СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Капелька России" 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Капелька России» имеет духовно-нравственную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Капелька России" 5 класс»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Капелька России»



Пояснительная записка.

   Программа «Капелька России» имеет духовно-нравственную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников представлений о своем крае (селе).

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям пятиклассников.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительной информации о родном крае; условиями работы в классно-урочной системе преподавания и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Данная программа рассчитана на работу с учащихся примерно одного возраста, что предполагает вариативность занятий: в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников.

В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико - ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому данный курс является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только учащихся школы, но и их родителей, общества в целом.

Цель программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка его познавательных навыков, формирование социальных навыков, расширение кругозора учащихся по средством активных форм деятельности.

Задачи:

1. Познавательный аспект

  • Изучение родного края: его социальной, культурной, природной среды.

  • Начальное формирование экологических знаний, основ экологической этики и ответственности.

  • Создание условий для практической ориентации ученика в окружающем мире.

  • Формирование представления взаимодействия села, человека и природы.

2. Развивающий аспект

  • Развитие у учащихся активного познавательного интереса к изучению края.

  • Развитие мышления и речи учащихся.

  • Развитие наблюдательности, любознательности, самостоятельности, творческих способностей.

3. Воспитательный аспект

  • Воспитание любви к Родине (к родному краю).

  • Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных профессий, воспитание гордости за своих земляков.

  • Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное отношение к ней.

  • Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.

  • Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения.

Содержание программы «Капелька России» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «СОШ с.Улыбино». Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы. В учебном плане МКОУ СОШ «с.Улыбино» на 2014-2015 учебный год отведено для изучения курса в 5 классе 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения, с воспитанием личности и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Особенности реализации программы

Структура курса

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

Раздел 1. История села Улыбино и его природа (24 часов)

Раздел 2. Экология и здоровье (8 часов)

Раздел 3 Обобщение материала (3 часа)

Раздел 1. История села Улыбино и его природа (24 часов)

История с. Улыбино и его улиц. Ветераны ВОВ. Профессии и труд людей на селе. История своей семьи. Разнообразие растений села. Лекарственные травы и их применение. Комнатные растения в нашей школе и уход за ними. Взаимоотношения в природе. Животные лесостепной зоны НСО. Домашние животные и их роль в жизни человека.

Проекты:

Проект «Моя улица в будущем»

Проект «Летопись семьи»

Проект «Комнатные растения»

Сочинение «Моя школа в будущем»

Практические работы:

П.Р №1 Оформление альбома «Гербарий из осенних листьев»

П.Р.№2 Составление кроссвордов «С какого дерева лист?»

П.Р. №3 Изготовление коллажа «Осенняя пора»

П.Р. №4 «Составление родословной своей семьи»

Экскурсии

«Сезонные изменения в природе»

«Фенологические наблюдения за растениями под снегом»

Раздел 2. Экология и здоровье (8 часов)

Вода: какая она? Режим питания школьников. Экологические проблемы с. Улыбино. Экология дома и здоровье. Влияние вредных привычек на здоровье человека.

Практические работы:

П.Р.№5 Оформление газеты «Что мы едим?»

Экскурсия в весенний лес «Пробуждение природы ото сна»

Раздел 3 Обобщение материала (3 часа)

Практические работы:

П.Р.№6 «Анализ метеорологических наблюдений за год»

Проекты:

Проект «Будущее родного села»

Формы и методы организации занятий.

  • Беседы с учащимися.

  • Наблюдения в природе.

  • Экскурсии в природу

  • Викторины, конкурсы.

  • Выполнение творческого задания: оформление альбомов, рефератов, сочинения, рисование, подготовка небольших устных сообщений на разные темы, выпуск газет с сочинениями и стихами, защита проектов.

  • Изучение специальной литературы.

  • Организация выставок рисунков, поделок из природного материала.

  • Организация частично-поисковой работы.

  • Использование наглядных пособий.

  • Работа с картой района, с планом села.


Режим проведения занятий, количество часов:


Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 11-12 лет в течение одного года обучения.

Количество обучающихся в группе, как класс в целом, так и отдельные учащиеся класса

Место проведения занятий: учебный класс, внеаудиторные занятия (экскурсии на природу)

Результаты освоения курса

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Форма подведения итогов:

Защита проекта «Будущее родного села»

Учебно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дом. задание

Дата


Раздел 1. История села Улыбино и его природа

24




1

История с. Улыбино

1

Знать историю своего села, почему оно так названо, основателей, первых и выдающихся жителей

История своей улицы

1-я
неделя
сентября

2

Почему так названы наши улицы?

1

Знать историю своей улицы, почему она так названа.

Ветераны нашего села

2-я
неделя
сентября

3

Ветераны ВОВ нашего села

1

Знать фамилии и краткую биографию ветеранов ВОВ села Улыбино

Профессия родителей

3-я
неделя
сентября

4

Труд людей нашего села

1

Уметь кратко характеризовать профессии своих родителей и знать и описывать другие профессии


4-я
неделя
сентября

5

Сочинение «Почему я здесь живу?»

1

Уметь рассуждать и описывать свои представления в сочинении по данной теме


1-я
неделя
октября

6

Правила поведения в природе

1

Знать правила поведения в природе и уметь их применять

Записи в тетради

2-я
неделя
октября

7

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»


Соблюдать правила поведения в природе. Уметь наблюдать и делать выводы об изменениях в природе

Собрать листья

3-я
неделя
октября

8

П.Р №1 Оформление альбома «Гербарий из осенних листьев»


Уметь оформлять простые гербарии


4-я
неделя
октября

9

П.Р.№2 Составление кроссвордов «С какого дерева лист?»


Уметь составлять и оформлять простые кроссворды


1-я
неделя
ноября

10

П.Р. №3 Изготовление коллажа «Осенняя пора»

1

Уметь эстетично оформлять коллаж и делать подписи к рисункам

Ф.И.О. своих родственников для родословной

2-я
неделя
ноября

11


П.Р. №4 «Составление родословной своей семьи»

1

Знать близких родственников, уметь составлять родословную своей семьи


3-я
неделя
ноября

12

Защита проектов по теме «Летопись семьи»

1

Уметь выступать перед аудиторией

История школы

4-я
неделя
ноября

13

История моей школы

1

Знать краткую историю своей школы, выдающихся учителей


1-я
неделя декабря

14

Сочинение «Моя школа в будущем»

1

Уметь рассуждать и описывать свои представления в сочинении по данной теме


2-я неделя
декабря

15

Разнообразие культурных растений

1

Знать классификацию культурных растений, уметь приводить примеры

Записи в тетради

3-я
неделя
декабря

16

Растения луга и леса

1

Называть растения леса и луга своего села, уметь приводить примеры разных форм растений

Записи в тетради

4-я
неделя
декабря

17

Лекарственные травы и их применение

1

Знать лекарственные травы своего села и как их применять

применение лекарств. трав

2-я
неделя
января

18

Комнатные растения в нашей школе. Уход за ними

1

Знать комнатные растения, уметь правильно ухаживать за ними

Подготовить проект о комнатных растениях

3-я
неделя
января

19

Защита проекта «Комнатные растения»

1

Уметь выступать перед аудиторией


4-я
неделя
января

20

Беседа о состоянии зеленых насаждений около дома. Уход за ними

1

Знать какие растения растут около дома, уметь ухаживать за ними

Записи в тетради

5-я
неделя
января

21

Животные лесостепной зоны НСО

1

Знать животных, которые водятся в окрестностях села Улыбино

Роль дом. животных

1-я
неделя
февраля

22

Домашние любимцы

1

Уметь называть значение и роль домашних животных, правила ухода за ними

Вредные животные

2-я
неделя
февраля

23

Есть ли в природе вредное животное.

1

Уметь называть животных, которые приносят вред и какой вред они наносят

Роль воды

3-я
неделя
февраля

24

Экскурсия в зимний лес «Фенологические наблюдения за растениями под снегом»

1

Соблюдать правила поведения в природе. Уметь наблюдать и делать выводы об изменениях в природе.


4-я
неделя
февраля


Раздел 2. Экология и здоровье

8




25

Вода: какая она?


Знать роль воды, ее свойства

Записи в тетради

1-я
неделя
марта

26

Режим питания школьников. П.Р.№5 Оформление газеты «Что мы едим?»

1

Знать режим питания школьников и какую роль выполняют некоторые продукты питания для нашего организма: вред и польза

Роль витаминов

2-я
неделя
марта

27

Витамины и их роль

1

Знать роль витаминов для организма человека, основные заболевания при недостатке витаминов

Записи в тетради

3-я
неделя
марта

28

Экологические проблемы с. Улыбино

1

Уметь называть экологические проблемы своего села, знать меры их предупреждения

Записи в тетради

1-я
неделя
апреля

29

Как сделать наше село чистым?

1

Знать меры утилизации отходов, виды мусора

Составить план утилизации отходов

2-я
неделя
апреля

30

Экскурсия в весенний лес «Пробуждение природы ото сна»

1

Соблюдать правила поведения в природе. Уметь наблюдать и делать выводы об изменениях в природе


3-я
неделя
апреля

31

Экология дома и здоровье

1

Знать обстановку своего дома, называть материалы из которых сделаны мебель, покрытие пола и стен. Уметь характеризовать экологическую обстановку своего дома.

Роль вредных привычек Заполнить анкету «экология дома»

4-я
неделя
апреля

32

Вредным привычкам нет!

1

Знать какой вред наносят курение, алкоголь и наркомания организму человека

Записи в тетради

1-я неделя мая


Раздел 3 Обобщение материала

3




33

П.Р.№6 «Анализ метеорологических наблюдений за год»

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы.


2-я неделя мая

34

Подготовка проекта «Будущее родного села»

1

Уметь описывать свои представления в проекте по данной теме


3-я неделя мая

35

Защита проекта «Будущее родного села»

1

Уметь выступать перед аудиторией


4-я неделя мая



Рекомендуемая литература:

  1. Иллюстративный материал, собранный жителями села, учащимися (фото, видео, рисунки).

  2. Интернет-ресурсы.

  3. Подборка газет «Улыбинский вестник», «Искитимская газета», «Знамёнка», областные газеты и др. печатные издания разных лет.

  4. Подборка печатного текста из архивных материалов.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!