муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №35»
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
«Юный исследователь»
(проектная деятельность)
Автор:
учитель начальных классов
высшей категории
Князева Елена Викторовна
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, культурной. Важной задачей современного образования становится достижение учащимися такого образовательного уровня, который мог бы обеспечить самостоятельное творческое решение ими задач теоретического и прикладного характера. Известно, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Поэтому так важно включить в проектную деятельность учащихся начальной школы. Ведь именно в этот период учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребёнка. У детей младшего школьного возраста начинают развиваться формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение научных знаний и развитие теоретического мышления.
Задача учителя — не просто передавать готовые знания, а помогать учащимся учиться и развиваться, создавать ситуации, чтобы они включались в самостоятельный поиск решения проблем, искали способы их решения. В этом случае начинается подлинно творческая деятельность самих учащихся, возникает исследовательский интерес. И учителю необходимо не погасить этот интерес, а поддержать и развить его.
В работе с младшими школьниками методы исследовательского обучения сочетаются с проектными методами, соединяются в проектно-исследовательскую деятельность, которую можно характеризовать как деятельность по проектированию собственного исследования, включающую в себя: выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не открывают новые знания, а приобретают исследовательские навыки, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют личностную позицию.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников — это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Данные исследований (А.В. Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, А.С. Обухов, Н.Г. Алексеев и др.) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 2 часа в неделю. Внеурочная деятельность позволяет использовать групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции, экскурсии, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию, учитывать склонности и способности учащихся.
Программа «Юный исследователь » составлена на основе методических рекомендаций Савенков А.И. Я - исследователь: Учебник-тетрадь для младших школьников. -Самара: Издательство "Учебная литература", 2012
При разработке программы за основу были взяты требования к подготовке исследовательских работ на фестивалях учебных проектов разного уровня.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
• низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития, само- воспитания;
• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
• обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Цель программы:
— создать условия для включения учащихся в поисковую, исследовательскую, проектную деятельность;
— для максимального раскрытия интеллектуального и творческого потенциала учащихся при решении исследовательских и проектных задач, творческой самореализации личности ребёнка;
— для эмоционально ценностного, социального, культурного развития;
— для формирования гражданско-патриотических чувств у детей.
Задачи программы:
— формировать первичные умения поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
— развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, социальные способности детей;
— содействовать развитию целостного восприятия мира, креативного мышления учащихся;
— воспитывать любовь и уважение к прошлому своего города, к истории своей семьи, своего народа, Отечества;
— содействовать осознанию детьми значимости деятельности по сохранению исторической памяти народа, историко-культурного наследия города, страны;
— формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Виды работ:
— экскурсии;
— поисковая и аналитическая работа с информацией;
— дебаты, дискуссии;
— ролевые игры;
— музыкальные концерты;
— театральные постановки;
— наблюдения;
— интервьюирование;
— подготовка и представление презентаций.
Практический характер поисково-исследовательской работы делает её весьма интересной и значимой для самих «открывателей».
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
Содержание программы
Проектно-исследовательская работа
Знакомство с методами и приёмами проектно-исследовательской деятельности. Выделение целей и задач, сбор информации и отбора способов действий, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Нахождение источников информации, соответствующих цели проекта (исследования). Работа со словарями, литературой справочного, энциклопедического, научно популярного характера. Ведение записей в дневнике юного исследователя. Музей как хранитель информации о культуре, традициях, истории народа. Выполнение индивидуальных и коллективных поисково-исследовательских заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации, формулирование вопросов по теме исследования). Анкетирование и интервьюирование. Обработка собранного материала, определение творческого мероприятия как конечного продукта проектно- исследовательской деятельности, определение этапов работы и сроков выполнения, составление программы.
Творческая работа
Формы творческих работ (тематический альбом, школьная стенгазета, сочинение, сценарий праздника, викторина, доклад, реферат, презентация и др.) Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов; про ведение итогового мероприятия по результатам поисково-исследовательской деятельности.
Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word, Интернет и работа с ними.
Расширение информационного кругозора. Свойства информации. Долговременное хранение информации. Современные носители информации. Флеш накопитель. Ознакомление с понятием Интерфейс — средством согласования, связи и взаимодействия человека с машиной. Окна Windows. Калькулятор (компьютерная программа). Ознакомление с новыми возможностями Word. Работа в Word (2 класс).
Панель инструментов. Буфер обмена. Вставка изображений. Как вставить картинку. Как вставить изображение из файла. Изменение размера изображения. Роль таблиц в систематизации информации. Работа в Word по созданию таблиц. Создание таблицы в текстовых документах. Заполнение таблицы.
Преобразование текста в таблицу (3 класс). Назначение графических редакторов. Получение первичных представлений о возможностях Photoshop (Фотошоп). Работа с фотографией в Paint (декорирование). Компьютерная вёрстка. Роль Интернета в жизни современного человека. Безопасность компьютера. Информационная безопасность личности и государства. Просмотр веб-страниц. Переход по ссылке. Ознакомление с ролью Интернета в хранении и доступе к информации. Достоверность информации в Интернете. Электронные публикации. Электронный журнал. Веб дизайн. Как попасть на нужную страницу с помощью URL. Поиск на странице (4 класс).
Практическая деятельность: использование освоенных умений работы с компьютером при подготовке презентации.
Культурно образовательная работа
Посещение музеев. Знакомство с музейными профессиями: экскурсовод, реставратор, смотритель и другие. Правила поведения в музее.
Представление о памятниках, памятных местах — как документальных свидетельствах той или иной эпохи. Изучение истории своей семьи, своего народа, Отечества. Знакомство с образцами трудового, жизненного подвига близких людей, с делами и подвигами великих людей России, с героическим прошлым и настоящим своего народа. В каждом классе этот раздел раскрывается на разном материале.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, — от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-й год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Как получать информацию? Как задавать вопросы?
Как научиться выделять главное и второстепенное?
Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.
Дети 9—10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.
Дети 10—11лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.
Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ.
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате — выполнение коллективной работы.
Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате — создание групповой исследовательской работы.
Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат — самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.
Формы занятий:
• по количеству детей, участвующих в занятии, — преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Пять «П» проекта:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe59983fb19/617664_1.png)
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
- Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Подготовительный | Знакомит с замыслом проекта, мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей | Обсуждают предмет исследования с учителем, получают дополнительную информацию, уточняют и корректируют цели |
2. Планирование, организация деятельности | Предлагает идеи, высказывает предположения по решению задач проекта, организует группы, распределяет роли в группах | Устанавливают план действий, формулируют задачи, разбиваются на группы, распределяют роли в группе |
3. Исследование (осуществление деятельности) | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, консультирует к презентации | Выполняют исследование, решают промежуточные задачи, анализирует информацию, готовят материалы к презентации |
4. Представление, отчёт, презентация проекта | Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника, оценивает усилия учащихся, использование источников информации, результаты решения проблемы, возможности и потенциал продолжения исследования, качество отчёта | Обсуждают найденный способ решения проблемы, участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/24/s_58fe59983fb19/617664_2.png)
Тематическое планирование
Данная программа рассчитана на 135 часов.
Предложенное распределение часов примерное и может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.
Продолжительность занятий: 1 класс — 30 минут, 2—4 классы —40 минут. Занятия можно проводить один раз в два месяца, дав тем самым детям достаточное количество времени на поиск, обработку материала.
Класс | Темы занятий | Количество часов |
В школе (в классе) | Вне школы (класса) | Теория | Практика |
1 год обучения |
1 | Что такое исследование? Кто такие исследователи? | + | | 1ч. | 1ч. |
1 | Проект? Проект! | + | |
1ч. | |
1 | Как выбрать тему проекта? |
+ | | 1ч. | 1ч. |
1 | Какими могут быть проекты? | + | | 1ч. | |
1 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | | + | 1ч. | 1ч. |
1 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | |
+ |
1ч. |
1ч. |
1 | Наблюдение как способ выявления проблем. | + | + | 1ч. | 1ч. |
1 | Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; |
+ | |
1ч. |
1ч. |
1 | Выдвижение идеи (мозговой штурм); | + | | 1ч. | 1ч. |
1 | Основные методы исследования. Как задавать вопросы? | | | 1ч. | 1ч. |
1 | Коллективная игра- исследование | | | 1ч. | 1ч. |
1 | Постановка вопроса (поиск гипотезы); | + | | 1ч. | 1ч. |
1 | Формулировка предположения (гипотезы); | + | | 1ч | 1ч. |
1 | Развитие умения видеть проблемы. | + | | 1ч. | 1ч. |
1 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | + | | 1ч. | 1ч. |
1 | Экскурсия как средство стимулирования проектной деятельности детей |
+ |
+ | 1ч. | 1ч. |
1 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике |
+ | |
1ч. |
1ч. |
1 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. |
+ |
+ |
1ч. |
1ч. |
1 | Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления | | + | | 1ч. |
2 год обучения |
2 | Роль исследований в нашей жизни |
+ |
+ | 1ч. | 1ч. |
2 | Учимся видеть проблемы |
+ |
+ | 1ч. | 1ч. |
2 | Наблюдение как способ выявления проблем. | + | + | 2ч. | 2ч. |
2 | Методы исследования. | + | + | 1ч. | 1ч. |
2 | Как провести эксперимент? | + | + | 2ч. | 2ч. |
2 | Выполняем логические операции. | + | | 1ч. | 1ч. |
2 | Творческое воображение | + | + | 1ч. | 1ч. |
2 | Составление аннотации к прочитанной книге, картотек; | + | + |
2ч. |
2ч. |
2 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) |
+ | |
1ч. |
1ч. |
2 | Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; |
+ | |
2ч. |
2ч. |
2 | Учимся делать выводы и умозаключения. Пиктограммы | + | |
1ч. |
1ч. |
2 | Презентация исследовательской работы | + | + | 2ч. | 2ч. |
3 год обучения |
3 | Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами | + | + |
1ч. |
1ч. |
3 | Установление закономерностей. Парадоксы | + | |
1ч. |
1ч. |
3 | Логика. Метафора и метафоричность суждений в исследовании | + | |
1ч. |
1ч. |
3 | Работа с текстом. | + | |
1ч. |
1ч. |
3 | Обоснованный выбор способа выполнения задания; |
+ | |
|
1ч. |
3 | Как подготовиться к защите исследовательской работы? | + | + |
2ч. |
2ч. |
3 | Наблюдение. Эксперименты с реальными объектами | + | + |
2ч. |
2ч. |
3 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематик | + | + |
6ч. |
6ч. |
3 | Презентация исследовательских работ | + | + |
1ч. |
2ч. |
4 год обучения |
4 | Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске... |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
4 | Как оценивать идеи? |
+ | |
2ч. |
2ч. |
4 | Классификация тем исследований |
+ | |
2ч. |
2ч. |
4 | Особенности проведения теоретических исследований |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
4 | Особенности проведения эмпирических исследований |
+ |
+ |
2ч. |
2ч. |
4 | Групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; |
+ | |
1ч.. | 4ч |
4 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике |
+ | |
1ч.. | 4ч |
4 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей. |
+ |
+ |
| 2ч. |
4 | Презентация исследовательских работ |
+ |
+ | | 2ч. |
| | | | | |
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
в 1-4 классах
Личностные:
• формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
• развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные:
• умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
• добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ожидаемые результаты освоения программы
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследований разных видов;
• методы исследования;
• правила выбора темы и объекта исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• выделять главное и второстепенное в собранном материале;
• выделять из текста основные понятия и давать им определения;
• классифицировать предметы, процессы, явления и события;
• выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
• ранжировать выдвигаемые идеи;
• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
• делать выводы и умозаключения;
• указывать пути дальнейшего изучения объекта;
• презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:
• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
• реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
• работать в коллективе, группе;
• презентовать работу общественности.
Список используемых источников
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2009
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение 2009
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/[А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова.- 2 изд. – М.: Просвещение 2010
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2012.