Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Металлплощадская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я леплю из пластилина»
1 класс
Козлова Е. Б.,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Кемеровский район - 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла.
За основу программного материала взято пособие для начальных классов: Конышева Н.М. «Лепка в начальных классах. Из опыта работы».
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами, формирование творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
– развивать воображение, фантазию, художественный вкус;
– сформировать знания о технике, формах и приемах лепки (скульптуре) из пластилина и умения создавать изделия и целые композиции;
– расширить методы познания окружающей действительности;
– формировать культуру личности ребёнка во всех проявлениях;
– научить приёмам исполнительского мастерства;
– отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
– развивать мелкую моторику рук и глазомер;
– воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально – ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру, любовь к родине.
Актуальность данной программы в том, что она создает предпосылки к социализации подрастающего поколения, формирует общезначимые качества личности. Данный программный материал способствует сохранению и укреплению здоровья, усиливает умственные способности, развивает речь, расширяет их политехнический кругозор, т.е. соблюдение пропорций при соединении частей и содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.
Программа рассчитана на 32 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности и соответствует курсу «Технология».
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
- словесные (рассказ, беседа),
- наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
- практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
2) По характеру познавательной деятельности:
- репродуктивные (воспроизводящий)
- частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
- творческие (творческие задания по видам деятельности).
3) По степени самостоятельности:
- работа под непосредственным руководством педагога;
- групповая работа;
- самостоятельная работа.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
Приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
Раскрытие творческих способностей;
Коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
Получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
Умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: экскурсии, викторины, праздники, выставки, коллективные творческие дела.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый раздел. Исходные формы (8ч).
Задача: научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Практическая работа: выполнение изделий простых форм: шара, конуса, цилиндра, жгута.
Второй раздел. Доработка исходных форм (13ч).
Задача: научить усложнять изделие при помощи различных приемов.
Практическая работа: создание многопредметных композиций на основе доработки и усложнения исходных форм.
Третий раздел. Сложные изделия(11ч).
Задача: закрепить навыки изготовления исходных форм, их доработку, соблюдение пропорций, соединение частей в композицию.
Практическая работа: выполнение сложных композиций состоящих из 2-5 новых предметов, размещенных на плоскости.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, творческая деятельность, связанная с наблюдением окружающей жизни, использование полученных на занятиях знаний на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия по лепке необходимо стоить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересы и пожелания. Изделия, которые ребенок делает из пластилина, полностью зависят от его наблюдений, непроизвольного внимания к форме и развития мелкой моторики рук.
Задача педагога - показать разнообразие видов работы с пластилином, обучить технике работы с данным материалом и в конечном итоге приблизить качество лепки обучающихся к качеству лепки учителя.
Для занятий лепкой необходимо приготовить рабочие места, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников, а так же наглядных пособий.
Материально-техническое обеспечение
Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
Видеофильмы, альбомы по народному творчеству, схемы поэтапного выполнения работ.
Рабочая одежда: халат с длинными рукавами или фартук с нарукавниками.
Рабочие материалы: пластилин разного качества и назначения, рабочие доски, ножи (стеки), картон для композиций.
Подсобные материалы: зубочистки или заостренные спички, кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпочка для рук и стека.
Средства диагностики
Формы и виды контроля
Виды контроля | Содержание | Методы | Сроки контроля |
Вводный | Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков учащихся. | Беседы, наблюдение, диагностика. | Сентябрь |
Текущий | Освоение учебного материала по темам, разделам, творческий потенциал учащихся. | Творческие и практические задания, выполнение упражнений, наблюдения, игры. | В течение года |
Итоговый | Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста. | Зачетные, творческие работы. | Май |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
1 | С чего начать? | Организация рабочего места, лепка на свободную тему. | Должны знать: правила поведения при работе с пластилином, правила подготовки рабочего места, способы и приемы лепки. |
I раздел. Исходные формы |
2 | Исходная форма – шар. | Участие в различных видах игровой, творческой деятельности, самостоятельная работа. | Должны знать: особенности лепки. Должны уметь: выделить особенности формы, пропорции. |
3 | Изделие «Неваляшка». | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изделию, работа под рук. учителя. Самостоятельная работа. | Должны знать: особенности лепки. Должны уметь: выделить особенности формы, пропорции. |
4 | Исходная форма – цилиндр. Изделие «Дерево». | Беседа, творческая работа под руководством учителя. | Должны знать: последовательность лепки. Должны уметь: выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие налепы. |
5 | Исходная форма – шар, цилиндр. | Участие в различных видах игровой, творческой деятельности, самостоятельная работа. | Должны знать: особенности лепки. Должны уметь:: выделить особенности формы, пропорции. |
6 | Исходная форма – жгут цилиндрический. Пирамидка. | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изделию, работа по образцу. | Должны знать: последовательность лепки. Должны уметь: выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие налепы. |
7 | Исходная форма – конус. Пирамидка. | Выполнение самостоятельной работы по алгоритму. | Должны знать: последовательность лепки. Должны уметь:: выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие налепы. |
8 | Композиция «Магазин игрушек». | Поиск информации из различных источников, коллективная работа. | Должны знать: что такое композиция? Должны уметь: вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, придавать образу выразительность, украсить работу. |
II раздел. Доработка исходных форм. |
9 | Доработка простых форм. Изделие «Гусеница». | Выполнение самостоятельной работы по алгоритму. | Должны знать: строение гусеницы. Должны уметь: выразить позу, последовательность, мелкие детали. |
10 | Изделие «Улитка». | Беседа, творческая работа под руководством учителя. | Должны знать: строение улитки. Должны уметь: выразить позу, последовательность, мелкие детали. |
11 | Изделие «Бабочка». | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изделию, работа под рук. учителя. Самостоятельная работа. | Должны знать: строение бабочки. Должны уметь: выразить позу, последовательность, мелкие детали. |
12 | Композиция «Кто на листике живет». | Коллективная работа: составление композиции «В лесу». | Должны знать: что такое композиция? Должны уметь: вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, украсить работу. |
13 | Изделия из цилиндров и конусов. Снеговик. | Беседа, самостоятельная работа. | Должны знать: особенности лепки. Должны уметь: выделить особенности формы, деталей, пропорции. |
14 | Изделия из конусов и жгутов. Елочка пушистая. | Выполнение самостоятельной работы по алгоритму. | Должны знать: особенности лепки. Должны уметь: выделить особенности формы, деталей, пропорции. |
15 | Изделия из конусов и жгутов. Дед Мороз. | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изделию, работа под рук. учителя. Самостоятельная работа. | Должны знать: особенности лепки. Должны уметь: выделить особенности формы, деталей, пропорции. |
16 | Композиция «С Новым годом!» | Участие в различных видах игровой, творческой деятельности, самостоятельная работа. | Должны знать: что такое композиция? Должны уметь вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, придавать образу выразительность, украсить работу. |
17 | Изделие из конуса и жгута. Кувшин. | Выполнение самостоятельной работы по алгоритму. | Должны знать: способы создания полых форм. Должны уметь: присоединить разные детали, украсить форму. |
18 | Изделие «Нарцисс». | Беседа, самостоятельная работа. | Должны знать: последовательность лепки цветочных растений. Должны уметь: выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие детали. |
19 | Изделие «Тюльпан» | Беседа, самостоятельная работа. | Должны знать: последовательность лепки цветочных растений. Должны уметь: выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие детали. |
20 | Изделие «Роза» | Беседа, самостоятельная работа. | Должны знать: последовательность лепки цветочных растений. Должны уметь: выполнять форму, последовательное соединение деталей, мелкие детали. |
21 | Композиция «Подарок маме». | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изделию, работа под рук. учителя. Самостоятельная работа. | Должны знать: что такое композиция? Должны уметь вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, придавать образу выразительность, украсить работу. |
III раздел. Сложные изделия. |
22 | Выполнение сложного изделия. Морская звезда. | Беседа, самостоятельная работа. | Должны знать: строение животного. Должны уметь: выразить позу, последовательность, мелкие детали |
23 | Изделие «Осьминог». | Беседа, творческая работа под руководством учителя. | Должны знать: строение морского животного. Должны уметь: выразить позу, последовательность, мелкие детали |
24 | Изделие «Рыбка» | Беседа, творческая работа под руководством учителя. | Должны знать: строение и повадки рыбки. Должны уметь: выразить позу, последовательность, мелкие детали |
25 | Композиция «Море». | Поиск информации из различных источников, коллективная работа. Коллективная работа | Должны знать: что такое композиция? Должны уметь вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, придавать образу выразительность, украсить работу. |
26 | Изделия сложной формы. Чашка и блюдце. | Беседа, творческая работа под руководством учителя. | Должны знать: способы создания полых форм. Должны уметь: присоединить разные детали, украсить форму. |
27 | Изделия сложной формы. Чайник. | Участие в творческой деятельности, самостоятельная работа. | Должны знать: способы создания полых форм. Должны уметь: присоединить разные детали, украсить форму. |
28 | Изделия сложной формы. Сахарница. | Участие в творческой деятельности, самостоятельная работа. | Должны знать: способы создания полых форм. Должны уметь: присоединить разные детали, украсить форму. |
29 | Композиция «Чаепитие». | Поиск информации из различных источников, коллективная работа. Коллективная работа | Должны знать: что такое композиция? Должны уметь вычленять целостную композиции, изобразить последовательно, придавать образу выразительность, украсить работу. |
30 | Пластилин вместо карандаша и красок. «Ночное небо». | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изделию, работа под рук. учителя. Самостоятельная работа. | Должны знать: технику рисунка пластилином. Должны уметь: правильно обращаться со специальным инструментом. |
31 | Создание картины «Ночное небо». | Беседа, творческая работа под руководством учителя. | Должны знать: соединение деталей Должны уметь: изобразить их последовательно. |
32-33 | Итоговое занятие. Выставка работ. | Участие в обсуждении и выражение своего отношения к изделию, работа под рук. учителя. | Должны уметь: представить и оценить свое изделие. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева В.В., Что такое искусство [Текст] / В.В.Алексеева. – М.,1991 – 194с.
2. Боголюбов Н.С., Лепка на занятиях в школьном кружке [Текст] / Н.С. Боголюбов – М: Просвещение,1979. - 144 с.
3. Горяева Н.А., Первые шаги в мире искусства [Текст] /Н.А.Горяева.- М.,1991
4. Лепим из пластилина [Текст] /Автор – сост. Марина З.; Худ. Соловьев А. – СПб.: Кристалл, Корона спринт, 1997. – 224., ил.
5. Румянцева Е., Делаем игрушки сами [Текст] / Е.Румянцева – Айрис-Пресс. – М.: 2004. – 192с., ил.
6. Сокольникова Н.М. «Основы композиции» [Текст], изд. Титул, 1996.
7. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя / сост. Лабковская Г.С. [Текст] / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с., ил.
Я леплю из пластилина
Всё, что только захочу:
Захочу - слеплю машину,
Мне такое по плечу.
Вылеплю из пластилина
Разноцветных лошадей
И на их широких спинах
Рассажу богатырей.
Вылеплю из пластилина
Моря синего залив.
Там весёлые дельфины
Разрезвились, к нам приплыв.
На деревьях фрукты зреют...
Я любуюсь на красу:
Пластилиновые звери
В пластилиновом лесу.