Рабочая программа «Я – географ – следопыт» по исследовательской деятельности во внеурочное время для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учетом нормативно-правовых документов:
Курс исследовательского направления основан на программе: «Внеурочная деятельность по географии. 5-6 классы (текст): сборник программ / М.Ю.Аксёнова, Е.В. Храмова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2014 – 72 с.»
Курс рассчитан на 35 учебных часов; 1 час в неделю.
Расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. Построение модели для подтверждения шарообразности Земли.
Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. Определение времени по гномону.
Осваиваем метод моделирования. Глобус – модель Земли. Определение форм Земли.
Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! Умение вести фенологические наблюдения.
Осваиваем метод моделирования. Теллурий: модель Земля – Луна – Солнце. Определение времён года с помощью теллурия.
Осваиваем метод моделирования. Строим свою модель Земли. Определение внутреннего строения Земли.
Осваиваем метод моделирования. Создаём конструктор литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит.
Почувствуйте себя геологами! Научить собирать и оформлять коллекцию горных пород и минералов.
Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Формирование умений анализировать «12-балльную шкалу интенсивности землетрясений»
Почувствуйте себя геодезистами. Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.
Почувствуйте себя топонимистами! Умение работать с топонимистическими словарями, энциклопедиями.
Почувствуйте себя метеорологами-наблюдателями! Доказать наличие атмосферного давления.
Почувствуйте себя метеорологами! Создаём свою метеорологическую станцию. Умейте создавать метеорологические приборы для определения погоды.
Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками! Умение составлять прогноз погоды.
Почувствуйте себя гидробиологами! Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.
Почувствуйте себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.
Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Изучим водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.
Почувствуйте себя фольклористами! Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарём.
Почувствуйте себя биогеографами! Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.
Создайте географическую игротеку! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.
Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океанах.
Почувствуйте себя экотуристами! Составление по тексту схемы путешествия.
Первый уровень (получение школьниками социально-значимых знаний): приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (геодезист, фенолог, метеоролог, гидробиолог, экскурсовод)
Второй уровень (развитие социально-значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, природе, науке, исследовательской деятельности, человеческой жизни вообще.
Третий уровень (приобретение школьниками опыта социально-значимого действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт формирования позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
№ | Тема занятия | Цель работы | Результаты обучения | методы | оборудование | Дата |
По плану | По факту |
Введение. |
1. | Почувствуйте себя древними географами! Древний Египет. | Построение модели для подтверждения шарообразности Земли. | Личностные: осознание целостности природы Универсальные: познавательный интерес Предметные: овладение практическими умениями по использованию приборов. | Модели-рование | Карта Древнего Египта, деревянные палочки, пластилин, линейка, карандаш, настольная лампа, дневник географа-следопыта. | | |
2. | Почувствуйте себя древними географами! Работа с гномоном. | Определение времени по гномону. | Личностные: осознание целостности природы Универсальные: познавательный интерес Предметные: овладение практическими умениями по использованию приборов. | наблюдение | Лист картона, гномон – деревянная палочка длиной 20 см, пластилин, линейка, карандаш, отвес (верёвочка с грузиком). | | |
3-4. | Почувствуйте себя фенологами-наблюдателями! | Умение вести фенологические наблюдения. | Личностные: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде Универсальные: умение вести наблюдение Предметные: умение вести наблюдение за объектами и явлениями географической среды. | наблюдение | Дневник географа-следопыта. | | |
Внутреннее строение земли. |
5 | Осваиваем метод моделирования. Строим свою модель Земли. | Определение внутреннего строения Земли. | Личностные: овладение системой географических знаний Универсальные: умение моделировать Предметные: умение описывать и объяснять признаки географических объектов. | Модели-рование | Разноцветный пластилин, дощечка для лепки. | | |
6. | Осваиваем метод моделирования. Создаём конструктор литосферных плит. | Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит. | Личностные: овладение системой географических знаний Универсальные: умение моделировать, умение организовать свою деятельность, выбирать средства для реализации цели. Предметные: формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени. | Модели-рование | Картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски, клей | | |
7-8. | Почувствуйте себя геологами! | Научить собирать и оформлять коллекцию горных пород и минералов. | Личностные: осознание ценности природы. Универсальные: умение организовать свою деятельность. Предметные: использование полученных умений и навыков в повседневной жизни для объяснения образования горных пород. | Модели-рование | Пустые спичечные коробки, клей и кисточка, обёрточная бумага, увеличительное стекло, дневник географа-следопыта. | | |
9-10. | Почувствуйте себя геодезистами! | Умение работать с нивелиром по определению высоты холма. | Личностные: осознание ценности природы. Универсальные: умение организовать свою деятельность. Предметные: владение практическими умениями по использованию нивелира для определения высоты холма. | Полевые исследова-ния, метод нивелиро-вания. | Самодельный нивелир. | | |
11-12. | Почувствуйте себя топонимистами! | Умение работать с топонимистическими словарями, энциклопедиями | Личностные: овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях. Универсальные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и её преобразование Предметные: овладение основными навыками нахождения и использования географической информации. | Работа со справочной литературой, социолиги-ческий опрос. | Дневник географа-следопыта. | | |
Атмосфера. |
13-14-15 | Почувствуйте себя метеорологами! Создаём свою метеорологическую станцию. | | Личностные: осознание ценности географической среды. Универсальные: умение организовать свою деятельность по моделированию приборов. Предметные: умение моделировать и владеть практическими умениями по измерению направления ветра, определения температуры, количества осадков. | Модели-рование | Флюгер, дождемер, термометр. | | |
16 | Почувствуйте себя метеорологами-синоптиками | Умение составлять прогноз погоды. | Личностные: осознание ценности географической среды. Универсальные: умение вести самостоятельный анализ и прогноз погоды. Предметные: формирование умений и навыков использования метеорологических знаний в повседневной жизни для прогнозирования погоды. | наблюдение | Дневник географа-следопыта. Ресурсы интернета. | | |
Водная оболочка Земли. |
17. | Почувствуйте себя гидробиологами! | Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека. | Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной карты мира. Универсальные: умение самостоятельно вести исследование. Предметные: формирование представлений о свойствах воды. | Исследовате-льский. | Дневник географа-следопыта. | | |
18. | Почувствуйте себя мореходами! | Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Универсальные: умение организовать свою деятельность, определить её задачи и оценить достигнутые результаты. Предметные: использование географических названий в повседневной жизни. | Игровая деятель-ность | Ресурсы интернета | | |
19-20. | Почувствуйте себя гидрологами! | Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний Универсальные: умение вести отбор информации на основе текста учебника с последующим устным рассказом. Предметные: развитие географического мышления на основе работы с текстом учебника и картой атласа. | Само-стоятельная работа с тексом учебника. | Ресурсы интернета | | |
21-22. | Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. | Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Универсальные: умение организовать свою деятельность, определить её задачи и оценить достигнутые результаты. Предметные: формирование географических знаний о водопроницаемых и водоупорных слоях. | Исследовате-льский, экспери-мент, модели-рование. | Ресурсы интернета | | |
23 | Почувствуйте себя фольклористами! | Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарём. | Личностные: уважение к истории, культуре народов. Универсальные: умения самостоятельно отбирать информацию. Предметные: умение работать с различными источниками географической информации. | Исследовате-льский. | Дневник географа-следопыта. | | |
Биосфера. |
24-25 | Почувствуйте себя биогеографами! | Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу. | Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Универсальные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование в виде информационной карточки. Предметные: формирование представлений о разнообразии растительного мира тропических поясов. | Исследовате-льский. | Картон, фотографии, клей. | | |
26-27 | Создайте географическую игротеку! | Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей. | Личностные: овладение на уровне общего образования системой географических знаний Универсальные: умение организовать свою деятельность, определить цели и задачи игры, оценить достигнутые результаты. Предметные: формирование представлений о разнообразии растительного мира умеренных поясов. | Игровая деятель-ность | Рисунки, фотографии, картон | | |
28-29 | Почувствуйте себя исследователем глубин океана! | Умение создавать устройство «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океанах. | Личностные: осознание ценности географической среды Универсальные: умение организовать свою деятельность по моделированию прибора «Глубины океана». Предметные: умение моделировать и владеть практическими умениями по определению морских животных в разных глубинах океана. | Исследовате-льский, экспери-мент, модели-рование. | Определитель морских обитателей, фотографии. | | |
30-31 | Почувствуйте себя экотуристами! | Составление по тексту схемы путешествия. | Личностные: осознание единства географического пространства России Универсальные: умение организовать свою деятельность по моделированию прибора туристического маршрута. Предметные: формирование представлений об особенностях природной среды и охраны природы. | Исследовате-льский. | Дневник географа-следопыта. | | |
32-33 | Почувствуем себя экскурсоводами. Разработка виртуальной или реальной экскурсии. | Знакомство с особенностями территории | Личностные: осознание целостности планеты Земля. Универсальные: способствовать самостоятельному приобретению практических умений Предметные: формирование представлений об особенностях природной среды и охраны природы | Исследовате-льский. | Презентация. | | |
34-35. | Защита проектов. | Защита проектов. | Личностные: осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира. Универсальные: умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование в виде проекта Предметные: использовать приобретенные знания и умения по гидросфере для составления проектов. | Исследова-ние | Презентация. | | |