СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный биолог-исследователь"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной программы является формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный биолог-исследователь"»

























Программа внеурочной деятельности

« Юный биолог – исследователь»

Экологическое направление.

Возрастобучающихся:12-14 лет









Пояснительная записка

Цель работы по программе – формирование личности, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение. От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;

  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

  • смоделировать экологическую ситуацию;

  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

  • взаимодействовать в группах;

  • находить необходимую информацию на различных носителях;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • соблюдать правила поведения в природе.

Содержание курса внеурочной деятельности

1.Вводное занятие - 2 ч.

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.


2. Определители флоры и фауны - 4 ч.

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.


3. Гербарий растительности - 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

4. Редкие и исчезающие виды флоры Татарстана. - 14 ч.

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры.

Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны ".


5. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.

Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники Татарстана.

Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Камского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Камского заповедника".


6.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 9 ч.

Теоретическая часть: Влияние факторов среды на флору и фауну  Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Влияние сред жизни на флору и фауну.

Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии.  Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.


Календарно-тематическое планирование

Название темы

Форма занятий и виды деятельности

Дата проведения

Планир.

Факт.

1.

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Теоритическое занятие



2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Практическое занятие



3

Понятие об определителе флоры и фауны.

Теоритическое занятие



4

Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Практическое занятие



5

Работа с определителем.

исслед. деят-ть



6

Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга.

экскурсия



7

Понятие о гербарии.

Теоритическое занятие



8

Классификация гербариев.

Практическое занятие



9

Методика и правила сбора растений.

Практическое занятие



10

Знакомство с гербариями.

Практическое занятие



11

Изготовление папки для гербария.

исслед. деят-ть



12

Изготовление гербариев.

исслед. деят-ть



13

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

Теоритическое занятие



14

Красная книга. Виды растений Татарстана, занесенных в Красную книгу.

Теоритическое занятие



15

Реликты и эндемики флоры .

Теоритическое занятие



16

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

Практическое занятие



17

Изучение Красной книги Татарстана. Составление карты ареалов редких видов растений.

Практическое занятие



18

Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Татарстана".

Практическое занятие



19

Охрана растений родного края.

исслед. деят-ть



20

Это должен знать каждый!

экскурсия



21

Охраняемые территории, причины их организации и значение.

Теоритическое занятие



22

Классификация заповедников. Заповедники Татарстана

Теоритическое занятие





23

Работа с зоогеографическими картами заповедников.

Практическое занятие



24

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

Практическое занятие



25

Работа с Красной книгой (флора и фауна Камского заповедника).

исслед. деят-ть



26

Флора и фауна Камского заповедника.

исслед. деят-ть



27

Влияние факторов среды на флору и фауну

Теоритическое занятие




28

Биологические ритмы.

Теоритическое занятие




29

Растения-индикаторы.

Теоритическое занятие




30

Влияние сред жизни на флору и фауну.

Теоритическое занятие




31

Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению".

Практическое занятие



32

Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Практическое занятие



33

Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

исслед. деят-ть



34

Правила поведения в лесу,

исслед. деят-ть



335

Экскурсия в лес

экскурсия






Список литературы

  1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

  2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.

  3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.

  4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

  5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!