СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Азбука здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 1 часу в неделю, 34 часа в год. 

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Программа курса включает три основных раздела:

1.   Секреты здоровья.

2.  Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новопостояловская основная общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области




Рассмотрено

Протокол заседания

методического объединения

__ от ___________2017г.


Принят

Педагогическим советом школы

Протокол

__ от ____________ 2017г.


«Утверждаю

Директор школы

___________/ Коровин В.К./

Приказ № __ от «__» _______ 2017г.










Рабочая программа

внеурочной деятельности

по социальному проекту «Формирование здорового и безопасного образа жизни»

Азбука здоровья

1 – 4 класс





Срок реализации 2017-2021 гг.

Составитель: Бондаренко Светлана Алексеевна,

учитель.

















Программа «Азбука здоровья»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов. Одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска). Последние составляют четыре группы:

  • образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);

  • наследственность (20 %);

  • внешняя среда (20 %);

  • качество медицинского обслуживания (10 %).

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении.

В связи с этим перед школой стоят сразу две задачи:

  • сохранить, поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребёнок приходит в образовательное учреждение;

  • воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью.


Программа «Азбука здоровья» направлена на решение этих задач.

Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

Программа основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:

1. Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

2. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, уме-ний, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Сис-тематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоро-вьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно-воспи-тательный режим.

3. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов дея-тельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

4. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровье сберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

5. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и вос-питания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каж-дого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготов-ленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершен-ствования умений и навыков.

6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

7. Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он зак-лючается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

8. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.

9. Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

10. Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятель-ности, инициативы и творчества.

11. Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофи-зических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

12. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

13. Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружаю-щих людей.

14. Принцип «Не навреди!» предусматривает использование только безопасных приёмов оздоровле-ния, апробированных и официально признанных.


Программа «Азбука здоровья» рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов по 1 часу в неделю, 34 часа в год. За 4 года будет проведено 136 часов.

Программа курса включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

В ходе изучения основных разделов программы «Азбука здоровья» ученики научатся:

- составлять режим дня;

- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;

- управлять своими эмоциями;

- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

- включать в свой рацион питания полезные продукты;

- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

- соблюдать правила пользования общественным транспортом;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.



ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ



п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

Секреты здоровья

беседа

I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

рассказ

I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

работа над проектом

II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

викторина

II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

игра в сети Интернет

III уровень. Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия.

просмотр фильма

I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

выполнение упражнений

I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

2

Попрыгать, поиграть

подвижные игры

II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

спортивные игры, эстафеты

II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3

Профилактика детского травматизма

беседа

I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

рассказ

I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

просмотр фильма

I уровень. Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.



игра

II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



моделирование ситуации

II уровень. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Секреты здоровья

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

Попрыгать, поиграть

Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.

Профилактика детского травматизма

Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.

Форма аттестации:

реализация данной программы не пред­полагает прохождения обучающимися промежуточной и итого­вой аттестаций. Однако отслеживание результатов планируется осуществлять путём проведения урока-соревнования, урока-КВНа, урока-деловой игры, урока-вик­торины, анкетирования, тестов, выполнения контрольных занятий и др.

Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • признаки утомления, в том числе зрительного;

  • чем отличается состояние здоровья от состояния болезни;

  • понятие «эмоции», «настроение», основные виды эмоций у себя и других людей;

  • общепринятые правила коммуникации;

  • названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

  • правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных по­мещений, одежды, обуви и др.;

  • основные правила рационального питания с учетом возраста:

  • правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

  • основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;

  • способы охраны своего здоровья от простудных и некото­рых других инфекционных заболеваний;

  • правила оказания первой доврачебной помощи;

  • вредные привычки и какой вред представляют они для здоровья;

  • алкоголизм и наркомания - трудноизлечимые заболевания;

  • основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций;

  • лечебные учреждения, профессии врачей-специалистов, ко­торые могут оказать услуги в случае болезни; почему необходи­мо посещать врача;

  • лечебные свойства некоторых деревьев, кустарников, трав;

  • правила использования лекарственных растений для про­филактики и лечения некоторых заболеваний;

  • особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания для их совершенствования и кор­рекции;

  • правила общения с взрослыми незнакомыми людьми обое­го пола, избегая тем самым возможных экстремальных си­туаций;

  • значение досуга, образа жизни для личного здоровья, хо­рошего самочувствия, успехов в учебе;

  • значение двигательной активности для развития здорового организма;

уметь:

  • применить общепринятые правила коммуникации;

  • соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

  • выделить, проанализировать и рассказать о субъективных признаках своей усталости;

  • словесно объяснить основные виды эмоций и настроения, отчетливо выразить их с помощью жестов, мимики и позы;

  • приготовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощ­ные коктейли;

  • самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций;

  • корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми;

  • в случае необходимости правильно обратиться за экстрен­ной медицинской помощью;

  • аккуратно и осознанно обращаться с лекарствами, которые хранятся дома;

  • ( в модельных условиях) избегать ситуации пассивного ку­рения;

  • отказаться от вредных привычек;

  • в случае необходимости правильно обратиться за экстрен­ной медицинской помощью;

  • выполнять правила профилактики заболеваний позвоноч­ника, стопы, органов зрения, слуха и других;

-экологически взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни;

-оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;

  • правильно строить режим дня и выполнять его;

-составить для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;

  • измерять рост, массу тела, определять частоту своего пуль­са и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

  • распознавать и анализировать опасные ситуации, прогно­зировать последствия и находить выход из них;

-удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;

  • любить и почитать отца, мать, уважать других членов се­мьи, помогать вести хозяйственные дела в семье;

  • соблюдать правила дорожного движения;

  • соблюдать правила пожарной безопасности;

  • соблюдать правила поведения в природе, в быту;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • правильно обращаться с домашними и дикими животными;

иметь представление:

  • о том, что восприимчивость к наркотическим средствам индивидуальна и зависимость может наступить после первого приема.

Ожидаемый конечный результат:

  • Улучшение организации и повышение качества оказания психологической помощи детям и взрослым.

  • Формирование здорового жизненного стиля и высокоак­тивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у млад­ших школьников.

  • Эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физиче­ского состояния ребенка, по уменьшению заболеваемо­сти, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлени­ям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения (34 часа)

п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Секреты здоровья»

16

11

5

1

От улыбки хмурый день светлей…

1

1

2

Режим дня.

1

1

-

3

Утренняя зарядка.

1

1

-

4

Учимся правильно дышать.

1


1

5

Сон – лучшее лекарство.

1

1

6

Наши друзья – вода и мыло.

1

1

7

Чтобы зубы не болели.

1

1

-

8

Гимнастика для глаз.

1

1

9

«Рабочие инструменты» человека.

1

1

-

10

Гигиена кожи.

1

1

-

11

Чтобы уши слышали.

1

1

-

12

Осанка – стройная спина.

1

-

1

13

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

1

1

14

Самые полезные продукты.

1

1

15

Лекарства в лесу.

1

1

16

Обобщение по разделу. Викторина «Секреты здоровья».

1

1


Раздел «Попрыгать, поиграть»

2

2

17

Подвижные игры.

1

1

18

Спортивные игры и эстафеты.

1

1


Раздел «Профилактика детского травматизма»

16

13

3


1. Правила дорожного движения

7

6

1

19

Элементы улиц и дорог: тротуар, бордюр, проезжая часть. Правостороннее движение пешеходов по тротуарам.

1

1

20

Красный, жёлтый, зелёный.

1

1

21

Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие.

1

1

22

Участники дорожного движения.

1

1

23

Виды транспортных средств.

1

1

24

Я – велосипедист.

1

1

25

Экскурсия «Безопасный путь в школу. Где можно играть?»

1

1


2. Правила пожарной безопасности

3

2

1

26

Огонь – друг или враг?

1

1

27

Где дым, там и огонь.

1

1

28

Спички детям – не игрушка.

1

1


3. Правила поведения в быту

2

2

-

29

Опасность у нас дома.

1

1

-

30

Безопасность при общении с домашними животными.

1

1

-


4. Правила поведения в природе

4

3

1

31

Если солнечно и жарко.

1

1

-

32

Если на улице дождь и гроза.

1

1

-

33

Правила безопасности на воде.

1

1

-

34

Обобщение по разделу. Викторина «Моя безопасность»

1

1


Итого

34

24

10



2 год обучения (34 часа)

п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Секреты здоровья»

13

7

6

1

Настроение в школе и дома.

1

-

1

2

Поведение в школе.

1

1

-

3

Болезни глаз. Как их предупредить.

1

-

1

4

Слух - большая ценность для человека.

1

1

-

5

Профилактика кариеса.

1

1

-

6

Комплекс утренней гимнастики для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.

1

1

7

Чтобы ноги не знали усталости. Комплекс упражнений.

1

1

8

Режим питания.

1

1

-

9

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

1

1

10

Работа над проектом по теме «Основа здорового питания».

1

1

11

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1

1

12

Гигиена тела и души.

1

1

13

Обобщение по разделу. Игра «Учимся не болеть».

1

1


Раздел «Попрыгать, поиграть»

2

2

14

Подвижные игры.

1

1

15

Спортивные игры и эстафеты.

1

1


Раздел «Профилактика детского травматизма»

19

16

3


1. Правила дорожного движения

9

8

1

16

Элементы улиц и дорог: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

1

1

17

Светофор и его виды.

1

1

18

Экскурсия «Элементы улиц и дорог».

1

1

19

Дорожные знаки: информационно-указательные, знаки приоритета, знаки сервиса.

1

1

-

20

Правила поведения на загородной дороге.

1

1

21

Правила перехода улицы на регулируемом перекрёстке.

1

1

22

Причины ДТП.

1

1

23

Тормозной путь транспорта.

1

1

24

Памятка велосипедиста.

1

1


2. Правила пожарной безопасности

2

2

-

25

Чтобы огонь не причинил вреда.

1

1

-

26

Правила поведения в случае пожара в квартире.

1

1

-


3. Правила поведения в быту

3

2

1

27

Как уберечься от поражения электрическим током.

1

1

-

28

Если ты ушибся или порезался.

1

-

1

29

Если в глаз, ухо, нос попало инородное тело.

1

1

-


4. Правила поведения в природе

5

4

1

30

Правила безопасности в любую погоду. Гололёд.

1

1

31

Как уберечься от мороза.

1

1

32

Правила поведения на воде.

1

1

-

33

Меры предосторожности при обращении с дикими животными.

1

1

-

34

Обобщение по разделу.

Игра «Светофор здоровья».

1

1


Итого

34

23

11



3 год обучения (34 часа)

п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Секреты здоровья»

9

3

6

1-2

Вредные привычки.

2

1

1

3

Азбука питания.

1

1

-

4

Как избежать отравлений.

1

1

-

5

Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.

1

1

6

Глаза – главные помощники человека.

1

-

1

7-8

Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью».

2

2

9

Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья».

1

1


Раздел «Попрыгать, поиграть»

4

4

10-11

Подвижные игры.

2

2

12

Спортивные игры и эстафеты.

1

1

13

Игры разных народов.

1

1


Раздел «Профилактика детского травматизма»

21

9

12


1. Правила дорожного движения

10

4

6

14

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков».

1

1

15

Элементы улиц и дорог: дорожная разметка.

1

1

16

Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.

1

1

17

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

1

1

18

Железнодорожный переезд.

1

1

19-20

Детский дорожно-транспортный травматизм.

2

1

1

21-22

Работа над проектом по теме «Безопасный путь».

2

2

23

Игра «Школа светофорных наук».

1

1


2. Правила пожарной безопасности

3

1

2

24

Как вести себя во время пожара в школе.

1

-

1

25-26

Азбука пожарной безопасности.

2

1

1


3. Правила поведения в быту

2

1

1

27-28

Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе.

2

1

1


4. Правила поведения в природе

6

3

3

29

Как уберечься от укусов насекомых.

2

1

-

30-31

Как уберечься от ушибов и переломов.

2

1

1

32

Правила безопасности во время грозы.

1

1

33-34

Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

2

2


Итого

34

12

22


4 год обучения (34 часа)

п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика


Раздел «Секреты здоровья»

17

8

9

1-2

Эмоции, стресс, чувства, поступки человека.

2

1

1

3-4

Профилактика инфекционных болезней.

2

1

1

5-6

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

2

1

1

7

Основные виды травм у детей школьного возраста.

1

1

8-9

Первая медицинская помощь при кровотечении.

2

1

1

10

Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

1

-

11

Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.

1

-

1

12

Оказание первой помощи при отравлениях.

1

1

-

13-14

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

2

1

1

15-16

Работа над проектом по теме «Секреты здоровья».

2

2

17

Обобщение по разделу. Деловая игра «Формула здоровья».

1

1


Раздел «Попрыгать, поиграть»

3

3

18

Подвижные игры.

1

1

19

Спортивные игры и эстафеты.

1

1

20

Игры разных народов.

1

1


Раздел «Профилактика детского травматизма»

14

7

7


1. Правила дорожного движения

5

3

2

21

Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

1

1

22

Поездка на легковом автомобиле и в кабине грузового автомобиля.

1

1

23

Поездка на метро, на электропоезде по железной дороге.

1

1

24

Опасная ситуация.

1

1

25

Этого могло не случиться.

1

1


2. Правила пожарной безопасности

3

2

1

26

Что я расскажу младшему брату о пожаре?

1

1

27

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии.

1

1

-

28

Отравляющие ядовитые газы.

1

1


3. Правила поведения в быту

2

2

29-30

Безопасное поведение в быту.

2

2


4. Правила поведения в природе

4

2

2

31

Правила техники безопасности для туриста.

1

1

-

32

Средства и способы спасения утопающих.

1

-

1

33

Поведение во время наводнения, штормового предупреждения.

1

1

-

34

Обобщение по разделу. КВН «Здоровье и безопасность»

1

1


Итого

34

15

19



Приложение 1

Комплекс утренней зарядки для профилактики простудных заболеваний

1 упражнение

Выполнять сидя. Сделать медленный вдох через рот, а затем выдохнуть воздух через нос рывками, как бы проталкивая его. Упражнение выполнять в среднем темпе (5 вдохов – 5 выдохов).

2 упражнение

Выполнять сидя. Сделать обычный вдох левой ноздрёй (правую зажать пальцем), а выдохнуть через правую. Повторить 5 раз в спокойном темпе. Затем сделать вдох правой ноздрёй (левую перекрыть пальцем), а выдох левой. Повторить 5 раз в обычном темпе.

3 упражнение

Выполнять сидя. Плотно закрыть рот ладонью правой руки. Указательным пальцем левой руки зажать левую ноздрю. Вдыхать и выдыхать только правой ноздрёй в обычном темпе (5 вдохов – 5 выдохов). Затем закрыть правую ноздрю и дышать только левой (5 вдохов – 5 выдохов).

4 упражнение

Выполнять сидя. Сначала медленно вдохнуть носом, затем в обычном темпе выдохнуть ртом через сомкнутые губы. Повторить 5 раз.

5 упражнение

Выполнять сидя. Губы сомкнуть, щёки надуть. Нажимая на щёки ладонями, выпустить воздух из-за щёк сквозь сжатые губы. Вдох делать в обычном темпе через нос (можно переменно левой и правой ноздрёй). Повторить упражнение 5 раз.

6 упражнение

Лёжа на спине, дышать животом, руки для контроля положить на грудь и живот. Повторить 5 раз.

7 упражнение

Лёжа на спине, дышать, поднимая руки вверх со вздохом, опускать с выдохом. Выдох должен быть вдвое больше вдоха. Повторить 5 раз.

8 упражнение

Сидя на стуле, развести руки в стороны с вдохом, обнять себя за плечи с выдохом. Повторить 5 раз.

9 упражнение

Стоя, поставить ноги шире плеч, скрестить руки в замок и подняться, прогнуться, с выдохом резко опустить руки, и тут же подняться. С выдохом произносить «ха». Повторить 5 раз.

10 упражнение

Стоя, выполнять круговые движения руками в виде гребли. Повторить 5 раз.



Приложение 2

Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия (http://www.100let.net/2u_shkolnik_gimnastika.htm )

1. Ходьба. Шаг с правой ноги—хлопок руками вперёд, шаг с левой ноги—хлопок руками за спиной. В течение 30 секунд.

2. И. п.—стоя, ноги врозь, кисти сжаты в кулаки. На счёт 1 —повернуть туловище вправо, развести руки в стороны, сделать ими рывок назад, при этом энергично разжимать пальцы (рисунок 1); на счет 2—вернуться в и, п. На счет 3—4—то же в другую сторону. Ноги с места не сдвигать. Повторить 6—8 раз. Дыхание произвольное.

3. И. п.—стоя, ноги вместе, руки опущены. Круговые движения прямыми руками вперёд, с одновременными полуприседами. То же, выполняя круговые движения руками назад. Повторить 12—16 раз. Дыхание произвольное.

4. И. п.—сидя верхом на стуле, руки на поясе. На счёт 1—2, наклоняясь в сторону, коснуться рукой пола как можно дальше от стула; на счёт 3—4—вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить 4—6 раз. Дыхание произвольное.

5. И. п.—сидя на краю стула, руки сзади на сиденье, правая нога согнута, левая выпрямлена. На счёт 1—3—вращение ногами вперёд, как при езде на велосипеде. На счёт 4—6—то же назад. Дыхание произвольное. Повторить 6—8 раз.

6. И. п.—стоя «в линию» (носок правой ноги—к пятке левой), руки опущены. Насчёт 1 — подняться на носки, руки в стороны—вдох, на счёт 2—4 присесть (не опускаясь на пятки), повернуться вправо и опустить руки вниз—выдох. То же, приставив носок левой ноги к пятке правой ноги. Повторить 4—6 раз.

7. И. п.—сидя на полу, ноги шире плеч, руки к плечам. На счет 1, отведя плечи назад, прогнуться — вдох; на счет 2—наклониться вперёд поворачивая туловище вправо, левым локтем коснуться пола перед собой— выдох; на счёт 2—вернуться в и. п.—вдох. На счёт 3—4—то же в другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 6 раз.

8. И. п.—лёжа на спине, руки вверху за головой. На счёт 1—2— прогибаясь в пояснице, перекатиться на живот через правый бок; на счёт 3—4—вернуться в и. п. На счёт 5—8—тоже а другую сторону. Ноги в коленях не сгибать. Дыхание произвольное.

9. И. п.—лёжа на спине, руки на полу вдоль туловища. На счёт 1—2— поднимая прямые ноги вверх, коснуться носками пола за головой; на счёт 3—4—вернуться в и. п. Дыхание произвольное. Повторить 4—6 раз.

10. И. п.—стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах, с поворотами. На счёт 1—3—прыжки на носках на месте; на счёт 4—поворот на 90 градусов . Дыхание произвольное. В течение 30—40 секунд.

11. Ходьба с энергичными махами руками в течение 1 минуты. Дыхание произвольное.

Приложение 3

Подвижные игры на улице (Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.)

Зайцы и собаки (Эстонская игра «Пейде»)

Из числа игроков выбирают двух-трёх собак, двух-трёх

охотников, остальные игроки – зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, прячась за деревьями и кустами (закапываться, ложиться, садится в снег нельзя). Охотники и собаки в это время закрывают глаза и отворачиваются в противоположную сторону.

По сигналу ведущего охотники с собаками отправляются на поиски. Если собака находит играющего, она должна звать охотника, но не имеет право задерживать игрока. Охотник должен попасть в зайца снежком, только тогда считается, что заяц пойман. Снежки можно кидать только в ноги. Играют до тех пор, пока все зайцы не будут пойманы.

Ночная охота

В центре игровой площадки находится охотник – выбранный ребёнок, которому завязывают глаза. Около охотника лежит большое количество снежков. Остальные дети – различные звери. По сигналу охотник, прислушиваясь и определяя на слух местоположение игроков-зверей, бросает в них снежки. Тот, в кого попали, выбывает или меняется с охотником местами. Выигрывает охотник, который потратил меньше снежков для попадания.

Рыбки в пруду

Для игры лыжными палками, воткнутыми в снег, огораживается круг. Расстояние между палками не более 1 м. Выбирается водящий – щука. Она находится в центре огороженного круга (можно обозначить ей домик). Остальные игроки – рыбки. Они забегают внутрь круга, бегают там, но им надо опасаться щуки. Неожиданно она может выскочить и ловить рыбок. Игроки-рыбки выбегают из круга, но так, чтобы не задеть лыжные палки. Рыбка, сбившая палку, считается пойманной и идёт в домик щуки (или выбывает из игры). После 3-5 пойманных рыбок щука меняется, а пойманные игроки возвращаются в игру.



































Список литературы:

1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.

2. Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.

3.Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/

4. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/

5. Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/519723/

6. Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.



Список рекомендуемой литературы:

1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.

2. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm

3. Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743

4. Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html

5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

6. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.

7. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm

8. Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm

9. Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/

10. Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm

11. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.





 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!