Пояснительная записка
Программа «Бумажные чудеса» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Фелюковой Елены Николаевны учителя ИЗО и МХК, Кононовой Марии Николаевны учителя начальных классов гимназии №295 Санкт-Петербурга. Программа по внеурочной деятельности является общекультурной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами? В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев – еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками, используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов – педагоги, а юные складыватели – их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у детей.
Цель программы: занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
Обучение различным приемам работы с бумагой.
Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитание интереса к искусству оригами.
Расширение коммуникативных способностей детей.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Значение оригами для развития ребенка:
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Место в учебном плане
Программа адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года, 1 час в неделю. Всего 135 часов: в 1 классе – 33 часа, во 2 - 4 классах – 34 часа.
В 1 год обучения принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Практика показала, что оптимальное количество детей в группе должно быть не более 5 - 10 человек.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 год обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Беседа по охране труда. Знакомство с оригами | 1 |
2 | Базовая форма: «Треугольник» | 4 |
3 | Базовая форма: «Воздушный змей» | 4 |
4 | Базовая форма: «Двойной треугольник» | 4 |
5 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 4 |
6 | Базовая форма: «Конверт» | 4 |
7 | Цветы к празднику 8 марта | 4 |
8 | Летние композиции | 4 |
9 | Впереди – лето! | 3 |
10 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 33 |
К концу 1 – го года обучения учащиеся:
познакомятся с искусством оригами;
научатся различным приемам работы с бумагой;
научатся создавать изделия оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
научатся складывать из листа бумаги квадрат.
2 год обучения
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Беседа по охране труда. | 1 |
2 | Летние композиции | 4 |
3 | Базовая форма «Треугольник» | 4 |
4 | Базовая форма «Воздушный змей» | 3 |
5 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 |
6 | Новогодние украшения | 3 |
7 | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 |
8 | Базовая форма «Конверт» | 4 |
9 | Базовая форма «Рыба» | 5 |
10 | Базовая форма «Дверь» | 4 |
11 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
К концу 2 – го года обучения учащиеся:
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
научатся складывать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
3 год обучения (34 ч.)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Беседа по охране труда. | 1 |
2 | Летние композиции. | 4 |
3 | Чудесные превращения бумажного листа. | 5 |
4 | Модульное оригами. | 7 |
5 | Оригами на праздничном столе. | 6 |
6 | Цветы к празднику 8 марта. | 5 |
7 | Оригами – почта | 3 |
8 | Впереди – лето! | 2 |
9 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого: | 34 |
К концу 3 – го года обучения учащиеся:
- научатся складывать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба»;
- научатся создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую
моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
4 год обучения (34 ч.)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Беседа по охране труда. | 1 |
2 | Оригами в Интернете | 1 |
3 | Летние композиции | 2 |
4 | Изделия из складки | 3 |
5 | Базовая форма «Катамаран» | 4 |
6 | Новогодние украшения | 4 |
7 | Базовая форма «Птица» | 6 |
8 | Цветы и вазы оригами. | 8 |
9 | Базовая форма «Лягушка» | 2 |
10 | Творческая работа | 2 |
11 | Итоговое занятие. | 1 |
| Итого: | 34 |
К концу 4 – го года обучения учащиеся:
-будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- научатся создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
-разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Тематическое планирование
1 класс (33 ч.)
Раздел/ тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
Вводное занятие. Беседа по охране труда Знакомство с оригами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). |
Базовая форма «Треугольник» Стилизованный цветок. Лисенок и собачка. Котик и бычок. | 4 | 1 | 3 | Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы. |
Базовая форма «Воздушный змей» Кролик и щенок. Ворона. Сова. Сказочная птица. | 4 | 1 | 3 |
Базовая форма «Двойной треугольник» Рыбки в аквариуме. Разноцветные бабочки. Головастик и жук. | 4 | 1 | 3 |
Базовая форма «Двойной квадрат» Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду». | 4 | 1 | 3 |
Базовая форма «Конверт» Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». Подводный мир. | 4 | 1 | 3 |
Цветы к празднику 8 марта Открытка «Букет гвоздик». Бутоны роз. Композиция «Букет роз». Тюльпаны. Подснежник. | 4 | - | 4 | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. |
Летние композиции. Нарциссы. Волшебный цветок. Цветы в вазе. Ромашки. | 4 | 0,5 | 3,5 | Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов по инструкционным картам. |
Впереди – лето! Парусный кораблик - гонки на столе. Пароход. Кораблики. | 3 | 0,5 | 2,5 | Складывание изделий на основе изученных базовых форм. |
Итоговое занятие «Оригамская сказка» Чему мы научились за год.
| 1 | 0,5 | 0,5 | Повторение условных знаков и основных приемов складывания, базовые формы. Оформление выставочных работ. |
2 класс (34 ч.)
Раздел/ тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
Вводное занятие. Беседа по охране труда. Оригами – искусство складывания из бумаги. | 1 | | | Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Повторение: базовые формы, условные знаки, основными приемами складывания. |
Летние композиции Колокольчики. Подсолнух. Ромашка. Каллы. | 4 | 0,5 | 3,5 | Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов по инструкционным картам. |
Базовая форма «Треугольник» Птица счастья. Голубь. Композиция «Голубь мира». Домик с крыльцом и домик с трубой. | 4 | 1 | 3 | Знакомство с новой базовой формой. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций. Личные и коллективные работы. |
Базовая форма «Воздушный змей» Лебеди (2 способа). Утка с утенком. | 3 | 1 | 2 |
Базовая форма «Двойной треугольник» Тропическая рыбка. | 2 | 1 | 1 |
Новогодние украшения Звезды из 6, и 12 модулей. Звезды из 16 модулей. Новогодняя открытка «Дед Мороз». | 3 | 1 | 2 | Знакомство с модулем, работа по схеме. Бумажный конструктор. Оформление композиций и поздравительных открыток. |
Базовая форма «Двойной квадрат» Золотая рыбка. Краб. | 3 | 1 | 2 | Знакомство с новой базовой формой. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций. Личные и коллективные работы. |
Базовая форма «Конверт» Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки.Композиция «Аквариум». | 4 | 1 | 3 |
Базовая форма «Рыба» Царевна-Лебедь. Композиция «Закат солнца над лебединым озером». Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду». | 5 | 1 | 3 | Знакомство с новой базовой формой. Складывание изделий на основе этих форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Оформление композиций. Личные и коллективные работы.
|
Базовая форма «Дверь» Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». Декоративные рыбки. Рыбка-вуалехвостка. | 4 | 1 | 3 |
Итоговое занятие «Оригамская сказка» Чему мы научились за год. | 1 | - | 1 | Оформление тематических выставок. Композиция «Аквариум». Композиция «Голубь мира». Композиция «Закат солнца над лебединым озером». Композиция «В деревне». Композиция «Пингвины на льду». |
3 класс (34 ч.)
Раздел/ тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
Вводное занятие. Беседа по охране труда. История развития искусства оригами. | 1 | 1 | - | Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Повторение: базовые формы, условные знаки, основными приемами складывания, инструкционные карты. Рассказ об истории развития искусства оригами. |
Летние композиции. Калужница. Ландыш. Сон-трава. Композиция «На лесной полянке». | 4 | 0,5 | 3,5 | Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций «На лесной полянке». |
Чудесные превращения бумажного листа. Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей). Простые коробки (2 варианта). Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги. Коробки для подарков. Базовая модель. Коробки для подарков (разные варианты). | 5 | 1 | 4 | Из истории оформления подарков. Изготовление модуля. Изготовление базовой модели коробки. Оформление подарков.
|
Модульное оригами. Бусы для елки. Новогодняя гирлянда. Разноцветная звезда из 4 деталей. Звезда из 8 модулей. Звезда из 16 модулей. Ветка ели. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». Оформление класса к Новому году. | 7 | - | 7 | Изготовление модуля по схеме. Изготовление изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Изготовление новогодней открытки. |
Оригами на праздничном столе. Правила этикета. Приглашение – открытка с летящей птицей и рамочка для карточки гостя. Оригами на праздничном столе: салфетка «Веер», салфетка для столового серебра, салфетки «Лилия» и «Петушиный гребень». Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка (вазочка) с декоративными углами. Коробочка «Звезда» и коробочка «Санбо». Вазочка «Не увлекайся конфетами». | 6 | 1 | 5 | Знакомство с правилами этикета. Оформление праздничного стола. Складывание изделий по инструкционным картам. |
Цветы к празднику 8 марта. Василёк и гвоздика. Композиция «Букет гвоздик». Японская ваза для цветов. Объемные тюльпаны. Объемные колокольчики. | 5 | - | 5 | Складывание цветов и изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций. |
Оригами – почта Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта). | 3 | 0,5 | 2,5 | Знакомство с военной почтой. Складывание изделий на основе изученных базовых форм по инструкционным картам. |
Впереди – лето! Пилотка (2 варианта) и шапочка с козырьком. Самолеты и истребители. | 2 | - | 2 | Знакомство с базовой формой «Дом». Складывание изделий на основе данной формы. Работа с инструкционными картами и схемами. |
Итоговое занятие «Оригамская сказка» Чему мы научились за год. | 1 | - | 1 | Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам». |
4 класс (34 ч.)
Раздел/ тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности |
Вводное занятие. Беседа по охране труда. | 1 | 1 | - | Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Повторение: базовые формы, условные знаки, основными приемами складывания, инструкционные карты. |
Оригами в Интернете Компьютерная презентация «Цветочные композиции», «Бумажный сад оригами». | 1 | 1 | - | Знакомство с сайтами об оригами. |
Летние композиции Дицентра («Разбитое сердце»). Хризантема. | 2 | 0,5 | 1,5 | Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов из изученных базовых форм по инструкционным картам. |
Изделия из складки Гвоздика и роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза. | 3 | 0,5 | 2,5 | Знакомство с приемом «складка». Изготовление изделий по инструкционным картам и схемами. Оформление композиции. |
Базовая форма «Катамаран» Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. | 4 | 1 | 3 | Знакомство с базовой формой «Катамаран». Складывание изделий на основе данной базовой формы. Работа с инструкционными картами и схемами. |
Новогодние украшения Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей. | 4 | - | 4 | Изготовление модуля по схеме. Изготовление изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. |
Базовая форма «Птица» Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». | 6 | 1 | 5 | Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на основе данной базовой формы. Работа с инструкционными картами и схемами. |
Цветы и вазы оригами. Игольчатая астра. Космея. Объемный нарцисс. Крокус с листом. Фуксия. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка». | 8 | - | 8 | Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Оформление композиций. |
Базовая форма «Лягушка» Ирис. | 2 | 1 | 1 | Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка на основе данной формы. |
Творческая работа Композиция «Букет цветов». Мой сад оригами. Компьютерная презентация «Бумажный сад оригами». | 2 | - | 2 | Оформление цветочной композиции. Составление компьютерной презентации. |
Итоговое занятие. Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». | 1 | - | 1 | Написание сочинения-эссе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера
• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.
Материально-техническая база и программно - методическое обеспечение
Учебно-методический комплекс
Учебные и методические пособия:
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
Методические разработки:
• Интернет сайт www.origami-school.narod.ru
• Компьютерные презентации:
– Этикет за праздничным столом (для урока «Оригами на праздничном столе»).
– «Цветочные композиции»
– «Бумажный сад оригами»
– «Путешествие по стране оригами» (по материалам сайта «Travel to Oriland»).
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами:
Учебные столы и стулья Выставочные стенды Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия Схемы складывания изделий Журналы и книги по оригами Альбом для лучших работ Конверты для незаконченных работ Белая бумага Цветная бумага тонкая Цветная бумага плотная Двухсторонняя цветная бумага Цветной картон | Линейки Треугольники Простые карандаши Цветные карандаши Ластик Фломастеры Трафареты с кругами Клеенки и резинки для крепления клеенки к столам Ножницы Клей ПВА Кисточки для клея Бумажные салфетки Коробочки для мусора |