Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
(КГКОУ ШИ 9)
РАССМОТРЕНО на МО учителей естественно-гуманитарного цикла протокол № _____ «__» ______ 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _________В.А. Савочка «____» ________ 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 9 _________Т.К. Волкова «____»________ 2020 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир человека»
нравственное направление
5-6 классы
Составитель Ульянов Александр Анатольевич, учитель |
р.п. Переяславка, 2020
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспеченьерабочей программывнеурочной деятельности «Мир человека»:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599 (ФГОС ОО УО (ИН));
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015) (далее - Порядок № 1015);
- Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
- Письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- Письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
- Приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г, № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);
- СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;
- Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Устав КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;
- АООП КГКОУ ШИ 9 (вариант 1/вариант 2);
- Календарный график КГКОУ ШИ 9 на 2020-2021 учебный год;
- Учебный план КГКОУ ШИ 9 на 2020-2021 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательной деятельности и одной из форм организации свободного времени обучающихся с ментальными нарушениями. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Программа внеурочной деятельности “Мир человека” нравственного направления разработана для обучающихся 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС ОО УО (ИН).
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.Программа направлена на усиление внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника с ментальными нарушениями.
Внеурочные занятия по нравственному воспитаниюносят эмоциональный характер, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, используютсяматериалы художественной литературы, яркой наглядности, а так же электронные ресурсы. В качестве домашнего задания рекомендовано детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями (законными представителями), воспитателями. На занятияхотводится внимание активности школьника, его участия в обсуждениях жизненных ситуаций.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознанияуобучающихся с ментальными нарушениями.
Задачи:
обучающие:
-обучение приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;
-раскрытие сущности нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
развивающие:
-формированиепредставления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;
-формирование правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
воспитывающие:
-воспитание уважительного отношения к героическому, культурному и историческому прошлому Родины, ее истории, традициям и традициям семьи;
-воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Формы работы собучающимися
Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.
Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Дистанционные технологии. Предполагает организацию опосредованного (на расстоянии) взаимодействия обучающихся и педагога с применением информационно-телекоммуникационных сетей(применяются при продолжении обучения в условиях ограничений очного пребывания обучающихся на занятиях).
Электронное обучение. Позволяет организовать образовательную деятельность с применением содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (проходит в режиме интеграции в классно-урочную систему и при продолжении обучения в условиях ограничений очного пребывания обучающихся на занятиях).
Занятия проводятся так же в форме викторин, тренингов и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Объем и сроки усвоения программы, режим занятий
| Сроки реализации | Продолжи-тельность занятия | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год | 5 класс | 1 год | 35-40 мин | 1 | 1 | 32 | 6 класс | 1 год | 35-40 мин | 1 | 1 | 34 | |
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру -ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение обучающихся со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Учащийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень обучающихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности «Мир человека»
Личностные результаты:
обучающийся научится:
-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знанию основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитию этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
обучающийся получит возможность научиться:
-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживанием, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
обучающий получит возможность научиться:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной, нравственной действительности;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, ситуацией и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные базовые учебные действия:
обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные базовые учебные действия:
обучающийся получит возможность научиться:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
обучающийся получит возможность научиться:
-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществеироличеловекав нем;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;
-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства.
Планируемые результаты распределяются по трём уровням:
-первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания. На первом уровне обучающиеся получает знания о духовно-нравственных ценностях;
-второй уровень результатов - обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На втором уровне ценности усваиваться школьниками в форме отдельных нравственно-ориентированных поступков;
-третий уровень результатов - обучающиеся получают опыт самостоятельного общественного действия, у них формируются социально приемлемые модели поведения. На третьем уровне обучающиеся принимают участие в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретают элементы опыта духовно-нравственного поведения.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают показатели эффективной деятельности: Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской и социокультурной компетентности.
Тематический план курса «Мир человека»
№ | направление | количество часов | 1 | Культурные нормы жизни | 17 | 2 | Духовный мир человека | 17 | | Итого | 34 | |
Содержание курса «Мир человека»
Культурные нормы жизни (17 часов):
Традиции русской семьи.Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Социальное положение школьника. Осенний марафон» - игра. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей. Культурная память поколений. Материальная и нематериальная культура. Культурное наследие. Памятники культуры вечер «Славянской мифологии». День согласия и примирения. Здоровый образ жизни школьника.Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью.роль подростка в семье. День матери. Памятный день 9 декабря – День Героев Отечества. Герои нашего посёлка, района и школы.Юные граждане России: права и обязанности. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.Социальные отношения. Отношения со сверстниками. Игра «Новогодний вечер». День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ
Духовный мир человека (15 часов):
Духовные ценности человечества и литература. 27 января. День снятия блокады города Ленинграда. День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Масленица. Народные традиции21 февраля. Международный день родного языка. Мир семейного очага - Международный женский день. Международный день детской книги. Всемирный день поэзии.Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды.Международный день памятников и исторических мест. Памятники Петровской эпохи. Международный день Земли. «Они сражались за Родину…» Книга памяти.9 мая - День Победы.Всемирный день музеев. Художественные музеи района, края.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Голубева Т. С. О днях воинской славы и памятных датах России/ Т. С. Голубева // Начальная школа. – 2006. - №4.
2.Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М.: Ипекса, 2000. – 286с.
3.Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1995.
4.Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: Вита-Пресс, 1995.
Перечень наглядных средств обучения:
1.демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации»;
2.буклет «Региональные символы»;
3.портрет президента.
Технические средства:
1.компьютер, проектор, принтер;
2.ЦОР
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п | тема занятия | кол-во часов | дата проведения |
план | факт |
Культурные нормы жизни (17 часов) |
1 | Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 | 7.09 | |
2 | Традиции русской семьи | 1 | 14.09 | |
3 | Социальное положение школьника | 1 | 21.09 | |
4 | Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей | 1 | 28.09 | |
5 | «Осенний марафон» - игра | 1 | 5.10 | |
6 | Культурная память поколений. Материальная и нематериальная культура | 1 | 12.10 | |
7 | Культурное наследие. Памятники культуры | 1 | 19.10 | |
8 | День согласия и примирения | 1 | 9.11 | |
9 | Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью | 1 | 16.11 | |
10 | Роль подростка в семье. День матери | 1 | 23.11 | |
11 | Здоровый образ жизни школьника | 1 | 30.11 | |
12 | Памятный день 9 декабря – День Героев Отечества. Герои нашего города, района и школы | 1 | 7.12 | |
13 | Юные граждане России: права и обязанности. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации | 1 | 14.12 | |
14 | Игра «Новогодний вечер» | 1 | 21.12 | |
15 | Социальные отношения. Отношения со сверстниками | 1 | 11.01 | |
16 | 27 января. День памяти жертв Холокоста | 1 | 18.01 | |
17 | 27 января. День снятия блокады города Ленинграда | 1 | 25.01 | |
Духовный мир человека (17 часов) |
18 | Духовные ценности человечества и литература | 1 | 1.02 | |
19 | Тематический вечер. День Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов | 1 | 8.02 | |
20 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 1 | 15.02 | |
21 | 21 февраля. Международный день родного языка | 1 | 20.02 | |
22 | Мир семейного очага – Международный женский день Масленица. Народные традиции | 1 | 1.03 | |
23 | Всемирный день поэзии (21 марта) | 1 | 15.03 | |
24 | Международный день детской книги (2 апреля) | 1 | 29.03 | |
25 | Международный день памятников и исторических мест (18 АПРЕЛЯ) | 1 | 5.04 | |
26 | День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ (30 апреля) | 1 | 12.04 | |
27 | Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды | 1 | 19.04 | |
28 | 9 мая День Победы. Акция памяти «Они сражались за Родину…». Книга памяти | 1 | 26.04 | |
29 | Международный день семьи (15 мая) | 1 | 17.05 | |
30 | Вечер «Славянской мифологии» (24 мая) | 1 | 24.05 | |
| | | | |
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ п/п | тема занятия | кол-во часов | дата проведения |
план | факт |
Культурные нормы жизни (17 часов) |
1 | Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 | 1.09 | |
2 | Традиции русской семьи | 1 | 8.09 | |
3 | Социальное положение школьника | 1 | 15.09 | |
4 | «Осенний марафон» - игра | 1 | 22.09 | |
5 | Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей. | 1 | 29.09 | |
6 | Культурная память поколений. Материальная и нематериальная культура | 1 | 6.10 | |
7 | Всероссийский урок "Экология и энергосбережение" в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче | 1 | 13.10 | |
8 | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | 1 | 20.10 | |
9 | День согласия и примирения (7 ноября) | 1 | 10.11 | |
10 | Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью | 1 | 17.11 | |
11 | Роль подростка в семье. День матери | 1 | 24.11 | |
12 | Всемирный день борьбы со СПИДом. Здоровый образ жизни школьника | 1 | 1.12 | |
13 | Памятный день 9 декабря – День Героев Отечества. Герои нашего города, района и школы | 1 | 8.12 | |
14 | Юные граждане России: права и обязанности. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации. | 1 | 15.12 | |
15 | Игра «Новогодний вечер» | 1 | 22.12 | |
16 | Социальные отношения. Отношения со сверстниками | 1 | 12.01 | |
17 | Культурное наследие. Памятники культуры | 1 | 19.01 | |
Духовный мир человека (17 часов) |
18 | 27 января. День снятия блокады города Ленинграда День памяти жертв Холокоста | 1 | 26.01 | |
19 | Духовные ценности человечества и литература | 1 | 2.02 | |
20 | Урок мужества, посвященный Всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце» | 1 | 9.02 | |
21 | 21 февраля. Международный день родного языка | 1 | 16.02 | |
22 | Мир семейного очага – Международный женский день | 1 | 2.03 | |
23 | Масленица. Народные традиции | 1 | 9.03 | |
24 | Всемирный день поэзии (21 марта) | 1 | 16.03 | |
25 | Международный день детской книги (2 апреля) Историческая личность - Петр I | 1 | 30.03 | |
26 | Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды | 1 | 6.04 | |
27 | Международный день Земли. Экологическая акция | 1 | 13.04 | |
28 | Международный день памятников и исторических мест (18 апреля) | 1 | 20.04 | |
29 | День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ | 1 | 27.04 | |
30 | 9 мая День Победы. Акция памяти | 1 | 04.05 | |
31 | «Они сражались за Родину…». Книга памяти | 1 | 11.05 | |
32 | Всемирный день музеев. Художественные музеи России.Музеи района, края. Виртуальная экскурсия | 1 | 18.05 | |
33 | Вечер «Славянской мифологии» (24 мая) | 1 | 25.05 | |
Приложение 3
Таблица оценивания возможных результатов
внеурочной деятельности «Мир человека»
№ | Возможныйрезультат | усвоение | неусвоение |
| Усвоение правил поведения в школе | | |
| Усвоение норм общения с одноклассниками | | |
| Узнавание символики России | | |
| Узнавание символики Хабаровского края | | |
| Знание прав ребенка | | |
| Называние государственных праздников России | | |
| Называние народных праздников России | | |
| Представление о б основных моментах ВОВ | | |
| Называние некоторых поэтов и писателей, музеев края | | |
| Называние некоторых поэтов и писателей, музеев страны | | |
| Имеют представления о нарушении закона | | |
| Имеет представления о пользе ЗОЖ | | |
| Имеет представления о роли семьи, об обязанностях каждого члена семьи | | |
30