СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"»

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение г.Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №35»










ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы


«Юный исследователь»

(проектная деятельность)




Автор:

учитель начальных классов

высшей категории

Князева Елена Викторовна












2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Важной задачей современного образования становится достижение учащимися такого образовательного уровня, который мог бы обеспечить самостоятельное творческое решение ими задач теоретического и прикладного характера. Известно, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Поэтому так важно включить в проектную деятельность учащихся начальной школы. Ведь именно в этот период учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. У детей младшего школьного возраста начинают развиваться формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение научных знаний и развитие теоретического мышления.

Задача учителя — не просто передавать готовые знания, а помогать учащимся учиться и развиваться, создавать ситуации, чтобы они включались в самостоятельный поиск решения проблем, искали способы их решения. В этом случае начинается подлинно творческая деятельность самих учащихся, возникает исследовательский интерес. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.

В работе с младшими школьниками методы исследовательского обучения сочетаются с проектными методами, соединяются в проектно-исследовательскую деятельность, которую можно характеризовать как деятельность по проектированию собственного исследования, включающую в себя: выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не открывают новые знания, а приобретают исследовательские навыки, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют личностную позицию.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 2 часа в неделю. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.
Программа «Юный исследователь » составлена на основе методических рекомендаций Савенков А.И. Я - исследователь: Учебник-тетрадь для младших школьников. -Самара: Издательство "Учебная литература", 2012

При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

• низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, само- воспитания;
• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
• обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Цель программы:

— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;

— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;

— для эмоционально ценностного, социального, культурного развития;

— для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.


Задачи программы:

— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;

— развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;

— содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;

— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;

— содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;

— формировать навыки культурного поведения в общественных местах.


Виды работ:

— экскурсии;

— поисковая и аналитическая работа с информацией;

— дебаты, дискуссии;

— ролевые игры;

— музыкальные концерты;

— театральные постановки;

— наблюдения;

— интервьюирование;

— подготовка и представление презентаций.

Практический характер поисково-исследовательской работы делает её весьма интересной и значимой для самих «открывателей».

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
























Содержание программы



Проектно-исследовательская работа

Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно- исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.

Творческая работа

Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; про ведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.

Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними.

Расширение информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флеш накопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word (2 класс).

Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы.

Преобразование текста в таблицу (3 класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint (декорирование). Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Веб дизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице (4 класс).

Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.

Культурно образовательная работа

Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.

Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, — от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-й год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:

  • Что такое исследование? Кто такие исследователи?

  • Как получать информацию? Как задавать вопросы?

  • Как научиться выделять главное и второстепенное?

Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.

Дети 9—10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.

Дети 10—11лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.

Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате — выполнение коллективной работы.

Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате — создание групповой исследовательской работы.

Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат — самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.

Формы занятий:

• по количеству детей, участвующих в занятии, — преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

• по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;

• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Пять «П» проекта:



Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

    1. Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовительный

Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели

2. Планирование, организация деятельности

Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах

Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе

3. Исследование (осуществление деятельности)

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации

Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации

4. Представление, отчёт, презентация проекта

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта

Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок



Тематическое планирование

Данная программа рассчитана на 135 часов.

Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.

Продолжительность занятий: 1 класс — 30 минут, 2—4 классы —40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала.



Класс



Темы занятий

Количество часов

В школе

(в классе)

Вне школы (класса)

Теория

Практика

1 год обучения

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

+


1ч.

1ч.

1

Проект? Проект!



+




1ч.


1

Как выбрать тему проекта?




+


1ч.

1ч.

1

Какими могут быть проекты?

+


1ч.


1

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)



+

1ч.

1ч.

1

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)






+




1ч.




1ч.

1

Наблюдение как способ выявления проблем.

+

+

1ч.

1ч.

1

Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;



+





1ч.




1ч.

1

Выдвижение идеи (мозговой штурм);

+


1ч.

1ч.

1

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?



1ч.

1ч.

1

Коллективная игра- исследование



1ч.

1ч.

1

Постановка вопроса (поиск гипотезы);

+



1ч.


1ч.


1

Формулировка предположения (гипотезы);

+


1ч.

1

Развитие умения видеть проблемы.


+


1ч.

1ч.

1

Развитие умения выдвигать гипотезы.


+


1ч.

1ч.

1

Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей



+



+

1ч.

1ч.

1

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике




+




1ч.



1ч.

1

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.




+



+




1ч.




1ч.

1

Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления


+


1ч.

2 год обучения

2

Роль исследований в нашей жизни



+



+

1ч.

1ч.

2

Учимся видеть проблемы



+



+

1ч.

1ч.

2

Наблюдение как способ выявления проблем.

+

+

2ч.

2ч.

2

Методы исследования.

+

+

1ч.

1ч.

2

Как провести эксперимент?

+

+

2ч.

2ч.

2

Выполняем логические операции.

+


1ч.

1ч.

2

Творческое воображение

+

+

1ч.

1ч.

2

Составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

+

+



2ч.



2ч.

2

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)



+




1ч.



1ч.

2

Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;



+




2ч.



2ч.

2

Учимся делать выводы и умозаключения.
Пиктограммы

+




1ч.



1ч.

2

Презентация исследовательской работы

+

+

2ч.

2ч.

3 год обучения

3

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами

+

+



1ч.



1ч.

3

Установление закономерностей. Парадоксы

+




1ч.



1ч.

3

Логика. Метафора и метафоричность суждений в исследовании

+




1ч.



1ч.

3

Работа с текстом.

+




1ч.



1ч.

3

Обоснованный выбор способа выполнения задания;



+







1ч.

3

Как подготовиться к защите исследовательской работы?

+

+



2ч.



2ч.

3

Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами

+

+



2ч.



2ч.

3

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематик

+

+



6ч.



6ч.

3

Презентация исследовательских работ

+

+



1ч.



2ч.

4 год обучения

4

Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске...



+



+



2ч.



2ч.

4

Как оценивать идеи?



+




2ч.



2ч.

4

Классификация тем исследований



+




2ч.



2ч.

4

Особенности проведения теоретических исследований



+



+



2ч.



2ч.

4

Особенности проведения эмпирических исследований



+



+



2ч.



2ч.

4

Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;




+




1ч..

4

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике



+




1ч..

4

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.



+



+






2ч.

4

Презентация исследовательских работ



+



+


2ч.









Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

в 1-4 классах

Личностные:

• формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Метапредметные результаты

Регулятивные:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

• умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Ожидаемые результаты освоения программы



Обучающийся будет знать:

• основные особенности проведения исследований разных видов;

• методы исследования;

• правила выбора темы и объекта исследования;

• основные логические операции, их отличительные особенности;

• правила успешной презентации работы.



Обучающийся будет уметь:

• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

• выделять главное и второстепенное в собранном материале;

• выделять из текста основные понятия и давать им определения;

• классифицировать предметы, процессы, явления и события;

• выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

• ранжировать выдвигаемые идеи;

• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;

• делать выводы и умозаключения;

• указывать пути дальнейшего изучения объекта;

• презентовать свою работу.



Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:

• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

• реализовывать право на свободный выбор.



Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

• работать в коллективе, группе;

• презентовать работу общественности.





Список используемых источников

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009

  • Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение 2009

  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2 изд. – М.: Просвещение 2010

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!