на качественно новой осно­ве. Включение в социально значимую деятельность — уче­ние — создает постепенно новую внутреннюю позицию. Внешние атрибуты поступления в школу: режим школьной жизни, требование ответственности за свое поведение — со временем переходят во внутренний план.

Ребенок постепенно осознает названные выше атрибу­ты, степень этого осознания определяет уровень и характер возрастных и индивидуальных особенностей внутренней позиции ученика начальных классов. Наиболее сложным для ребенка оказывается осознание ответственности за свои учебные успехи, отношение к учению, воспитание во­ли и дисциплины. И это — несмотря на постоянные сло­весные напоминания, разъяснения взрослых дома и в шко­ле.

Поэтому в пятом классе, проанализировав причины трудностей, есть основания уделить данной стороне — по­зиции ученика — более пристальное внимание.

Вежливость для ребенка выступает первоначально как внешняя форма поведения. Более успешно дети следуют правилам вежливости в игре. Нарушение правил игры, проигрыш и другие непринимаемые детьми условия могут вызывать грубость, крики, оскорбления. Чтобы вежливость стала внутренней потребностью, качеством личности, нуж­но не только приучать, упражнять, показывать пример, но и разъяснить, знакомить с разными ситуациями, «погру­жать в них» в режиме тренинга, подтверждать и убеждать фактами, активно используя эмоциональный компонент как основной психологический фон, наиболее эффективно воздействующий на детей данного возраста. Вежливость также говорит о том, какой «Я». От этого зависит отноше­ние людей к этому «Я», что способствует формированию внутренней установки ребенка: «Я хочу быть вежливым».

От «социального» контроля ребенок постепенно пере­ходит к самоконтролю. Ориентировка на оценку окружаю­щих сменяется оценкой сверстников (общественное мне­ние), а также самооценкой.

Формы проведения

Занятия проводятся в форме занятий, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.




3. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Правила поведения в школе

7

2

5

2

Как быть аккуратным

2

1

1

3

Правила вежливости

6

1

5

4

Как быть трудолюбивым

1

-

1

5

Базовые моральные представления

1

-

1

6

Общение с окружающими

5

1

4

7

Этикет школьника

4

2

2

8

Культура поведения

8

2

6


Всего

34

9

25


4. Содержание курса


1. Правила поведения в школе. (7 ч.)

Почему нужно и нужно ли заботиться о младших. Как и в чем может выражаться эта забота. Умеем ли мы и хотим ли заботиться о младших.

Ключевые слова: доброжелательность, внимательность, заботливость, опека; эгоизм, себялюбие, черствость.

2. Как быть аккуратным. (2 ч.)

Как должен выглядеть аккуратный человек. В чем это выражается. Что значит «быть опрятным и аккуратным». Что такое «культура внешнего вида». Отличается ли праздничная одежда от будничной и чем.

Ключевые слова: аккуратный, опрятный, чистоплотный, красивый, модный, современный; неряшливый, неопрятный.

3. Правила вежливости. (6 ч.)

Что обозначают правила вежливости. Надо ли их соблюдать и зачем. Какого человека мы можем назвать заботливым. Почему нужно заботиться о других.

Ключевые слова: вежливый, корректный, уважительный, обходительный; внутренняя культура, правила поведения, воспитанность; грубость, невоспитанность.

4. Как быть трудолюбивым. (1 ч.)

Как стать трудолюбивым. Что для этого надо. Как трудолюбие помогает человеку в жизни.

Ключевые слова: трудолюбивый, работящий, «золотые руки»; лентяй, лодырь.


5. Базовые моральные представления (1 ч.)

Ответственность – это главное качество человека? Почему?

Ключевые слова: ответственность, долг; необязательность, недисциплинированность.

6. Общение с окружающими. (5 ч.)

Нужно ли общаться с окружающими и как. Всегда ли нужно быть верным данному слову. Как мы понимаем. Что значит быть хорошим товарищем. Как и когда надо помогать окружающим.

Ключевые слова: верность слову, хороший товарищ; необязательность, плохой товарищ.

7. Этикет школьника (4 ч.)

Будни и праздники – чем они отличаются. Нужно ли делать подарки к торжествам и праздникам. Как правильно приглашать на праздник.

Ключевые слова: праздничное настроение, уважение к другу, подарок.

8. Культура поведения (8ч.)

Каким должен быть тон и стиль нашей речи в общении. Если вы не согласны с поведением друга, то как поступить? Чувства в общении – каковы они? Как надо их проявлять.

Ключевые слова: сдержанность, скромность, уважение; самоуверенность, самодовольство.


5.Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предполагаемые результаты

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — формирование школьника социально приемлемых моделей поведения, участие обучающихся в Неделе добра, акциях «Подарок ветерану», «Помощь ветерану», «Подари книгу» и т.д.


Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

-диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм.



-Диагностика «Уровень воспитанности» в начале и в конце года.

-Диагностика «Личностный опросник ОТКЛЭ» в середине года.

-Методика «Моральная децинтрация» в конце года.







6.Календарно-тематический план



№ п/п


№ в теме


Тема занятия

Дата проведения

5 е

план

факт

Раздел 1. Правила поведения в школе. (7 ч.)

1

1

Повторение. Чему мы научились в прошлые годы.

07.09


2

2

Нравственные правила на уроке.

14.09


3

3

Нравственные правила на уроке

21.09


4

4

Как контролировать свои поступки?

28.09


5

5

Как контролировать свои поступки?

05.10


6

6

Забота о младших – наш долг.

12.10


7

7

Забота о младших – наш долг.

19.10


Раздел 2. Как быть аккуратным. (2 ч.)

8

1

Культура внешнего вида.

26.10


9

2

Будничная и праздничная одежда.

09.11


Раздел 3. Правила вежливости. (6 ч.)

10

1

Основные правила вежливости.

16.11


11

2

Как быть заботливым.

23.11


12

3

Как быть заботливым

30.11


13

4

Игра-путешествие «По стране Вежливости»

07.12


14

5

Игра-путешествие «По стране Вежливости»

14.12


15

6

Игра-путешествие «По стране Вежливости»

21.12


Раздел 4. Как быть трудолюбивым (1 ч.)

16

1

Почему человек становится лучше, когда трудится?

28.12


Раздел 5. Базовые моральные представления. (1 ч.)

17

1

Ответственность – это главное?

18.01


Раздел 6. Общение с окружающими. (5 ч.)

18

1

Верность слову и обещанию.

25.01


19

2

Что значит быть хорошим товарищем?

01.02


20

3

Что значит быть хорошим товарищем?

08.02


21

4

Как и когда помогать окружающим?

15.02


22

5

Как и когда помогать окружающим?

22.02


Раздел 7. Этикет школьника. (4 ч.)

23

1

Как встретить праздник.

29.02


24

2

Как встретить праздник.

07.03


25

3

Подарки к торжествам и праздникам.

14.03


26

4

Подарки к торжествам и праздникам.

21.03


Раздел 8. Культура поведения. (8 ч.)

27

1

Приглашение на праздник.

04.04


28

2

Приглашение на праздник.

11.04


29

3

Тон и стиль нашей речи в общении.

18.04


30

4

Тон и стиль нашей речи в общении

25.04


31

5

Всегда ли вы согласны с поведением других.

02.05


32

6

Всегда ли вы согласны с поведением других.

16.05


33

7

Чувства в общении

23.05


34

8

Чувства в общении.

30.05



7.Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Каким должен быть воспитанный человек.

2. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

3. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

4. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2.. Анализировать и соотносить свои поступки с поступками героев прочитанных сказок, притч, рассказов, давать правильную оценку.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

8. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.







8.Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст­венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

  4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

  5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

  9. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!