СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мой портфолио"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Мой портфолио" для 5 класса, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мой портфолио"»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе ООП ООО МБОУ «СОШ № 102»

Настоящая программа составлена в соответствии со следующими документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. рег.№19644;

- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011г.№03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- приказ комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка от 04.08.2014г. №742 «О реализации федеральных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в 2014-2015 учебном году».


Место учебного предмета


Особенности возрастной группы обучающихся

10-11 лет - переходный период от младшего возраста к подростковому. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерно усиление независимости детей от взрослых. Характерен негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. Обучающийся 5 класса переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил сам и сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.

Возраст пятиклассников характеризуется начальным этапом полового созревания. А это не только физические изменения, но и психические – рывок к взрослению и переоценка всех ценностей. И именно этот период совпадает с изменением социального окружения и социальной роли ребенка. В связи с этим начинают проявляться такие признаки, как упрямство, внутренние переживания,  стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренними переживаниями ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженность.

Особенно обостряется чувство собственного достоинства (и если его неосторожно затронуть, ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас). Душевный мир ребенка полон противоречий и проблем: стремление быть и казаться взрослым (а близкие люди насмехаются и подшучивают над ними, не зная, что могут ранить, обидеть, оттолкнуть и не вернуть уже никогда); повышенная критичность к себе и окружающим.

Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нельзя сказать, что у всех детей одинаково сложно будет проходить это время. Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Так же нужно знать, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе.

И обобщая все сказанное: у ребенка проявляется тревога, которая может перерасти в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью пятиклассника серьезно тормозит его обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания),  забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире.

Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Они не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое, не завершив начатое.  Все это связано с нервно-психическим состоянием.

В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.


Цели и задачи программы

Цель: создание условий обеспечивающих социальную активность обучающихся на основе развития индивидуальности.

Задачи:

- развивать активность и самостоятельность обучающегося, расширять возможности обучения и самообучения;

- создать условия для самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы обучающихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- научить интегрировать количественную и качественную оценки;

- сформировать положительные моральные и нравственные качеств личности;

- научить повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях через создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;

- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

3. Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.

4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.


Способы и формы работы с обучающимися: беседа, игра, индивидуальная и групповая работы.

Методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (объяснение, беседа), практические (работа с текстом, выполнение творческих заданий), игровые.

С помощью данных способов, форм и методов можно поддерживать образовательные цели, сформулированные ФГОС второго поколения; проследить личностный рост обучающегося и помочь ему осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт и задуматься над результатами своего труда.


Режим занятий

  • Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю);

  • Продолжительность занятия 40 минут.


Формой представления результатов будет портфолио, который будет отражать динамику становления обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося.

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании.

Портфолио поможет обучающимся показать свой прогресс в школьных предметах, общественную активность, способность совершать поступки гражданина и приобретать полезные навыки. Данный курс способствует самостоятельному оцениванию успехов обучающихся в различных видах деятельности и сопоставлению самооценки с оценкой учителей и родителей.

Задания данного курса помогут в самооценке, самоконтроле. Работая с таблицами, обучающиеся научат планировать свою деятельность и достижения, оценивать свои результаты.

Портфолио представляет собой папку со скоросшивателем. Все документы вкладыва-ются в отдельные глянцевые файлы, формата А4. Для оформления работ используется обыч-ная бумага формата А4, краски, ручки, карандаши, цветная бумага, переводные картинки, наклейки и т.д. Текст может быть написан от руки или отпечатан на компьютере, если ребенок в состоянии с этим справится.


Уровни воспитательных результатов

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях.

Личностные и метапредметные результаты

Программа позволяет добиваться достижения следующих результатов:

личностные:

у обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый интерес к новым способам познания;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности своей деятельности;

- ответственное отношение к учению;

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

у обучающихся могут быть сформированы:

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности.

метапредметные:

регулятивные

обучающиеся научатся:

- выделять этапы работы и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия и осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- формировать адекватное восприятие оценки учителя;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

обучающиеся получат возможность научиться:

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

- выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

познавательные

обучающиеся научатся:

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения задач и представления их результатов;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям, осуществлять синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, подводить под понятия, устанавливать аналоги.

- понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

обучающиеся получат возможность научиться:

- строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

коммуникативные

обучающиеся научатся:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- договариваться, приходить к общему решению и использовать речь для регуляции своего действия.

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе.

обучающиеся получат возможность научиться:

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Введение

1

1 четверть

8

2 четверть

7

3 четверть

11

4 четверть

7


Содержание программы

Введение (1 час) – понятие «портфолио», заполнение «Визитной карточки».

Раздел I. 1 четверть (8 часов):

«У меня есть план» - поможет понять цели, поставленные обучающимся на весь период обучения в 5 классе.

«Охотничий домик» - даст возможность потренироваться в выборе цели с помощью 5 шагов-задач.

«Карта успеха» - поможет определить какие действия и поступки необходимо совершить для достижения поставленных цели и задач.

Приключения в философской комнате «Магический лабиринт» - в игровой форме поможет обучающимся научиться определять признаки предмета, причинно-следственные связи, давать определения словам, классифицировать.

ВИКИ – ТЕКСТ-WIKI «Есть идея…» - на занятии предлагается записать свои идеи, которые помогут лучше разобраться в интересах обучающихся, продемонстрировать увлеченность и заинтересованность конкретными направлениями науки, техники и жизни человечества.

«Экран моих оценок» - заполняется каждую неделю в виде таблицы. Позволит наглядно увидеть успехи по учебным предметам, и лучше понять, к каким из них необходимы дополнительные усилия.

Заполнение «Большого экрана моих оценок» - заполняется раз в месяц в виде таблицы. Позволяет определить среднюю оценку по предмету и средний итог по всем предметам.


Раздел II. 2 четверть (7 часов):

«Чайный отчет» - заполняется в течение всего года и даст возможность обучающимся показать понимание каждого предмета.

Каникулярный отчет. Триместр 1 – заполняется три раза в год по окончании четверти. Предлагается записать наиболее яркие моменты своей самостоятельной деятельности.

«Весенний сбор» - с помощью специальных форм обучающиеся могут показать свои успехи в разных направлениях и оценить свои достижения.

Лаборатория авторского текста. Написание эссе – понятие «эссе» и выбор темы для его написания.

Каникулярный отчет. Триместр 2. «Чайный отчет» - продолжается заполнение по аналогии.


Раздел III. 3 четверть (11 часов):

«Чайный отчет» - продолжение заполнения.

Заполнение «Большого экрана моих оценок» - продолжение заполнения «Экрана».

Приключения в философской комнате: «Зеркальный телескоп», «Классный телескоп», «Долина ловушек», «Выход из долины ловушек», «Выход из долины ловушек», «Специальное расследование (продолжение)» - в игровой форме научит обучающихся строить логическое рассуждение, делать выводы, создавать и изменять знаки и символы, создавать схемы для решения учебных и познавательных задач, сотрудничать с учителем и сверстниками, отстаивать своё мнение, понимать прочитанное, формулировать свои идеи и аргументировать высказывания.

Лаборатория авторского текста. Написание эссе – выбор темы и написание эссе.

Заполнение «ВИКИ» - продолжение записи своих идей.

«Экран моих оценок» и заполнение «Большого экрана моих оценок» - продолжение заполнения в виде таблиц.


Раздел IV. 4 четверть (7 часов):

Каникулярный отчет. Триместр 3 и «Чайный отчет» - продолжение заполнения.

Лаборатория авторского текста. Написание эссе – выбор темы и написание эссе.

«Анализ моего портфолио» - в виде таблицы отразить достижения обучающихся за 5 класс и выделить элементы портфолио, которые это демонстрируют.

«Рабочий портфолио» - в виде таблицы продемонстрировать «картинку» наиболее значимых результатов, прогресс в учебе и общественной жизни, способность применять на практике приобретенные знания и умения.

Показательный портфолио. Заполнение «Экрана моих оценок» и «Большого экрана моих оценок» - подведение итогов деятельности обучающегося за весь курс 5 класса.


Для реализации планирования преподавание ведётся на основе пособия для обучающихся общеобразовательных учреждений «Мой портфолио 5 класс», авт. А.В. Иванов, М.: - Просвещение, 2012.






Тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание



Введение

1


1


Портфолио ученика – что это такое? Моя визитная карточка

1

Лекция



Раздел I. 1 четверть

8


2


У меня есть план

1

Исследование

3


Охотничий домик

1


4


Карта успеха

1


5


Приключения в философской комнате «Магический лабиринт»

1

Групповая работа

6


ВИКИ – ТЕКСТ-WIKI «Есть идея…»

1

Творческая работа

7-8


Экран моих оценок

2


9


Заполнение «Большого экрана моих оценок»

1




Раздел II. 2 четверть

7


10


Чайный отчет

1


11-12


Каникулярный отчет. Триместр 1

2


13-14


Весенний сбор

2


15


Лаборатория авторского текста. Написание эссе.

1

Сочинение

16


Каникулярный отчет. Триместр 2. Чайный отчет

1




Раздел III. 3 четверть

11


17


Чайный отчет

1


18


Заполнение «Большого экрана моих оценок»

1


19


Приключения в философской комнате «Зеркальный телескоп»

1

Работа в парах

20


Приключения в философской комнате «Классный телескоп»

1

Групповая работа

21


Приключения в философской комнате «Долина ловушек»

1

Игровая деятельность

22


Приключения в философской комнате «Выход из долины ловушек»

1

Игровая деятельность

23


Приключения в философской комнате «Специальное расследование (продолжение)»

1

Игровая деятельность

24


Лаборатория авторского текста. Написание эссе

1

Сочинение

25


Заполнение «ВИКИ»

1

Творческая работа

26


Экран моих оценок

1


27


Заполнение «Большого экрана моих оценок»

1




Раздел IV. 4 четверть

7


28-29


Каникулярный отчет. Триместр 3

2


30


Чайный отчет

1


31


Лаборатория авторского текста. Написание эссе.

1

Сочинение

32


Анализ моего портфолио

1


33


Рабочий портфолио

1


34


Заполнение «Экрана моих оценок» и «Большого экрана моих оценок». Показательный портфолио.

1

Творческий отчёт

35


Резервное время

1




Итого

35




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!