ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Творческое рукоделие»
5-6 классы
Направление деятельности: социальное
Количество часов по плану внеурочной деятельности: 34 часа
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 11-12-13 лет
Руководитель: Тимерханова Альфия Мирзаяновна, учитель технологии.
Год разработки: 2016
п. Сосновка
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности 5-7 классов: социальное направление/ Отв. Редактор А.П. Сухарева - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.
1. Пояснительная записка
Настоящее время — это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметан, план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектно-исследовательской деятельности.
Проектно - исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели — установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проект — буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие обучающихся во внеучебной деятельности.
Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проектно-исследовательская практика обучающегося интенсивно может развиваться во внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Данная программа внеурочной деятельности разработана на один год. Она позволяет реализовать следующие актуальные подходы: компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный.
Цель программы — создание условий для приобретения школьниками социальных знаний, ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к истории страны); получение некоторого опыта социального действия через проектную деятельность.
Задачи программы:
выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам социальной деятельности;
формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор в социальной действительности посредством проектной деятельности;
развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у школьников;
развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей на примере разрешения социальных ситуаций;
содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Режим занятий и место проведения: Программа ориентирована на реализацию социального направления и предназначена для работы с обучающимися во внеурочной деятельности. Длительность занятия 45 минут.
Категория участников: учащиеся 5-6 классов.
Характеристика внеурочной образовательной деятельности:
В процессе обучения используются различные формы и виды деятельности с учетом психофизиологических особенностей обучающихся данного возраста: использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, проведение ролевых игр, инсценировок, презентаций позволит сделать занятия более содержательными.
Основными методами обучения являются:
- информационно-развивающие, способствующие формированию у детей этических знаний, реализующиеся в общении и поведении;
- поисковые, которые не дают готовой информации, а включают обучающихся в познавательный процесс;
- репродуктивные, вооружающие детей готовыми способами деятельности;
- воспроизводящие, т.е. творческие, требующие применения знаний в измененных условиях (на практике, в творческой деятельности).
Содержание программы.
Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении первого обучающиеся узнают, что такое проект, что значит проектировать, какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом.
I фактический модуль состоит из пяти разделов, каждый из которых представляет собой работу над конкретным проектом. В ходе занятий учащиеся обязательно создают творческую работу (проект) участвуют в последующей защите.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Программа «Творческое рукоделие» может быть использована учителем технологии и ИЗО, библиотекарями, классными руководителями для организации внеурочной деятельности обучающихся.
Новизна программы заключается в следующем
Программа «Творческое рукоделие» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности 5-6 классов «Творческое рукоделие» и имеет социальное направление.
Разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с существующими.
В основу программы была положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат опыт деятельности — станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Темы проектов для этого возраста должны быть в большей степени связаны с предметным содержанием. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Продолжительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-4 неделями.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Он не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
фасшитирует. Учитель провоцирует вопросы, направляет размышление, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный перессказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.);
консультирует. Учитель оказывает помощь в случае возникающего затруднения, показывая путь решения, а не само решение;
мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешной работы над проектом;
наблюдает. При использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах он:
выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия па себя ответственности;
выстраивает систему взаимоотношений с людьми. В этом случае речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации; своей идеи ставит перед необходимостью вступать во взаимоотношения с взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В этом случае, в отношениях с взрослыми происходит переход с позиций социальной инфантильности (он — ответственный опекун, я — безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он — профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я — человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность). Таким образом, взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию;
- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт — информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Ученики описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению, способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания.
В начале реализации программы предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя, ведущая роль учителя будет характерна на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены. Для сопровождения и поддержки реализации программы внеурочной деятельности «Наши проекты» в учебной деятельности могут использоваться следующие приемы:
проблемное введение в тему урока;
постановка цели и задач урока совместно с учащимися; совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;
групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;
выдвижение идеи (мозговой штурм);
постановка вопроса (поиск гипотезы); формулировка предположения (гипотезы);
обоснованный выбор способа выполнения задания;
составление аннотации к прочи танной книге, картотеке;
поиск дополнительной литературы;
подготовка доклада (сообщения);
самоанализ и самооценку, рефлексию;
поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.
Этапы работы над проектом
№ | Этап работы | Виды деятельности обучающихся |
1 | Поисковый | Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации Определение и анализ проблем Определение потребности в информации Сбор и изучение информации |
2 | Аналитический | Постановка цели проекта Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности Определение задач Определение способа разрешения проблемы Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ Планирование продукта -- Анализ ресурсов Сбор и изучение информации |
3 | Практический | Выполнение плана работ Текущий контроль Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию |
4 | Презентационный | Предварительная оценка продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов Презентация продукта Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продета, включение в банк проектов, публикация) |
5 | Контрольный | Анализ результатов выполнения проекта Оценка качества выполнения продукта Оценка продвижения |
Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности 5-7 классов: социальное направление/ Отв. Редактор А.П. Сухарева - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012.
II. Планируемые результаты
Характеристика основных результатов УУД
В результате у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (дела и мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные универсальные учебные действия:
определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи), ставить новые учебные задачи;
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта (выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям);
использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные универсальные учебные действия :
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться критично, относиться к собственному мнению;
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
Организация мест демонстрации успешности обучающихся:
Перечень возможных форм продуктов WEB-сайт
видеофильм
выставка газета, журнал
игра
постановка
праздник коллекция
мультимедийный продукт
справочник
Перечень возможных форм презентаций
демонстрация готового продукта
выставка
реклама
спектакль
Требования к знаниям и умениям обучающихся в результате занятий данным видом деятельности.
Специфика проектной деятельности в младшем подростковом возрасте состоит в том, что реализуется система проектных задач. Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. В ходе решения системы проектных задач у школьников младшего подросткового возраста могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось или почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде модели- схемы, выделяя все существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
В результате прохождения программного материала обучающийся
имеет представление о проекте.
Умеет:
дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта;
определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через проект;
определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через проект (групповой проект);
определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через проект (групповой проект).
Обучающиеся смогут научиться | Сформированные действия |
видеть проблемы: ставить вопросы: выдвигать гипотезы; давать определение понятиям: классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; | В ходе решения системы проектных задач получит возможность для формирования следующих действий: - Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); |
делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
III. Содержание программы – 5 -6 класс
Теоретический модуль
Тема 1. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует человек проекты, с какой целью?
Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества. Как работать без конфликтов? Как увидеть проблему? Что такое суждение? Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения.
Тема 3. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»)
Тема 4. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков.
Тема 5. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п.
Тема 6. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.
Практический модуль
Тема 7. Подготовка проекта «Скоро, скоро Новый год!». Предполагаемые темы проекта: «Мой подарок», «Новогодняя открытка», «Приглашение на новогоднюю сказку », «Вместо елки-букет»
Тема 8. Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы проекта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари учебник школе».
Тема 9, Подготовка проекта «Я и планета»: «Цвети, Земля». «Наедине с природой», «Мы класс, свободный от курения», «Сохрани радость жизни», «Мы за жизнь!», «Чистый двор», «Чистый класс».
Тема 10. Подготовка проекта «Я и Я»: «Преступление и наказание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи».
Тема 11. Подготовка проекта «Я и семья»: «История моей семьи», «Семейные традиции», «День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день — вместе», «Нам весело в школе живется».
Тема 12. Представление результатов деятельности. Мини-конференция в классе. Представление своих проектов.
IV. Календарно-тематический план 5 класс.
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
| ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ | |
1 | Познавательная беседа: «Проект? Проект!» | |
2 | Как выбрать друга по общему интересу? | |
3 | Я учусь задавать вопросы. «Что сначала, что потом...» | |
4 | Рисунок, схема, график. Как выбрать форму обработки информации? | |
5 | Как не утонуть в море информации? | |
6 | Секрет успешного выступления | |
| ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ | |
7 | Создание проекта на тему: «Скоро, скоро Новый год!» | |
8 | Выбор модели открытки | |
9 | Выбор материала и инструментов и приспособлений. | |
10 | Заготовка шаблонов для открытки. | |
11 | Изготовление деталей | |
12 | Сборка открытки | |
13 | Окончательная отделка изделия | |
14 | Создание технологической карты | |
15 | Экономическое и экологическое обоснование | |
16 | Оформление документации проекта | |
| «Я и школа» | |
17 | Выбор темы проекта. Подбор материалов и инструментов. | |
18 | Изготовление шаблонов (рисунков) | |
19 | Оформление изделия | |
20 | Окончательная отделка изделия | |
21 | Оформление документации проекта | |
| «Я и планета» | |
22 | Акция «Мы класс свободный от курения» (листовки, буклеты). Выбор оформления работы | |
23 | Поиск информации | |
24 | Нанесение набросков | |
25 | Изготовление листовок, буклетов, рисунков, плаката. | |
26 | Оформление буклетов, рисунков, плаката | |
27 | Окончательная отделка. | |
28 | Оформление выставки работ. | |
| «Я и Я» | |
29 | Акция «Рука помощи». Создание газеты. | |
30 | Поиск информации. Нанесение набросков | |
31 | Оформление газеты. | |
| «Я и семья» | |
32 | Проект «Семейные традиции» | |
33 | Проверка правильности оформления проекта. | |
34 | Мини-конференция. Защита лучших проектов. | |
Материально-техническое и учебно-методическое обечпечение программы.
Список литературы
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: лособие для учителя / Д.В. Григорьев, I [.В. Степанов. — М.: Просвещение. 2010.
Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе //Практика административной работы в школе. — 2006. — № 6. — С.65-70.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. — 2000. — № 7.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. — М.: Просвещение, 2010.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. — 2003. — № 6.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm
2. http://stranamasterov.ru /
3. www.readabout.info
4. http://vip- samodelki.ru
5. http://spicami.ru
Перечень оборудования, используемых при реализации программы.
1.ИКТ технологии;
2. цифровой фотоаппарат;
3. компьютер (желательно, с выходом в Интернет);
№ | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма орг. внеур. деят- ти /форма занятий | Теория | Практика | Дата проведения | Форма представления результатов | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ | |
1 | Познавательная беседа: «Проект? Проект!» | Беседа | 1 | | | | |
2 | Как выбрать друга по общему интересу? | Беседа | 1 | | 10.09 | | |
3 | Я учусь задавать вопросы.... «...что сначала, что потом...» | Беседа | 1 | | | | |
4-5 | Рисунок, схема, график. Как выбрать форму обработки информации? | Беседа | 1 | 1 | 24.09 01.10 | | |
6-7 | Как не утонуть в море информации? | Беседа | 1 | 1 | 08.10 15.10 | | |
8-11 | Секрет успешного выступления | Беседа | 1 | 3 | 22.10 29.10 12.11 19.11 | | |
ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ | | | | | | |
12-17 | «Скоро, скоро Новый год!» | Практическая работа, защита проекта | | 6 | 26.11 03.12 10.12 10.12 17.12 24.12 | выставка | |
18-24 | «Я и школа» | Практическая работа, защита проекта | | 7 | 14.01 21.01 28.01 04.02 11.02 18.02 25.02 | Проект «Книжкина неделя» | |
25-27 | «Я и планета» | Практическая работа, защита проекта | | 3 | 03.03 10.03 17.03 | Акция «Мы класс свободный от курения» (листовки, буклеты) | |
28-31 | «Я и Я» | Практическая работа, защита проекта | | 4 | 07.04 14.04 21.04 28.04 | Акция «Рука помощи» (газета) | |
32-33 | «Я и семья» | Практическая работа, защита проекта | | 3 | 05.05 12.05 19.05 | Проект «Семейные традиции» | |
34 | Мини-конференция | конференция | | 1 | 26.05 | выступление | |
| Итого | | | 34 | | | |
Всего по курсу: 34 часа | | |
Содержание программы - 6 класса
Теоретический модуль
Тема 1. Этапы проектной деятельности. Проект предполагает выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует человек проекты, с какой целью?
Тема 2. Знакомство с основными правилами поискового этапа. Поиск и анализ проблемы, выбор темы проекта, определение задач, планирование проектной деятельности, сбор, изучение и обработку информации по теме проекта.
Тема 3. Знакомство с понятиями конструкторского этапа. Поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов конструкции продукта труда с учетом требований дизайна. На этом этапе особое внимание уделяется составлению конструкторской документации (схем, рисунков, графиков). Практические задания по созданию схем, графиков.
Тема 4. Знакомство с понятиями технологического этапа. Составление плана практической реализации проекта, составление технологических карт, выбор материалов, инструментов, оборудования, текущий контроль качества запланированных операций, изготовление изделия, внесение изменений в конструкцию и технологию.
Тема 5. Заключительный этап. Анализ результатов проектной деятельности и полученного изделия, определение возможностей использования результатов выполнения проекта. Важно оценить как продукт труда, так и качество проектирования.
Тема 6. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.
Практический модуль
Тема 7. Подготовка проекта «Новогодние праздники!». Предполагаемые темы проекта: «Мой подарок», «Новогодняя игрушка», «Учимся встречать друзей», «Мой праздник», конкурс проектов «Вместо елки-букет»
Тема 8. Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы проекта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари учебник школе».
Тема 9, Подготовка проекта «Я и планета»: «Цвети, Земля». «Наедине с природой», «Мы класс, свободный от курения», «Сохрани радость жизни», «Мы за жизнь!», «Чистый двор», «Чистый класс».
Тема 10. Подготовка проекта «Я и Я»: «Преступление и наказание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи».
Тема 11. Подготовка проекта «Я и семья»: «История моей семьи», «Семейные традиции», «День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день — вместе», «Нам весело в школе живется».
Тема 12. Представление результатов деятельности. Мини-конференция в классе. Представление своих проектов.
Календарно-тематический план 6 класс
№ | Тема аудиторного и внеаудиторного занятия | Форма орг. внеур. деят- ти /форма занятий | Теория | Практика | Дата проведения | Примечания | |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ | |
1 | Познавательная беседа: «Этапы проектной деятельности» | | 1 | | | | |
2 | Первый этап- поисковый. | | 1 | | 09.09 | | |
3 | Второй этап- конструкторский. | | | 1 | | | |
4 | Третий этап- технологический. | | | 1 | 23.09 | | |
5-6 | Четвертый этап- заключительный. | | 1 | 1 | 30.09 07.10 | | |
7-8 | Секрет успешного выполнения проекта. | | 1 | 1 | 14.10 21.10 | | |
ПРАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ | | | | | | |
9-14 | «Новогодние праздники!» | | | 6 | 28.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 | | |
15-20 | «Я и школа» | | | 6 | 16.12. 23.12 13.01 20.01 27.01 03.02 | | |
21-25 | «Я и планета» | | | 5 | 10.02 17.02 24.02 02.03 09.03 | | |
26-28 | «Я и Я» | | | 3 | 16.03 23.03 06.04 | | |
29-33 | «Я и семья» | | | 5 | 13.04 20.04 27.04 04.05 11.05 | | |
34-35 | Мини-конференция | | | 2 | 18.05 25.05 | | |
| Итого | | | 35 | | | |
Всего по курсу: 35 часа | | |
Содержание программы - 6 класса
Теоретический модуль
Тема 1. Этапы проектной деятельности. Знакомство с понятием проект. Проект предполагает выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Чем проект отличается от исследования. Где использует человек проекты, с какой целью?
Тема 2. Знакомство с основными правилами сотрудничества.
Тема 3. Знакомство с методами создания проектов.
Тема 4. Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график.. Поиск оптимального решения задачи проекта, исследование вариантов конструкции продукта труда с учетом требований дизайна. На этом этапе особое внимание уделяется составлению конструкторской документации (схем, рисунков, графиков). Практические задания по созданию схем, графиков.
Тема 5. Работа с книгой. Поиск информации.
Тема 6. Как сделать сообщение о своем проекте. План выступления.
Практический модуль
Тема 7. Подготовка проекта «Новогодние праздники!». Предполагаемые темы проекта: «Мой подарок», «Новогодняя игрушка», «Учимся встречать друзей», «Мой праздник», конкурс проектов «Вместо елки-букет»
Тема 8. Подготовка проекта «Я и школа». Предполагаемые темы проекта: «Мой досуг», «Книжная неделя», «Подари учебник школе».
Тема 9, Подготовка проекта «Я и планета»: «Цвети, Земля». «Наедине с природой», «Мы класс, свободный от курения», «Сохрани радость жизни», «Мы за жизнь!», «Чистый двор», «Чистый класс».
Тема 10. Подготовка проекта «Я и Я»: «Преступление и наказание», «Я и политика», «Учимся строить отношения», «Рука помощи».
Тема 11. Подготовка проекта «Я и семья»: «История моей семьи», «Семейные традиции», «День матери», презентации семейного опыта, «Школьный день — вместе», «Нам весело в школе живется».
Тема 12. Представление результатов деятельности. Мини-конференция в классе. Представление своих проектов.