СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4 классов " МИР ВОКРУГ НАС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Пояснительная записка

 

Актуальность программы.

           Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности

           Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.

 

Новизна программы.

Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. УУД Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

            Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для учащихся 1 – 4 классов " МИР ВОКРУГ НАС"»

МКОУ «Анисимовская средняя школа»

















Программа внеурочной деятельности
для учащихся 1 – 4 классов


МИР ВОКРУГ НАС









Автор-составитель:

Коновод Тамара Александровна,

учитель начальных классов







с. Анисимово


СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка. 3


2. Цель и задачи . 4


3. Срок реализации программы. 4

4. Формы занятий. 4


5. Методы работы. 4


6. Режим занятий. 5


7. Способы отслеживания и контроля результатов обучения. 5


8. Ожидаемые результаты освоения программы. 5

9. Учебно –тематический план для 1 класса. 8

10. Содержание программы. 1-й год обучения 9


11. Учебно –тематический план для 2 класса. 11


12. Содержание программы. 2-й год обучения 12


13. Учебно –тематический план для 3 класса. 13

14. Содержание программы. 3-й год обучения. 15


15. Учебно –тематический план для 4 класса. 17


16. Содержание программы.4-й год обучения. 18


17. Литература. 20








Пояснительная записка


Актуальность программы.

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности

Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.

Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.


Новизна программы.

Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. УУД Образовательный процесс программы построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому. Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.

Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.

Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами.



Цель программы: создать условия для развития интеллектуальной активности воспитанников через формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.


Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания;

  • формировать представления о природе страны, родного края.

РАЗВИВАЮЩИЕ

  • повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;

  • развивать творческие способности младших школьников.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • воспитывать любовь к Родине, к родному краю.


Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов и может быть использована для организации внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Срок реализации образовательной программы - 4 года.

Формы занятий. Основными формами данной программы являются комбинированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми. Аудиторные занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.

Формы учебных занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом, исследование.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, исследовательские и проектные технологии.

Режим занятий. Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу, в 1 классе 33 часа в год, во 2-4 классах по 34 часа в год. За весь срок обучения - 135 часов.


Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;

  • контрольно – познавательные игры;

  • табло достижений;

  • открытые занятия в игровой форме;

  • отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.


Ожидаемые результаты освоения программы.
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • основные приз­наки времен года;

  • животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери;

  • свойства воды и её значение в быту;

  • названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России;

  • правила поведения в природе;

  • значение природы для человека.

Обучающиеся должны уметь:

  • называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира;

  • владеть основными экологическими терминами;

  • осуществлять уход за комнатными растениями;

  • пользоваться справочной литературой, энциклопедией;

  • применять знания в практической деятельности;

  • уметь наблюдать за природными объектами.


К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы;

  • прави­ла безопасного поведения на улице, в быту;

  • назначение простейших метеорологических приборов;

  • современные проблемы окружающей среды.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать объекты природы и предметы, созданные чело­веком, объекты неживой и живой природы;

  • различать изу­ченные группы растений

  • работать в группе.


К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • историю своей семьи;

  • классификацию растительного и животного мира.

Обучающиеся должны уметь:

  • включаться в поисковую проектно -исследовательскую деятельность;

  • анализировать, сравнивать, обобщать информацию, оформлять результаты исследования в виде устного выступления, письменной работы, творческого отчёта.


К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • историю своей школы;

  • представителей растительного и животного мира края, их значение в природе и жизни человека;

  • содержание Красной книги Алтайского края;

  • полезные ископаемые родного края;

  • обычаи и традиции коренных жителей края;

  • формы охраны природы.

Обучающиеся должны уметь:

  • оформлять календарь природы;

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • называть наиболее распространённые объекты растительного и животного мира края;

  • защищать результаты групповой или индивидуальной работы перед аудиторией;

  • анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;

  • владеть на уровне навыка различными способами сбора и обработки информации

(сравнивать, анализировать, обобщать).
































УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

раздела


Название раздела и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Введение.

1

1


II

Я и мир вокруг меня.

2

1

1

2.1

Наша Родина – Россия.

1

1


2.2

Моя малая родина.

1


1

III

Времена года.

24

9

15


Осень в природе. Признаки осени.

1


1

3.1

Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.

2

1

1

3.2

Птицы осенью.

2

1

1

3.3

Перелетные птицы. Их охрана.

2

1

1

3.4

Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»

1


1

3.5

Зима в природе. Признаки зимы.

1


1

3.6

Вода. Три состояния воды.

2

1

1

3.7

Зимующие птицы.

3

1

2

3.8

Содержания комнатных растений зимой.

3

1

2

3.9

Утренник «Зимушка – зима».

1


1

3.10

Природа весной. Признаки весны.

1


1

3.11

Что вырастет из семечка?

2

1

1

3.12

Птицы весной.

1

1


3.13

Водоемы.

1

1


3.14

Праздник весны. Утренник

1


1

IV

Мы – защитники природы.

5

2

3

4.1

Охрана природы.

2

1

1

4.2

Растения и животные «Красной книги России».

2

1

1

4.3

Игра – путешествие «По лесным тропинкам»

1


1

V

Подведение итогов.

1

1



Итого:

33

14

19

Содержание программы.

1-й год обучения


Введение. (1ч.)

Теоретическая часть.   Знакомство с содержанием работы кружка.


Я и мир вокруг меня. (2ч.)

Наша Родина – Россия. (1ч.)

Теоретическая часть.  Родина. Россия. Города России.

Практическая работа. Экскурсия по карте.


Моя малая родина. (1ч.)

Практическая работа. Фотоколлаж.


Времена года. (24ч)

Осень в природе. Признаки осени.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за осенней природой. Рисунки.


Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада.(2ч.)

Теоретическая часть.   Изменение окраски листьев деревьев и кустарников, значение листопада. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений.

Практическая работа. Изготовление поделок из природного материала «Лесное диво»


Птицы осенью.(2ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с жизнью птиц осенью. Подготовка к зиме.

Практическая работа. Викторина «Знаете ли вы птиц?». Сбор материала о перелётных птицах.


Перелетные птицы. Их охрана.(2ч.)

Теоретическая часть. Перелетные птицы. Места миграции. Охрана перелетных птиц.

Практическая работа. Оформление альбома о перелётных птицах.


Конкурсная программа «Золотая волшебница осень»(1ч.)

Практическая работа. Сценарий конкурсной программы.


Зима в природе. Признаки зимы.(1ч)

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимней природой. Рисунки.


Вода. Три состояния воды.(2ч.)

Теоретическая часть. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе. «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой).

Практическая работа. Опыты с водой. Схематическая запись опыта.


Зимующие птицы.(3ч.)

Теоретическая часть. Виды зимующих птиц. Особенности питания в зимнее время года.

Практическая работа. Сбор материала о зимующих птицах. Оформление альбома.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.


Содержания комнатных растений зимой.(3ч.)

Теоретическая часть. Жизнь комнатных растений в зимний период. Период частичного или полного покоя? Какой уход требуется в это время.

Практическая работа. Изготовление горшков для цветов из пластиковых бутылок.


Утренник «Зимушка – зима».(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.


Природа весной. Признаки весны. (1ч.)

Теоретическая часть. Приметы весны. Весна в лесу.

Практическая работа. Экскурсия в природу. Наблюдение. Выполнение рисунков на тему « Весна».


Что вырастет из семечка? (2ч.)

Теоретическая часть. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Практическая работа. Выращивание растений из семени.


Птицы весной. (1ч.)

Теоретическая часть. Связь сроков появления птиц с изменениями температуры воздуха, скрытием рек, появлением насекомых и другими сезонными изменениями в природе.


Водоемы. (1ч.)

Теоретическая часть. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Весеннее половодье.


Праздник весны. Утренник.(1ч.)

Практическая работа. Сценарий праздника.


Мы – защитники природы. (5ч.)

Охрана природы. (2ч.)

Теоретическая часть. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как связаны растения и животные друг с другом, как они приспособились к окружающей природе и как сами влияют на природу. Экологическая обстановка сегодня. Законы об охране природы. Просмотр видеофильма.

Практическая работа. Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету!».


Растения и животные «Красной книги России».(2ч.)

Теоретическая часть. «Почему она красная?" Знакомство с растениями «Красной книги России». Знакомство с животными «Красной книги России».

Практическая работа. Изготовление знаков к правилам поведения в природе.


Игра – путешествие «По лесным тропинкам» (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.


Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.











УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс

раздела


Название раздела и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Где мы живем.

4

2

2

1.1

Земля и космос.

2

1

1

1.2

Наша Земля на глобусе и карте полушарий.

2

1

1

II

Природа.

24

11

13

2.1

Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые.

1

1


2.2

Книги – помощники исследователей.

1


1

2.3

Живая и неживая природа.

2

1

1

2.4

Солнце - источник жизни.

1

1


2.5

Вода. Путешествие за капелькой воды.

1

1


2.6

Вода. Откуда она берется в кране?

1


1

2.7.

Воздух. Где он есть? Сколько весит?

2

1

1

2.8

Воздух теплый и холодный. Как беречь воздух?

1


1

2.9

Явления природы.

2

1

1

2.10

Назначение простейших метеорологических приборов.

1


1

2.11

Народные приметы.

2

1

1

2.12

Полезные ископаемые.

2

1

1

2.13

Какие бывают растения.

2

1

1

2.14

Какие бывают животные.

2

1

1

2.15

Человек и природа.

2

1

1

2.16

Природа просит помощи. Экологический утренник

1


1

III

Здоровье и безопасность

5

2

3

3.1

Огонь друг или враг.

2

1

1

3.2

Дорожная безопасность.

2

1

1

3.3

Утренник «Жизнь у нас одна».

1


1

IV

Подведение итогов.

1

1



Итого:

34

16

18

Содержание программы.

2 –й год обучения


Где мы живем. (4ч.)

Земля и космос.(2ч.)

Теоретическая часть. Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях.

Практическая работа. Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле».


Наша Земля на глобусе и карте полушарий. (2ч)

Теоретическая часть. Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий.

Практическая работа. Создание журнала «Великие кругосветные путешествия».


Природа. (24ч.)

Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые. (1ч.)

Теоретическая часть. Ботаника. Зоология. Биология. География. Метеорология.


Книги – помощники исследователей. (1ч.)

Практическая работа. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с научно – популярной литературой о природе.


Живая и неживая природа.(2ч.)

Теоретическая часть. Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.

Практическая работа. Составление загадок о телах живой и неживой природы.


Солнце - источник жизни.(1ч.)

Теоретическая часть. Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, человека. Солнце и наше здоровье. Влияние солнца на жизнь Земли. Легенды о солнце.


Вода. Путешествие за капелькой воды.(1ч.)

Теоретическая часть. Вода в природе. Вода в жизни животных, растений, человека. Круговорот воды в природе.

Практическая работа. Сочинение сказки «Путешествие капельки».


Вода. Откуда она берется в кране? (1ч.)

Теоретическая часть. Вода и наше здоровье. Способы экономного расходования воды.

Практическая работа. Сколько воды вытекает из неплотно закрытого крана.

Замер воды. Расчет.


Воздух. Где он есть? Сколько весит? (2ч.)

Теоретическая часть. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье.

Практическая работа. Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе (селе)».


Воздух теплый и холодный. Как беречь воздух? (1ч.)

Практическая работа. Опыт «Как распространяется тепло в воздухе»


Явления природы.(2ч.)

Теоретическая часть. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца.

Практическая работа. Сборник загадок о явлениях природы.


Назначение простейших метеорологических приборов.(1ч.)

Теоретическая часть. Метеорологические приборы, их назначение.

Практическая работа. Измерение температуры воздуха. Ведение календаря погоды.


Народные приметы.(2ч.)

Теоретическая часть. Как появились народные приметы.

Практическая работа. Сборник народных примет.


Полезные ископаемые.(2ч.)

Теоретическая часть. Полезные ископаемые. Виды и свойства полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых.
Практическая работа. Изучение свойств отдельных полезных ископаемых.


Какие бывают растения. (2ч.)

Теоретическая часть. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Гербарии.

Практическая работа. Игра « Угадай растение по описанию»


Какие бывают животные. (2ч.)

Теоретическая часть. Многообразие животных на Земле, их предназначение.

Практическая работа. Сочинение «Мой любимец».


Человек и природа.(2ч.)

Теоретическая часть. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Практическая работа. Фоторепортаж «Как мы бережем природу».


Природа просит помощи. Экологический утренник.(1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.


Здоровье и безопасность.(5ч.)

Огонь друг или враг.(2ч.)

Теоретическая часть. Откуда пришел огонь. Использование огня. Правила противопожарной безопасности.

Практическая работа. Просмотр презентации «Огонь друг или враг». Игра «Светофор здоровья».


Дорожная безопасность.(2ч.)

Теоретическая часть. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Инспектор ГИБДД.

Практическая работа. Плакат «Безопасность на дороге».


Утренник «Жизнь у нас одна».(1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.

Подведение итогов.(1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

раздела


Название раздела и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Я и моя семья.

10

4

6

1.1

Моя родословная.

3

1

2

1.2

Мое имя. История происхождения имен.

2

1

1

1.3

Профессии моих родных.

3

1

2

1.4

Герб моей семьи.

2

1

1

II

В мире растений

12

5

7

2.1

Деревья, кустарники, травы.

3

1

2

2.2

Лекарственные растения.

2

1

1

2.3

Комнатные растения. Откуда они?

2

1

1

2.4

Необычные растения.

2

1

1

2.5

Грибы

2

1

1

2.6

КВН «Знаешь ли ты растения?»

1


1

III

В мире животных.

11

5

6

3.1

Домашние животные.

2

1

1

3.2

Путешествие в мир млекопитающих.

2

1

1

3.3

Пернатые друзья.

2

1

1

3.4

Земноводные.

2

1

1

3.5

Жизнь насекомых

2

1

1

3.6

Викторина «Знатоки природы».

1


1

IV

Подведение итогов.

1

1



Итого:

34

15

19










Содержание программы.

3-й год обучения


Я и моя семья. (10ч)

Моя родословная.(3ч.)

Теоретическая часть. Понятие «родословная», «генеалогия», «история». Необходимость изучения истории своей семьи, предков.

Практическая работа. Составление «генеалогического древа» своей семьи.


Мое имя. История происхождения имен.(2ч)

Теоретическая часть. Знакомство с многообразием имен. Что влияет на выбор имени. Национальные имена. Значения имен.

Практическая работа. История моего имени. Работа со справочниками.


Профессии моих родных. (3ч)

Теоретическая часть. Что такое профессия? Рассказывание о профессиях родителей и родственников. Знакомство с разнообразием профессий. Представление о будущей профессии.

Практическая работа. Альбом «Профессии моей семьи»


Герб моей семьи. (2ч.)

Теоретическая часть. Понятия «герб», «девиз». Знакомство с историей возникновения герба.

Практическая работа. Составление герба и девиза своей семьи.


В мире растений. (12ч.)

Деревья, кустарники, травы. (3ч.)

Теоретическая часть. Хвойные и лиственные деревья. Кустарники. Травы. Роль растений в жизни людей и животных.

 Практическая работа. Игра «Угадай, чей листочек?»

Лекарственные растения. (2ч.)

Теоретическая часть. Лекарственные растения. Места произрастания лекарственных растений. Травники.

Практическая работа. Создание альбома «Зелёная аптека»


Комнатные растения. Откуда они? (2ч.)

Теоретическая часть. Путешествие на родину комнатных растений. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями.

Практическая работа. Ознакомление с названиями комнатных растений. Составление этикеток для комнатных растений. Уход за растениями: полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев.


Необычные растения. (2ч.)

Теоретическая часть. Самые большие и самые маленькие растения, ядовитые растения, опасные растения. Растения-хищники.

Практическая работа. Создание альбома «Знаете ли вы…».


Грибы. (2ч.)

Теоретическая часть. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.

Практическая работа. Игра «Съедобный – несъедобный». Составление презентации «Грибы».

КВН «Знаешь ли ты растения?» (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.


В мире животных. (11ч.)

Домашние животные. (2ч.)

Теоретическая часть. Домашние животные. Породы домашних животных. Особенности жизни и содержания домашних животных.
Практическая работа. Изготовление стенгазеты «Мы в ответе за тех, кого приручили».


Путешествие в мир млекопитающих.(2ч.)

Теоретическая часть. Млекопитающие. Условия жизни и выживания. Особенности размножения и питания. Значение диких животных в природе и жизни человека. Браконьерство. Защита диких животных.

Практическая работа. Оформление альбома «Эти удивительные животные»

Пернатые друзья.(2ч.)

Теоретическая часть. Птицы их красота и разнообразие. Особенности строения птиц. Птицы самые маленькие и самые большие, летающие и нелетающие. Особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники). Птицы перелетные, оседлые, кочующие. Охрана птиц.

Практическая работа. Оформление альбома «Эти удивительные животные»

Земноводные. (2ч.)

Теоретическая часть. Земноводные. Особенности строения земноводных. Приспособленность к условиям обитания. Польза и вред земноводных. Животные, занесенные в Красную книгу.
Практическая работа. Оформление альбома «Эти удивительные животные»

Жизнь насекомых. (2ч.)

Теоретическая часть. Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых.

Практическая работа. Игра «Пестрый мир насекомых»


Викторина «Знатоки природы». (1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.


Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы за учебный год. Выставка проектных работ.
















УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс

раздела


Название раздела и тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I.

Я и школа.

4

1

3

1.1

Как, когда и почему возникли школы.

1


1

1.2

История моей школы.

3

1

2

II

Родной край – часть большой страны

8

4

4

2.1

Мой край на карте Родины.

1

1


2.2

Путешествие по моему селу, (городу).

3

1

2

2.3

Я и мой дом.

2

1

1

2.4

Обычаи и традиции коренных народов.

2

1

1

III

Природа родного края.

13

4

9

3.1

Такие удивительные растения!

3

1

2

3.2

Животные.

3

1

2

3.3

Водоёмы

3

1

2

3.4

Кладовая земли родного края.

3

1

2

3.5

«Красная книга Алтайского края»

1


1

IV

Мы и наше здоровье.

8

3

5

4.1

Что значит, быть здоровым человеком?

1

1


4.2

Человеческий организм.

3

1

2

4.3

Питание – основа жизни.

2

1

1

4.4

Вредные привычки

1


1

4.5

Праздник «Я выбираю здоровье».

1


1

V

Подведение итогов.

1

1



Итого:

34

13

21








Содержание программы.

4 –й год обучения


Я и школа.(4ч.)

Как, когда и почему возникли школы.(1ч)

Теоретическая часть. Первые школы. Чем они отличались от современных.

Практическая работа. Рисование на тему «Школа будущего».


История нашей школы. (3ч)

Теоретическая часть. История школы, в которой учатся дети. Традиции школы. Гордость школы. Воспоминания бывших учеников.

Практическая работа. Оформление альбома.


Родной край – часть большой страны. (8ч.)

Мой край на карте Родины.(1ч.)

Теоретическая часть. Территория и географическое положение края. Знакомство с картой, границы, история образования.

Практическая работа. Выставка рисунков «Мой край»


Путешествие по моему городу.(3ч.)

Теоретическая часть. История города (поселка, села, деревни). Достопримечательности.

Практическая работа. Создание путеводителя.


Я и мой дом.(2ч.)

Теоретическая часть. Виды домов. Жилища разных народов.

Практическая работа. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.


Обычаи и традиции коренных народов.(2ч.)

Теоретическая часть. Коренные народы: русские, украинцы, белорусы, чуваши и др.. Обычаи, традиции народов Алтайского края.

Практическая работа. Разучивание игр народов Алтайского края.


Природа родного края.(13ч.)

Такие удивительные растения! (3ч.)

Теоретическая часть. Многообразие растений родного края. Значение растений для человека. Правила поведения в природе по отношению к растениям.

Практическая работа. Создание презентации «Растения нашего края»


Животные.(3ч.)

Теоретическая часть. Многообразие животных родного края. Значение животных для человека. Правила поведения в природе по отношению к животным.

Практическая работа. Создание презентации «Животные нашего края»


Водоёмы. (3ч.)

Теоретическая часть Реки, озера родного края. Обитатели водоемов.

Практическая работа. Составление сборника «Обитатели наших водоёмов». Создание презентации «Матушка речка»


Кладовая земли родного края. (3ч.)

Теоретическая часть. Полезные ископаемые края. Места и способы добычи полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых.
Практическая работа. Составление карты «Полезные ископаемые Алтайского края»


«Красная книга Алтайского края» (1ч.)

Теоретическая часть. Знакомство с «Красной книгой Алтайского края».


Мы и наше здоровье. (8ч.)

Что значит, быть здоровым человеком? (1ч.)

Теоретическая часть. Показатели здоровья. Режим дня. Здоровый образ жизни.


Человеческий организм.(3ч.)

Теоретическая часть. Особенности человеческого организма. Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Как циркулирует кровь? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо? Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар?

Практическая работа. Создание «Книги рекордов Гиннеса» нашей школы.


Питание – основа жизни.(2ч.)

Теоретическая часть. Наша пища и витамины. Вредные и полезные продукты.

Практическая работа. Составление памятки о содержании витаминов в различных продуктах питания.

Вредные привычки. (1ч.)

Теоретическая часть. Алкоголь, никотин, наркотики. Как уберечься от вредных привычек.

Практическая работа. Выпуск газеты «Береги здоровье смолоду!»


Праздник «Я выбираю здоровье».(1ч.)

Практическая работа. Сценарий мероприятия.


Подведение итогов. (1ч.)

Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.




















Литература.

    1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.

    2. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.

    3. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.

    4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.

    5. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.

    6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

    7. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.

    8. Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.

    9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.

    10. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.

    11. Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

    12. Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.

    13. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

    14. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

    15. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

    16. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.

    17. 11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

    18. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

    19. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

    20. Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.

    21. Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.

    22. Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.

    23. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.

    24. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

    25. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.


26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!