СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Дорога к успеху"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Дорога к успеху". для 5-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Дорога к успеху"»


Частное общеобразовательное учреждение

«Школа - интернат № 13 среднего общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»



СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по ВР

___________ Н.А. Ягафарова

«____» ______________2015г.


Утверждаю:

Директор ЧОУ ШИ № 13

__________ Е.П. Меньшикова

«____» ______________2015г.







ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДОРОГА К УСПЕХУ»

для 5-9 классов



Разработал Ягафарова Н.А.



г. Екатеринбург

2015г.


Введение


Общие положения


Организация внеурочной деятельности для обучающихся Частного общеобразовательного учреждения

«Школы - интерната № 13 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» города Екатеринбурга осуществляется согласно цели внеурочной деятельности с учетом приоритетов и стратегии государства, интересов учащихся и их родителей.

Нормативно - правовой базой для организации внеурочной деятельности являются следующие нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях права ребенка в Российской Федерации», редакция от 13.07.2015 г.

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел 3 «Образование», редакция от 08.08.2009 г.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Указом Президента РФ от 4.02.2010 г. №271.

5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761.

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), 2010 г.

8. Основная образовательная программа основного общего образования ЧОУ ШИ № 13 (ООП ООО)




Пояснительная записка


Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, общекультурное.

В нашем школе – интернате имеется опыт организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Учитывая интерес к реализуемым программам, наличие ресурсов для их реализации педагогами школы, планируются на ступени основного общего образования отдать приоритет такому направлению внеурочной деятельности как общеинтеллектуальное.

Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности учащихся основной школы. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона социализации личности обучающегося.

Развитый интеллект, в рамках проектной деятельности, отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др. Понятие ―интеллекта, перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом.

Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной деятельности в рамках проектного направления, как достаточно сложной формы деятельности, продолжение предметных линий с использованием эффективных форм проведения занятий, позволит успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся.

Согласно ФГОС в 5 классах часы внеурочной деятельности не превышают 6,5 ч, 6-х кл. - 8,4 ч., 7-х - 7,8 ч, в 8 и 9-х классах по 9,6 часов в неделю. При этом мы полностью реализуем выполнение ФГОСа и соотношение 70% к 30%. Где 70% это обязательная часть стандарта, а 30% - часть формируемая участниками образовательных отношений. В 30% входит часть учебного плана + внеурочная деятельность. При таких цифрах число часов, отводимых на внеурочную деятельность, составит 1470ч. за 5 лет обучения.

Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.

Задачи программы:

1. Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к мыслительным операциями – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию. Обучать приемам доказательства.

2. Продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.

3. Способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.

4. Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.

5. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.

6. Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.

Особенность программы:

1. Практическая проектная и исследовательская направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов ЧОУ ШИ № 13; формирование системы социально значимых ценностей через деятельность.

2. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения воспитательно-образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Условия реализации программы:

1. Кадровое обеспечение: педагоги, имеющие достаточный опыт в ведении проектной и исследовательской деятельности.

2. Материальное обеспечение: школьная библиотека, компьютерный класс с выходом в Интернет, профильные кабинеты химии, физики, биологии, географии.

3. Сотрудничество с учреждениями социума: ВУЗы г. Екатеринбурга.

4. Модель реализации внеурочной деятельности - оптимизационная: распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года


Реализация связи с урочной деятельностью: содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, история, литература).

Диагностичность реализации программы обеспечивается:

1. Системой тестовых диагностик, отслеживанием динамики развития обучающихся по мере реализации программы.

2. Процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результатами участия обучающихся в ученических конференциях разного уровня.

3. Динамикой участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.

4. Фиксированием всех результатов в портфолио обучающихся.

Использование технологий

Среди технологий, методов и приемов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа еѐ решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своѐ адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по еѐ решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:

1. На развитие личностных универсальных учебных действий:

 на личностное самоопределение;

 на развитие Я-концепции;

 на смыслообразование;

 на мотивацию;

 на нравственно-этическое оценивание.


2. На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:

 на учѐт позиции партнѐра;

 на организацию и осуществление сотрудничества;

 на передачу информации и отображению предметного содержания;

 тренинги коммуникативных навыков;

 ролевые игры;

 групповые игры.


3. На развитие познавательных универсальных учебных действий:

 задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

 задачи и проекты на сравнение, оценивание;

 задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;




задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

 задачи на смысловое чтение.

4. На развитие регулятивных универсальных учебных действий:

 на планирование;

 на рефлексию;

 на ориентировку в ситуации;

 на прогнозирование;

 на целеполагание;

 на оценивание;

 на принятие решения;

 на самоконтроль;

 на коррекцию.


При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться следующие технологии:

 технология проблемно-диалогового обучения,

 групповые технологии,

 ИКТ-технологии,

 технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения.


Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения


Планируемые результаты освоения обучающимися программы

Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням: 1 уровень

5-6 класс

2 уровень

7-8 класс

3 уровень

9 класс

Учащиеся приобретают знания:

 о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите;

 по предметам естественно-научного цикла через интеграцию содержания.


У обучающихся формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое может проявляться в следующих видах деятельности:

 инициирование и выполнение проектных и исследовательских работ;

 креативном выполнении поставленных учебных задач;

 созидательном взаимодействии в коллективах сменного и постоянного состава.


Приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности:

 при определении темы исследовательской работы или проекта;

 при работе с вариативными источниками информации;

 решение задач с измененными условиями;

 поиске оптимальных и рациональных путей решения поставленных задач


Формируемые УУД

В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Класс

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

5 класс

1. Ценить и принимать базовые ценности.

2. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

3. Понимать смысл и цель самообразования.

4. Давать нравственно-этические оценки.

1. Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к

1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3.Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развѐрнутом виде.

своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений

6 класс


1. Принимать



1. Владеть основами



1. Учитывать разные мнения



1. Самостоятельно ставить



новые базовые ценности.

2. Определять жизненные, личностные ценности.

3. Осознанно и аргументировано давать нравственно-этические оценки.

4. Понимать смысл и цели саморазвития, самообразования.



реализации проектно-исследовательской деятельности.

2. Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

3. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

4. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

5. Давать определение понятиям.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

7. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.

8. Проявлять устойчивый познавательный



и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

3. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

4. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

5. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром.

6. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

7. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей



новые учебные цели и задачи.

2. Простраивать жизненные планы во временной перспективе.

3. При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

4. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ



интерес.



деятельности.

8. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.


7 класс


1. Следовать в соответствии с ценностями общества.

2. Определять кроме жизненных, личностных и профессиональные ценности.

3. Простраивать траекторию профессионального самоопределения. Осуществлять выбор.

4. В системе заниматься самообразованием.



1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.

2. Владеть основами рефлексивного чтения.

3. Ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность.

4. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объѐмом.

5. Выполнять проектные и



1. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.

2. Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать.

3. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

4. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

5. Владеть основами коммуникативной рефлексии.



1. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

2. Планировать пути достижения целей.

3. Устанавливать целевые приоритеты.

4. Уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им.

5. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

6. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.



исследовательские работы разных видов.

6. Владеть научной терминологией при выполнении проектных и исследовательских работ.

7. Принимать участие в дискуссиях.



6. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

7. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.



7. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.


8 класс


1. Поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества.

2. Осуществлять осознанный и аргументированный выбор.

3. Самоопределение.

4. Смыслообразование.



1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.

2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

3. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе



1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

2. Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

3. Продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

5. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в



1. Владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

2. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

3. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.



отрицания).

4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

6.



совместной деятельности.


9 класс


1. Простраивать жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.

2. Осуществлять осознанный выбор.

3. Давать объективные нравственно-этические оценки. Оценивать свое поведение в соответствии с



1. Ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность.

2. самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

3. выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.

4. организовывать исследование с целью проверки гипотез.

5. делать



1. Следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнѐрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнѐрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

2. Устраивать эффективные



1. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

2. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

3. Адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или




ценностями общества.

4. Брать ответственность на себя.

5. Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца.



умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.



групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

3. Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

4. В совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

5. Выступать в группе с инициативой.



предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.

4. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

5. Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний.

6. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.



ценностями общества.

4. Брать ответственность на себя.

5. Инициировать идеи. Доводить начатое дело до конца.



умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.



групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

3. Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

4. В совместной деятельности чѐтко формулировать цели группы и позволять еѐ участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

5. Выступать в группе с инициативой.



предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.

4. Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

5. Владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний.

6. Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.





Выпускник основной школы будет обладать следующими характеристиками к окончанию 9-го класса:

1. глубокое знание учебных предметов основного общего образования; умение интегрировать знания из смежных областей, представлять единую научную картину мира;

2. высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);

3. информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути.

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

• Танцевальный кружок

• Организация походов, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весѐлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований

• Применение на уроках игровых моментов, физ.минуток, утренней зарядки

• Участие в районных и городских спортивных соревнованиях


Секции

• Классные часы

2. Духовно-нравственное:

• Классные часы

• Экскурсии

• Дискуссии

• Дебаты

• Обсуждение книг и просмотренных к/ф

3. Социальное:

• Участие в социально - значимых акциях

• Проекты

• Классные часы по ПДД и ПБ.

4. Общекультурное:

• ТО

• Классные часы

• Посещение театров, выставок, музеев

• Филармонические уроки

• Участие в творческих конкурсах и фестивалях района, города, РФ

5. Общеинтеллектуальное:

• Участие в предметных олимпиадах, НПК

• Классные часы

• Проекты

• Библиотечные уроки

• Конкурсы, конференции

• Деловые и ролевые игры

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в ОУ организуется после уроков с перерывом 45 минут для обучающихся в I смену и до и после уроков для обучающихся во II смену, также в каникулярное время и выходные дни.

План и направления внеурочной деятельности определяются в конце учебного года.

Предварительный выбор программ на следующий учебный год обучающимися производится во второй половине учебного года (февраль – март) на основе анкетирования учащихся и их родителей (законных представителей


Программы курсов внеурочной деятельности рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются приказом по ОУ.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности, проводимые на базе школы не более 45 минут (чтение, рисование, просмотр к/ф и т.д.) и не более 1,5 часов (динамические).

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Личностные результаты:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

сформированность у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;

сформированность правосознания и экологической культуры;

способность обучающихся ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметные результаты:

освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий и способность использовать их в познавательной и социальной практике;

самостоятельность обучающихся в планировании и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками;

способность обучающихся к построению индивидуальной образовательной траектории;

владение проектной и социальной деятельностью.

Ожидаемые результаты от реализации программы внеурочной деятельности:

100% охват обучающихся организованным досугом;

достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

Содержательный раздел:

I.Структура программ курсов внеурочной деятельности.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

общая характеристика курса внеурочной деятельности

личностные и метапредметные результаты освоения курса

содержание курса внеурочной деятельности

тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся

II. Программы внеурочной деятельности:

В рамках духовно – нравственного направления предлагаются:

Реализация программы духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ гимназии № 120 через классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают

в области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определѐнного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата;



• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

Основные направления Внеурочной деятельности, реализуемые в МБОУ гимназии № 120 Форма внеурочной деятельности

НАПРАВЛЕНИЯ

Духовно-нравственное

Спортивно-оздоровительное

Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Социальное

Мир вокруг нас (5-7)

Духовно-нравственное

Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Литературный журнал «Вектор»

(8-10 кл)

Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Социальное

Франкомания. Культура речевого общения (5-7 кл)

Духовно-нравственное

Общеинтеллектуальное

Социальное

Музыкально-историко-литературная гостиная (7-9 кл.)

Духовно-нравственное

Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Социальное

Медиаторство и разрешение конфликтов(5-9 кл.)

Общеинтеллектуальное

Социальное

Классные часы

(5-9 кл.)

Духовно-нравственное

Спортивно-оздоровительное

Общекультурное

Общеинтеллектуальное

Социальное

Тематика классных часов

5 класс

1 .Как выполнять домашнее задание.

2. Честь (репутация) класса.

3. Что значит быть дружным?

4. Мир моих увлечений.

5. Памятные места нашей деревни.

6. Театр – это…

7. Мудрые заповеди предков.

8. Экология – наука о том, как сберечь дом (жизнь).

9. Что значит быть здоровым.

10. Книги учат..(правильно понимать мир).

11. Что такое культура?

12 .Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии.

6 класс

1. «Человек! Помоги себе сам!» (Бетховен).

2. «Прекрасно там, где пребывает милосердие» (Конфуций).

3. Лень – помощник или враг?

4. Берегите язык (нецензурная брань: почему она получила распространение).

5. Семейные обряды.

6. «Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М.Достоевский).

7. «Совесть – это наш внутренний судья» (П.Гольбах).

8. Кем я хочу быть и почему?

7 класс

1. Мир добрых дел.

2. Как развить свои способности (восприятие, память, мышление, воображение,…)

3. Зачем мы учимся?

4. Ценности. Что человек должен ценить.

5. Почему люди лгут?

6. «Моя семья – мое богатство».

7. Зачем нужно заниматься физической культурой?

8. Объекты сельского хозяйства нашей деревни.

9. Курильщик – сам себе могильщик.

10. Что нужно знать при выборе профессии. Интересы, склонности, способности, здоровье и выбор профессии. Востребованность профессии на рынке труда.

8 класс

1. Чтобы быть понятым.

2. Как узнать себя и развить свои способности.

3. Отчего бывает одиноко?

4. Привычки и воля.

5. Как устроена обида.

6. Природа силы личности.

7. Самоконтроль, как его достичь.

8. Внутренние противоречия. Желание и долг.

9. Почему подросток совершает преступление?

10. Семейные ценности.

11. Когда и как говорить «нет»?

12. Экология. Загрязнение среды и наука.

13. Здоровый образ жизни.

14. Как правильно выбирать профессию.

15. Легко ли быть белой вороной?

16. Недостатки человека и их влияние на его судьбу

9 класс

1.Как ладить с людьми (любить, строить взаимоотношения, находить понимание со взрослыми, дружить с товарищами).

2. Что значит быть взрослым. Чем отличаются взрослые от детей.

3. Расскажи мне обо мне.

4. Для чего нужны карманные деньги? (Анкетирование)

5. Стремление к счастью.

6. «Честь и собственное достоинство сильнее всего» (Ф.М.Достоевский).

7. Самовоспитание. Цели самосовершенствования.

9.Оптимизм.

10. Способность к прощению

11. Выбор нашей жизни.

12.Театральная жизнь нашей столицы.

13.Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии.)

14. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?

15.«От тюрьмы и сумы не зарекайся».

16. Что такое игромания? Я и компьютер.

10 класс

1. Убеждения. Как они складываются?

2. Самовоспитание как «расширение» сознания.

3. Десять заповедей творческой личности.

4. Жестокость, равнодушие и сочувствие.

5. Искусство слушать собеседника.

6. Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты),

7. Стратегия принятия решений.

8. Рефлексия.

9. Профессиональное самоопределение, его связь с выбором пути продолжения образования (многоступенчатость образования, подготовительные курсы).

10. Семья, отношения в ней взрослых и детей.

11. Права и обязанности.

11 класс

1. Уважение и терпимость.

2. Изберите свою судьбу.

3. Выбор профессии – ответственное дело выпускника. Какие профессии будут востребованы на рынке труда через 5 лет?

4. Кем и чем славна наша школа.

5. Учебные заведения нашей столицы.

6. Имидж.

7. Как подготовиться к экзаменам.

8. «Экзамены без стресса»

9.Мы – дети Галактики.

10.Мы через 5, 10 лет.(Анкетирование

11.«Как использовать свои права» (ситуативная беседа-диалог)

В рамках общеинтеллектуального направления предлагаются:

1). Проведение предметных недель

Целью является интеграция знаний по отдельным предметам

2). Курс «Мир вокруг нас». (5-6 класс)

Основная цель занятий способствовать формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

3). Курс «Франкомания» (5-7 кл.)

Развитие потребности учащихся в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Целью факультативного курса выступает овладение учащимися основами культуры речевого общения на изучаемом языке, что предполагает усвоение школьниками норм и правил межкультурного взаимодействия и умение учитывать их в своем речевом поведении в различных ситуациях иноязычного общения

Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности представлено:

1). Тематические Дни здоровья разнообразны по форме и содержанию:

- походы в дендрологический парк

- «Веселые старты»

- соревнования «Добры молодцы»

- спортивные праздники

- турниры по боулингу

направлены на формирование культуры здорового образа жизни.

Общекультурное направление внеурочной деятельности:

1). Объединение дополнительного образования «Рукодельница». На занятиях ребята обучаются по программе «Рукодельная азбука», целью которой является формирование у учащихся начальной школы устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству. Детские работы ОДО «Рукодельница» участвуют на выставках районного и городского уровня.

2) Вокальный ансамбль «Классная компания» (6-10 кл.)

Цель программы – сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.


3) Песенно-танцевальный ансамбль «Калинка» (5-7кл.)

Цель программы – воспитание творческой гармонично развитой личности средствами танцевального и вокального искусства, сохранить народную музыкальную культуру в песенно-танцевальных постановках.

4) «Школа юного гитариста» (5-10 кл.)

Цель программы – приобщение учащихся к музыкальному искусству посредством освоения популярного общедоступного инструмента, создание условий для творческой самореализации учащихся в сфере музыкальной деятельности не зависимо от возраста, степени подготовки.

5) театральная студия «Талантида» (5-7 кл.)

Данная программа направлена на использование современных методик работы с детьми, позволяющих, в полной мере, выявлять, закреплять и совершенствовать творческую индивидуальность каждого обучающегося.

Цели программы: приобщение учащихся к театральному искусству, воспитание «зрительской» культуры, раскрытие и развитие творческой индивидуальности.

6) литературный журнал «Вектор» (5-11 кл.) Привить детям вкус и любовь к художественной литературе, к творческому познанию мира вокруг нас, развить интерес к общешкольным мероприятиям и мероприятиям класса.

Формы работы:

Уроки и кружки художественно-эстетической направленности

Посещение театров, музеев, выставок

Система классных часов

Детские выставки творческих работ

Творческие проекты

Организация досуга, экскурсий и др.

Театральные уроки проводятся актерами театра «Разиня» (5-6 кл.)

 «Русь, Родина, Отечество - Россия» - образовательная развивающая программа, основанная на популяризации истории России

 «Один дома» - командная игровая программа по ОБЖ

 «Орлята учатся летать» - воспитание патриотических чувств, командный дух, навыки поведения в экстремальных ситуациях.

 «Путешествие к звездам» - программа, посвященная Дню космонавтики

 «Тайна волшебного сундучка» - программа, направленная на экологическое воспитание


В рамках социального направления:

1). Цикл бесед и игр по ПДД «Красный, желтый, зеленый».

Цель: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

2) Цикл авторских тренингов для детей и подростков корпорации «Лидер». Формирование классного коллектива, раскрытие индивидуальных лидерских качеств учащихся.

Планируемые результаты Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приѐмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приѐмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных,

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приѐмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приѐмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приѐмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность


интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

полученных знаний, за качество выполненного проекта.