Программа внеурочной деятельности для 1 класса
«Культура населения Самарского края»
Направленность: духовно - нравственное
Срок реализации: 1год
Возраст детей: 7-8лет
Аннотация
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Младшие школьники отличаются эмоциональностью, любознательностью, стремлением к поиску тайны. Оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности. Программа внеурочного курса «Культура населения Самарского края» связана со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как « литература», «технология», «окружающий мир». Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Духовно-нравственное воспитание – это углубление (и одновременно возвышение) воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими (высокими) ценностями.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Культура населения Самарского края» рассчитана на детей 1класса.
Срок реализации программы - 1год.
Количество часов-33 часа.
Оптимальное количество учащихся в группе 10-12 человек.
Занятия проводятся с группой учащихся 1 раз в неделю по 1 часу.
Национальный воспитательный идеал – это образ человека, имеющий приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях, в его исторической преемственности.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Национальные ценности и источники нравственности.
Если мы всерьез нацелены на сбережение народа и человека в процессе модернизации страны, то нам необходимы новые образовательные стандарты.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
патриотизм
социальная солидарность
гражданственность
семья
труд и творчество
наука
традиционные российские религии
искусство и литература
природа
человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов, традиций родного края, осуществляется связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества.
Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач данной программы.
Направленность программы: духовно-нравственное, вид деятельности: декоративно-прикладное народное творчество. Глубокие художественные традиции самобытных культур многонациональной России раскрываются в различных декоративно-прикладных техниках. Каждый предмет народного творчества несет в себе заряд положительной энергии, добра и радости. Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда народных мастеров и художников.
Специфика народных промыслов Самарского края, заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка.
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе
- объяснять, что связывает тебя:
- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми,
- с природой;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта
Предметом изучения программы «Культура народностей Самарского края» являются народные художественные промыслы и ремесла, как хорошо всем известные и любимые (игрушечные), так и многонациональный народный фольклор, традиции и обычаи.
Актуальность программы
Многогранность проблемы всестороннего развития личности ребенка отражена в новых ФГОС и затрагивает вопросы обучения, воспитания, формирования богатого внутреннего мира, нравственного становления детей. В стране возрос интерес к традициям и истории народов России. Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели к снижению культурного и интеллектуального уровня нации преемственности художественного мастерства поколений, и, поэтому, срочно требует возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей.
Используя комплексный подход в решении задач нравственно-эстетического воспитания программа «Культура населения Самарского края», направлена на сохранение знаний о народном мастере, как хранителе народных традиций, о взаимосвязи красоты и пользы в декоративно-прикладном искусстве, на формирование уважительного отношения к Родине, людям и результатам их труда, духовно-нравственной воспитательной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание – это углубление (и одновременно возвышение) воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими (высокими) ценностями.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности учащихся начальной школы овладеть знаниями о видах расположении Самарского края на территории и России и их особенностях. Получить навыки в элементарных трудовых действиях, понять востребованность ручного ремесла. А главное, чтобы учащиеся смогли увидеть, понять и оценить неповторимость и красоту народных традиций. Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских ценностей,
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
Внеурочная деятельность – это одна из форм обучения, в ходе которого у учащихся:
-расширяется кругозор в предметных областях;
-повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
-происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
-развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований.
стимулировать развитие интеллектуально - творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
- обучение проведению учебных исследований младших школьников.
- развитие творческой исследовательской активности детей.
Цель программы: формирование творческих способностей младших школьников.
Задачи программы:
Развивающие:
1.Содействовать развитию эмоционально-целостного восприятия произведений народного искусства. Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми,
- с природой;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
Образовательные:
Дать знания об основных функциях народных промыслов: эстетических, обрядовых, бытовых, этнических, воспитательных, познавательных, историей их возникновения и развития.
Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструктивных способностей на основе творческого опыта в области народного искусства и народных художественных промыслов.
Обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками и способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами, и развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
Воспитательные:
Формировать у детей художественно-творческую активность: привлекать детей к творческому участию в познании жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных, конструктивных).
Выявлять склонности, развивать и обеспечивать творческую деятельность каждого в соответствии с его возрастными возможностями, учитывая индивидуально – психологические особенности детей.
Способствовать возникновению мотивации успеха целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, творческой самореализации младших школьников. Содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами декоративно-прикладного искусства и народных традиций; прививать интерес и любовь к истории, народному искусству, способствовать укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка. Способность испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках.
Формы и методы занятий
Теоретическое и практическое обучение учащихся происходит через интеграцию изобразительной деятельности, технологии и ручного труда в котором используются:
Беседа и наглядный показ, презентация изделий народных мастеров, методы знакомства с народными промыслами родного края.
Экскурсии включаются в программу с целью знакомства с народным творчеством, бытом, традициями.
Универсальные учебные действия в практической работе помогают понять технологию и освоить процесс способов выполнения того или иного художественного изделия.
Диагностика результатов осуществляется через контроль, оценку и включает в себя проверку усвоения программы и коррекцию как отдельных процессов, так и результатов деятельности на каждом году обучения.
Праздники дают возможность глубже понять мир народных традиций Самарского края.
Выставки детских работ могут быть использованы для школьного музея народной культуры и для проведения классных мероприятий по народной культуре, оформления уголков народного быта.
Содержание и организация процесса теоретического обучения предусматривает использование информационно-коммуникативных технологий, раскрывающих основы технологических знаний, как в ознакомлении с народными художественными промыслами, так и в их использовании в практических работах по различным темам
Новизна программы
Программа «Культура населения Самарского края» проводится в тесной интеграции с дисциплинами изобразительного, декоративно-прикладного искусства, технологии и ручного труда. Предполагает использование литературных, музыкальных источников, а также информационных, игровых технологий. Практические занятия будут способствовать накоплению у детей более полных знаний об основах искусства и культуры народов родного края.
Учебно-тематический план
№п/п | Темы занятий | Общее кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1. | Вводное занятие. Многонациональность Самарского края. | 1 | 0 | 1 |
2. | Народые промыслы Самарского края. | 6 | 1 | 5 |
3. | Костюмы народа Самарского края. Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды. | 5 | 3 | 2 |
4. | Фольклор Самарского края. Песни, поговорки, игры народа Самарского края. | 6 | 3 | 3 |
5. | Традиции населения Самарского края. | 5 | 2 | 3 |
6. | Праздники населения Самарского края. | 4 | 2 | 2 |
7. | У всякого мастера свои фантазии. Мастер-классы. | 4 | 0 | 4 |
8. | Выставка творческих работ учащихся. | 2 | 0 | 2 |
ИТОГО: | 33 часа | 11 часов | 22 часа |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Многонациональность Самарского края - 1 ч.
Практическое занятие (1ч.): посещение этнографического музея «Древний мир».
Тема 2. Народные промыслы Самарского края - 6ч.
Теоретическое занятие (1ч.): что такое промысел, виды народных промыслов.
Практическое занятие (5ч.): изготовление игрушек из глины. Изготовление игрушек из соломки, бумаги, ткани. Посещение музея игрушек. Подбор изготовленных игрушек для выставки. Выставка.
Тема 3. Костюмы народа Самарского края. Народный узор в украшении посуды, ткани, одежды - 5ч.
Теоретическое занятие (3ч.): история русского костюма, значение колорита в одежде.
Элементы одежды, головные уборы населения Самарского края. Народный узор в украшении посуды, ткани.
Практическое занятие(2ч.): создание эскизов одежды и головных уборов. Показ изготовленного головного убора или элемента одежды.
Тема 4. Фольклор Самарского края. Песни, поговорки, игры народа Самарского края - 6ч.
Теоретическое занятие (3ч.): игры разных народов Самарского края. Украинские и русские игры. Татарские, чувашские и мордовские игры.
Практическое занятие (3ч.): заучивание скороговорок, потешек, песен. Разучивание элементов народного танца с педагогом дополнительного образования. Разработка и проведение русско- народной игры «Филин и пташки».
Тема 5. Традиции населения Самарского края – 5ч.
Теоретическое занятие (2ч.): традиции русского народа. Традиции украинского народа. Традиции татарского, мордовского, чувашского народов.
Практическое занятие (3ч.): мастер-класс национальных блюд (с участием родителей). Викторина « Знаешь ли ты край родной?». Викторина «Презентация – викторина «Нет на свете дороже и краше милой малой родины нашей!»
Тема 6. Праздники населения Самарского края – 4ч.
Теоретическое занятие (2ч.): праздники народностей Самарского края. Подготовка к выступлению сценария « Самарский хоровод».
Практическое занятие (2ч.): викторина « Народные праздники». Выступление в школе.
Тема 7. У всякого мастера свои фантазии. Мастер-классы – 4ч.
Практическое занятие (4ч.): изготовление сувениров и подарков для пожилых людей. Мастер- классы.
Тема 8. Выставка творческих работ учащихся – 2ч.
Практическое занятие (2ч.): организация выставки творческих работ учащихся. Награждение, чаепитие.
Планируемые результаты
Основными результатами обучения по программе «Культура населения Самарского края» должны стать начальные знания о видах духовно нравственного воспитания. Умения и навыки по изготовлению и декоративному оформлению изделий из различных материалов, знакомство с укладом быта и традициями родного края. Планирование и организация деятельности, а также использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Накопление декоративных умений школьниками во многом зависит от усвоения основных видов универсальных учебных действий (личностных регулятивных, познавательных, коммуникативных). Универсальные учебные действия, и связанные с ними навыки работы, обеспечивают способность детей к самостоятельному использованию их на практике, способствуют реализации развивающего потенциала детей, и обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Реализация задач осуществляется в процессе постепенного усвоения предлагаемого материала, на основе обучающих, развивающих и воспитательных задач. А так же на усвоении общности основных качественных характеристик любого художественного изделия: материал, форма, пропорции, декорирование и другие средства выразительности.
Предполагается подведение итогов работы на каждом занятии. Работы учеников оцениваются устно. При организации выставок, организовывается коллективное обсуждение, при котором дети и педагог учатся анализировать работы, тактично указывать на недостатки.
К концу первого года обучения по курсу " Культура населения Самарского края " обучающиеся научатся:
-определять что такое устное народное творчество родного края;
- отличать пословицы и поговорки;
- исполнять народную песню;
- технике народных игр;
- изображать элементы народного костюма.
Универсальные учебные действия
Личностные
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание своей этнической принадлежности;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Культура народностей Самарского края»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Познавательные
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Уровни развития | Уровни результата воспитания | Показатели воспитанности и развития |
Зона актуального развития Ребенок приобретает знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий. Формируется мотивация к учению через внеурочную деятельность. | 1 уровень результата | Интеллектуальные знания, мотивы, цели, эмоциональная включённость, согласованность знаний, умений, навыков. Экспресс-выставки – проводятся в учебной группе при завершении каждой темы. Творческие выставки – индивидуальные и коллективные работы учащихся отбираются для постоянно действующей выставочной экспозиции в школе. |
Ребенок самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. | 2 уровень результата | Осуществление действий своими силами. Заинтересованность деятельностью. Активность мышления, идей, проектов. Открытые занятия. На занятия приглашаются педагоги, родители. Сотрудничество с Центром Общения поколений. Мастер - классы послужат более полно увидеть связь предметов декоративно-прикладного искусства с жизнью человека. |
Зона ближайшего развития Ребенок самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат. | 3 уровень результата | Откликаемость на побуждения к развитию личности, активность ориентировки в социальных условиях, произвольное управление знаниями, умениями, навыками. Показ театрализованных представлений народных праздников - дети своими руками делают оформление, сувениры, подарки, обыгрывают свои изделия. Праздники, посвященные отдельным ремеслам. Игры, конкурсы, викторины с привлечением коллективов других школ,детских подростковых клубов. |
*Учащиеся 1класса достигнут только 1 уровень результата
Методическое обеспечение программы
Слайд-комплекты.
Игрушки,с художественные промыслы народностей самарской губернии.
Глиняные, керамические и другие изделия
Фольклор Самарской губернии
Традиции народностей Самарской губернии
Русский народный костюм.
Татарский народный костюм.
Чувашский народный костюм.
Мордовский народный костюм.
Украинский народный костюм.
Традиционные праздники населения Самарской губернии.
Список литературы
Для обучающихся
1. Наш край. Хрестоматия. Самара, 2003.
2. Путилов Б. Н.Фольклор и народная культура. – СПб .: 2003.
3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990.
Для педагога
1.Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004.
2.Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – М., 2001.
3.Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995.
4.Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993.
5.Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980.
6.Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991.
7.Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—4 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2000, 2001.
8.Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3_х ч. – М., 1998.
Интернет-ресурсы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
2.18.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. На портале размещены образовательные ресурсы по предметам. Имеется система поиска и фильтров.
http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская игрушка.
http://www.art-olonya.ru/olony68.html Народные промыслы.
20