Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Йошкар-Олы»
424030, г. Йошкар-Ола, ул. Мира 25 тел.(8362) 64-25-66
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по ВР
__________/Т.В. Бородина /
« »___________2015
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
от_________________2015.
____________ Т.В.Алембаева
«УТВЕРЖДАЮ»
Приказ №____ от « »________2015 г.
Директор______________ Е. Э. Синушкина
Программа внеурочной деятельности
кружка «Пионербол»
(спортивно-оздоровительное направление)
Класс: 5-6
Автор - составитель: Гусев А.В. учитель физической культуры
Йошкар-Ола
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на базовом уровне основного общего образования по физической культуре с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примененные учебные планы для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312» и на основе программы общеобразовательных учреждений: «Комплексная программа физического воспитания», 1-11 классы /авторы: В.И.Лях, Зданевич А.А. - М: «Просвещение», 2008/.
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов /Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011г.
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции «Пионербол» относится к физкультурно-спортивной направленности.
Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются:
укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
участие в соревнованиях.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.
Пионербол - это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение ; движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную j реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к j быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мьппц. |
Цель - обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.
Задачи:
■
сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;
содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;
воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.
Программа курса «Пионербол» для детей 10-12 лет рассчитана на один год, 144 часа, при 2-х разовых занятиях в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу.
В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждое полугодие.
Ожидаемый результат
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Учебник У Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов /Лях В.И.,
Зданевич А.А. - М: «Просвещение», 2008. У Физическая культура: 5-11 кл. программы общеобразовательных учреждений - М.:
просвещение 2007. У Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов
/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011г.
Оценка практической подготовленности
по контрольным упражнениям
Технический | Контрольное | | Оценка |
прием | упражнение | | Мальчики | Девочки |
| | | | | | | | |
Подача мяча | 1. Подача мяча | 10 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 |
| (из 5 попыток) | 11 | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 |
| 2. Подача мяча по зонам | 10 | -2 | -1 | -- | -2 | -1 | -- |
| (из 3 попыток) | 11 | | | | | | |
Прием мяча | 1 .Прием мяча после подачи (из 5 попыток) | 10 | 4 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
| | 11 | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 |
| 2.Прием мяча от сетки | 10 | 1 | -1 | -- | 1 | -1 | -- |
| (из 3 попыток) | 11 | 2 | | | 2 | | |
Нападающий | 1.Нападающий бросок с первой линии | 10 | -2 | -1 | -- | -2 | -1 | — |
бросок | (из 3 попыток) | 11 | | | | | | |
| 2.Нападающий бросок со второй линии (из 5 попыток) | 10 11 | 1 3 | -2 | -1 | 1 2 | -1 | — |
Блокирование | Блокирование нападающего броска (из 5 попыток) | 10 | -2 | -1 | — | -2 | -1 | — |
| | 11 | | | | | | |
№ п/п | Темы | Количество часов | В том числе |
L | | Теоретич. | Практич. |
II. | Основы знаний | 5 | | • |
III. | Понятие о технике и тактике игры | 2 | 2 | |
Правила игры в пионербол | 1 | 1 | |
| Предупреждение травматизма | 1 | 1 | |
| Правила соревнований | 1 | 1 | |
| Специальная физическая подготовка | 40 | | |
| Технические и тактические приемы | 60 | | |
| Подача мяча | 10 | | 10 |
| Передачи | 10 | | 10 |
| Нападающий бросок | 5 | | 5 |
| Блокирование | 5 | | 5 |
| Комбинированные упражнения | 20 | | 20 |
| Учебно-тренировочные игры | 40 | | 40 |
| Судейство игр | 5 | | 5 |
| Итого: | 105 | 5 | 1о5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал программы разбит на три раздела: основы знаний,
специальная физическая подготовка и технико-тактическая подготовка.
Основы знаний - 5 часов
■ - понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.
- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований
П. Специальная физическая подготовка - 40 час
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По
сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера»,
«Попробуй унеси».
»
Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.
Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.
III. Технико-тактические приемы - 60 часов
Подача мяча -10 часов
Передачи - 10 часов
Нападающий бросок - 5 часов
Блокирование - 5 часов
Комбинированные упражнения - 20 час
I
подача - прием;
подача - прием - передача;
передача - нападающий бросок;
нападающий бросок - блок.
Учебно-тренировочные игры - 40 час
отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;
отработка индивидуальных действий игроков;
отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).
Судейство игр — 5 часов
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
п/п | | |
1. | Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки. Стойка игрока. Содержание игры. Стойка игрока, перемещения по площадке | |
2. | Инструктаж по технике безопасности при проведении игры. Предупреждение травматизма. Переход. | |
3. | Перемещение по площадке. Переход. Силовые упражнения для рук, ног, туловища. | |
4. | Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. ОФП. | |
5. | Броски мяча в парах, в стенку, через сетку. | |
6. | Броски и ловля мяча. Перемещение приставным шагом. Игра «Вызов номеров». | |
7. | Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 1 Ом. | |
8. | Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах. | |
9. | Подача мяча. Упражнения с набивным мячом. | |
10. | Подача мяча. Приём мяча после подачи | |
И. | Упражнения с мячом. Подача мяча. Верхняя подача и верхняя боковая. | |
12. | Подача мяча. Приём мяча после подачи на месте. | |
13. | Подача мяча. Приём мяча после перемещения. Бег с остановками и изменением направления. | |
14. | Придание мячу обратного вращения. Передача нижняя прямая и нижняя боковая. | |
15. | Действия игрока после приема мяча. Упражнения на координацию. | |
14. | Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. ОФП | |
16. | Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища. | |
17. | Передача мяча через сетку с места. | |
i8. | Передача мяча через сетку двумя руками с места прыжком | |
19. | Передача мяча через сетку двумя руками с места прыжком | |
20. | Передача мяча через сетку одной рукой с места прыжком | |
21. | Закрепление стойки игрока на месте и в движении. | |
22. | Перемещение вперёд, назад, правым боком, левым. Силовые упражнения для рук. | |
23. | Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощённым правилам. | |
24. | Приём подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам. | |
25. | Совершенствование техники владения мячом. Отбивание мяча кулаком через сетку при падении на спину, на бок, перекатом. | |
26. | Игра по упрощенным правилам с заданиями. | |
27. | Игра в пионербол по упрощенным правилам (для младшей группы игроков). | |
28. | Учебно-тренировочная игра. | |
29. | Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом. | |
30. | Контроль выполнения подачи мяча. | |
31. | Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15 минут | |
32. | Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей. | |
33. | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и на укороченной площадке | |
34. | Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. | |
35. | Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке. ОФП. | |
36. | Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростно-силовых качеств. | |
37. | Нападающий бросок со второй линии. Прыжки. | |
38. | Нападающий бросок после передачи.-Прыжковые упражнения. | |
39. | Техника нападающих бросков. Нападающий удар через сетку двумя руками в прыжке с передней линии. | |
40. | Нападающий удар через сетку одной рукой в прыжке с передней линии. | |
41. | Обучение блокированию. | |
42. | Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки | |
43. | Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15 минут | |
44. | Блокирование нападающего броска. | |
45. | Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх с места. | |
46. | Блокирование нападающего броска после перемещения, поворотов. | |
47. | Подвижные игры, эстафета с мячом и без мяча. Игровые упражнения с прыжками, метаниями и бросками разных мячей в цель и на дальность | |
48. | Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки. | |
49. | Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. | |
50. | Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперёд. | |
51. | Закрепление способов перемещения. Учебная игра по упрощенным правилам. | |
52. | Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15 минут | |
53. | Подача мяча по зонам. Упражнения с метанием мяча в цель. | |
54. | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и на укороченной площадке | |
55. | Закрепление подачи мяча. ОФП. | |
56. | Закрепление приема мяча после подачи. | |
57. | Совершенствование техники владения мячом. Отбивание мяча кулаком через сетку при падении на спину, на бок, перекатом. | |
58. | Игра в пионербол с двумя мячами. Упражнения с двумя мячами. | |
59. | Учебно-тренировочная игра. Прыжки со. скакалкой | |
60. | Учебно-тренировочная игра. | |
61. | Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки | |
62. | Учебно-тренировочная игра с заданиями. | |
63. | Контроль приема мяча после подачи. | |
64. | Приём подачи, передача к сетке. Взаимодействие игроков. | |
65. | Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15 минут | |
66. | Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие силовой выносливости. | |
67. | Блокирование нападающего броска с передачи. Эстафеты. | |
68. | Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка. | |
69. | Обучение приему мяча от сетки. | |
70. | Прием мяча после передачи в сетку. | |
71. | Закрепление нападающего броска. | |
72. | Закрепление нападающего броска со второй линии. | |
73. | Закрепление приема мяча от сетки. | |
74. | Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки | |
75. | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и на укороченной площадке | |
76. | Учебные игры с заданиями. | |
77. | Учебно-тренировочная игра. | |
78. | Контроль техники нападающего броска со второй линии. | |
79. | Прием мяча в падении. Передача мяча. | |
80. | Закрепление приёма передачи. Взаимодействие игроков. | |
81. | Приём мяча с подачи. Развитие силовых способностей | |
82. | Приём мяча на месте и после перемещения. | |
83. | Подача мяча по зонам и приём мяча. Упражнения на развитие выносливости. | |
84. | Закрепление точной подачи мяча по зонам. | |
85. | Учебная игра с заданиями. | |
86. | Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15 минут | |
87. | Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивными мячами. | |
88. | Контроль выполнения подачи мяча по зонам. | |
89. | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и на укороченной площадке | |
90. | Учебно-тренировочная игра.Упражнения на координацию. | |
91. | Участие в школьных соревнованиях по пионерболу. | |
92. | Участие в школьных соревнованиях по пионерболу. | |
93. | Приём мяча с подачи. Закрепление технических приёмов.Ловля мяча с пяпрттрЛ/f п rrnnnm^ тт тптрпртт _ _ | |
94. | Формирование навыков командных действий.Страховка игрока,слабо принимаютпего подачу. | |
95. | Обучение действиям игрока в защите.Закрепление одиночного и двойного б пока. | |
96. | Закрепление приема мяча с подачи, от сетки.Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки. | |
97. | Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию. | |
98. | Учебно-тренировочная игра.Групповые тактические действия.Контроль блокирования нападающего броска. | |
99. | Контроль выполнения приема мяча от сетки.Игра с индивидуальными заданиями. | |
100. | Закрепление технических приёмов в защите. ОРУ для рук, ног, тулплитття Вяяил/тттсйстпир гл-ппупп тугппптт и прпрттнрй ттиннй | |
101. | Ловля мяча с падением в сторону, на спину, вперед.Закрепление нападающего удара. | |
102. | Закрепление технических приемов в нападении.Круговая тренировка. | |
103. | Подвижные игры, эстафета с мячом и без мяча. Игровые упражнения с прыжками, метаниями и бросками разных мячей в цель и на дальность | |
104. | Обучение тактическим действиям при выполнении подач.Комбинации из основных ллеме.нтов ТРУПИКИ игпвт | |
105. | Ловля мяча с падением в сторону, на спину, вперед.Учебно-тренировочная игра.Правила проведения соревнований.Нарушения. Жесты судьи. | |
106. | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и на укороченной площадке | |
107. | Обучение тактическим действиям при выполнении передач. | |
108. | Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего подачу. | |
109. | Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки | |
по. | Ловля мяча с падением в сторону, на спину, вперед | |
111. | Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на координацию. | |
112. | Обманные действия игроков, командные действия. | |
113. | Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения. | |
114. | Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом | |
115. ‘ | Закрепление нападающего броска с первой и второй линии. | |
116. | Взаимодействие игроков второй линии и передней линии | |
117. | Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка. | |
118. | Учебно-тренировочная игра. | |
119. | Контроль техники нападающего броска с первой линии. | |
120. | Закрепление блокирования нападающего броска. | |
121. | Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15 минут. | |
122. | Закрепление одиночного и двойного блока. | |
123. | Учебно-тренировочная игра. Челночный бег. | |
124. | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и на укороченной площадке | |
125. | Учебно-тренировочная игра. | |
126. | Контроль блокирования нападающего броска. | |
127. | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача (пас) партнеру, нападающий удар | |
128. | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | |
129. | Круговая тренировка. Подвижные игры, с мячом | |
130. | Игра с индивидуальными заданиями. | |
131. | Правила проведения соревнований. Нарушения. Жесты судьи. | |
132. | Взаимодействие игроков второй линии и передней линии | |
133. | Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию. | |
134. | Подвижные игры, эстафета с мячом и без мяча. Игровые упражнения с прыжками, метаниями и бросками разных мячей в цель и на дальность | |
135. | Учебно-тренировочная игра. | |
136. | Учебная игра с самостоятельным судейством. | |
137. | Закрепление тактических действий при выполнении подач. | |
138. | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача (пас) партнеру, нападающий удар. | |
139. | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | |
140. | Закрепление тактических действий при выполнении передач. | |
141. | Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом. | |
142. | Закрепление групповых тактических действий в игре. | |
143. | Закрепление командных тактических действий в игре. | |
144. | Учебная игра с самостоятельным применением технико-тактических приемов. | |
Список литературы
1.3даневич А.А. Физическая культура 5-11 классы.: Программы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2009
2. Внеурочная деятельность учащихся. Пионербол: пособие для учителей методистов/ Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, В.В.Маслов.-М.: Просвещение,2011