СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина - частица России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина - частица России"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Моя малая родина - частица России"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Котовская основная школа”

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области




Утверждаю

_____________В.И. Матушкова Директор МБОУ

Котовской ОШ

от 31.08.2015 г. № 250/1







Программа внеурочной деятельности

«Моя малая Родина – частица России»


духовно-нравственное направление





срок реализации – 2015-2018 год


Составитель:

Баранов М.В.,

учитель истории и обществознания

I квалификационная категория















с. Размазлей, 2015 г.


Оглавление

  1. Пояснительная записка ………………………………….стр. 3-14

1.1 Направленность программы…………………………………........стр.4

1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность…….стр.4-6

1.3 Цель и задачи программы…………………………………………стр.6-7

1.4 Отличительные особенности программы………………………...стр.7

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы..стр.7

1.6 Срок реализации программы………………………………………стр.7-8

1.7 Формы и режим занятий…………………………………………….стр.8-10

1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их

результативности…………………………………………………………..стр.10-12

1.9 Формы подведения итогов реализации программы……………стр.12-14

  1. Учебно-тематический план……………………………….стр. 15-17

  2. Содержание программы………………………………………стр. 18-21

  3. Методическое обеспечение программы…………………………стр. 22

  4. Список литературы………………………………………..стр. 23






















1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственной

направленности «Моя малая Родина – частица России» в 5-7 классах подготовлена в соответствии с концепцией духовно - нравственного воспитания, на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5- 7 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет изучение родословной, изучение истории села Размазлей, топонимика окрестностей села. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.


1.1 Направленность программы.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственной направленности «Моя малая Родина – частица России» в 5-7 классах предназначена для проведения кружковой работы в общеобразовательных школах. Занятия проводятся как в стационарных помещениях общеобразовательной школы, так и вне стен этого заведения (прогулки; экскурсии; посещение музеев, объектов исторического наследия и т.д.)


1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна программы состоит в том, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Программа составлена на основе материалов Ардатовского края  и исследовательских работ учащихся , она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности  малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось народом проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только Ардатовского края, его округи, но и всей Нижегородской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем  применять на практике, представлять его на мероприятиях по краеведению. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.

В программе отражены основные принципы исторической и краеведческой подготовки учащихся:

1. Принцип диалектической (Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности) взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира.

2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.

3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.

5. Принцип практической направленности курса. "Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом."

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Нижегородской области, Ардатовскому району, селу Размазлей. Программа позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности  малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось народом проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только Ардатовского района, его округи, но и Нижегородской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем  применять на практике, представлять его на мероприятиях по краеведению, на мероприятиях школьного музея.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых учащимися, они укрепляют свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных, исторических и культурных ценностей.

К тому же программа направлена на развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - это активное включение детей в исследовательскую деятельность через усиленную мотивацию к получению основ знаний и умений в области истории, краеведения, организация конкурсов, праздников и выставок, куда приглашаются и родители учащихся.

1.3 Цель и задачи программы.

Цели программы:


• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.


Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

1.4 Отличительные особенности программы.

Программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Моя малая Родина – частица России» предназначена для обучающихся 5-7 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю 5-6-7 классы, всего 34 часа в год.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 5-7 классов.

Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 13 лет.

Принимаются все желающие, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

1.6 Срок реализации программы.

Программа рассчитана на три года обучения 102 часа из расчёта 1 час в неделю (5-6-7 класс). Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, жители села, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

1.7 Формы и режим занятий.

Форма занятий:

  • групповая работа;

  • экскурсии;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, походы;

  • Работа с документами;

  • Исследовательская деятельность;

  • Создание презентаций, выставок.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в Ардатовский районный музей, либо по окрестностям села.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

  При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

  Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.


Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,

с географией: работа с картами.

Режим занятий

Занятия дополнительного образования учащихся «5», «6», «7» класса проводятся еженедельно по 1 учебному часу.



1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные














• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

Познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия



1.9 Формы подведения итогов реализации программы.

Предполагаемые результаты обучения.

        • Приобретение учащимися знаний об истории, культуре села Размазлей Ардатовского района Нижегородской области, топонимики.

        • Использование краеведческого материала в образовательном процессе (на уроках истории, литературы, географии).

        • Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

        • Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:


Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).




Возможные результаты («выходы») проектной деятельности школьников:

  • альбом;

  • газета;

  • плакат;

  • серия иллюстраций;

  • справочник;

  • стенгазета;

  • сценарий праздника;

  • фотоальбом;

  • презентация.

Организационно-педагогические основы обучения.

Учебно-воспитательный процесс в объединении характеризуется следующими особенностями:

- воспитанники приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

- обучение организуется на добровольных началах;

- детям, представляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;

Материально-техническая база объединения.

Занятия проводятся на базе МБОУ Котовской ОШ (адрес школы

с. Размазлей, улица Школьная, дом 18), как в стационарных помещениях школы, так и вне стен заведения (прогулки; экскурсии; посещение музея, объектов исторического наследия и т.д.).









































2. Учебно-тематический план



1-ый год обучения 5 класс

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсия

Раздел 1. «Моя родословная.

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

1


2

Наука генеология

1

1

3

Имя твое

1


4

Фамилия – флаг семьи

1

1


5

Моя семья. Семейные традиции.

1


6

Семейные гербы

1


7

Летопись семьи

1

1


8

Конкурс исследовательских работ “История моей семьи – история моего народа”

1

3


Раздел 2. “Малая родина- моя деревня”

9

Моя школа – мой дом

1


10

Учителя нашей школы

1

1


11

Учителя - ветераны

1


2

12

Крестьянская утварь и пища.

1

1


13

Умельцы нашего села

1

1

14

История школы

1

1

Раздел 3. Топонимика окрестностей села

15

Названия окрестностей села (дороги, луга)

1

2

16

Конкурс “картографов”

1


17

Творческая работа “Я рисую родной край!”


1


Раздел 4. Итоговое занятие

18

Оформление и защита творческих работ

3



19

Отчет о работе


1



2-ой год обучения 6 класс

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсия

Раздел 1. «Моя родословная.

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

1



2

Моя семья.

1



3

Мой дом, мои соседи, мои друзья.

1



4

“Знаменитые фамилии России”...

1



5

Моя семья. Семейные традиции.

1

1


6

Фамилии нашего села


2


7

Иностранные фамилии


1


8

Конкурс исследовательских работ “История моей семьи – история моего народа”


2


9

Словарь фамилий


2


Раздел 2. “Малая родина- моя деревня”

10

Введение. Село в годы войны.

1



11

“Они отстояли победу”

1


2

12

Чтобы помнили ( о ветеранах войны)


2


13

Сбор материала о женщинах, участниках войны


2


14

Встреча с детьми войны


2


15

История школы

1



Раздел 3. Топонимика окрестностей села

16

Географическое положение села Размазлей. “Соседи”. Площадь территории, границы.

1

2


17

Конкурс “картографов”


2


18

Фотовыстовка “Живи родное село”


2


Раздел 4. Итоговое занятие

19

Оформление и защита творческих работ

3



20

Отчет о работе


1


3 год обучения 7 класс


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Экскурсия

Раздел 1. «Моя родословная.

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

1



2

“ Что в имени тебе моем”...


2


3

Вечер “История имен”


2


4

Беседа “Интересные семейные истории

1



5

Сбор “ исчезнувших фамилий” на селе.


2


6

Фотовыставка “История старинной фотографии моих предков”


1


7

Увлечения моей семьи

1



8

Экскурсия по селу “Сбор фамилий и ремесел, которых на селе уже нет”



2

9

Конкурс семейных родословных. Презентация родословного древа.


2


Раздел 2. “Малая родина- моя деревня”

10

Происхождние села Размазлей

1



11

Знаменитые люди нашего села

1

1


12

Обряды, обычаи и традиции нашего села

1

1


13

Традиционные ремесла села.

1

2


14

Сбор материала о названиях улиц села


2


15

Фольклорные традиции села

1



16

Жизнь и быт крестьян села.

1



17

Народы села

1



Раздел 3. Топонимика окрестностей села

18

Изучение названия рек нашей местности.

1



19

Пруды в окрестностях села. родники

1



20

Составление карты села. Конкурс “картографов”


2


Раздел 4. Итоговое занятие

21

Оформление и защита творческих работ

2



22

Подготовка и проведние массовых мероприятий силами учащихся (беседы, классные часы, праздники и вечера)


2


3. Содержание программы.

(5 класс, 34 часа)

Раздел I. «Моя родословная» (14 часов).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.

Понятие краеведение. Направления краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное и др. Цели, задачи. Предмет исследования. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Наука генеалогия. Что означает твое имя, твоя фамилия. Практическая деятельность по составлению родословной: день рождения семьи. Где работают мои родители. Составление генеалогического древа семьи. История моей семьи (в фотографиях). Старая фотография рассказывает….

Составление герба своей семьи. Знакомство со знаменитыми семейными гербами России.

Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия».

Раздел II. «Малая родина – моя деревня» (12 часов)

Раздел посвящен истории родного края. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Сбор материала об учителях села. Сбор материала об учителях – ветеранах. Творческая работа «Любимый учитель». Достопримечательности села Размазлей. Сбор материала о крестьянской утвари и пище. Презентация «Умельцы нашего села»

Раздел III. «Топонимика окрестностей села» (5 часов).

Названия окрестностей села (дороги, луга). Сбор названий окрестностей села. Составление карт села с названиями его окрестностей (полей). Творческая работа «Я рисую родной край!» (рисунки, зарисовки окружающей природы). Фотовыставка «Живи, родное село!».

Раздел 1V. Итоговое занятие. (3 ч.)

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Открытое мероприятие.

Всего: 34 часа





(6 класс, 34 часа)



Раздел I. «Моя родословная» (13 часов).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.

Понятие краеведение. Виды краеведческого поиска. Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

Мой дом, его обустройство, окружающая природа. Мои друзья, соседи. Достопримечательности моей улицы. Мои родители, место их работы. Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Деятельность родителей в рисунках детей. Семейные традиции. Реликвии, семейные фотографии. Встречи с родственниками детей. Беседы.

«Знаменитые фамилии России»… Беседа о знаменитых фамилиях. Составление презентации. Фамилии нашего села. Сбор материала о распространенных фамилиях на селе. Иностранные фамилии. Сбор материала об интересных иностранных фамилиях. Исследовательская работа «История моей семьи – история моего народа». Словарь фамилий. Составление красочного словаря фамилий и их происхождение.

Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint.

Раздел II. «Малая родина – моя деревня» (11 часов)

Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм ардатовцев на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад ардатовцев в победу над врагом. Знакомство с книгой памяти Ардатовского района.

Экскурсия к памятнику воинам ВОВ в родном селе. Встреча с людьми, чье детство прошло в годы войны. Оформление материала о ветеранах. Женщины, участники войны. Экскурсия в краеведческий музей.

Раздел III. «Топонимика окрестностей села» (7 часов).

Географическое положение села. «Соседи». Площадь территории, граница. Оценка географического положения своего села на карте области. Обозначение на карте границ и «соседей» района.

Названия окрестностей села (дороги, луга). Сбор названий окрестностей села. Составление карт села с названиями его окрестностей (полей). Фотовыстовка “Живи родное село!”

Раздел V. Итоговое занятие. (3 ч.)

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.

Открытое мероприятие.

Всего: 34 часа

(7класс, 34 часа)

Раздел I. «Моя родословная»(14 часов).

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? Основные цели и задачи краеведческой работы. Особенности работы с краеведческими материалами. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».

«Что в имени тебе моем…» Составление презентации. Интересные семейные истории. «Исчезнувшие фамилии « на селе. Фотовыставка «История старинной фотографии моих предков». Увлечения моей семьи. Моя семья и труд. Моя семья и образование. Любимые занятия в семье детей и взрослых.

Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint.

Раздел II. «Малая родина – моя деревня» (12 часов)

Дата образования села. Исторические предпосылки для массового заселения. Документы, рассказавшие о происхождении села. Тематический поиск: «История села, рассказанная старожилами».

Традиционная культура коренных жителей села. Крестьянская усадьба: расположение, надворные постройки, сад, огород. Крестьянская изба: строительство, деревянные украшения. Внутреннее обустройство сельского дома. Печь. Домашняя утварь. Одежда.

Сельские праздники. Посиделки. Игры на посиделках. Частушки и песни. Обзор традиционных ремесел. Тематический поиск «Семьи сельских умельцев».

Народы села. Составление рассказа о каком -либо народе своего села, его национальных обычаях и традициях.

Раздел III. «Топонимика окрестностей села» (5 часа).

Пруды в окрестностях села. Родники. Изучение название рек. Составление карты села. Конкурс «картографов».

Раздел V. Итоговое занятие. (3 ч.)

Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий. Подготовка и проведение массовых мероприятий силами учащихся (беседы, классные часы, праздники и вечера).

Открытое мероприятие.

Всего: 34 часа
































4. Методическое обеспечение программы


Для реализации программы необходимо


  • Компьютеры

  • Проектор

  • Экран

  • Карты географические, исторические.


Методическое обеспечение. Приёмы и методы

Программа предусматривает разнообразные приёмы и методы исследования краеведческого материала:  изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию в музейной комнате архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.

Методические приемы:

  • Исследовательская деятельность.

  •  Поисковая деятельность.

  • Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

  • Индивидуальная работа с учащимися.

  • Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).









  1. Список литературы

Для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.

  5. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.

  6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.

  7. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.

Для учащихся:

    1. Нижегородский край: факты, события, люди. Н.Ф. Филатов. – Н.Новгород, НГЦ,1994г.

    2. Наш край - Н. Новгород, 2008г.

    3. Ардатовский край: Прошлое и настоящее, Н. Новгород, 2000г.

    4. Ресурсы сети интернета.


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!