Рабочая программа внеурочной деятельности
«Капелька России»
Пояснительная записка.
Программа «Капелька России» имеет духовно-нравственную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников представлений о своем крае (селе).
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям пятиклассников.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительной информации о родном крае; условиями работы в классно-урочной системе преподавания и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Данная программа рассчитана на работу с учащихся примерно одного возраста, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому данный курс является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.
Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка его познавательных навыков, формирование социальных навыков, расширение кругозора учащихся по средством активных форм деятельности.
Задачи:
1. Познавательный аспект
Изучение родного края: его социальной, культурной, природной среды.
Начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики и ответственности.
Создание условий для практической ориентации ученика в окружающем мире.
Формирование представления взаимодействия села, человека и природы.
2. Развивающий аспект
Развитие у учащихся активного познавательного интереса к изучению края.
Развитие мышления и речи учащихся.
Развитие наблюдательности, любознательности, самостоятельности, творческих способностей.
3. Воспитательный аспект
Воспитание любви к Родине (к родному краю).
Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных профессий, воспитание гордости за своих земляков.
Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное отношение к ней.
Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.
Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения.
Содержание программы «Капелька России» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «СОШ с.Улыбино». Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. В учебном плане МКОУ СОШ «с.Улыбино» на 2014-2015 учебный год отведено для изучения курса в 5 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения, с воспитанием личности и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Особенности реализации программы
Структура курса
Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:
Раздел 1. История села Улыбино и его природа (24 часов)
Раздел 2. Экология и здоровье (8 часов)
Раздел 3 Обобщение материала (3 часа)
Раздел 1. История села Улыбино и его природа (24 часов)
История с. Улыбино и его улиц. Ветераны ВОВ. Профессии и труд людей на селе. История своей семьи. Разнообразие растений села. Лекарственные травы и их применение. Комнатные растения в нашей школе и уход за ними. Взаимоотношения в природе. Животные лесостепной зоны НСО. Домашние животные и их роль в жизни человека.
Проекты:
Проект «Моя улица в будущем»
Проект «Летопись семьи»
Проект «Комнатные растения»
Сочинение «Моя школа в будущем»
Практические работы:
П.Р №1 Оформление альбома «Гербарий из осенних листьев»
П.Р.№2 Составление кроссвордов «С какого дерева лист?»
П.Р. №3 Изготовление коллажа «Осенняя пора»
П.Р. №4 «Составление родословной своей семьи»
Экскурсии
«Сезонные изменения в природе»
«Фенологические наблюдения за растениями под снегом»
Раздел 2. Экология и здоровье (8 часов)
Вода: какая она? Режим питания школьников. Экологические проблемы с. Улыбино. Экология дома и здоровье. Влияние вредных привычек на здоровье человека.
Практические работы:
П.Р.№5 Оформление газеты «Что мы едим?»
Экскурсия в весенний лес «Пробуждение природы ото сна»
Раздел 3 Обобщение материала (3 часа)
Практические работы:
П.Р.№6 «Анализ метеорологических наблюдений за год»
Проекты:
Проект «Будущее родного села»
Формы и методы организации занятий.
Беседы с учащимися.
Наблюдения в природе.
Экскурсии в природу
Викторины, конкурсы.
Выполнение творческого задания: оформление альбомов, рефератов, сочинения, рисование, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газет с сочинениями и стихами, защита проектов.
Изучение специальной литературы.
Организация выставок рисунков, поделок из природного материала.
Организация частично-поисковой работы.
Использование наглядных пособий.
Работа с картой района, с планом села.
Режим проведения занятий, количество часов:
Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 11-12 лет в течение одного года обучения.
Количество обучающихся в группе, как класс в целом, так и отдельные учащиеся класса
Место проведения занятий: учебный класс, внеаудиторные занятия (экскурсии на природу)
Результаты освоения курса
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Форма подведения итогов:
Защита проекта «Будущее родного села»
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дом. задание | Дата |
| Раздел 1. История села Улыбино и его природа | 24 | | | |
1 | История с. Улыбино | 1 | Знать историю своего села, почему оно так названо, основателей, первых и выдающихся жителей | История своей улицы | 1-я неделя сентября |
2 | Почему так названы наши улицы? | 1 | Знать историю своей улицы, почему она так названа. | Ветераны нашего села | 2-я неделя сентября |
3 | Ветераны ВОВ нашего села | 1 | Знать фамилии и краткую биографию ветеранов ВОВ села Улыбино | Профессия родителей | 3-я неделя сентября |
4 | Труд людей нашего села | 1 | Уметь кратко характеризовать профессии своих родителей и знать и описывать другие профессии | | 4-я неделя сентября |
5 | Сочинение «Почему я здесь живу?» | 1 | Уметь рассуждать и описывать свои представления в сочинении по данной теме | | 1-я неделя октября |
6 | Правила поведения в природе | 1 | Знать правила поведения в природе и уметь их применять | Записи в тетради | 2-я неделя октября |
7 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» | | Соблюдать правила поведения в природе. Уметь наблюдать и делать выводы об изменениях в природе | Собрать листья | 3-я неделя октября |
8 | П.Р №1 Оформление альбома «Гербарий из осенних листьев» | | Уметь оформлять простые гербарии | | 4-я неделя октября |
9 | П.Р.№2 Составление кроссвордов «С какого дерева лист?» | | Уметь составлять и оформлять простые кроссворды | | 1-я неделя ноября |
10 | П.Р. №3 Изготовление коллажа «Осенняя пора» | 1 | Уметь эстетично оформлять коллаж и делать подписи к рисункам | Ф.И.О. своих родственников для родословной | 2-я неделя ноября |
11 | П.Р. №4 «Составление родословной своей семьи» | 1 | Знать близких родственников, уметь составлять родословную своей семьи | | 3-я неделя ноября |
12 | Защита проектов по теме «Летопись семьи» | 1 | Уметь выступать перед аудиторией | История школы | 4-я неделя ноября |
13 | История моей школы | 1 | Знать краткую историю своей школы, выдающихся учителей | | 1-я неделя декабря |
14 | Сочинение «Моя школа в будущем» | 1 | Уметь рассуждать и описывать свои представления в сочинении по данной теме | | 2-я неделя декабря |
15 | Разнообразие культурных растений | 1 | Знать классификацию культурных растений, уметь приводить примеры | Записи в тетради | 3-я неделя декабря |
16 | Растения луга и леса | 1 | Называть растения леса и луга своего села, уметь приводить примеры разных форм растений | Записи в тетради | 4-я неделя декабря |
17 | Лекарственные травы и их применение | 1 | Знать лекарственные травы своего села и как их применять | применение лекарств. трав | 2-я неделя января |
18 | Комнатные растения в нашей школе. Уход за ними | 1 | Знать комнатные растения, уметь правильно ухаживать за ними | Подготовить проект о комнатных растениях | 3-я неделя января |
19 | Защита проекта «Комнатные растения» | 1 | Уметь выступать перед аудиторией | | 4-я неделя января |
20 | Беседа о состоянии зеленых насаждений около дома. Уход за ними | 1 | Знать какие растения растут около дома, уметь ухаживать за ними | Записи в тетради | 5-я неделя января |
21 | Животные лесостепной зоны НСО | 1 | Знать животных, которые водятся в окрестностях села Улыбино | Роль дом. животных | 1-я неделя февраля |
22 | Домашние любимцы | 1 | Уметь называть значение и роль домашних животных, правила ухода за ними | Вредные животные | 2-я неделя февраля |
23 | Есть ли в природе вредное животное. | 1 | Уметь называть животных, которые приносят вред и какой вред они наносят | Роль воды | 3-я неделя февраля |
24 | Экскурсия в зимний лес «Фенологические наблюдения за растениями под снегом» | 1 | Соблюдать правила поведения в природе. Уметь наблюдать и делать выводы об изменениях в природе. | | 4-я неделя февраля |
| Раздел 2. Экология и здоровье | 8 | | | |
25 | Вода: какая она? | | Знать роль воды, ее свойства | Записи в тетради | 1-я неделя марта |
26 | Режим питания школьников. П.Р.№5 Оформление газеты «Что мы едим?» | 1 | Знать режим питания школьников и какую роль выполняют некоторые продукты питания для нашего организма: вред и польза | Роль витаминов | 2-я неделя марта |
27 | Витамины и их роль | 1 | Знать роль витаминов для организма человека, основные заболевания при недостатке витаминов | Записи в тетради | 3-я неделя марта |
28 | Экологические проблемы с. Улыбино | 1 | Уметь называть экологические проблемы своего села, знать меры их предупреждения | Записи в тетради | 1-я неделя апреля |
29 | Как сделать наше село чистым? | 1 | Знать меры утилизации отходов, виды мусора | Составить план утилизации отходов | 2-я неделя апреля |
30 | Экскурсия в весенний лес «Пробуждение природы ото сна» | 1 | Соблюдать правила поведения в природе. Уметь наблюдать и делать выводы об изменениях в природе | | 3-я неделя апреля |
31 | Экология дома и здоровье | 1 | Знать обстановку своего дома, называть материалы из которых сделаны мебель, покрытие пола и стен. Уметь характеризовать экологическую обстановку своего дома. | Роль вредных привычек Заполнить анкету «экология дома» | 4-я неделя апреля |
32 | Вредным привычкам нет! | 1 | Знать какой вред наносят курение, алкоголь и наркомания организму человека | Записи в тетради | 1-я неделя мая |
| Раздел 3 Обобщение материала | 3 | | | |
33 | П.Р.№6 «Анализ метеорологических наблюдений за год» | 1 | Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы. | | 2-я неделя мая |
34 | Подготовка проекта «Будущее родного села» | 1 | Уметь описывать свои представления в проекте по данной теме | | 3-я неделя мая |
35 | Защита проекта «Будущее родного села» | 1 | Уметь выступать перед аудиторией | | 4-я неделя мая |
Рекомендуемая литература:
Иллюстративный материал, собранный жителями села, учащимися (фото, видео, рисунки).
Интернет-ресурсы.
Подборка газет «Улыбинский вестник», «Искитимская газета», «Знамёнка», областные газеты и др. печатные издания разных лет.
Подборка печатного текста из архивных материалов.