СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мир человека" для 1-4 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Мир человека» 1 - 4 класс. Данный  курс способствует развитию творческих  способностей детей,  позволяющих решать проблемные задачи и создавать  творческие  продукты  (загадки,   пословицы,   сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование  умений  решать  изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеств, к поиску рациональных решений.  

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мир человека" для 1-4 классов»

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу «Мир человека»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Мир человека» «соответствует следующим нормативно-правовым документам:

  • Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 22.12.2009 г., регистрационный № 15785) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 г. № 1241 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 04.02.2011 г., регистрационный № 19707), от 22.09.2011г. № 2357 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 12.12.2011 г., регистрационный № 22540), от 18.12.2012 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 11.02.2013 г., регистрационный № 26993), от 29.12.2014 г. № 1643(зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 06.02.2015 г., регистрационный № 35916), от 18.05.2015 г. №507 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 18.06.2015 г., регистрационный № 37714), от 31.12.2015 №1576 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 02.02.2016 г., регистрационный № 40936);

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России;

  • ООП НОО;

  • Учебному плану школы на 2016 – 2017 учебный год.


Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу С. Гин «Мир человека».

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция требует подготовки подрастающего поколения, готового к преобразовательной деятельности и имеющего необходимые для этого научные знания. Наибольшие возможности для детей младшего школьного возраста представляет программа дополнительного образования.

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь, безусловно, нужные, но все же "постные" методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности. Оживить весь этот процесс способно применение на уроках инструментария ТРИЗ.

Данный курс направлен на обучение обучающихся первого уровня обучения навыкам творческого мышления и управляемого воображения с использованием методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: литературное творчество, изобретательские задачи, решение психологических задач.

Обучение элементам ТРИЗ на первом уровне обучения имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самого первого уровня обучения. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач.

С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом. Методологической основой курса являют приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Из многообразия тем был отобран материал, позволяющий достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.

Основной целью программы курса «Мир человека» является формирование целостной картины мира и осознание в нем места человека и эмоционально – ценностное осмысление ребенком личного опыта общения с людьми и природой.

Задачи:

  • Осознание ребенком ценности, целостности, многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • развивать память, терпение, трудолюбие;

  • учить применять правила безопасного поведения ;

  • учить осваивать элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;

  • учить соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.


Данный курс способствует развитию творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеств, к поиску рациональных решений.



Место курса в учебном плане

Курс «Мир человека» рассчитан на четыре года обучения – 135 часов.

1 класс - 33 часа (1 час в неделю);

со 2 по 4 класс – по 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятия не более 45 мин.


Общая характеристика курса

Программа курса «Мир человека» складывается из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс).

Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Каждый раздел курса обладает отличительными особенностями.

В центре раздела «Мир загадок» (1 год обучения) - ученик 7-8 летнего возраста с его проблемами и интересами, потребностями и ценностями. Деятельность детей направлена на рассмотрение мира человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Занятия построены в форме проблемного диалога учителя с детьми. Курс ведет детей к поиску собственных ответов на вопросы, поставленные меняющейся жизнью. Данный раздел знакомит обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок. В процессе «путешествия» по Стране Загадок ученики изучают свойства предметов, осваивают возможности органов чувств, приобретают навыки системного и диалектического мышления.

Обучение предполагает продуктивную творческую деятельность: сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций и поделок.

В разделе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.

Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.

Цель раздела «Мир фантазии» - целенаправленное развитие творческого воображения на основе методов и приемов теории решения изобретательских задач. В процессе обучения обучающиеся овладевают способами преодоления психологической инерции, осваивают приемы фантазирования, применяют алгоритмы создания творческого продукта.

Раздел «Мир логики» направлен на формирование навыков логического мышления: умения сравнивать, классифицировать, обобщать, находить закономерности и и.д. Большое внимание уделяется воспитанию культуры мышления и обучению навыкам работы с информацией.

Распределение разделов курса по годам обучения позволяет учитывать психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.

На примере применения приема «наоборот» в художественных произведениях ("Королевство Кривых Зеркал", "Сказка о потерянном времени" и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть.

Прием «ускорение – замедление» предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.

«Перемещение во времени» - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?

В курсе изучаются следующие методы и приёмы фантазирования:

- приём «Объединение»;

- приём «Морфологический анализ»;

- метод фокальных объектов;

- приём «Оживление»;

- приём «Увеличение-уменьшение»;

- приём «Ускорение-замедление» и др.

- приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

- механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы разрешения противоречий);

- развитие речи на основе моделей построения различных литературных

жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы).


Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-игры, проблемные диалоги, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.


Ценностные ориентиры

Одним из результатов обучения данного курса является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.




В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами внеурочной деятель­ности и оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества



Программно - методическое обеспечение


1.Гин С.И. Мир загадок. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2013. – 96 с.

2.Гин С.И. Мир человека. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 160 с.

3.Гин С.И. Мир фантазии. – М.: Вита-Пресс, 2012. – 144 с.

4.Гин С.И. Мир логики. – М.: Вита-пресс, 2013. – 160 с.

5.Гин С. И. Первые дни в школе./ С.И.Гин, И.Е.Прокопенко. – Москва, Вита-Пресс,2008.

6.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты нового поколения).

7.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты нового поколения).

8. Нестеренко А.А. Страна загадок/ Нестеренко А.А. –Ростов н/Д.:РГУ,1995

9.Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Родари Д. – М.: Самокат,2011


Технологии, виды, формы и методы обучения

Основные технологии (элементы), используемые при изучении курса:

- информационно-коммуникационные (ИКТ, автор Д.Дэниэл);

- проектная деятельность (авт. А.В. Горячев);

- технология развивающего обучения (авторы Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов);

- кейс-технология;

- личностно-ориентированная технология;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

- проблемно-диалогическая;

- технология оценивания;

- технология «Портфолио».

В основе всех технологий лежит системно-деятельностный подход.

Виды и формы работы: уроки-сказки, уроки-игры, проблемные диалоги, уроки-открытия. Формы подведения итогов:

- публичные выступления ребёнка;

- участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

- иллюстрирование, выразительное чтение;

- сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов;

- презентации творческих работ;

- праздники.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Мир человека» первого уровня обучения

Программа обеспечивает достижение выпускниками первого уровня обучения следующих лич­ностных, метапредметных и предметных результатов:


Личностные:

- развитие самостоятельности;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;

- воспитание чувства справедливости, ответственности.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию);

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

– слушать и понимать речь других;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

1) Линия восприятия - представления - воображения.

  1. представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;

  1. представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.


2) Линия инструментария.

  1. мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;

  1. "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;

  1. классифицировать объекты по значениям основных признаков;

  2. получать фантастические идеи различными способами;

  3. изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования.


3) Линия информационного обеспечения.

  1. знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;

  2. научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне.


4) Продуктивная линия.

  1. рисовать несложные образы по описанию;

  1. использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок;

  1. применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.


Рабочая программа курса «МИР ЗАГАДОК»

(1 класс)


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу С. Гин «Мир загадок».

Программа курса «Мир загадок» предназначена для обучающихся 1 классов.

Проблема развития и совершенствования творческих способ­ностей, интенсификации возможностей каждого человека зани­жает важное место в современных условиях изменчивости окру­жающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, кото­рые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.


Одной из основных задач духовно-нравственного развития обучающихся на первом уровне обучения в об­ласти формирования личностной культуры является формиро­вание способности к реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориен­тированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений.

Программой курса «Мир загадок» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных ­знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в фор­мулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества обучающихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображе­ния, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).


Цель курса «Мир загадок»: ознакомление обучающихся с объектами и явлениями окружа­ющего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.


Место курса в учебном плане

Курс «Мир загадок» рассчитан на один год обучения, 33 часа (1 час в неделю), продолжительность занятий не более45 мин.


В курсе изучаются следующие методы и приёмы фантазирования:

  • приём «Объединение»;

  • приём «Морфологический анализ»;

  • метод фокальных объектов;

  • приём «Оживление»;

  • приём «Увеличение-уменьшение»;

  • приём «Ускорение-замедление» и др.

  • приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

  • механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы разреше­ния противоречий);

  • развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы).

Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-игры, проблемные диа­логи, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Для обучающихся первого уровня очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляют­ся: «Книга Загадок», «Книга Сказок». В Книгу входят только лучшие работы учеников.

Система оценки достижений обучающихся.

В курсе предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню ориги­нальности.

Можно выделить несколько уровней выполнения заданий.

    1. уровень (высокий): неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»

2 уровень (средний): интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали некоторые!»

3 уровень (низкий): неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!»


Содержание курса

  1. Путешествие в Страну загадок (1 ч)

Знакомство со Страной загадок

Реальные и сказочные страны. Какая она – Страна загадок? Знакомство с «гидом» (Игрушкой).

  1. Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч)
Улица «Цвет»

Знакомство с Городом самых простых загадок. Как получить радугу из трёх цветов?

Как придумывают «цветные» загадки?

Изменение цвета в природе

Кто, когда и почему изменяет цвет? Решение проблемных ситуаций про осьминожков.

Цвет в рукотворном мире

Фантазирование: если бы предметы могли менять свой цвет. Необычное рисование.Упражнение «Ниткопись».

  1. Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч)

Улица «Форма»

Геометрические фигуры в окружающих предметах. Сравнение плоских и объёмных геометрических фигур.

Изменение формы

Обсуждение: круглые и квадратные дома: что хорошего, что плохого? Как может изме- няться форма предмета?

Замок похожестей-непохожестей

Фантазирование: что на что похоже? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству».

Геометрические головоломки

Как нарисовать конверт? Игры с головоломкой Пифагора. Сочинение сказки.

  1. Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч)

Улица «Размер»

Знакомимся с рекордами природы. Что и как можно измерить? Зачем нужны измери- тельные приборы?

Относительность размера

Как один предмет может быть сразу и большим и маленьким?

Противоречия в размере

Приёмы разрешения противоречия: «часть – большая, часть – маленькая», «то – боль- шая, то – маленькая», «одно – маленькое, вместе – большое». Сказка про человека, который может изменять свой рост.

  1. Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч)

Улица «Вещество»

Вещества вокруг нас. Практическая работа: свойства материалов.

Агрегатное состояние вещества

Сравнение жидких и твёрдых веществ. Газообразные вещества. Объяснение «метода маленьких человечков». Инсценирование физических явлений.

Вещества в изобретательских ситуациях


Решение изобретательских задач. Составление загадок с помощью «метода маленьких человечков». Сказка про человека, который может становиться твёрдым, жидким, газооб- разным.

Сочинение загадок

Правила составления загадок по признакам «цвет», «форма», «размер», «вещество».

Игра «Да-нетка».

  1. Город пяти чувств (5 ч)

Улица «Зрение»

Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочи- нения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Улица «Слух»

Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Улица «Осязание»

Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и «невидимые» (ощу- щаемые). Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Улица «Обоняние». Улица «Вкус»

Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отно- шениях. Обсуждение «На вкус и цвет…».

Решение изобретательских задач «на обнаружение»

Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи.

  1. Город загадочных частей (4 ч)

Знакомство с Городом загадочных частей

Игра «Узнай по части». Упражнение по варьированию подсистем.

Сочинение загадок

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами

Игры и упражнения со словами. Приём «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Придумывание необычных предметов

Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

  1. Город загадочных мест (2 ч)

Знакомство с Городом загадочных мест

Упражнение «Необыкновенное путешествие».

Сочинение загадок

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок-«матрёшек». Придумывание метафор.

  1. Путешествие на машине времени (3 ч)

Путешествие в прошлое

Настоящее, прошлое и будущее предмета. История предмета. Технология изготовле- ния предмета.

Путешествие в будущее

Фантазирование: какими будут объекты в будущем?

Путешествие в Город загадочных дел


Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

  1. Подведение итогов обучения (4 ч)

Подготовка творческих работ

Выполнение творческих работ по содержанию учебного материала.

Защита творческой работы

Презентация и защита творческих работ.

Праздник «Прощание со Страной загадок»

Обобщение знаний и умений в игровой форме.



Учебно – тематический план

(33 ч, 1 ч в неделю)


п/п

Тема

Всего часовна тему, ч

1.

Путешествие в Страну загадок

1

2.

Город самых простых загадок. Улица «Цвет»

3

3.

Город самых простых загадок. Улица «Форма»

4

4.

Город самых простых загадок. Улица «Размер»

3

5.

Город самых простых загадок. Улица «Вещество»

4

6.

Город пяти чувств

5

7.

Город загадочных частей

4

8.

Город загадочных мест

2

9.

Путешествие на машине времени

3

10.

Подведение итогов обучения

4


Итого

33


Практическая часть

Период обучения

Количество часов

1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть


Год






К концу 1 класса обучающиеся научатся:

различать цвета радуги, признаки отличия шара от кру­га, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

получат возможность научиться:

описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать отно­сительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); опи­сывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь? »; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при по­мощи системного оператора («многоэкранки»)


Календарно-тематическое планирование

«Мир загадок», 1 класс


Тема

Виды деятельности

Дата

план/факт

Путешествие в Страну загадок (1 ч)

1

Знакомство со Страной загадок

Беседа, игра, фантазирование



Город самых простых загадок. Улица «Цвет» (3 ч)

2

Улица «Цвет»

Практическая работа, создание творческих продуктов



3

Изменение цвета в природе

Игра, проблемный диалог



4

Цвет в рукотворном мире

Фантазирование, беседа, практическая работа



Город самых простых загадок. Улица «Форма» (4 ч)

5

Улица «Форма»

Беседа, сравнивание



6

Изменение формы

Проблемный диалог



7

Замок похожестей - непохожестей

Создание творческих продуктов



8

Геометрические головоломки

Практическая работа, фантазирование



Город самых простых загадок. Улица «Размер» (3 ч)

9

Улица «Размер»

Беседа проблемный диалог



10

Относительность размера

Проблемный диалог



11

Противоречия в размере

Проблемный диалог, фантазирование



Город самых простых загадок. Улица «Вещество» (4 ч)

12

Улица «Вещество»

Практическая работа



13

Агрегатное состояние вещества

Игра, беседа, инсценировка



14

Вещества в изобретательских ситуациях

Решение изобретательских ситуаций, фантазирование



15

Сочинение загадок

Создание творческих продуктов



Город пяти чувств (5 ч)

16

Улица «Зрение»

Игра, беседа, решение изобретательских задач



17

Улица «Слух»

Беседа, игра, практическая работа



18

Улица «Осязание»

Игра, практическая работа, создание творческих продуктов



19

Улица «Обоняние». Улица «Вкус»

Проблемный диалог, фантазирование



20

Решение изобретательских задач «на обнаружение»

Игра, анализ, решение изобретательских задач



Город загадочных частей (4 ч)

21

Знакомство с Городом загадочных частей

Игра, обсуждение



22

Сочинение загадок

Создание творческих продуктов



23

Игры и упражнения со словами

Игра, проблемный диалог, фантазирование



24

Придумывание необычных предметов

Игра, практическая работа



Город загадочных мест (2 ч)

25

Знакомство с Городом загадочных мест

Игра, проблемный диалог, фантазирование



26

Сочинение загадок

Проблемный диалог, фантазирование



Путешествие на машине времени (3 ч)

27

Путешествие в прошлое

Игра, беседа



28

Путешествие в будущее

Игра, фантазирование



29

Путешествие в Город загадочных дел

Игра, беседа



Подведение итогов обучения (4 ч)

30,

Подготовка творческих работ (проектов)

Практическая работа



31, 32

Защита творческих работ, проектов

Презентация



33

Праздник «Прощание со Страной загадок»

Праздник






Рабочая программа курса «Мир человека»

2 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу С. Гин «Мир человека».

Программа курса «Мир человека» предназначена для обучающихся 2 классов.

Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Целью программы «Мир человека» является повышение уровня развития креативности обучающихся первого уровня, таких качеств как любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.

Программой «Мир человека» предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.

Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В программе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.

Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.

Распределение разделов курса по четвертям обучения позволяет учитывать психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.


Место курса в учебном плане

Курс «Мир человека» рассчитан на один год обучения, 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность занятий не более 45 мин.

Содержание (34 ч)

Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».

Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.

Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?

Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.

Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»

Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.

Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»

Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».

Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?

Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.

Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?

Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».

Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».

Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?

Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»

Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?

Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Сказка Т. Александровой «Светофорчик».

Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»

Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.

«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?

Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?

Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми? Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».

Кого мы любим? Что значит «любить себя»?


Учебно - тематический план

(34 часа, 1 час в неделю)


п/п

Тема

Всего часов тему, ч

1.

Зачем учатся в школе?

1

2.

Адрес.

1

3.

Наш организм. Как устроен человек?

2

4.

Болезни. Что такое «здоровый образ жизни»?

2

5.

Развитие ребенка до школы.

1

6.

Будущее. "Линия жизни" человека.

Что такое «Я»?



Что такое «Я»?


Что такое «Я»?

3

7.

Учимся быть внимательными.

1

8.

Учимся запоминать.

1

9.

Учимся придумывать.

1

10.

Что значит «быть умным»?

1

11.

Мое настроение. Как улучшить настроение?

2

12.

Игра «Добрый - злой»

1

13.

Общение. Жесты. Проблемы общения.

3

14.

Конфликты. Урегулирование конфликтов.

2

15.16.

Понятие о противоречии. Противоречия в предметах.

1

17.

Противоречия в явлениях природы.

1

18.

Противоречия в свойствах характера.

2

19.

Противоречия в поступках

1

20.

Игры на общение

1

21.

Противоречия в ситуациях.

2

22.

Противоречия: цель - средства.

1

23.

Экскурсия.

1

24.

Ориентирование в окружающем.

1

25.

Правила поведения с незнакомыми.

1


Итого

34




Практическая часть

Период обучения

Количество часов

1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть


Год

34



К концу 2 класса обучающиеся

научатся: систематизировать понятие «адрес», различать назначение частей тела, основные профессии; понимать необходимость здорового образа жизни, ошибочность поспешных выводов; способам поднятия настроения; тренировки внимания и памяти;

получать возможность научиться: описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»); анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения «Чем (для чего) хорошо? Чем (для чего?) плохо?».


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «МИР ЧЕЛОВЕКА» ( 2 класс)

Тема

Форма деятельности

Дата

план/факт

1

Зачем учатся в школе?

Игра, беседа



2

Адрес.

Игра, беседа



3

Наш организм.

Игра, беседа, работа в группах



4

Как устроен человек?

Игра, беседа, рисование



5

Болезни.

Что такое «здоровый образ жизни»?

Игра, беседа



6

Развитие ребенка до школы.

Игра, беседа, проблемная ситуация



7

Будущее.

Игра, беседа, проблемная ситуация



8

"Линия жизни" человека.

Игра, работа в группах



9

Что такое «Я»?

Игра, беседа, работа в группах, анкетирование



10

Учимся быть внимательными.

Игра, беседа,



11

Учимся запоминать.

Игра, работа в группах



12

Учимся придумывать.

Игра, беседа, работа в группах, практическая работа



13

Что значит «быть умным»?

Игра, беседа, работа в группах, практическая работа



14

Мое настроение.

Игра, беседа, работа в группах, практическая работа



15

Как улучшить настроение?

Игра, беседа, работа в группах



16

Игра «Добрый - злой»

Игра, работа в группах



17

Общение

Игра, беседа, работа в группах



18

Жесты.

Игра, беседа, работа в группах, практическая работа



19

Проблемы общения.

Игра, беседа, работа в группах



20

Конфликты.

Игра, обсуждение



21

Урегулирование конфликтов.

Игра, работа в группах



22

Понятие о противоречии. Противоречия в предметах.

Игра, обсуждение, работа в группах



23

Противоречия в явлениях природы.

Игра, обсуждение, работа в группах



24

Противоречия в свойствах характера.

Игра, обсуждение, работа в группах



25

Противоречия в свойствах характера (продолжение).

Игра, обсуждение, работа в группах



26

Противоречия в поступках

Игра, обсуждение, работа в группах



27

Игры на общение

Игра, работа в группах



28

Противоречия в ситуациях.

Игра, беседа, обсуждение, работа в группах



29

Противоречия в ситуациях (продолжение).

Игра, беседа, обсуждение, работа в группах



30

Противоречия: цель - средства.

Игра, обсуждение,



31

Экскурсия.

Экскурсия.



32

Ориентирование в окружающем.

Игра, беседа, обсуждение, тренинг



33

Правила поведения с незнакомыми.

Игра, беседа, обсуждение,



34

Подведение итогов.

Отзыв, презентация





Рабочая программа курса «Мир фантазии»

3 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу С. Гин «Мир фантазии».

Программа курса «Мир фантазии» предназначена для обучающихся 3 класса.

Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

В настоящее время при решении всевозможного рода задач творческий подход их решения все более вытесняет стандартные методы. Ведь, безусловно, нужные, но все же "постные" методы стандартных подходов, ограниченные рамками определенных правил, не дают возможность учащимся в полной мере выходить на широкие просторы познавательной деятельности. Оживить весь этот процесс способно применение на уроках инструментария ТРИЗ.

Данный курс направлен на обучение обучающихся первого уровня навыкам творческого мышления и управляемого воображения с использованием методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: литературное творчество, изобретательские задачи, решение психологических задач.

Обучение элементам ТРИЗ на первом уровне обучения имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самого первого уровня обучения. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач.

С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом. Методологической основой курса являют приемы нахождения новых идей, в том числе приемы развития воображения на базе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Из многообразия тем был отобран материал, позволяющий достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.

Целью настоящего курса является развитие творческих способностей детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.). Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей первого уровня обучения, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений. Особенность курса в том, что обучение детей основывается на приемах и методах Теории Решения Изобретательских Задач (в дальнейшем - ТРИЗ).

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • убедить детей - мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть собственными силами;

  • обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;

  • использовать механизмы развития творческого воображения для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.


Место курса в учебном плане

Курс «Мир фантазии» рассчитан на один год обучения, 34 часа (1 час в неделю), продолжительность занятий не более 45 мин.

Общая характеристика курса

Приемы фантазирования - центральная тема курса. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для познания этого мира. Хорошо известно, что для того чтобы узнать, как устроена игрушка, ребенок разделяет ее на части. Человек, природа, город - слишком велики и сложны, чтобы разделить их как игрушку. Сначала вместе с учителем, а затем и самостоятельно и, что очень важно, вполне осознанно, дети получают возможность разобрать весь мир по частям, почти как игрушку, чтобы затем, соединив, получить свой, оригинальный, нестандартный взгляд на мир, чтобы понять, как он устроен.

На примере применения приема «наоборот» в художественных произведениях ("Королевство Кривых Зеркал", "Сказка о потерянном времени" и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть.

Прием «ускорение – замедление» предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.

«Перемещение во времени» - еще один хороший пример для того, чтобы показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?

В курсе изучаются следующие методы и приёмы фантазирования:

- приём «Объединение»;

- приём «Морфологический анализ»;

- метод фокальных объектов;

- приём «Оживление»;

- приём «Увеличение-уменьшение»;

- приём «Ускорение-замедление» и др.

- приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.);

- механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы разрешения противоречий);

- развитие речи на основе моделей построения различных литературных

жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы).


Форма проведения занятий по курсу «Мир фантазии».

Автор предлагает строить обучение через уроки-сказки, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Для обучающихся первого уровня очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. По ходу проведения занятий дети выполняют задания, из которых составляются: «Книга Загадок», «Книга Сказок». В Книгу входят только лучшие работы учеников.

Модель урока

Игра.

Проверка домашнего задания.

Вход в урок (да-нетка, фокус, загадка)

Новая тема (игры в сюжете).

Упражнения на развитие речи или создание творческого продукта.

Подведение итогов.

Система оценки достижений учащихся.

В курсе предусматривается система оценивания по критерию новизны, по уровню оригинальности.

Можно выделить несколько уровней выполнения заданий.

1 уровень (высокий): неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»

2 уровень (средний): интересные, не совсем обычные идеи: «Так придумали

некоторые!»

3 уровень (низкий): неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!»

Могут проводиться выставки работ, создание самодельной книги с лучшими работами.


Описание ценностных
ориентиров содержания курса

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.


Содержание (34 ч)

Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.

Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».

Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».

Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».

Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»

Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?

Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»

Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»

Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.

Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»

Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).

Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).

Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».

Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,

Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».

Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.

Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.

Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»

Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».

Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.

Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.

Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).

Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»

Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.


Учебно – тематический

план (34 часа)

Наименование тем

Кол

час

Основная мысль урока

1

Понятие о фантазировании

1

Фантазированию можно научиться

2

Что мешает придумывать.


1

Для того, чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией

3

Критерии новизны

1

Существуют приёмы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы

4

Ассоциативные загадки

1

Можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет

5

Метафоры

1

Существуют правила придумывания метафор (образных сравнений)

6

Значение ассоциативности

1

Использование ассоциаций помогают лучше запоминать

7

Развитие ассоциативности: обобщение

1

8

Прием «Объединение»

1

Для придумывания необычных животных можно использовать приём «объединение»

9

Прием «Морфологический анализ»

1

Для придумывания разных вариантов рисунков можно применять приём «морфологический анализ»

10

Игры со словами

1

Анализ структуры слова позволяет играть с ним

11

Конструктор игр

1

При помощи приёма «морфологический анализ» можно придумывать новые игры

12

Придумывание сказок

1

При помощи приёма «морфологический анализ» можно придумывать сказки

13

Прием «Морфологический анализ». Обобщение

1


14

Признаки объектов

1

Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета

15

Действия объектов

1

Можно сочинять загадки и нелепицы, описывая действия предмета


16

Приём «Метод фокальных объектов»

1

Можно придумывать новое, используя метод фокальных объектов

17

Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде»

1

Существуют приёмы придумывания сказок


18

Приемы фантазирования

Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная

приставка»

1

Можно придумывать новые сказки и слова с помощью новых приёмов

19

Прием фантазирования

Дж. Родари «Что было потом?»

1

Можно научиться придумывать продолжения сказок

20

Прием фантазирования

Дж. Родари «Творческая ошибка»

1

Можно использовать ошибки в словах для придумывания сказки

21

Обобщение приемов фантазирования Дж.Родари

1


22

Прием «Оживление»

1

При сочинении сказок можно использовать приём «оживление»

23

Прием «Увеличение – уменьшение»

1

При сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования, связанные с изменением количества и свойств

24

Прием «Ускорение – замедление»

1

При сочинении сказок можно использовать приёмы фантазирования, связанные с преобразованием времени

25

Метод Робинзона

1

При фантазировании можно использовать ресурсы

26

Использование ресурсов

1

27

Прием фантазирования «Наоборот»

1

При сочинении сказок можно использовать приём «наоборот»

28

Прием фантазирования «Бином антонимов»

1

Можно научиться придумывать истории, используя приём «связки антонимов»

29

Прием фантазирования

«Дробление-объединение»

1

Можно научиться придумывать истории, используя приём «Дробление-объединение»

30

Обобщение приемов фантазирования

1


31

Сказки про животных

1

Можно научиться придумывать сказки про особенности животных

32

Сказки от слова «Почему?»

1

Можно научиться придумывать сказки для объяснения какой-то особенности животного.

33

Правила прогнозирования

1

Отзыв, презентация

34

Фантазирование и прогнозирование. Обобщение.

1


Практическая часть

Период обучения

Количество часов

1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть


Год

34



К концу 3 класса обучающиеся

научатся: критериям оценки творческих работ; представлениям о приемах «морфологический анализ», «метод фокальных объектов» (без введения терминов),фантазирования Дж. Родари;

получат возможность научиться:

- сочинять загадки при помощи алгоритма;

- сочинять метафоры при помощи алгоритма;

- использовать приемы «увеличение – уменьшение», «оживление», «наоборот» для сочинения сюжета сказки.




КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «МИР ФАНТАЗИИ» (3 класс)


Тема

Виды деятельности

Дата

план/факт

1

Понятие о фантазировании

Игра, обсуждение



2

Что мешает придумывать.


Беседа, работа в группах



3

Критерии новизны

Игра, работа в группах



4

Ассоциативные загадки

Игра, работа в группах



5

Метафоры

Игра, работа в группах



6

Значение ассоциативности

Игра, работа в группах



7

Развитие ассоциативности: обобщение

Игра



8

Прием «Объединение»

Игра, беседа, работа в группах



9

Прием «Морфологический анализ»

Игра, работа в группах



10

Игры со словами

Игра, работа в группах



11

Конструктор игр

Игра



12

Придумывание сказок

Игра, работа в группах



13

Прием «Морфологический анализ». Обобщение

Работа в группах «Конструкторское бюро»



14

Признаки объектов

Игра, работа в группах



15

Действия объектов

Игра, работа в группах



16

Приём «Метод фокальных объектов»

Игра, работа в группах



17

Приемы фантазирования Дж. Родари. «Круги по воде»

Игра, работа в группах



18

Приемы фантазирования

Дж. Родари. «Бином фантазии». «Произвольная

приставка»

Игра, работа в группах



19

Прием фантазирования

Дж. Родари «Что было потом?»

Игра, работа в группах



20

Прием фантазирования

Дж. Родари «Творческая ошибка»

Игра, работа в группах



21

Обобщение приемов фантазирования Дж.Родари

Театрализованное представление



22

Прием «Оживление»

Игра, беседа, работа в группах



23

Прием «Увеличение – уменьшение»

Игра, беседа, работа в группах



24

Прием «Ускорение – замедление»

Игра, беседа, работа в группах



25

Метод Робинзона

Игра, рассказ,работа в группах



26

Использование ресурсов

Игра, работа в группах



27

Прием фантазирования «Наоборот»

Игра, работа в группах



28

Прием фантазирования «Бином антонимов»

Игра, беседа, работа в группах



29

Прием фантазирования

«Дробление-объединение»

Игра, беседа, работа в группах



30

Обобщение приемов фантазирования

Игра-аукцион



31

Сказки про животных

Игра, беседа, работа в группах, рисование



32

Сказки от слова «Почему?»

Игра, беседа, работа в группах



33

Правила прогнозирования

Игра, обсуждение



34

Фантазирование и прогнозирование. Обобщение.

презентация




Рабочая программа курса «Мир логики»

4 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу С. Гин «Мир логики» для первого уровня обучения.

Программа курса «Мир логики» предназначена для обучающихся 4 класса.

Цель данного курса – научить детей сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, давать определения, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы, то есть грамотно обращаться с информацией.


Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. обучить детей навыкам основных мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, и т. д.;

  2. формировать умение строить умозаключения;

  3. развивать способность логически верно строить суждения;

  4. учить выделять закономерность, рассуждать, давать определения.


Знание основ логики важно для каждого человека, так как умение правильно мыслить, доказывать, сравнивать, классифицировать и т. д. является жизненной необходимостью. Обучаться логике приходится уже с детских лет. Отдельные приёмы логического мышления дети начинают усваивать в детском саду: это, например, анализ и синтез, сравнение и различение.

В школе обучающиеся продолжают работать с этими логическими приёмами или операциями на всех уроках, развивая и углубляя свои знания.

Однако обучение мыслительным операциям проводится стихийно, нецеленаправленно. В результате дети зачастую не умеют пользоваться полученными навыками в изменённой ситуации.

В последнее время выпускается достаточное количество различных пособий с логическими заданиями, большинство из которых представляют собой набор отдельных упражнений, не выстроенных в цельную систему. А «Мир логики» – системно организованный курс, в котором много новых упражнений, задач, игр. В этом главное отличие данного курса.


Особенности курса


Курс предназначен для работы в четвёртых классах, как гимназических, так и в классах повышенного индивидуального внимания.

Все задания курса имеют различные варианты сложности, позволяющие каждому учителю согласовать содержание урока с уровнем подготовки детей.

Темы курса, как и способы их подачи, доступны, интересны и актуальны. А главное – они помогут освоить детям 10-11 лет любые, в том числе традиционные учебные предметы: русский язык, математику, конструирование, естествознание и т. д., что будет способствовать интеграции и систематизации знаний учащихся

Занятия по курсу «Логика» проводятся один раз в неделю. На уроке даётся новый материал, который потом в течение недели закрепляется на уроках русского языка, математики, детской литературы, окружающего мира и т. д. на соответствующем программном материале.

Например, после изучения темы «Классификация» учитель предлагает задания на классификацию объектов на уроках русского языка, математики, чтения, природоведения и т. д. на соответствующем программном материале.

Таким образом, получается, что один раз в неделю на уроке «Мир логики» дается новый материал, который потом в течение недели закрепляется на всех остальных уроках.


Формы организации обучающихся

На занятиях используются фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы организации обучающихся. Но чаще всего используется групповая форма.

Обычно работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание «сравнить», но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов, ответы групп складываются в одну общую картину. Иногда, несколько групп получают совершенно одинаковые задания, что позволяет сравнить разные подходы к решению проблемы.


Приёмы работы: игры на внимание, игры-театрализации, игры-дискуссии, задания, упражнения, беседы, задачи-шутки, задачи на смекалку, задания «Проверь себя», контрольные работы.


Содержание (34 ч)

Что значит «правильно думать»? Игра на внимание «Путаница». Упражнение «Что и зачем?».

Что значит «сравнивать»? Игра «Передай предмет». Выделение признаков объекта при помощи разных органов чувств. Игра на внимание «Запрещенное движение».

Что значит «различать»? Обучающий альбом. Игра-дискуссия «Чем страус отличается от человека?» Игра на внимание «Повтори – отличись».

Признаки сходства у понятий, далеких по смыслу. Игра на внимание «Руки-ноги». Упражнение «Найди общее».

Что такое существенные и несущественные признаки? Выделение существенных признаков объекта. Игра на внимание «Птица, рыба».

Что такое характерные признаки? Все ли признаки можно измерить? Игра-театрализация «Изобрази дерево».

Как можно упорядочить группу людей? Упражнение «Кто больше?»

Правила сравнения. Зачем нужно уметь сравнивать? Как нужно выбирать?

Что такое «класс объектов»? Упражнение «Четыре лишних». Игра «Выбывание слов».

Правила классификации. Что такое «основание классификации»? (без введения термина). Анализ ошибок классификации.

Какие бывают вопросы? Упражнение «Вопрошайка». Игра «да-нетка».

Что такое алгоритм? Работа по инструкции: графический диктант. Составление инструкции «Как открыть дверь?»

Упражнения на поиск закономерности числового ряда и серии фигур. Задания на смекалку.

Буквенные закономерности. Почему так говорят? (о детском «словотворчестве)

Решение логических задач на упорядочивание признаков. Составление таблицы для нахождении соответствия признаков.

Причина и следствие: «почему» и «что потом?». Анализ причины ситуаций из детской литературы.

Причинно-следственные цепочки. Упражнение «Из мухи – слона». Игра «Обмен причинами».

Упражнение на выделение противоположных признаков: подбери антоним. Решение «детективных» задач.

Что такое «род», «вид», «элемент»? Упражнение «Найди ошибку». Игра на внимание «Род, вид». Упражнение «Разложи по порядку».

Какие бывают виды отношений между понятиями? Упражнение «Группировка».

Игра-дискуссия «Что такое книга»? Как объяснить значение слова? Что такое определение? Анализ ошибок в построении определений.

Что такое «умозаключение»? (без введения термина) Упражнение «Следовательно». Упражнение «Двойной смысл». Редактирование текста.

Что такое «аналогия»? (без введения термина). Упражнение «Сказка-калька». Как «устроены» загадки?

Анализ рассуждений героев из детской литературы. Решение логических задач. Упражнение «Проверь себя». Игра на внимание «Повтори – не ошибись».

Что такое «чувство юмора»? Упражнение «Придумай окончание».

Тренинг по решению логических задач.



Учебно -тематический план курса

(34 ч, 1 ч в неделю)



п/п

Название

разделов


Всего часов

1

Сравнение

9

2

Классификация

7

3

Отношения между понятиями

6

4

Формы абстрактного мышления

3

5

Аналогии

4

6

Рассуждение

5

ВСЕГО

34 ч


Практическая часть

Период обучения

Количество часов

1 четверть


2 четверть


3 четверть


4 четверть


Год

34



К концу 4 класса обучающиеся

научатся:

- правилам сравнения объектов;

- приемам решения логических задач;

- правилам построения определения;

- определению различных типов отношений между понятиями;

получат возможность научиться:

- сужать круг поиска при отгадывании «да-нетки»;

- заполнять таблицу «Общие и отличительные признаки объектов»;

- находить ошибки при классификации объектов ближайшего окружения;

- сочинять загадки и сюжеты сказок по аналогии.



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «МИР ЛОГИКИ» (4 класс)

Тема

Кол

час

Форма деятельности

Дата

план/факт

1

Знакомство с курсом «Мир логики».

1

Игра, обсуждение



2

Выделение признаков

1

Игра, беседа.



3

Учимся различать

1

Игра, беседа, работа в группах



4

Учимся находить сходство.

1

Игра, работа в группах



5

Выделение существенных признаков

1

Игра, беседа, работа в группах



6

Выделение характерных признаков

1

Игра, беседа, работа в группах



7

Упорядочивание признаков.

1

Игра, работа в группах



8

Правила сравнения

1

Игра, работа в группах



9

Значение сравнения.

1

Игра, беседа, работа в группах



10

Понятие о классах

1

Игра, беседа, работа в группах



11

Правила классификации

1

Игра, беседа, работа в группах



12

Какие бывают вопросы?

1

Игра, беседа, работа в группах



13

Использование алгоритма.

1

Игра, беседа, работа в группах



14

Нахождение закономерностей в числах и фигурах

1

Игра, работа в группах



15

Нахождение закономерностей в буквах и словах.

1

Игра, беседа, работа в группах



16

Решение логических задач.

1

Игра, работа в группах



17

Причина и следствие.

1

Игра, беседа, работа в группах



18

Причинно-следственные цепочки.

1

Игра, работа в группах



19

Противоположные отношения между понятиями

1

Игра, работа в группах



20

Отношения «род-вид» между понятиями.

1

Игра, беседа, работа в группах



21

Упорядочивание по родовидовым отношениям.

1

Игра, беседа, работа в группах



22

Виды отношений между понятиями.

1

Игра, беседа, работа в группах



23

Определения.

1

Игра, беседа



24

Анализ ошибок в построении определений

1

Игра, беседа, работа в группах



25

Умозаключения.

1

Игра, беседа, работа в группах



26

Анализ ошибок в построении умозаключений.

1

Игра, беседа, работа в группах



27

Язык и логика.

1

Игра



28

Придумывание по аналогии.

1

Игра, работа в группах



29

Использование аналогии в обучении

1

Игра, беседа



30

Продолженная аналогия.

1

Игра, беседа



31

Рассуждения.

1

Игра, работа в группах



32

Анализ ошибок в построении рассуждений.

1

Игра, работа в группах



33

Остроумие.

1

Игра, беседа.



34

Подведение итогов обучения

1

Игра «Что? Где? Когда?»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!