муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол №1 26 от 26 августа 2016 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №24 29 августа 2016г. | Утверждено приказом МБОУ СОШ №24 № 113/1 от «01» сентября 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Добро есть жизнь»
Направление «Социальное»
для учащихся 6б класса
Штрекер И.А.
учитель химии и биологии
2016
Пояснительная записка
Программа «Добро есть жизнь» направлена на воспитание духовно развитой личности через творческую деятельность. В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Учащиеся учат стихи, смотрят фильмы, много читают и участвуют в конференциях.
Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом .
Данная Программа предназначена для обучающихся 6 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 35 часов в год. Занятия проводятся во время, отведённое для внеурочной деятельности 1 раза в неделю.
Цель: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей личности через активную творческую деятельность.
Задачи:
-формирование основ толерантного сознания обучающихся;
-осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности;
-формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека;
-развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации их образовательной деятельности.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Добро есть жизнь», являются:
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-формирование познавательной и информационной культуры;
-формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Добро есть жизнь», являются:
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
-формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
-умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
-умение извлекать информацию из различных источников.
-умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Добро есть жизнь» являются:
1. Формирование основ гражданской личности учащегося;
2. Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
2. Содержание
1. Мораль и нравственность. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. Понятийный аппарат: мораль, моральный долг, нравственность.
Практическая часть: чтение художественных произведений нравственности, мини-диспут « Моральный долг», создание творческих работ, (поздравление учителей-ветеранов с Днем Знаний и с Днем Учителя «Законы нашего класса» В школе ты гость и хозяин. Воспитательный аспект: развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи. Д.С. Лихачев «Письма о добром» «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»
2. Милосердие. Цель: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным.
Понятийный аппарат: доброта, чуткость, милосердие, гуманность.
Практическая часть: просмотр фильма с последующим обсуждением, диспут «Альтруизм и эгоизм: «за» и «против», праздник «Моя мама – лучшая на свете».
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.
3. Добро и зло. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Понятийный аппарат: добро и зло. Практическая часть: Беседа Добро и зло в душе человека семинар, выразительное чтение художественных произведений: А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Дружба — чудесное слово О верности слову в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово». Что такое свобода. Свободен ли я? Практический семинар. «Только ли в сказках добро побеждает зло?» Конкурс чтецов «Да, были люди в наше время…» Эвристическая беседа Совесть
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся отзывчивости, взаимопомощи, доброго отношения к окружающим.
4. Толерантность. Цель: формирование у учащихся толерантности мышления, уважения к своим правам и правам других людей. Понятийный аппарат: уважение, толерантность. Практическая часть: Просмотр фильма и его обсуждение Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Диспут «Внешний облик — внутренний мир». Дискуссия «Уважение или толерантность?» Акция «Письмо солдату» «Есть такая профессия -Родину защищать» Беседа «Есть женщины…» Конференция «21 марта – День Земли» Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, уважения к людям других национальностей.
5. Честь, достоинство и совесть. Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания учащихся на самопознании и дальнейшем саморазвитии собственной личности. Понятийный аппарат: честь, долг, достоинство, совесть. Практическая часть: Акция «Помоги птице зимой». Викторина «Космос далекий и близкий». Акция «Весенняя неделя добра» КТД «Зеленый росток» «Никто не забыт – ничто не забыто» Социальный проект «Подарок ветерану». Акция «Здоровье – мое богатство» Это кто шагает в ряд? Однодневный туристический поход в лес.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
Тематическое планирование
Раздел | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Мораль и нравственность | 9 |
2 | Милосердие | 4 |
3. | Добро и зло | 7 |
4 | Толерантность | 7 |
5 | Честь, достоинство и совесть | 8 |
6 | Итого | 35 |
Приложение
К рабочей программе
по внеурочной деятельности
«Добро есть жизнь»
(приказ №113/1 от 01.09.16г.)
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___ от 26 августа 2016г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______________________________ от «29 » августа 2016г. | Утверждено Приказом МБОУ СОШ №24 №113/1 от 01 сентября 2016г. |
Календарно – тематическое планирование
№№ | дата проведения | факт. дата | Тема | примечание |
1.Мораль и нравственность |
1 | 01.09 | | Операция «Цветы в подарок» (поздравление учителей-ветеранов с Днем Знаний и с Днем Учителя ) | |
2 | 08.09 | | Оформление классного уголка. «Законы нашего класса» В школе ты гость и хозяин. | |
3 | 15.09 | | «Выбор классного актива, распределение обязанностей» | |
4 | 22.09 | | Всероссийский экологический субботник. «Страна моей мечты» | |
5 | 29.09 | | Эвристическая беседа о книге Чтение, обсуждение книги Д.С. Лихачева «Письма о добром» (Письмо третье. Самое большое) | |
6 | 6.10 | | Акция «Праздник в подарок» (открытки для пожилых людей). Конкурс сочинений «И с вами рядом нам становится теплей…». | |
7 | 13.10 | | В.К. Железняков «Чучело». Развитие нравственных чувств | |
8 | 20.10 | | Мини-диспут Моральный долг | |
9 | 27.10 | | В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки». «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» | |
2.Милосердие |
10 | 10.11 | | Рассказ Б.Л. Васильева «Великолепная шестерка». Развитие нравственных чувств | |
11 | 17.10 | | Беседа Поговорим о милосердии | |
12 | 24.10 | | Диспут Альтруизм и эгоизм: «за» и «против» | |
13 | 30.10 | | «Моя мама – лучшая на свете» | |
3.Добро и зло |
14 | 01.12 | | Беседа Добро и зло в душе человека | |
15 | 08.12 | | Практический семинар.Только ли в сказках добро побеждает зло? Формирование нравственных понятий | |
16 | 15.12 | | Что такое свобода. Свободен ли я? | |
17 | 22.12 | | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Дружба — чудесное слово | |
18 | 12.01 | | О верности слову в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово» | |
19 | 19.01 | | Эвристическая беседа Совесть | |
20 | 26.01 | | Конкурс чтецов «Да, были люди в наше время…» | |
4.Толерантность |
21 | 02.02 | | Диспут Внешний облик — внутренний мир | |
22 | 09.02 | | Просмотр фильма и его обсуждение Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» | |
23 | 16.02 | | Акция «Письмо солдату» | |
24 | 02.03 | | «Есть такая профессия -Родину защищать» | |
25 | 09.03 | | Беседа «Есть женщины…» | |
26 | 16.03 | | Дискуссия Уважение или толерантность? | |
27 | 23.03 | | Конференция «21 марта – День Земли» | |
5.Честь, достоинство и совесть |
28 | 06.04 | | Акция «Помоги птице зимой» | |
29 | 13.04 | | Викторина «Космос далекий и близкий» | |
30 | 20.04 | | Акция «Весенняя неделя добра» | |
31 | 27.04 | | КТД «Зеленый росток» | |
32 | 04.05 | | «Никто не забыт – ничто не забыто» | |
33 | 11.05 | | Социальный проект «Подарок ветерану». | |
34 | 19.05 | | Акция «Здоровье – мое богатство» | |
35 | 26.05 | | Это кто шагает в ряд? Однодневный туристический поход в лес. | |