МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
«Рассмотрено» Руководитель ШМО (Останина Е.Н.) ФИО « » 2015 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР (Криницына О.В.) ФИО « » 2015 г | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №4 (Мельникова С.В.) ФИО « » 2015 г |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА
Тарбаковой Людмилы Вячеславовны
Ф.И.О., категория
первая квалификационная категория
«Молодая гвардия»
учебный курс
для воспитанников 2 класса
год обучения второй
2015 г
п. Новоназимово
Пояснительная записка
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность», включающий в себя различные направления развития личности школьника: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
«Молодая гвардия»
Программа внеурочной деятельности «Молодая гвардия» реализует в своей программе поэтапно все пять направлений развития младших школьников, предложенных новыми образовательными стандартами. Является комплексной программой развития всесторонне развитой личности.
Спортивно-оздоровительное направление.
Высокие требования предъявляются новыми стандартами к здоровью обучающихся. Каждое образовательное учреждение обязано создавать для обучающихся в учебно-воспитательном процессе все условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
В программе «Молодая гвардия» отдельным модулем запланирована работа по спортивно-оздоровительному направлению, которая включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Работа по данному направлению способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья младших школьников, носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
формирование представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
обучениеосознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Духовно-нравственное направление.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого, и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Главной целью реализации духовно-нравственного воспитания является:
приобщение детей к духовным богатствам человечества,
формирование и развитие гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, владеющей своими эмоциями и чувствами, понимающей величие человеческой жизни и умение найти своё место в ней.
Задачи:
воспитание у учащихся чувств гражданственности;
формировать доброжелательное отношение к окружающим, к природе;
Сегодня требуется новый тип образованности личности. Личность должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Отношение к окружающей действительности, нормы нравственного поведения формируются у ученика в совместной деятельности с учителем в урочной и внеурочной деятельности.
Социальное направление.
Одной из важных проблем жизни современного общества является формирование умения жить в обществе. Времена наступивших информационно-компьютерных технологий внесли свои изменения в жизнь всего современного общества. Будущие жители планеты «Земля» все больше и больше погружаются в сеть Интернет-сайтов. Живое общение и сопереживание становится редкой случайностью. Молодые люди, не желая решать повседневные социальные вопросы, всё больше и больше проводят времени в сетях всемирной паутины, подтверждая тем самым свою несостоятельность в нашей жизни, неспособность быть социализированным. Решение данной проблемы нужно решать уже в младшем школьном возрасте, давая возможность самореализации и самоутверждения личности в школьном коллективе в урочной и внеурочной деятельности.
Цель социального направления:
В социальном направлении кружкового объединения «Молодая гвардия» решаются следующие задачи в области социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
Общекультурное направление.
Реализация общекультурного направления в кружке «Молодая гвардия» запланирована через знакомство учащихся с кукольным театром. Учащиеся начальных классов особенно впечатлительны. Их ведущей деятельностью по-прежнему является игровая деятельность. А театр – это игра. И актерами становятся сами ученики. Сопереживание положительным героям или антипатии к отрицательным – все это - несомненно, наложит свои отпечатки на эмоциональное детское сознание. В силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение, определить характеры героев.
Художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств - это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Главная цель общекультурного направления являются:
Задачи:
формирование у учащихся основ театральной культуры;
погружение в мир литературы, театра;
формирование коммуникативных компетенций.
Общеинтеллектуальное направление.
Реализация данного направления вводит учащихся в волнующий мир неразгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез, радость познания и открытий.
В результате работы по общеинтеллектуальному направлению достигается одна из главных целей развития ребёнка - умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать нестандартные и творческие задачи. Программа модуля, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей личной индивидуальности. В целом преподавание данного модуля позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в следующей ступени общего образования, как дополнительный ресурс для получения новых знаний по математике, русскому языку, природоведению, географии и других предметов школьной программы.
Задачи:
формирование умений классифицировать, сравнивать, обобщать изученную информацию;
применение изученных способов действий в практической деятельности;
интеллектуальное развитие ребёнка.
Формы и виды деятельности:
игровая
познавательная
краеведческая
сюжетно - ролевые игры
просмотр мультфильмов
посещение выставочных залов и музеев
заочные экскурсии в театр
конкурсы
посещение библиотек
творческие конкурсы
коллективные творческие дела
соревнования
показательные выступления
праздники
викторины
внтеллектуально-познавательные игры
трудовые дела
тренинги
наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
заочные путешествия
акции благотворительности, милосердия
творческие проекты, презентации
проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
сюжетно - ролевые игры
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
«Молодая гвардия» (2 класс):
Планируемые результаты (личностные УУД):
Учащиеся сформируют собственное представление об окружающем мире.
Учащиеся научатся бережно относиться к своему здоровью.
Учащиеся познакомятся с основами театральной культуры.
Учащиеся научатся делать выводы на основе своих рассуждений.
Учащиеся получат возможность для самоутверждения личности каждого ребенка в разных видах деятельности.
Описание места программы внеурочной деятельности
в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Молодая гвардия» является составной частью дополнительного образования образовательного учреждения. Программа во 2 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели). Занятия проводятся 1 раз в неделю (в среду) во второй половине дня с 15ч 00мин до 15 ч 45мин.
Содержание программы
внеурочной деятельности «Молодая гвардия»
№ | Направление внеурочной деятельности | Содержание | Количество часов |
| Спортивно-оздоровительное направление | Беседа о пользе соблюдения правил личной гигиены, утренней зарядки, подвижных игр в свободное время. Комплексы физкультурных упражнений. Разучивание подвижных игр. «Два Мороза», «Пятнашки» Разучивание игр «Точный расчет», «Метко в цель», «Возьми предмет», «Дай кролику морковку», «Мяч в стену», «Мяч в цель», «Играй, играй, мяч не теряй», «Школа мяча», «Мяч в корзину, «Попади в обруч». Соревнования. Игровая программа. | | 10ч |
1 |
2 | Духовно-нравственное направление | Обсуждение произведений. Игра «Похлопаем – потопаем». Тренинг по выходу из неприятных ситуаций. | Презентация материала о книге. | Беседа-игра. | Развивающие задания, игра «Давай говорить друг другу комплименты», «Игра в слова». Беседа. | Игровая программа | Красная книга «Растения Енисейского района.» | Красная книга «Животные Енисейского района.» | | 7ч |
3 | Социальное направление | Составление Устава класса. | Заочное путешествие по городам и селам Енисейского района. | Знакомство с Конституцией Российской Федерации. | Оформление стенгазеты «Наш край» | Беседа-размышление. | | 5ч |
4 | Общекультур ное направление | Просмотр спектакля кукольного театра «Теремок» | Инсценирование миниатюр. | Пальчиковый театр. Изготовление «сказочных героев» | Отрывок из сказки «12 месяцев» | Характер героев. | Постановка пьесы. | | 6ч |
5 | Общеинтеллек туальное направление | Поиск закономерностей в числовом ряду. | Сравнение исходных данных. Опора на «Дерево возможностей» | Способы решения нетрадиционных задач | Виды четырехугольников | Решение магических квадратов и треугольников. | Радиус. Окружности. Концентрические окружности. Пересечение окружностей. | | 6ч |
| | | 34ч |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование | Количество |
1 | Компьютер для учителя | 1 |
2 | Ноутбук для учащихся | 1 |
3 | Акустическая система (колонки) | 1 |
4 | Офисный пакет | 1 |
5 | Интерактивный курс по основным предметам начальной школы, созданный на основе мультимедийных продуктов (сетевая версия) | 1 |
6 | Антивирус | 1 |
Список литературы:
Сценарии школьных праздников. Первоклашки в гостях у сказки. 2 класс. Автор: О.В.Перекатьева. Ростов-на Дону «Феникс» 2002г.
Сценарии школьных праздников. Летим на крыльях мечты. 3-4 класс. Автор: С.А.Шин. Ростов-на Дону 2002г.
Весёлые классные часы во 2-3 классах. Автор: Н.Ф.Дик. Ростов-на-Дону 2005г.
Классные часы в 3-4 классах. Автор: Н.Ф.Дик. Ростов-на-Дону 2005г.
Утренники в начальной школе. Серия «Мамина школа». Москва 2002г.
Современные праздники в начальной школе(1-2 классы). Авторы: С.Н. Подгорная, О.В.Перекатьева.Москва-Ростов-на-Дону 2004г.
Путешествие в страну «Что? Где? Когда?». Праздники и интеллектуальные игры в начальной школе. Автор: Н.Ю. Анашина. Ярославль. Академия развития. 2006г.
Сценки-минутки на школьном уроке. Авторы: О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. «Астрель» 2002г.
Внеклассные мероприятия. 4 класс. Авторы: Л.Н.Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина. Москва ВАКО 2005г.
10.День рождения в семье и школе. Автор: Е.И.Ромашкова. Москва 2003г.
11.Праздники для детей 4-10 лет. Авторы: В.Б. Леонтьева, Н.В. Фалей. Минск ООО «Юнипресс» 2001г.
12. Как отпраздновать день рождения в детском саду, дома, в школе. Автор: Т.А.Компаниец. «Сталкер» 2005г.
13. Игры со словами для детей и родителей. И.Агапова, М.Давыдова. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ.XXI ВЕК Москва 2008г
14. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. 1-4 классы. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко. Москва, «ВАКО», 2007г
15. Развитие мышления на уроках в начальной школе.
16. Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения. Л.Ф.Тихомирова, Творческий Центр. 2002г
17. Все предметы начальной школы в викторинах. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. АСТ АСТРЕЛЬ Москва 2005г
18. Школа физкультминуток. 1-4 классы.Автор-составитель В.И.Ковалько, Москва, «ВАКО». 2013г
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Молодая гвардия».
2 класс
Руководитель: Л.В.Тарбакова
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | УУД | Дата |
| Спортивно-оздоровительное направление – 10 ч |
1 | Вводное занятие. «Береги здоровье смолоду». | 1 | Беседа о пользе соблюдения правил личной гигиены, утренней зарядки, подвижных игр в свободное время. Комплексы физкультурных упражнений. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | |
2 | Русские народные игры | 1 | Разучивание подвижных игр. «Два Мороза», «Пятнашки» | |
3 | Меткие стрелки | 1 | Разучивание игр «Точный расчет», «Метко в цель» | |
4 | Подвижные игры на улице | 1 | «Возьми предмет», «Дай кролику морковку» | |
5 | Подвижные игры с мячом | 1 | «Мяч в стену», «Мяч в цель» | |
6 | Подвижные игры | 1 | Игры «Играй, играй, мяч не теряй», «Школа мяча», «Мяч в корзину, «Попади в обруч» | |
7 | Подвижные игры со скакалками, палками. | 1 | «Палочка-выручалочка» | |
8 | Сказочные эстафеты | 1 | Соревнование. | |
9 | Веселые старты | 1 | Соревнование команд. | |
10 | В царстве Мойдодыра | 1 | Игровая познавательная программа. | |
| II. Духовно-нравственное направление – 7 ч |
1 | О хорошем и плохом. | 1 | Обсуждение произведений. Игра «Похлопаем – потопаем». Тренинг по выходу из неприятных ситуаций. | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | |
2 | Да здравствуют книги! | 1 | Презентация материала о книге. | |
3 | Учимся дружить. | 1 | Беседа-игра. | |
4 | Настроение | 1 | Развивающие задания, игра «Давай говорить друг другу комплименты», «Игра в слова». Беседа. | |
5 | Любимые семейные праздники | 1 | Игровая программа | |
6 | Удивительное – рядом. | 1 | Красная книга «Растения Енисейского района.» | |
7 | Удивительное –рядом. | 1 | Красная книга «Животные Енисейского района.» | |
| Социальное направление – 5ч |
1 | Все мы - школьная семья. | 1 | Составление Устава класса. | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | |
2 | Мы - жители Енисейского района. | 1 | Заочное путешествие по городам и селам Енисейского района. | |
3 | Что такое Конституция? | 1 | Знакомство с Конституцией Российской Федерации. | |
4 | Мой родной Красноярский край» | 1 | Оформление стенгазеты «Наш край» | |
5 | О профессиях и трудолюбии | 1 | Беседа-размышление. | |
| | | | |
| IV. Общекультурное направление – 6ч |
1 | Знакомство с особенностями любительских занятий театром. | 1 | Просмотр спектакля кукольного театра «Теремок» | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | |
2 | Мы актеры. | 1 | Инсценирование миниатюр. | |
3 | Знакомство с особенностями пьесы. | 1 | Пальчиковый театр. Изготовление «сказочных героев» | |
4 | Пьеса-сказка. | 1 | Отрывок из сказки «12 месяцев» | |
5 | Репетиции пьесы–сказки. | 1 | Характер героев. | |
6 | Представление пьесы | 1 | Постановка пьесы. | |
| V. Общеинтеллектуальное направление – 6 ч |
1 | Логический ряд чисел | 1 | Поиск закономерностей в числовом ряду. | 1. Ориентироваться в справочной литературе; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в дополнительной литературе. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5.Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и в дополнительной литературе. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы 7. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 8. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 9. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | |
2 | Логические задачи. | 1 | Сравнение исходных данных. Опора на «Дерево возможностей» | |
3 | Нетрадиционные задачи | 1 | Способы решения нетрадиционных задач | |
4 | Страна Геометрия | 1 | Виды четырехугольников | |
5 | Магические квадраты и треугольники. | 1 | Решение магических квадратов и треугольников. | |
6 | Город кругов и окружностей | 1 | Радиус. Окружности. Концентрические окружности. Пересечение окружностей. | |
| Итого: | 34 ч | | | |