Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования 2009 года, на основе рекомендаций по организации внеурочной деятельности (примерные программы ОНО).
Программа внеурочной деятельности «Бумагопластика. Квиллинг» является модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Занятия бумагопластикой позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка. Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “Квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). «Бумагопластика. Квиллинг ” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Цель данной программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами при занятиях бумагопластикой (квиллингом).
Задачи:
развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
знакомство детей с основными приёмами и базовыми формами квиллинга;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
формирование умения следовать устным инструкциям;
расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
Программа рассчитана на 33 учебных часа, по 1 часу в неделю.
Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Бумагопластика. Квиллинг» предполагает достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознания системы общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно – творческой деятельности;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогом изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате обучения у учащихя:
- появятся представления об истории возникновения квиллинга,
- будут знать основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг,
- сформируются практические навыки художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»,
- научатся обращаться с простейшими орудиями труда,
- смогут создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных полосок,
- разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию,
- разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер,
- разовьют сенсорные и умственные способности, пространственное воображение,
- научатся аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке
рабочее место.
Учебно-тематический план.
№п п | Название раздела, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение в программу. | 2 | 1,5 | 0,5 |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
1.2 | История квиллинга. Инструменты и материалы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Конструирование. Вырезание полосок для квиллинга. | 1 | - | 1 |
3 | Приёмы изготовления и основные формы квиллинга. | 6 | 0,5 | 5,5 |
3.1 | Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3.2 | Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга. | 2 | - | 2 |
3.3 | Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. | 2 | - | 2 |
4 | Изготовление цветов в технике «квиллинг». | 11 | 1,5 | 9,5 |
4.1 | Изготовление простых, несложных цветов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4.2 | Изготовление бахромчатых цветов. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4.3 | Открытка «Хризантемы». Изготовление листиков с продольными жилками. | 3 | 0,5 | 2,5 |
4.4 | Коллективная работа. Композиция из цветов. | 4 | - | 4 |
5 | Изготовление животных в технике «квиллинг». | 10 | 1 | 9 |
5.1 5.2 | Базовые формы. Изготовление фигурок животных и птиц в технике «квиллинг». Гофрированный картон. Занимательные игрушки. | 6 4 | 0,5 0,5 | 5,5 3,5 |
6 | Творческая работа по выбору обучающихся. | 2 | - | 2 |
7 | Итоговое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Итого: | 33 | 5 | 28 |
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны знать:
историю развития искусства бумагокручения (квиллинга);
технологию изготовления изделий из бумаги, приёмы и базовые формы квиллинга;
• правила техники безопасности;
• материалы и инструменты, используемые при работе с бумагой.
Должны уметь:
изготавливать изделия по образцу;
стилизовать и делать формы более декоративными;
работать с шаблонами, конструкционными и технологическими
картами;
планировать cвою деятельность.
Содержание программы.
1. Введение в программу.
1.1 Вводное занятие
Теория: Ознакомление с планом и режимом работы в новом учебном году.
Организационные вопросы. Расписание занятий. Демонстрация образцов изделий, выполненных обучающимися и педагогом в прошедшем учебном году.
Форма проведения занятия: беседа.
Формы подведения итогов: блиц-опрос.
1.2 История квиллинга. Инструменты и материалы.
Теория: Знакомство с историей квиллинга. Инструменты и материалы. Демонстрация образцов. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.
Форма проведения занятия: беседа, комбинированное занятие.
Формы подведения итогов: устный опрос.
2. Конструирование. Вырезание полосок для квиллинга.
Теория: Знакомство с технологией подготовки бумаги для квиллинга. Практическая работа: Вырезание полосок бумаги разной длины и ширины в зависимости от назначения.
Форма проведения занятия: комбинированное, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: самоанализ деятельности.
3. Приёмы изготовления и основные формы квиллинга.
3.1 Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга.
Теория: Ознакомление с приёмами изготовления и основными формами квиллинга. Технология изготовления форм «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».
Практическая работа: Выполнение основных форм «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Конструирование из основных форм квиллинга.
Форма проведения занятия: комбинированное, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: анализ образцов, мини-выставка.
3.2 Основные формы. «Завитки». Конструирование из основных форм квиллинга.
Теория: Ознакомление с приёмами изготовления и основными формами квиллинга. Технология изготовления формы «завитки».
Практическая работа: Выполнение основных форм. «Завитки».
Конструирование из основных форм квиллинга.
Форма проведения занятия: комбинированное, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: анализ образцов, мини-выставка.
3.3 Основные формы. «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга.
Теория: Знакомство с приёмами изготовления и основным формами квиллинга. Формы «Спирали в виде стружки».
Практическая работа: Выполнение форм «Спирали в виде стружки». Конструирование из основных форм квиллинга. Выполнение простых композиций по образцам и по выбору обучающихся.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: анализ образцов, мини-выставка.
Выполнение простых композиций по образцам и по выбору обучающихся.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: анализ образцов, мини-выставка.
4 Изготовление цветов в технике «квиллинг».
4.1 Изготовление простых, несложных цветов.
Теория: Ознакомление с технологией изготовления цветов в технике квиллинга. Простые цветы.
Практическая работа: Изготовление простых, несложных цветов.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: анализ образцов, мини-выставка.
4.2 Изготовление бахромчатых цветов.
Теория: Ознакомление с технологией изготовления цветов в технике квиллинга. Бахромчатые цветы.
Практическая работа: Изготовление бахромчатых цветов. Подбор цветовой гаммы. Выполнение простых композиций.
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: блиц-опрос, мини-выставка.
4.3 Открытка «Хризантемы». Изготовление листиков с продольными жилками.
Теория: Технология изготовления цветка хризантемы в технике квиллинга. Ознакомление с технологией изготовления листиков с продольными жилками. Способы оформления открытки.
Практическая работа: Изготовление листиков с продольными жилками. Оформление открытки «хризантемы».
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: блиц-опрос, мини-выставка.
4.4 Коллективная работа. Композиция из цветов.
Теория: Ознакомление с понятием «композиция». Способы и правила её составления.
Практическая работа: Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Формы проведения занятий: занятие-практикум.
Формы подведения итогов: анализ образцов.
5. Изготовление животных в технике «квиллинг».
5.1 Базовые формы. Изготовление фигурок животных и птиц в технике «квиллинг».
Теория: Ознакомление с основными базовыми формами. Технология создания фигурок животных и птиц данным приёмом.
Практическая работа: Изготовление фигурок животных, птиц, насекомых в технике квиллинга (зайчик, медведь, ёж, бабочка, стрекоза, птичка, кот, мышка и т д.).
Формы проведения занятий: комбинированное занятие, занятие-практикум.
Формы подведения итогов: анализ образцов, мини-выставка.
5.2 Гофрированный картон. Занимательные игрушки. Теория: Отличительные свойства гофрированного картона. Технология создания фигурок животных и птиц из гофрокартона в технике квиллинга. Практическая работа: Изготовление фигурок животных и птиц в технике квиллинга из гофрокартона. Формы проведения занятий: комбинированное занятие, занятие-практикум. Формы подведения итогов: анализ образцов, мини-выставка.
6. Творческая работа по выбору обучающихся. Теория: Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Практическая работа: Выполнение работ по темам: «Зоопарк», «Цветы и вазы», «Зимняя сказка», «Сказочное царство» и других по выбору ребят. 7. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Выставка лучших работ. Фотографии на память.