СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» имеет спортивно-оздоровительную направленность.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области






Утверждаю Рассмотрено

Директор МБОУ Староюрьевской СОШ

________________Т.И. Киселева

на методсовете

Протокол № от

Зам.дир. по УВР-------------------

Стуканова Е.Е.




Программа внеурочной деятельности


«Азбука здоровья»




Возраст детей 7-11 лет

Срок реализации: 4 года



Автор-составитель: Юдакова Любовь Николаевна, учитель начальных классов





Староюрьево-2015 г

Пояснительная записка


Направленность программы


Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» имеет спортивно-оздоровительную направленность. Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность - все это слагаемые здоровья человека. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.


Актуальность программы

Воспитание здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Новизна программы

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.


Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.


Задачи программы.

 Обучающие:

         Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;

        Расширить представление учащихся о дорожной среде;

        Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене; 

        Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.

 Развивающие:

        Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;

        Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;

     Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

Воспитательные:

        Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;

       Формирование установки на здоровый образ жизни;

        Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;

         Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;

         Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

      Установление положительной психологической атмосферы в классе.

Отличительные особенности программы

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Азбука здоровья”, предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.


Возраст детей: 7-11 лет. Состав группы-одновозрастной. Физически здоровы.


Сроки реализации: данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 4 года обучения. 1 год - 36 часов, 2 год – 36 часов, 3 год – 36 часов, 4 год – 36 часов.


Схема возрастного и количественного распределения детей по группам.количество занятий в неделю,их продолжительность.


Год

обучения

Количество детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час.

Общее

количество часов

в неделю

Общее

количество часов в год

1

17

1

1(35 мин)

1

36

2

17

1

1(35 мин)

1

36

3

4

17

17

1

1

1(35мин)

1(35мин)

1

1

36

Формы организации занятий:

беседы, лекции, чтение книг, конкурсы, викторины, дискуссии, встречи с психологом, социальным работником, медработником.


Методы и приемы обучения:

игры, экскурсии, выставки.


Учебная нагрузка - 1 час в неделю - 36часов в год. ;


Содержание программы определено с учетом:

-возрастных,психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся,интересов и потребностей учащихся.

-тенденции развития воспитания и образования.


Характеристика ожидаемых результатов.


К концу 1 года обучения обучащиеся должны

 знать:        Основные режимные моменты;

          Правила поведения учащихся в школе;

         Правила личной гигиены;

         Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;

          Что такое полезные и вредные привычки;

 Уметь:         Планировать свое время;

          Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;

         Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;

          Оказывать первую медицинскую помощь. 

Владеть:          Основными правилами сохранения здоровья;

         Навыками коммуникации;

    Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье; Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется

следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных задании.

Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.


К концу 2 года обучающиеся должны знать:

1. Способы выражения извинения, просьбы.

2. Комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе.

3. Правила приёма воздушных и солнечных ванн.    

Обучающиеся должны уметь.

1. Определять степень вежливого поведения.

2. Доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей.

3. Вступать в контакт с людьми и поддерживать его.

4. Соблюдать социальные нормы поведения

5. Ухаживать за животными и растениями.

6. Самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки.

7. Выполнять правила гигиены полости рта.

8. Выполнять гигиенические правила по уходу за кожей.

9.Организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении.

10. Оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах


К концу 3 года обучающиеся должны знать:

1. Родословную своей семьи.

2. Причины плоскостопия и способы профилактики.

3.Гигиенические правила сохранения зрения.

4.Как происходит дыхание.

5. Роль закаливания и правила его выполнения.

Обучающиеся должны уметь:

1. Позитивно относится к себе и сопереживать другим.

2.Регулировать труд и отдых.

3. Выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя

4. Осознанно выполнять правила гигиены полости рта.

5. Противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки.

6. Осознано охранять природу. 

К концу 4 года обучающиеся должны знать:

1. Типу темпераментов

2. Факторы укрепляющие и нарушающие здоровье.

3. Питательные вещества и их значение для здорового питания.

уметь:

1. Владеть собой.

2. Осознанно выполнять режим дня.

3. Выполнять гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами.

4. Соблюдать сезонные требования к одежде и обуви.

5. Беречь богатства природы в повседневной жизни. 


Учебно-тематическое планирование для 1года обучения

п/п

Тема занятия

Кол-во

час.

Кол-во час.

теории

Кол-во час.

практики

1

Введение


1

1

-

2

Режим дня, учёбы и отдыха


7

6

1

3

Здоровье и здоровый образ жизни

9

4

5

4

Личная гигиена

8

6

2

5

Основы рационального

питания


5

3

2

6

Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья-

6

5

1

9

итого

36

25

11

Учебно-тематическое планирование для 2 года обучения


п/п

Тема занятия

Кол-во

час.

Кол-во час.

теории

Кол-во час.

практики

1

Психическое (душевное) здоровье»


11

5

6

2

Физическое здоровье


13

8

5

3

Природа и мы


12

4

8

4

итого


36


18


18


Учебно-тематическое планирование для 3 года обучения


п/п

Тема занятия

Кол-во

час.

Кол-во час.

теории

Кол-во час.

практики

1

Психическое (душевное) здоровье»


4

4

-

2

Физическое здоровье


23

10

13

3

Природа и мы


9

4

5

4

Итого

36


18


18

Учебно-тематическое планирование для 4 года обучения


п/п

Тема занятия

Кол-во

час.

Кол-во час.

теории

Кол-во час.

практики

1

Психическое (душевное) здоровье»


7

7

-

2

Физическое здоровье


21

11

10

3

Природа и мы


8

5

3

4

Итого


36


23


13


Содержание программы – 1 год обучения

 

Раздел 1.Введение (1 час)

Теория (1 час)

Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

Раздел 2.Режим дня, учёбы и отдыха (7 ч.)

Теория(6 ч.)

Режим дня первоклассника,0 пользе зарядки

Сон - лучшее лекарство.

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах

Собака бывает кусачей

Безопасность в доме

Правила безопасности на воде

Практика (1 ч.)

Составление индивидуального режима дня

Раздел 3.Здоровье и здоровый образ жизни ( 9час)

Теория(4ч)

-Что я знаю 0 ЗОЖ,

Что такое иммунитет?

-Вирусные инфекции и их профилактика

Вредные привычки.

-Травматизм и его профилактика

Советы доктора Айболита.

-Что нуж:но знать о лекарствах

Практика(5ч)

Правила оказания первой медицинской помощи.

Встреча с медработниками.

Конкурс рисунков.

Игра-путешествие.

Буклеты.

Раздел 4.Личная гигиена(8час)

Теория(6ч)

-Как устроен человек? Гигиена позвоночника.

-Забота 0 глазах

Чтобы уши слышали

-Чтобы зубки не грустили .

- Ногти и уход за ними

-Уход за волосами

-Быть не может красоты без мыла, щетки и воды.

Практика(2ч)

-Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой.

-Пользование

индивидуальными средствами гигиены (зубная щетка, расческа),.

Раздел 5.Основы рационального питания(5час)

Теория(3ч)

-Аппетит приходит во время еды Вкусное часто бывает опасным

-Витаминная семья

-Отравления и их профилактика

Практика(2)

-Создание проекта.

-Составление индивидуального меню.

Раздел 6.Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья-(6час)

Теория(5ч)

-Влияние высоких и низких температур на организм. -Одевайся по сезону!

-Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться!

-Мама, папа, я - спортивная семья

-Вместе веселей играть!

Практика(1ч)

-конкурс подвижных игр.


Содержание программы – 2 год обучения.


Раздел 1.«Психическое (душевное) здоровье»-(11час)

Теория(5)

-Как люди общаются?

Твоя семья.

Растения и животные в твоём доме,классе-2ч

Друг и друзья.

Практика(6)

( Диалоги)- письмо.

Родословная твоей семьи. Семейные традиции(рисунок.)

Семейное древо-)

Уход за растениями.

Уход за животными.

Чтение литературных произведений.

Раздел 2.   «Физическое здоровье»-(13ч)

Теория(8ч)

Режим дня.

Сон и его значение для здоровья-2ч

Личная гигиена.

Глаза –зеркало души.

Дыхание.

Твоё питание.

Твои зубы.

Практика(5ч)

Зачем нужно соблюдать режим дня?(рисунок)

разучивание комплекса физминуток для укрепления мышечного корсета.

Ногти и уход за ними. Уход за волосами.

разучивание зрительных физминуток на развитие зрительной памяти.

Правила ухода за зубами.


Раздел 3. «Природа и мы»-(12ч)

Теория(4ч)

-Человек и природа - единое целое.

-Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе.-2ч

Воздушные и солнечные ванны.

Практика(8ч)

Лес – это здоровье.Рисунок- 2ч

Катание на лыжах и коньках- 4ч

Экскурсия в парк-2ч



Содержание программы – 3 год обучения


Раздел 1. «Психическое (душевное) здоровье»-(4час)

Теория(4ч)

Человек в мире людей.-2ч.

Как стать самим собой?-2ч


Раздел 2. «Физическое здоровье»-(23час)

Теория(10ч)

Режим дня.-2ч

Движение – жизнь.

Опорно-двигательный аппарат.

Личная гигиена.

Береги зрение.

Твоё дыхание.

Твоё питание.-3ч

Практика(13ч)

Составление индивидуального режима дня.-1ч

Организация и проведение подвижных игр, эстафет на свежем воздухе.-3ч

Разучивание упражнений по профилакитке нарушения осанки и плоскостопия.-2ч

Гигиена полости рта.-1ч практика

Гигиенические правила сохранения зрения. 1ч Гимнастика для глаз.-1ч

Дыхательная гимнастика.

Здоровая пища для всей семьи-составление рецептов.

Выставка «даров осени»-1ч,Праздник «дары осени»1ч


Раздел 3. «Природа и мы»(9ч.)

Теория (4ч)

Экология.-2ч

Зелённая аптека.2ч

Практика(5ч)

Составление запрещающих знаков в природе.-2ч

Конкурс чтецов произведений о природе.

Бережное отношение к окружающему миру.-конкурс рисунков.

Сбор лекарственных растений своего края.


Содержание программы – 4 год обучения


Раздел 1. Психическое (душевное) здоровье»-(7час)

Теория (7ч)

Характер человека.

Типы темпераментов.


Раздел 2. «Физическое здоровье»-(21час)

Теория (11ч)

Режим дня.

Опорно-двигательная система.

Дефекты зрения-2ч.

Органы дыхания и их гигиена

Питание.-2ч

Гигиена полости рта.

Размножение – свойства живых организмов.

Почему неизбежна смерть?

Телесная смерть и человеческое (духовное) бессмертие.

Практика (10ч)

Организация учебного и физического труда.(физкультминутки)-3ч

Двигательная активность(разучивание упражнений для зарядки)-2ч

Физические упражнения и их влияние на формирование осанки.-2ч

Дефекты зрения.-гимнастика для глаз.

Сервировка стола.

Мини-сочинение «Гигиена полости рта»


Раздел 3. «Природа и мы»-( 8час)

Теория (5ч)

Человек и его связь с природой.-3ч

Погода и здоровье человека.-2ч

Практика (3ч)

Сезонные требования к одежде и обуви.

Учебно-методическое обеспечение программы:

 

Раздел

(наименование)

Используемые формы организации процесса

Методическое оснащение

Формы проверки результатов

освоения программы

Введение

Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

Выставка книг о здоровье

Собеседование

Режим дня, учёбы и отдыха

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы,викторины

Книги

Составление индивидуального режима дня

Здоровье и здоровый образ жизни

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт

Книги,

видеокассеты,

телевизор,

видеомагнитофон

Конкурс рисунков, игра-путешествие

Личная гигиена

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в музей.

Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды

Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов.

Основы

рационального

питания

Беседы,   чтение   и   обсуждение научно-популярной литературы, конкурс    пословиц    и    загадок, театрализации.

Книги, плакаты

Создание проекта, составление индивидуального меню

Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья

Беседы,   чтение   и   обсуждение научно-популярной литературы, конкурс    пословиц    и    загадок, инсценирование

Книги

Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.

Антиалкогольное и

антитабачное

воспитание

Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы,

Книги,

видеокассеты,

телевизор,

видеомагнитофон

Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.

Самопознание и саморегуляция

Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом

Книги

Тестирование


Календарно-тематический план -1 год обучения

Наименование разделов, тем

Всего

п/п

 

часов

 1

Введение

 1

 

Режим дня, учёбы и отдыха

 7

2

Режим дня первоклассника,

1

 

Устав школы и здоровье учеников


3

0 пользе зарядки

1

4

Сон - лучшее лекарство.

1

5

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах

1

6

Собака бывает кусачей

1

7

Безопасность в доме

1

8

Правила безопасности на воде

1

 

Здоровье и здоровый образ жизни

 9

9

Что я знаю 0 ЗОЖ

1

10

Что такое иммунитет?

1

11

Вирусные инфекции и их профилактика

1

12-13

Вредные привычки

2

14

Травматизм и его профилактика

1

15

Советы доктора Айболита

1

16-17

Что нулж:но знать о лекарствах

2

 

Личная гигиена

 8

18

Как устроен человек?

1

 

Гигиена позвоночника


19

Забота 0 глазах

1

20

Чтобы уши слышали

1

21

Чтобы зубки не грустили

1

22

Ногти и уход за ними

1

23-24

25


Уход за волосами

Быть не может красоты без мыла, щетки и воды.

Основы рационального питания


2

1

5

26-27

Аппетит приходит во время еды

2

 

Вкусное часто бывает опасным


28-29

Витаминная семья

2

30

Отравления и их профилактика

1

 



 

Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья

 5

31-32

Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону!

 2

33

Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться!

1

34

Мама, папа, я - спортивная семья

1

35

Вместе веселей играть!

1

 

Антиалкогольное и антитабачное воспитание

 1


36

Правда об алкоголе и табакокурении.

1


 

Календарно-тематическое планирование -2 год обучения


 

 

Тема

 Кол-во час

 

 1 раздел  «Психическое (душевное) здоровье»

  11час

1.-3

Как люди общаются?

3

4-5

Твоя семья.

2

6-8

Растения и животные в твоём доме,классе

3

9-11

Друг и друзья.

3

 2 раздел. «Физическое здоровье» 13час

 

12

Режим дня.

1

13-14

Сон и его значение для здоровья

2

15-16

Твоя осанка

2

17-19

Личная гигиена.

3

20

Глаза –зеркало души.

1

21

Дыхание.

1

22-23.

Твоё питание.

2

24

Твои зубы.

1

 3 раздел. «Природа и мы» 12час

 

25-26

Человек и природа - единое целое.

2

27-32

Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе.

6

33-36

Воздушные и солнечные ванны

4



Календарно-тематическое планирование - 3 год обучения


 

 

Тема

 Кол-во час

 

 1 раздел  «Психическое (душевное) здоровье»

  4час

1.-4

Человек в мире людей.

Как стать самим собой?

3

 2 раздел. «Физическое здоровье» 23час

 

5-7

Режим дня.

3

8-12

Движение – жизнь.

5

13-16

Опорно-двигательный аппарат.

4

17-18

Личная гигиена.

2

19-20

Береги зрение.

2

21-22

Твоё дыхание.

2

23-27

Твоё питание.

5

 



 


3 раздел. «Природа и мы»

 



12час

28-34

Экология

7

35-36

Зелёная аптека.

2


Календарно-тематическое планирование - 4 год обучения


 

 

Тема

 Кол-во час

 

 1 раздел  «Психическое (душевное) здоровье»

  7 час

1.-7

Характер человека.

7

 2 раздел. «Физическое здоровье» 21 час

 

8-10

Режим дня.

3

11-14

Опорно-двигательная система.

4

15-16

Зрение.

2

17-18

Органы дыхания и их гигиена.

2

19-22

Питание.


4

23-24

Гигиена полости рта.

2

25-28

Размножение

4

 



 3 раздел. «Природа и мы»




8 час

29-33

Человек и его связь с природой.

5

34-36

Погода и здоровье человека.

3

Литература для учителя:

Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. - М., 1978.

Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. - Киев, 1982.

30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.

Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.

Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. - М., 1972. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. - Воронеж, 1999.

Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. -М., 1988.

Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. - М., 2004.

Пятьдесят сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск».

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп.-М.: ЦГЛ, 2002

Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. - Волгоград: Учитель, 2007.

Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова,                                    ♦

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001 Фопель К.

Литература для детей:

Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. -М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Большая детская энциклопедия. - М.:000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. - М.:Джулия, 1992

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. - Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.

Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. - М.: Новая школа, 1996. Что такое? Кто такой? В Зт. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Информационная карта программы

1

Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области.

2

Полное название программы

Рабочая программа дополнительного образования «Азбука здоровья»

3

ФИО,должность составителя

Юдакова Любовь Николаевна ,

учитель начальных классов.

контактный телефон -89204738938

4

Сведения о программе


4.1

Нормативная база

Закон РФ «Об образовании РФ»,

Положение об общеобразовательных учреждениях основного общего образования,

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательнаой школе,

Конвенция ООН о правах ребенка,

Конституция Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


4.2

Область применения

Дополнительное образование в рамках организации внеурочной деятельности.

4.3

Направленность

Интеллектуально-познавательная

4.4

Тип программы

Модифицированная

4.5

Вид программы

Образовательная

4.6

Возраст обучающихся

7-11 лет

4.7

Продолжитель-ность обучения

4 года

5

Рецензенты и авторы отзывов

Н.А. Стребкова,заместитель директора МБОУ Староюрьевской СОШ по воспитательной работе.

И.И. Беленова, директор МБОУ ДОД ЦДЮТ Староюрьевского района Тамбовской области.

6

Заключение методсовета

Рекомендовано к утверждению Методическим Советом МБОУ Староюрьевской СОШ

Протокол№ от

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области


Утверждаю Рассмотрено

Директор МБОУ Староюрьевской СОШ на методсовете

________________Т.И.Киселёва Протокол № _____ от ______

Зам. дир. по УВР __________

Стуканова Е.Е.





Подпрограмма

«Лето»

дополнительной общеразвивающей

программы «Азбука здоровья»





Возраст детей: 7-11 лет.

Срок реализации: 4 года.

Составитель: Юдакова Любовь Николаевна, учитель начальных классов











Староюрьево, 2015 г.

Пояснительная записка

Подпрограмма «Лето» дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Азбука здоровья»» имеет социально-педагогическую направленность.

. Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность - все это слагаемые здоровья человека. Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.


Актуальность программы

Воспитание здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами - с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников - нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Новизна программы

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания; педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей.


Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.


Задачи программы.

 Обучающие:

         Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;

        Расширить представление учащихся о дорожной среде;

        Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене; 

        Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.

 Развивающие:

        Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;

        Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;

     Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

Воспитательные:

        Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;

       Формирование установки на здоровый образ жизни;

        Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;

         Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;

         Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

      Установление положительной психологической атмосферы в классе.

Отличительные особенности программы

Программа внеурочной деятельности по социально-педагогическому направлению “Азбука здоровья”, предполагает обучение на двух основных уровнях: 1 – информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; 2 - поведенческий, позволяющий закрепить социально-одобряемые модели поведения.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.

В летнее время помимо основного состава привлекаются дети из лагеря дневного пребывания «Солнышко».

Режим занятий: данная подпрограмма и составленное тематическое планирование рассчитано на 12 часов с режимом работы 1 час в неделю по 35 минут.


Характеристика ожидаемых результатов.


К концу 1 года обучения обучащиеся должны

 знать:        Основные режимные моменты;

          Правила поведения учащихся в школе;

         Правила личной гигиены;

         Как устроен человек на уровне первоначальных сведений;

          Что такое полезные и вредные привычки;

 Уметь:         Планировать свое время;

          Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;

         Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;

          Оказывать первую медицинскую помощь. 

Владеть:          Основными правилами сохранения здоровья;

         Навыками коммуникации;

    Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье; Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется

следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных задании.

Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.


К концу 2 года обучающиеся должны знать:

1. Способы выражения извинения, просьбы.

2. Комплекс подвижных игр и упражнений на свежем воздухе.

3. Правила приёма воздушных и солнечных ванн.    

Обучающиеся должны уметь.

1. Определять степень вежливого поведения.

2. Доброжелательно относиться к людям, радоваться успехам других людей.

3. Вступать в контакт с людьми и поддерживать его.

4. Соблюдать социальные нормы поведения

5. Ухаживать за животными и растениями.

6. Самостоятельно выполнять комплекс физических упражнений для сохранения осанки.

7. Выполнять правила гигиены полости рта.

8. Выполнять гигиенические правила по уходу за кожей.

9.Организовывать зимние игры и оказывать первую помощь при переохлаждении и обморожении.

10. Оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах


К концу 3 года обучающиеся должны знать:

1. Родословную своей семьи.

2. Причины плоскостопия и способы профилактики.

3.Гигиенические правила сохранения зрения.

4.Как происходит дыхание.

5. Роль закаливания и правила его выполнения.

Обучающиеся должны уметь:

1. Позитивно относится к себе и сопереживать другим.

2.Регулировать труд и отдых.

3. Выполнять комплекс дыхательной гимнастики под руководством учителя

4. Осознанно выполнять правила гигиены полости рта.

5. Противостоять вредным привычкам и формировать у себя положительные привычки.

6. Осознано охранять природу. 

К концу 4 года обучающиеся должны знать:

1. Типу темпераментов

2. Факторы укрепляющие и нарушающие здоровье.

3. Питательные вещества и их значение для здорового питания.

уметь:

1. Владеть собой.

2. Осознанно выполнять режим дня.

3. Выполнять гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами.

4. Соблюдать сезонные требования к одежде и обуви.

5. Беречь богатства природы в повседневной жизни. 


Учебно-тематическое планирование.

1 год обучения.

 

Антиалкогольное и антитабачное воспитание

 4

37-38

Правда об алкоголе и табакокурении.

2

39-40

Сам себе я помогу и здоровье сберегу

2

 

Самопознание и саморегуляция

 8

41

Я - неповторимый человек

1

42

Каким я был? Есть? Буду?

1

43-44

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

2

45-46

Учусь настаивать на своем

2

47

0 чем говорят чувства?

1

 48

Моё настроение

1

  2 год обучения.




4 раздел. «Основы здорового образа жизни»-



12час

37-39

Кожа – орган чувств.

3

40-41

Органы дыхания.

2

42-44

Микробы -возбудители болезней

3

45-46

Прививки, и как они спасают от болезней.

2

47-48

Лекарства – дополнительные «органы» Борьбы с болезнями.

2

3 год обучения.

3 Раздел «Природа и мы»

37-39

Зеленая аптека.

4 раздел. «Основы здорового образа жизни»-

3

9час

40-41

Здоровый образ жизни и пути его формирования.

2

42-43

Привычки: полезные и вредные

2

44-48

Летний отдых: охрана и укрепление здоровья.

5


4 год обучения. 3 Раздел «Природа и мы»

37-38

 Народная медицина



4 раздел. «Основы здорового образа жизни»-

 

2


10час

39-40

Кожа и её функции.

2

41-42

Профилактика вредных привычек.

2

43-48

Летние каникулы: охрана и

укрепления здоровья.

6






Содержание программы

1 год обучения.

Раздел 1 Антиалкогольное и Антитабачное воспитание (4час)

Теория(2ч)

-Правда об алкоголе и табакокурении

- Сам себе я помогу и здоровье сберегу

Практика3ч)(

конкурс рисунков и плакатов.-2ч

Раздел 2. Самопознание и саморегуляция ( 8час)

Теория (6ч)

Я - неповторимый человек

Каким я был? Есть? Буду?

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

Учусь настаивать на своем

0 чем говорят чувства?

Моё настроение

Практика(2ч)

Тестирование-2ч


2 год обучения

Раздел 1.  4 раздел. «Основы здорового образа жизни»-(12час)

Теория(5ч)

Кожа – орган чувств.

Органы дыхания.

Микробы -возбудители болезней

Прививки, и как они спасают от болезней.

Лекарства – дополнительные «органы» Борьбы с болезнями.

Практика(7ч)

разучивание комплекса дыхательной гимнастики.-2ч

Встреча с медработниками-2ч



Заготовка лекарственных растений-3ч



3 год обучения



1 раздел. «Природа и мы»-3ч.



Теория (1ч)(Зелённая аптека.

Практика: (2ч) Сбор лекарственных растений края.



2раздел. «Основы здорового образа жизни»-9ч

Теория(3ч)

Здоровый образ жизни и пути его формирования.

Привычки: полезные и вредные

Летний отдых: охрана и укрепление здоровья.

Практика(6ч)

Конкурс рисунков-2ч

Встреча с медработником.-3ч

С социальным работником-1ч



\

4 год обучения

 

1 раздел. «Природа и мы»-2ч

Теория-1ч

Народная медицина.

Практика-1ч

Лекарственные растения-сбор



2 раздел. «Основы здорового образа жизни»-10час

Теория(4ч)

Кожа и её функции.-2ч

Профилактика вредных привычек.

Летние каникулы: охрана и

укрепления здоровья.

Практика(5ч)

Профилактика кожных заболеваний.

Конкурс рисунков-2ч

Правила безопасного поведения на воде

Экскурсия на реку






Учебно-методическое обеспечение программы:

 

Раздел

(наименование)

Используемые формы организации процесса

Методическое оснащение

Формы проверки результатов

освоения программы

Введение

Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы

Выставка книг о здоровье

Собеседование

Режим дня, учёбы и отдыха

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы,викторины

Книги

Составление индивидуального режима дня

Здоровье и здоровый образ жизни

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт

Книги,

видеокассеты,

телевизор,

видеомагнитофон

Конкурс рисунков, игра-путешествие

Личная гигиена

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в музей.

Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды

Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов.

Основы

рационального

питания

Беседы,   чтение   и   обсуждение научно-популярной литературы, конкурс    пословиц    и    загадок, театрализации.

Книги, плакаты

Создание проекта, составление индивидуального меню

Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья

Беседы,   чтение   и   обсуждение научно-популярной литературы, конкурс    пословиц    и    загадок, инсценирование

Книги

Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.

Антиалкогольное и

антитабачное

воспитание

Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы,

Книги,

видеокассеты,

телевизор,

видеомагнитофон

Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.

Самопознание и саморегуляция

Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом

Книги

Тестирование



Литература для учителя:

Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. - М., 1978.

Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. - Киев, 1982.

30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.

Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.

Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. - М., 1972. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. - Воронеж, 1999.

Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. -М., 1988.

Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. - М., 2004.

Пятьдесят сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск».

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп.-М.: ЦГЛ, 2002

Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. - Волгоград: Учитель, 2007.

Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова,                                    ♦

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001 Фопель К.

Литература для детей:

Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. -М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Большая детская энциклопедия. - М.:000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. - М.:Джулия, 1992


 
















































Учебно-тематический план

Тема

Аудиторное занятие

Самостоятельное занятие

Подведение итогов

1.

Лепка из соленого теста.

Как приготовить тесто. Основные приемы работы.

1



2-3.

Лепка из соленого теста. Лепка цветов, животных.


2


4-5.

Лепка кукольных пирогов


2